Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


11.03.15
20018 40 Печатать

Розничный акциз: как отразить в бухгалтерском учете?

   Сегодня мы затронем вопрос, который очень волнует плательщиков акцизного налога в рознице, введенного с 01.01.15 г., а именно: как отразить сумму такого акцизного налога в бухгалтерском учете? Правильный ответ на этот вопрос очень важен ещё и потому, что с 2015 года сумма налога на прибыль определяется по данным бухгалтерского учета.
   
   Главное, что нужно усвоить, – розничный акциз, как и другие виды акцизного налога, является косвенным налогом, который включается в цену товаров (продукции) (пп. 14.1.4 НК). Поэтому для него можно применить общие схемы учета акцизного налога, предусмотренные П(С)БУ.

   
   Вопрос 1. Розничный акциз у розничных торговцев: есть ли доходы и расходы?
   
   Согласно п. 6.1 П(С)БУ 15 «Доход» не признаются доходами такие поступления от других лиц, как НДС, акцизы и другие налоги, подлежащие перечислению в бюджет. В нашем случае это правило применимо, так как акциз поступит нам от другого лица – покупателя подакцизного товара в составе продажной цены такого товара.
   
   При этом для целей ведения бухгалтерского учета исходя из п. 7 П(С)БУ 15 вначале определяется общий доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), который включает в себя и НДС, и акциз. Но потом при определении чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) суммы налогов и сборов (в т. ч. НДС и акциза) вычитаются из суммы общего дохода (выручки).
   
   Обратите внимание! В финансовой отчетности отражается именно чистый доход (строка 2000 форм № 2 и 2-м), уже уменьшенный на сумму НДС и акцизного налога.
   
   Таким образом, акцизный налог для розничного торговца в учете уменьшает доход. При этом в составе расходов он не отражается (если он вначале уменьшит доход, а потом ещё и попадет в расходы, то финансовый результат будет занижен).
   
   Как отразить все это на счетах учета? Обратимся к Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291. В описании субсчетов 701–703 указано, что по Кт этих субсчетов отражается общий доход (выручка) с учетом НДС и акциза, а по Дт этих субсчетов отражаются суммы косвенных налогов (в т. ч. НДС и акциза), вычитаемых из суммы общего дохода (выручки).
   
   Пример 1.
   
   Предприятие розничной торговли, плательщик НДС, реализовало за день 100 пачек сигарет по цене 21 грн. за 1 шт. (цена с учетом НДС и акцизного налога). Общий доход (выручка) от реализации – 2 100 грн. Сумма НДС и акцизного налога составит:
   
   · акцизный налог – 100 грн. [2 100 грн. : (100% 5%) х 5%],
   · НДС – 333,33 грн. [(2 100 грн. – 100 грн.) : (100% 20%) х 20%].
   
   В бухгалтерском учете нужно сделать такие проводки:
   
   1) Отражен доход от реализации товаров: Дт 301 (или 303) – Кт 702 на сумму 2 100 грн.
   2) Начислен акцизный налог, включаемый в цену товара: Дт 702 – Кт 641/акциз на сумму 100 грн.
   3) Начислены налоговые обязательства по НДС: Дт 702 – Кт 641/НДС на сумму 333,33 грн.
   
   Вопрос 2. Розничный акциз у покупателей подакцизных товаров – куда включать?
   
   Хотя розничный акциз и не начисляется при оптовой торговле подакцизными товарами (пп. 14.1.212 НК), но если подакцизный товар приобрело подотчетное лицо через сеть розничной торговли (например, ГСМ на автозаправке), то предприятие может столкнуться с необходимостью отражения «входного» розничного акциза в учете.
   
   Ответ таков. Такой акциз, во-первых, является косвенным налогом (пп. 14.1.4 НК). А во-вторых, он не возмещается предприятию. Поэтому согласно п. 9 П(С)БУ 9 «Запасы» сумма розничного акциза включается в первоначальную стоимость запасов при их оприходовании, ну а затем при списании запасов в составе первоначальной стоимости сумма акциза попадет в расходы.
   
   Пример 2.
   
   Подотчетное лицо предприятия – плательщика НДС приобрело ГСМ для легкового автомобиля (используется администрацией) на сумму 230 грн. с учетом НДС и акциза. При этом в чеке указано: сумма НДС – 36,51 грн., акцизный налог 5 % – 10,95 грн.
   
