Лелешка писав:Подскажите пож, на ООО 2 автомобиля легковых в аренде, выписываю путевые, но у меня нет механика на предприятии и там где врач тоже нет отметки. Можно ли такие путевые считать недействительными?
Отметка врача и признаки первичного документа
Здесь необходимо разобраться с причинно-следственными связями, то есть с тем, что первично, а что вторично.
Путевой лист — комплексный документ, выполняющий несколько функций. В Правилах № 363 сказано, что это «первичный документ об учете грузовых автомобильных перевозок, который всесторонне характеризует работу автомобиля и водителя с момента их выезда с автотранспортного предприятия и до возврата на предприятие». И, как уже отмечалось, наличие путевого листа предусмотрено Постановлением № 207, причем со специальной оговоркой: «с отметками о проведении предрейсовых медицинского осмотра водителя и осмотра технического состояния транспортного средства».
В свою очередь, процедура проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, установленная Положением о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденным приказом Минздрава Украины, МВД Украины от 05.06.2000 г. № 124/345 (раздел 5), осталась практически без изменений, и ее обязательность не вызывает сомнений. Да и с точки зрения административного наказания, отсутствие отметки врача в путевом листе перестало быть нарушением, в то время как выпуск водителя в рейс без прохождения ежесменного медицинского осмотра по-прежнему наказывается административными штрафами (ст.128, 133 KоАП).
Таким образом, водитель может выехать в рейс только после осмотра врача, эта необходимость обусловлена обеспечением безопасности дорожного движения. Предрейсовый осмотр — обязательная и необходимая процедура. О ее прохождении ставится соответствующая отметка на путевом листе. K слову, в вышеупомянутом Положении Минздрава путевой лист указывается как единственный документ, в котором делается отметка врача.
Это означает, что отказ от применения путевых листов не освобождает предприятие от проведения медосмотров. А при использовании таких документов отсутствие отметки врача на них может расцениваться как нарушение законодательства, требующего обеспечения безопасности дорожного движения.
Но в то же время, данное нарушение не может быть причиной того, чтобы путевой лист утратил признаки первичного документа, на основании которого предприятие списывает топливо. Ведь причиной является хозяйственная операция, которую подтверждает путевой лист, а именно использование топлива при перевозке грузов или пассажиров водителем предприятия. Врач в этой хозяйственной операции участия, конечно же, не принимает и никоим образом не может влиять на ход ее выполнения. Составление первичного документа с нарушением не отменяет факт осуществления хозяйственной операции (на что, в частности, обращает внимание ВАСУ в письме от 01.11.2011 г. № 1936/11/13-117).
Вышесказанное справедливо и для путевых листов легковых автомобилей.