Напомним, что с 01.01.2011 г. вступил в силу Закон № 2756. Среди всего прочего, он внес существенные изменения и в Закон № 265. О сфере применения регистраторов расчетных операций (далее – РРО), о порядке использования РРО в условиях действия НКУ и многом другом, связанном с этим, рассказывает «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН».
Сразу скажем: на сферу применения РРО Закон № 2756 не повлиял, а лишь уточнил, что действие Закона № 265 распространяется на всех субъектов хозяйствования и их хозяйственные единицы, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме в сфере торговли, общественного питания и услуг.
Вместе с тем Закон № 2756 дополнил преамбулу Закона № 265, благодаря чему установление случаев неприменения РРО другими законами, кроме НКУ, не допускается. Это привело к возникновению коллизии, связанной с физическими лицами – предпринимателями (далее – ЧП).
Напомним, что в соответствии со ст. 9 Закона № 265 РРО и расчетные книжки (далее – РК) не применяются, в частности:
• при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями всех форм собственности (кроме предприятий торговли и общественного питания) в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров;
• при выполнении всех банковских операций (кроме операций по купле-продаже иностранной валюты);
• при выполнении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае, если эти операции осуществляются в кассах уполномоченных банков с оформлением расчетных документов в соответствии с актами НБУ;
• при продаже проездных и перевозочных документов с применением бланков строгого учета на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте с оформлением расчетных и отчетных документов, а также на автомобильном транспорте с выдачей талонов, квитанций, билетов с нанесенными печатным способом серией, номером и номинальной стоимостью;
• при продаже товаров (предоставлении услуг) ЧП, уплачивающими фиксированный налог;
• при продаже товаров (предоставлении услуг) ЧП, уплачивающими единый налог;
• при продаже товаров (кроме подакцизных) (предоставлении услуг) лицами, которые получили льготный торговый патент для продажи товаров (предоставления услуг) согласно НКУ;
• при продаже воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов, а также блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса;
• прочее.
Относительно порядка применения/неприменения ЧП РРО в п. 177.10 НКУ имеется прямая ссылка и касается она ЧП, находящихся на общей системе налогообложения: а именно, такие ЧП применяют РРО в соответствии с Законом № 265.
Относительно ЧП – плательщиков фиксированного или единого налога НКУ умолчал. Выходит, что при отсутствии подобных норм в НКУ РРО надо применять в любом случае, даже невзирая на ст. 9 Закона № 265?
«Б&З» полагает, что это не так, и приводит ниже свои доводы.
Прежде всего, мы исходим из юридического толкования слова преамбула1.
___________
1 Преамбула (фр. preambule – предисловие) – вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта, декларации или международного договора, в котором обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться правоприменителем при толковании других норм акта.
Затем – из того, что сфера применения НКУ все-таки ограничивается регулированием отношений, возникающих в сфере взимания налогов и сборов (п. 1.1 НКУ). Подтверждением этому и служит отсылка из п. 177.10 НКУ к Закону № 265.
Теперь переходим к Закону № 2756, который несет в себе изменения, связанные с принятием НКУ, и таки оставившему в ст. 9 Закона № 265 возможность не применять РРО ЧП, уплачивающим фиксированный или единый налог.
Далее обращаем внимание, в частности, на ст. 6 Указа № 727, в которой сказано, что ЧП – плательщики единого налога имеют право не применять РРО для проведения расчетов с потребителями.
И напоследок опять возвращаемся к НКУ, а точнее к подразделу 8 его раздела XX «Переходные положения», который до внесения изменений в раздел XIV НКУ устанавливает лишь особенности в части налогообложения субъектов малого предпринимательства в этот период и никоим образом не затрагивает прочие неналоговые вопросы, в т. ч. и порядок применения/неприменения такими субъектами РРО.
О других новшествах Закона № 265
Контрольная лента
В соответствии с изменениями, коснувшимися ст. 12 Закона № 265, РРО, который создает контрольную ленту в электронной форме, должен обеспечивать невозможность искажения или уничтожения данных о проведенных расчетных операциях, копий расчетных документов, которые на ней содержатся, и возможность идентификации такого РРО на такой ленте.
Заметим: первичная регистрация вышеупомянутых РРО разрешена с 01.12.2011 г. после подтверждения их соответствия по результатам проверки создания контрольной ленты в электронной форме (п. 8 раздела II «Заключительные положения Закона № 265).
Требования относительно создания контрольной ленты в электронной форме в РРО и модемов для передачи данных должны быть установлены ГНАУ.
Штрафные (финансовые) санкции
Виды возможных нарушений, размер штрафных санкций, которые могут применяться к субъектам хозяйствования, приведены в таблице.
Таблица
№ п/п Нарушение Размер штрафной санкции Норма Закона № 265
1 В случае выявления в течение календарного года в ходе проверки нарушений (проведение расчетных операций с использованием РРО или РК):
1.1) на неполную сумму стоимости проданных товаров/предоставленных услуг;
1.2) непроведения расчетных операций через РРО;
1.3) несоответствия суммы наличных денежных средств на месте проведения расчетов сумме денежных средств, указанной в дневном отчете, а в случае использования РК – общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня;
1.4) нераспечатывания соответствующего расчетного документа или проведение расчетной операции без использования РК) 1 грн. за нарушение, совершенное впервые за календарный год
100 % стоимости проданных с нарушением товаров, услуг (за нарушение, совершенное второй раз за календарный год);
5-кратная стоимость проданных с нарушением товаров, услуг (за каждое дальнейшее нарушение) п. 17.1
2 В случае неиспользования при осуществлении расчетных операций РК или использования незарегистрированной РК или нарушения установленного порядка ее использования, или несохранения РК в течение установленного срока 20 НМДГ п. 17.3
3 В случае нераспечатывания (ежедневного) фискального отчетного чека или его несохранения 20 НМДГ п. 17.4
4 В случае если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме на РРО или не сохранена в течение 3-х лет или выявлены искажения данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на контрольной ленте, созданной в электронной форме 10 НМДГ п. 17.5
5 В случае проведения расчетных операций через РРО без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества 5 НМДГ п. 17.6
6 В случае нарушения установленного в п. 1 ст. 9 Закона № 265 порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, на которых эти операции должны осуществляться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке, или в случае нарушения порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте 10 НМДГ п. 17.7
7 В случае применения при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя 100 НМДГ п. 17.8
Важно!
Из Закона № 265 исключены финансовые санкции за:
• за применение при осуществлении расчетных операций непереведенного в фискальный режим работы, незарегистрированного, неопломбированного или опломбированного с нарушением установленного порядка РРО (п. 17.2);
• неведение или ведение с нарушением установленного порядка учета товаров по месту реализации и хранения (ст. 21);
• за несоответствие суммы наличных денежных средств на месте проведения расчетов сумме денежных средств, указанной в дневном отчете, а в случае использования РК – общей сумме продажи по расчетным квитанциям (ст. 22);
• невыставление ценников на продаваемый товар (меню, прейскуранты или тарифов на предоставляемые услуги, использование ценников и прейскурантов, которые содержат цены и тарифы в иностранной валюте или в других единицах, не являющихся гривной.
Нормы Закона № 265, вступающие в силу с 01.01.2012 года
Субъекты хозяйствования после внесения изменений в ст. 3 Закона № 265 обязаны будут подавать в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти РРО, создающего ее в электронной форме (а для РРО, создающего контрольную ленту в печатном виде, – в его памяти или в памяти подключенного к нему модема) (абз. 2 – 4 пп. 4 п. 25 Закона № 2756).
Согласно будущим изменениям в ст. 17 Закона № 265 на соответствующих субъектов хозяйствования за непредставление органам ГНС отчетности, связанной с применением РРО, РК и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков РРО по проводным или беспроводным каналам связи, будет налагаться штраф в размере 10 НМДГ (абз. 13 – 15 пп. 9 п. 25 Закона № 2756). За подобное нарушение, которое было впервые допущено субъектом хозяйствования на протяжении 2012 года, такой штраф налагаться не будет.
автор: Елена Рыжикова, редактор «Б&З»
Правовой глоссарий:
1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
2. Закон № 2756 – Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI.
3. Закон № 265 – Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.
4. Указ № 727 – Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.