Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


21.06.14
1601 25 Печатать

Как налоговая может вернуть доверие бизнеса: четыре совета фискальной службе

    "Эксклюзив газеты "Дело"
   
   Действия тех, кто трактует Налоговый Кодекс, могут оказаться особенно болезненными для бизнеса. Да, речь идет о работниках налоговой службы.
   
   Типичная ситуация всего лишь год назад: к вам идет налоговая проверка. Документы в порядке, налоги уплачены добросовестно и в соответствии с законодательством. А стоит ли об этом беспокоиться? Ведь все привыкли, что "налог на проверку" имел свою ставку. Это называлось "налоговая нагрузка" или "критерии эффективности проведенных проверок". По этим критериям, если доход за год составлял свыше 100 млн грн, сумма доначислений налога должна была составить не менее 1 млн. Если же доход колебался в пределах от 30 до 100 млн грн, доначисления составляли не менее 500 тыс. грн, а при доходе до 30 млн грн — от 250 тыс. гривень. И уже был не важен ни Налоговый Кодекс, ни наличие подтверждающих документов, ни сумма уплаченных налогов, ни подход к их уплате.
   
   Суммы доначислений обосновывались легко — либо путем "своеобразного" толкования норм налогового законодательства, либо "надутым" актом. Довольно удобная налоговая позиция: пришел, что-то посмотрел (или не посмотрел вовсе), вышел с актом в 500 тыс. грн налогов. Или применялся еще такой вариант: по-своему прочитал норму закона, написал акт, начислил налог, применил штрафную санкцию. Так наполнялась государственная казна. К сожалению, отголоски налогового прошлого мы все еще продолжаем ощущать.
   
   Пример из жизни. На предприятие проводится проверка, основание — прокурорский запрос. Выводы в акте по результатам проверки — уменьшение расходов по услугам от нерезидентов. Аргументы проверяющих были озвучены в устной форме: "почему заказали услуги у нерезидента, если есть резиденты?". В акте проверки проверяющие написали: расходы не подтверждены первичными документами. Безусловно, предприятие в полном объеме предоставило первичные документы (акты выполненных работ и договора), а также дополнительные документы: фотоотчеты, реестры, сметы, анкеты и прочие документы, подтверждающие факт получения услуг. Однако все они были проигнорированы сотрудниками налоговой службы. Единственный выход — суд.
   
   Вспомним, как писал экс-глава налоговой службы и экс-глава МВД господин Захарченко относительно убытков I квартала 2011 года: "…окремі платники податків припустилися помилкового розуміння пункту 3 підрозділу 4 Кодексу … та за наслідками декларування … перенесли збитки попередніх років …, що призвело до .. втрат бюджету …". В результате многие предприятия получили акты камеральных проверок, на основании которых лишились расходов в виде убытков-2011. К сожалению, налоговая позиция "ошибочного понимания" все еще встречается, налоговики продолжают по-своему читать нормы Налогового Кодекса.
   
   Что же необходимо сделать, чтобы повысить эффективность диалога "бизнес — налоговая служба"?
   
   Бизнес хочет слышать от нового правительства не только правильные слова, но и видеть действия. И начать следовало бы с исправления ошибок предшественников, а также с соблюдения принципа стабильности, установленного Налоговым Кодексом, который предусматривает, что изменения в какие-либо элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.
   
   В спешке принятый новым правительством антикризисный Закон №1166, которым отменялась льгота по НДС и одновременно вводилась 7% ставка НДС для медбизнеса, нарушил этот принцип стабильности. Не говоря уже о том, что он на время вынудил медбизнес приостановить поставки импорта лекарств и продажи в аптеках, которые технически были не готовы выдать чек при продаже лекарств с 7% НДС. Для этого требовалось перепрограммирование кассовых аппаратов. Налоговый орган вместо того, чтобы поддержать принцип стабильности и призвать к соблюдению законодательных норм, потребовал уплату НДС по ставке 20% при ввозе лекарственных препаратов на таможенную территорию Украины. В результате медбизнес получил бы на входе НДС 20%, а на выходе — 7%. Налицо дисбаланс НДС, вероятность возврата которого приближена к нулю.
   
   Спустя неделю после даты принятия Закона №1166 в Верховной Раде регистрировались законопроекты, которые частично исправляли нововведенные "законодательные изъяны": медбизнес получил 7% ставку НДС для операций ввоза лекарственных средств, а также до 1 июня 2014 — отсутствие штрафных санкций за нарушение неотражения кода ставки НДС в кассовом чеке. К сожалению, нарушенный принцип стабильности восстановить забыли.
   