   В бухгалтерском учете нужно сделать такие проводки:
   
   1) Выдан аванс подотчетному лицу: Дт 372 – Кт 301 на сумму 230 грн.
   2) Оприходованы ГСМ: Дт 203 – Кт 372 на сумму 193,49 грн. (230 грн. – 36,51 грн.)
   3) Отражен налоговый кредит по НДС: Дт 641/НДС – Кт 372 на сумму 36,51 грн.
   4) В конце месяца сумма использованных ГСМ списана в состав расходов: Дт 92 – Кт 203 на сумму 193,49 грн.
По материалам Баланс
Рубрика:

Бухгалтер 911 подчеркивает: содержание авторских материалов может не совпадать с политикой и точкой зрения редакции. Среди авторов материалов, которые публикуются, есть не только представители редакционной команды.

Информация, представленная в конкретной публикации, отражает позицию автора. Редакция не вмешивается в авторские материалы, не редактирует тексты и, следовательно, не несет ответственности за их содержание.

Комментарии
  • НИНА
12.03.15 08:32

У нас АЗС торгуем бензином и дизтопливом акцизный налог 5% покупателям не добавляли , аналог заплатили. Хочу посоветоваться может кто-то работает на АЗС и подскажет как делать. Спасибо.

Ответить
  • Оля-ля
12.03.15 08:32

не могу понять формулу расчета акциза в скобках??? акцизный налог – 100 грн. [2 100 грн. : (100% 5%) х 5%].

Ответить
  • Таня
20.01.17 16:23

(2100/105)*5

Ответить
  • Татьяна
12.03.15 08:40

Какая своевременная консультация!А где Вы были когда мы эти проводки настраивали с программистами.А формула означает 105 % разделить и умножить на 5%

Ответить
  • Оля-ля
12.03.15 08:58

спасибо!

Ответить
  • Бухгалтер
12.03.15 09:05

А как писать книгу ФЛП-общесистемщику? По логике выручкаРРО-5%акциза. Но как к этому отнесутся налоговики? И начало года написано с акцизом...

Ответить
  • Анэт
12.03.15 09:14

[2 100 грн. : (100%+5%) х 5%]

Ответить
  • оля
12.03.15 10:05

чеки по ДТ без указания акциза+ налоговые без учета акциза- как брать налоговый кредит- указаный в чеке- или уменьшать самой.Еще у меня в декларации ндс 19 стр- и к возмещению хочу- что делать?

Ответить
  • Марина
12.03.15 11:29

и я запуталась, в январе в книге оборот с акцизом, деку по акцизу сдала со всего оборота* 5%, а сейчас писать без акциза, и оборот/1,05? Хотя покупателям тоже акциз не добавили пока, и рро не перепрограммирован. Уточнить что-ли деку за январь?? белеберда полная!!!

Ответить
  • Старый
12.03.15 12:10

Для Марина. Нужно перепрограммировать РРО и с того же дня будете иметь право на НДС (без акциза) и акциз отдельно.

Ответить
  • КАРІНА
12.03.15 12:12

Дійсно, ФОП загальник в дохід включає всю виручку, чи все таки виручка за мінусом акциз. Дозвонилася в Київ, вони не знають, питання на опрацюванні. Будь розумний розрули сам???

Ответить
  • КАРІНА
12.03.15 12:13

Мій ФОП не платник ПДВ

Ответить
  • Марина
12.03.15 12:23

Для Карина, мне вчера в Киеве ответили, что акциз с дохода снимать.

Ответить
  • МК
12.03.15 12:46

По поводу акциза на АЗС пример хороший, но у нас кассовики не могут дождаться ответа с налогой как это правильно сделать в чеке. Бухгалтера АЗС отзовитесь у кого есть выделеный акциз. Нина мы так же как и Вы пока теряем сои доходы, а покупателям акциз не добавляем.

Ответить
  • НИНА
12.03.15 13:11

МК спасиб . По розничной торговле нефтепродуктами налоговая настаивает, что это весь доход за месяц в том числе и реализация не через РРО ,я с этим не согласна .Как ВЫ показывали в декларации.

Ответить
  • КАРІНА
12.03.15 13:13

Для Марина, тільки що позвонила в свою ДПІ, сказали що так як ми не платники ПДВ то в дохід ми влючаємо Загальну суму виручки. І кому вірити????

Ответить
  • Старый
12.03.15 14:10

Для КАРИНА Сервисники РРО уже их перепрограммируют на акциз! Звоните им и потом ВСЕ БУДЕ ДОБРЕ!!

Ответить
  • нива
12.03.15 14:37

Для НИНА "Под реализацией субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров следует понимать продажу пива, алкогольных напитков, табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, нефтепродуктов, сжиженного газа, вещества, используемого как компоненты моторных топлив, топливо моторное альтернативное непосредственно гражданам и другим КОНЕЧНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ для их личного НЕКОМЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ независимо от формы расчетов, в т.ч. на разлив в ресторанах, кафе, барах, других субъектах хозяйствования общественного питания." Поэтому все, что посткпает на р/счет от предприятий акцизом не облагается, т.к предприятия используют нефтепродукты в своей деятельности.

Ответить
  • Старый
12.03.15 14:40

Для КАРИНА! Прочтите по ссылке: http://buhgalter911.com/Res/Zakoni/Pisma/Pisma_635608209956008511.aspx

Ответить
  • Марина
12.03.15 14:52

для Карина, я звонила не в местную налоговую, а на горячую линию, 08005010070. Попробуйте и вы, там каждый раз новый инспектор отвечает.

Ответить
  • Iehbr
12.03.15 15:27

Бухгалтер - в расход нельзя, нет такого в списках, а никак. В 2015 ПК Витрати ФОП 177.4. До переліку витрат, безпосередньо пов’язаних з отриманням доходів, належать: 177.4.1. витрати, до складу яких включається вартість сировини, матеріалів, товарів, що утворюють основу для виготовлення (продажу) продукції або товарів (надання робіт, послуг), купівельних напівфабрикатів та комплектуючих виробів, палива й енергії, будівельних матеріалів, запасних частин, тари й тарних матеріалів, допоміжних та інших матеріалів, які можуть бути безпосередньо віднесені до конкретного об’єкта витрат; 177.4.2. витрати на оплату праці фізичних осіб, що перебувають у трудових відносинах з таким платником податку (далі - працівники), які включають витрати на оплату основної і додаткової заробітної плати та інших видів заохочень і виплат виходячи з тарифних ставок, у вигляді премій, заохочень, відшкодувань вартості товарів (робіт, послуг), витрати на оплату за виконання робіт, послуг згідно з договорами цивільно-правового характеру, будь-яка інша оплата у грошовій або натуральній формі, встановлена за домовленістю сторін (крім сум матеріальної допомоги, які звільняються від оподаткування згідно з нормами цього розділу); обов’язкові виплати, а також компенсація вартості послуг, які надаються працівникам у випадках, передбачених законодавством, внески платника податку на обов’язкове страхування життя або здоров’я працівників у випадках, передбачених законодавством; 177.4.3. суми єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування у розмірах і порядку, встановлених законом; 177.4.4. інші витрати, до складу яких включаються витрати, що пов’язані з веденням господарської діяльності, які не зазначені в підпунктах 177.4.1-177.4.3 цього пункту, до яких відносяться витрати на відрядження найманих працівників, на послуги зв’язку, реклами, плати за розрахунково-касове обслуговування, на оплату оренди, ремонт та експлуатацію майна, що використовується в господарській діяльності, на транспортування готової продукції (товарів), транспортно-експедиційні та інші послуги, пов’язані з транспортуванням продукції (товарів), вартість придбаних послуг, прямо пов’язаних з виробництвом товарів, виконанням робіт, наданням послуг. До нового года можно было все законом предусмотренные законом обязательные платежи и сборы.. Твари на монстра - НДС налепили ещё одного монстра - Акциз. И это вместо простого обложения оборота. Всех изобретателей этого проверить на коррупцию, подвергнуть люстрации и под ружьё не взирая на пол и возраст. Зла на дебиллофф не хватает.

Ответить
  • КАРІНА
12.03.15 15:53

Для Марина, Я також телефонувала на Київ по тому номеру, 2 рази, попадала на різних консультатнтів і вони в один голос сказали що дане питання на доопрацюванні і відповіді у них поки що немає, ось так. ЩО РОБИТИ, ЯК ЗАПОВНЮВАТИ ТУ КНИГУ І ЯКУ СУМУ ВКЛЮЧАТИ У ДОХІД?????

Ответить
  • Люк
12.03.15 19:56

и так было ясно, что акциз сидит в цене товара, как и ндс но ни в кассовых аппаратах, ни в налоговых накладных выделение акциза пока не предусмотрено поэтому уже третий месяц у нас будет акциз "сверху" как хмель и как блин ручной операцией его с 702 счета вынимать ??? что за бред это будет

Ответить
  • наташа
13.03.15 07:04

Ну с выручкой мне понятно, а когда мы получаем товар, как его ставить на приход, выделять без акциза, акциз и какие тогда будут проводки ?

Ответить
  • КАРІНА
13.03.15 08:33

Для Наташа, а ви дохід яку суму будете ставити: загальну суму виторгу чи за мінусом акцизу???

Ответить
  • злой бух
13.03.15 12:56

В последнем примере, на 92 счет отправляется сумма ГСМ без НДС + акциз. У меня на АЗС тоже не выделен 5% акциз. Я не могу понять, а каким образом отпускать ГСМ юрлицам, ведь им нужен чек без акциза.... И вообще, с чего видно, что этот акциз должен УДЕРЖИВАТЬСЯ у покупателей. Нет такого в ПКУ. По -моему это как хмельной и все.

Ответить
  • злой бух
13.03.15 12:58

такое ощущение что в свое время зацепились за сигареты с их МРЦ и пошло поехало, а по факту это налог с оборота!

Ответить
  • НИНА
13.03.15 14:15

Старому. Наши Сервисники РРО еще неперепрограммирували на акциз по сигаретам и нефтепродуктам говорят ,что еще производители думают ,вы пишете что у вас уже сделано.

Ответить
  • наташа
13.03.15 15:32

Для КАРІНА за мінусом акциза

Ответить
  • НИНА
13.03.15 15:47

Злой бухгалтер.А почему покупателю нужен чек без акциза.

Ответить
  • Зинаида
13.03.15 15:51

злой бух - полностью вас поддерживаю. по логике деки по акцизу - акциз это тот же хмельной сбор... зачем выделять этот акциз в чеке? убирать с дохода? на меня, как ФОПа, П(С)БУ не распространяються, и как заполнять Книгу доходов и расход? пишу пока с суммой акциза.

Ответить
  • КАРІНА
13.03.15 16:34

Тільки що дозврнилася в нашу ДПІ сказали що ФОПи не платники ПДВ в дохід включають всю суму не мінусуючи акциз.

Ответить
  • злой бух
14.03.15 17:16

НИНА, не всем покупателям нужен чек без акциза, а лишь ЮрЛицам, ведь для них идет продажа для использования в коммерческой деятельности!

Ответить
  • Зинаида
15.03.15 12:43

злой бух - полностью вас поддерживаю. по логике деки по акцизу - акциз это тот же хмельной сбор... зачем выделять этот акциз в чеке? убирать с дохода? на меня, как ФОПа, П(С)БУ не распространяються, и как заполнять Книгу доходов и расход? пишу пока с суммой акциза.

Ответить
  • МК
16.03.15 08:42

Злой бух и Нина акциз по нефтепродуктам нужен и юр лицам, в свете коммерческой деятельности для розничного акциза имеется ввиду покупка нефтепродуктов для дальнейшей реализации, а залить топливо в бак, потом слить и перепродать... трудно будет отбиться

Ответить
  • Світлана
16.03.15 11:13

Було роз'яснення, що акциз в книгу не входить "У Порядку ведення книги обліку доходів і витрат не передбачено зазначення інформації сум акцизного податку з роздрібного продажу". У декларації 5% накручується, а не утримується. Якщо в Книзі без акцизу, то в Майновій декларації вкінці року теж без акцизу, значить у Декларації за мінусом акцизу.

Ответить
  • Лена
16.03.15 20:19

Вместе с тем, в Порядке нет и нормы, которая прямо указывает на то, что акциз не следует включать в состав доходов и расходом.. Как в случае с НДС. Так что я бы этому "разъяснению" особо не доверяла..

Ответить
  • хватка
21.03.15 13:13

Никто в налоговую запрос не подавал о разъяснении этих моментов? ведь это им лишняя возможность дать волю своей фантазии особенно при проверке...

Ответить
  • Анна
23.04.15 17:16

Добрый день! Скажите пожалуйста кто знает,а на фин.результат акциз этот попадает? сделала проводки : Дт 30 Кт 70.2 , и потом Дт 70,2 Кт 64 ,но а на фин.результат получается акциз не попадает. Буду благодарна за ответ.

Ответить
  • Анна
27.04.15 09:20

Добрый день! Скажите пожалуйста кто знает,а на фин.результат акциз этот попадает? сделала проводки : Дт 30 Кт 70.2 , и потом Дт 70,2 Кт 64 ,но а на фин.результат получается акциз не попадает. Буду благодарна за ответ.

Ответить
Комментирование новости отключено
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям