Re: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ. Раздел VIII
Додано: 12 листопада 2011, 10:10
из НиБУО.Е писав:А у меня такое письмо взяли в городе,в котором я зарегистрирована как СПД. И они ничего не сказали, что по месту нахождения объекта. И насколько велико это мое нарушение???
Нельзя оставить без внимания еще один важный момент, знакомый плательщикам сбора за загрязнение «со стажем». Как и раньше в отношении этого сбора, так и теперь в отношении эконалога существует возможность в течение всего отчетного года не подавать налоговую отчетность, если налогоплательщик не планирует в таком отчетном году осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов (в свое время мы писали об этом в статье «Подается ли отчетность по экосбору при отсутствии источников загрязнения?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 102).
Чтобы в сегодняшних условиях воспользоваться указанной возможностью, такому налогоплательщику необходимо сообщить об этом в соответствующий налоговый орган по месторасположению источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае, т. е. если такое заявление не подается, придется представлять налоговые декларации с прочерками в общем порядке (см. п. 250.9 НКУ).
Надо сказать, что поскольку приведенная выше норма почти в том же виде существовала и ранее, то и вопросы по ее применению остались теми же. Например, так и не понятно, в какой срок и по какой форме необходимо подавать это заявление. Напомним, что в упомянутой выше статье мы советовали составить заявление в произвольной форме и подать его в соответствующий налоговый орган не позднее предельного срока подачи налогового расчета сбора за загрязнение за I квартал отчетного года. В то же время, как нам кажется, нельзя считать ошибкой подачу такого заявления еще до начала отчетного года, в котором не планируется хозяйственная деятельность, которая будет вызывать загрязнение окружающей среды.
О том, что думают по этому поводу налоговики, можно узнать из письма ГНАУ от 06.05.2011 г. № 8565/6/15-0816. В нем главное налоговое ведомство предлагает использовать для уведомления органов ГНС специальную форму № 20-ОПП (приложение 11 к Порядку № 979). Пунктом 8.5 этого Порядка предусматривается, что в случае изменения сведений об объектах налогообложения необходимо предоставить указанную форму в налоговый орган по месту нахождения таких объектов. Следовательно, если в структуре налогоплательщика имеется несколько мест расположения источников загрязнения, необходимо подавать соответствующее количество таких форм. В дополнение к этому ГНАУ рекомендует составить еще и заявление о факте отсутствия объекта исчисления экологического налога в произвольной форме и также подать его в органы ГНС.
Правда, в этом письме почему-то утверждается, что такое заявление должно подаваться до 1 января того года, в котором не планируется осуществлять загрязнение окружающей среды. Мы с таким требованием не согласны и продолжаем считать, что, поскольку в НКУ не указано иное, предельный срок его подачи должен совпадать с предельным сроком подачи налоговой отчетности за I квартал того года, в котором у плательщика отсутствует объект обложения экологическим налогом. Кстати, ГНАУ сама не имеет единого мнения на этот счет — помнится, в отношении тех, кто был в прошлом году только плательщиком сбора за загрязнение передвижными источниками и в этом году не собирался больше ничего загрязнять, налоговики настаивали на подаче заявления только после подачи расчета по сбору за загрязнение окружающей природной среды за ІV квартал 2010 года и уплаты этого сбора (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 11, с. 45).
Кроме того, не до конца ясным на сегодня остается также ответ на вопрос, должны ли подавать заявление об отсутствии объекта обложения эконалогом те, кто раньше никогда не осуществлял загрязнение окружающей природной среды ни одним из возможных способов и не планирует иметь объекты обложения экологическим налогом в отчетном году? Так, достаточно либерально отвечают на него налоговики в ЕБНЗ (см. консультацию под кодом 300.03). В частности, из нее можно понять, что требование п. 250.9 НКУ о подаче указанного заявления должны выполнять не все без исключения субъекты хозяйствования, а только те, которые в предыдущем году уплачивали экологический налог (до вступления в силу НКУ — сбор за загрязнение окружающей природной среды), т. е. были ранее плательщиком этого налога (сбора) в понимании ст. 240 Кодекса.
В связи с этим обращает на себя внимание еще одна консультация налоговиков из ЕБНЗ под кодом 300.07 (см. также «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 34, с. 37) об ответственности субъекта хозяйствования, который был плательщиком сбора за загрязнение в 2010 году (в том числе и за передвижные источники загрязнения), но не подал заявление об отсутствии у него объекта обложения экологическим налогом в 2011 году и при этом не подает декларацию по эконалогу за соответствующие налоговые периоды текущего года. В свете позиции налоговых органов, высказанной в предыдущей консультации, их ответ представляется нам вполне логичным и предсказуемым: таким субъектам хозяйствования грозит штраф, установленный п. 120.1 НКУ:
— за неподачу или несвоевременную подачу налоговых деклараций (расчетов), — в размере 170 грн. за каждый такой случай неподачи или несвоевременной подачи;
— за те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года уже применялся штраф за такое нарушение, — в размере 1020 грн. за каждую неподачу или несвоевременную подачу (см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, спецвыпуск № 8, с. 15).
Продолжая разговор о порядке подачи «экоотчетности», скажем еще об одной известной нам по прежним временам норме (см., например, о ней в письме ГНАУ от 14.04.2009 г. № 7787/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 34), которая теперь приведена в п.п. 250.10.3 НКУ: если плательщик сбора состоит на налоговом учете в городе с районным делением, то такой плательщик может подавать одну налоговую декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов находятся на территории указанного города. При этом в декларации необходимо указать код согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете (городского совета).
Кроме того, в случае если:
— налогоплательщик имеет несколько стацисточников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды согласно КОАТУУ разные), то декларации в соответствующий налоговый орган представляются по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно (п.п. 250.10.1 НКУ);
— налогоплательщик имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах одного населенного пункта (села, поселка или города) или за его пределами (код согласно КОАТУУ один и тот же), то такой налогоплательщик может представлять соответствующему органу ГНС одну налоговую декларацию за такие источники загрязнения (п.п. 250.10.2 НКУ).