   Это всего лишь маленький пример начала. Почему бы сейчас не восстановить справедливость и не перенести срок введения в действие законодательства о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием, ведь закон был принят с нарушением принципа стабильности?
   
   Мы наблюдаем, как новое руководство налоговой службы делает попытки вернуть доверие бизнеса к налоговой службе, чтобы исключить формальные проверки, "надутые" акты, не справедливо принятые решения. Какими методами этого можно было бы достичь?
   
   Введение ответственности за неправильное толкование норм законодательства или за неправильные решения налоговых служб: дисциплинарную, финансовую, уголовную. Но будет ли эта норма работать на практике? Скорее всего, нет.
   
   Утверждение обобщающих налоговых консультаций. В данный момент такая практика существует, однако содержание консультаций не всегда соответствует законодательству и ревизоры довольно часто их игнорируют при проверках. Необходимо продолжать практику обобщающих консультаций, но использовать их утверждение в Минюсте.
   
   Налоговый омбудсмен. Участие независимого наблюдателя при проведении налоговых проверок. Это могут быть квалифицированные специалисты из союза налогоплательщиков или других общественных организаций.
   
   Налоговый компромисс или Институт медиации. Процедура разрешения налоговых споров с использованием института медиации — без обращения в суд с участием нейтрального специалиста-посредника (медиатора). В ходе процедуры стороны ищут взаимоприемлемое решение под руководством квалифицированного медиатора, который помогает сблизить позиции сторон к взаимоприемлемым. Такая практика существует в Нидерландах, Германии и других странах.
   
   Людмила Рассахацкая, эксперт EBS
Рубрика:

Бухгалтер 911 подчеркивает: содержание авторских материалов может не совпадать с политикой и точкой зрения редакции. Среди авторов материалов, которые публикуются, есть не только представители редакционной команды.

Информация, представленная в конкретной публикации, отражает позицию автора. Редакция не вмешивается в авторские материалы, не редактирует тексты и, следовательно, не несет ответственности за их содержание.

Комментарии
  • Рая
22.06.14 12:04

Что-бы налоговая вернула доверие бизнеса надо её все поголовно люстрировать.Всех!!!

Ответить
  • Да
22.06.14 17:32

А не проще ли прописывать нормы ПРОЗОРІ в законодательстве - и тогда не надо будет "неправильно исталковывать", утверждать обощающие налоговые консультации, оплачивать очередных бездельников"налоговых омбудсменов", искать налоговые компромиссы и т.д. Закон должен соблюдаться, а не крышеваться!!!! И уберите планы и налоговые нагрузки по налогам!!!!!

Ответить
  • Iehbr
23.06.14 07:14

Метлу в зубы и мести улицы если хватает наглости законы истолковывать, для этого есть сборище которое их принимало пусть оно и объясняет что там имело ввиду.

Ответить
  • Люба
23.06.14 07:30

Коллеги! Я бухгалтер с 46 летним стажем,но такого бардака (иначе не назовешь) не видала,какой творится в налоговом учете. Мы на заре своей юности в бухгалтерском учете руководствовались Инструкцией № 500 ( где четко было указано,что относим по себестоимости на затраты,а что за счет своей прибыли.) И не было ни у кого вопросов при проверке. И дормоедов кормили мньше. А сейчас шкуру снимают и уважения просят. В стране бардак во всем и везде. И когда порядок будет? Не извесно ни кому.

Ответить
  • ОЕ
23.06.14 08:21

Ведь чем проще Инструкция, тем тяжелее воровать " реформаторам", "покращанцям" или еще как не назови, все то же - кручу-верчу, запутать хочу. Все труднее верить в их благие намерения. Смотрят собачими преданными глазами и в этот же момент у тебя воруют. Это особая каста людей- им надо, а народ пока всю их ересь разберет- смылись, новые пришли.

Ответить
  • элен
23.06.14 08:22

Поддерживаю сказанное Любой на все 100% стаж 30 лет

Ответить
  • Елена Днепр
23.06.14 09:18

Согласна со всеми на 100%

Ответить
  • Счастливая!
23.06.14 09:46

Согласна с ЛЮБОЙ на все 100 %, стаж 30 лет! И еще хочу написать какая может быть справедливость , если бизнес должен платить налоги , если не вовркмя то сразу тебе насчитают и штраф и пеню и никто не спрашивает есть ли у предприятия деньги или нет? У нас возникло дебет. сальдо по НДС , позвонила в налоговую когда нам будут возвращать , ведь всюду трубят , что уже автоматом возвращают и т. д., мне ответили никто возвращать не будет нет денег в стране , может когда нибудь облигациями , я прошу почему нельзя сделать взаимозачет по налогу на прибыль , отвечают нельзя!! Пока будет "мяч в одни ворота , не будет толку в стране". Я не понимаю если вы хотите , чтобы бизнес работал справедливо , отмените этот ПДВ , все сделайте прозрачно. Или если государство вовремя не может возместить суму по пДВ , пусть платит штрафы и пени предприятию, по тем же условиям , что платит бизнес государству при неуплате налога вовремя. Уже надоела говорильня и воровство, народу выдержать такой бардак в учетк , это надо быть не бухгалтером в нашей стране , а " игроком в прядки "!!!

Ответить
  • ЯЯЯЯ
23.06.14 09:56

Я бывший работник налоговой, думаете нам легко работать с такими инструкциями, письмами, то придумывали коридоры потом вигодонабувачи и т.д,, и куда поделись все коридоры. А контролей сколько на день минимум 5 , а как же областные налоговые должны чем-то заниматься. Всех юристом объединили в областной налоговой на местах даже проконсультироваться не с кем, а если еще предприятие подало в суд , а юрист в области то как можно по телефону объяснить нарушение описанное в акте. За мою работу в налоговой хотя бы раз приехал представитель с ДПАУ и общался с народом, как им работается на 2-2,5 тыс.грн, и посмотрел все контроли и анализы которые заставляют делать, акты проверок почитал, а их ведь в ДПАУ -24 этажа.

Ответить
  • Лана
23.06.14 10:03

Поддерживаю Всех!!!А в налоговой надо сделать полную перезагрузку!!!Пусть поработают и на базарах,и бухгалтерами,и поищут работу...может тогда спустятся на землю!!!

Ответить
  • Ольга
23.06.14 10:16

+1 к мнению Ланы и набирать туда со стажем работы юриста/бухгалтера и т.д. не менее 5 лет изначально, а не только на "керівні посади"!!

Ответить
  • Юпа
23.06.14 10:19

У меня стойкое убеждение, что ни одна власть не будет ничего делать для упрощения налоговых процедур, для прозрачности налогового законодательства. Как же тогда им вечно пустой бюджет наполнять? Как планы по штрафам выполнять? И до тех пор, пока на пройдет полная поголовная люстрация ВСЕХ налоговиков, ничего в нашей стране не изменится. Маленький примерчик. В Кременчуге уволили начальника местной налоговой. Но ведь не уволили совсем, а .... перевели работать в Днепропетровскую налоговую. С одной кормушки на другую пересадили и ВСЕ! Вот вам и реформы в действии. Печально все это.

Ответить
  • Лана
23.06.14 11:06

Я бухгалтер с 36-ти летним стажем, согласна со всеми бухгалтерами. Да,сложности в нашей работе постоянно растут, изменения в законодательстве учим ежедневно, а толку и развития не нам, бухам и не стране в целом они не дают. Вопрос возникает само собой : кому-то ж это выгодно. Полагаю , что пока в стране законы не повернутся "лицом" к производителю и пока не начнет развиваться производство, которое даст стране рабочие места и доходы в бюджет , как это во всем мире происходит; такая "отрасль" . которая нацелена добывать средства в бюджет штрафами и многочисленными налогами будет работать более изощренно . Нужет реальный приоритет: Развитие экономики страны. Налоговой нагрузкой никогда этого не достичь!!!

Ответить
  • Лана
23.06.14 11:12

Согласна с "Счастливой" отменить ПДВ в таком виде, как сейчас!!! Просто зашкаливает как его учет, так и администрирование: ( Нал накладные доведены до маразма:язык составления, срок действия, клеточки, точечки, в углу с краю.... и т.д) не при какой др.формации такой бюрократии не было.

Ответить
  • Игорь
23.06.14 11:18

Ввести налог с оборота, все остальные налоги отменить, разогнать налоговую, обязать банки, автоматом снимать процент с оборота - налоговая как таковая вообще не нужна. ВСЁ!

Ответить
  • Утомленная солнцем
23.06.14 11:39

Счастиливая! +1000 "...Пока будет "мяч в одни ворота , не будет толку в стране". Я не понимаю если вы хотите , чтобы бизнес работал справедливо , отмените этот ПДВ , все сделайте прозрачно. Или если государство вовремя не может возместить суму по пДВ , пусть платит штрафы и пени предприятию, по тем же условиям , что платит бизнес государству при неуплате налога вовремя." Точнее и не скажешь! ПОДДЕРЖИВАЮ!

Ответить
  • Швейцария
23.06.14 12:05

А если всё станет прозрачным и понятным, я так предполагаю, уменьшаться квалификационные требования к бухгалтерам? Цена ошибки станет маленькой. Ошибаться станут меньше. Видимо и зарплаты тоже уменьшаться? Директор, что, не сможет сам посчитать налог с оборота раз в месяц? Или секретарша за 100,00грн.? :))) В порядке диалога - куда вы направите свои личные высвободившиеся ресурсы?

Ответить
  • A
23.06.14 12:07

Налоговый омбудсмен. Участие независимого наблюдателя при проведении налоговых проверок. Это могут быть квалифицированные специалисты из союза налогоплательщиков или других общественных организаций. из работников мамаши арбузовой???

Ответить
  • Александра
23.06.14 12:17

Ольга 23.06.2014 11:16:20 +1 к мнению Ланы и набирать туда со стажем работы юриста/бухгалтера и т.д. не менее 5 лет изначально, а не только на "керівні посади"!! ************************ Ольга, "Не смешите мои тапочки" (с) Первые месяцы, пришедшему работать в налоговые органы инспектору, начисляется 1218 грн. На руки он получает немного более 800 грн. Вы думаете, что кто-либо, имеющий стаж более 5 лет придет на такие деньги?

Ответить
  • Камила
23.06.14 12:49

Поддерживаю 200% "Игорь" -ввести налог с оборота , налоговую разогнать!!!!

Ответить
  • бух-бух
23.06.14 12:56

Для начала - убрать хотя бы Налоговую накладную - экономим не только бумагу, а и время, нервы, зрение, штрафы... (стаж более 30 лет)

Ответить
  • Счастливая!
23.06.14 13:10

Понаблюдая и вникая в бизнес и кто занимается ПДВ , выврд один , если не отменяют этот налог , то это только выгодно заниматься аферами. По другому не скажешь. По поводу если ввести налог с оборота , и бухгалтерам уменьшиться работы??? Нужно сказать тратя время на налоговую накладную и состовляе декларации по пДВ , если задкматься , то это не проф. бухгалтерская работа. Управленческим учетом бухгалтеру заниматься нет времени. произвести анализ предприятия , тоже времени нет. Я бухг. 30 лет стажа , и в это время бухгалтеру нужно быть и экономистом и кадровиком и аудитором и юристом. И если ты занимаешься ПДВ , то это время уходит на выяснение в запятых по налоговой наклад. и тому подобное. Это не проф. бухг. работа.

Ответить
  • Полюс
23.06.14 14:48

Нужно четко прописать все нормативные акты.За двойное толкование- лишать ПИСАТЕЛЕЙ зарплаты и пенсии автоматически, чтобы отвечали за написанное! И сделать, как в Польше - не заплатило предприятие (предприниматель) вовремя и правильно налог - инспектора УВОЛЬНЯЮТ. А то, когда к ним звонишь, или трубку не берут, или ничего не могут ответить. А зарплату сделать больше, чтобы дорожили рабочим местом, а количество испекторов -сократить.А то зачем их столько на зарплату по 1200 их держать.

Ответить
  • Татьяна
24.06.14 09:40

Господа, я тоже бухгалтер с большим стажем, начинала что называется с самого начала - с1992 года. Сколько на моем веку менялось законодательство- страх господний! Но... Никогда мои начальники не были довольны и никогда не хотели платить налоги в полном объеме, все и всегда хотели еще меньше. Наверное дело не в процентах и количествах налогов, а в чем-то другом. И еще. Начиная с февраля 14 года мое предприятие"плюнуло" на так называемую налоговую нагрузку и платило налоги по факту, честно, не используя никакие махинации.Никто нас не беспокоил из налоговой, сидели,как мыши, хотя % НДС снизился с 1% до 0,2%. И вот аккурат через неделю после инаугурации нам опять поступил звонок и запели все о той же налоговой нагрузки, и пригласили начальника на ковер. Король умер, да здравствует король!!!

Ответить
Комментирование новости отключено
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям