Биба писав:Inna Medvetska писав: а як бути з витратами на придбання електронних підписів і ліцензії на медок. Я знаю, що підписи дійсні 2 роки, то що мізерну суму ділити на 24 міс. А ліцензія на медок має термін дії, бо я думаю чи відразу на витрати віднести чи ділити, але на скільки не знаю.
из НиБУ
Учет расходов на лицензионное сопровождение компьютерной программы
Как отразить в учете оплату лицензионного сопровождения компьютерной программы (КП) «M.E.Doc»?
(г. Харьков)
Начнем с того, что следует различать расходы на приобретение неисключительного права на использование специализированной КП (объем прав, передаваемых при этом покупателю, указывается в лицензионном соглашении) и расходы на ее лицензионное сопровождение. Что касается первых из них, то порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете подробно описан в статье, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 36 — 37, с. 24. Главный вывод указанной публикации сводится к тому, что в настоящее время и в бухгалтерском, и в налоговом учете такие расходы классифицируются как приобретение (создание) нематериального актива (НМА) группы 6*.
* Между прочим, в Единой базе налоговых знаний (ЕБНЗ), размещенной на официальном сайте ГНАУ, высказывается мнение (см. консультацию под кодом 110.09.03) об отнесении расходов на приобретение права пользования компьютерной программой без перехода авторских прав к группе 5 НМА, что нельзя считать правильным, поскольку согласно п.п. 145.1.1 НКУ в указанной группе учитываются авторское право и смежные с ним права.
Расходы на лицензионное сопровождение КП имеют своей целью поддержание программы в надлежащем для пользователя состоянии и являются одним из факторов ее эффективной работы. Очевидно, что без своевременного обслуживания (обновления) специализированных КП их невозможно будет использовать в хозяйственной деятельности предприятия, так как со временем они утратят свою актуальность. В то же время самой компьютерной программы это обслуживание может и не затрагивать, за исключением устранения неполадок либо обновления версии программы.
Таким образом, при отражении расходов на лицензионное сопровождение в бухгалтерском учете необходимо руководствоваться нормами абз. второго п. 18 П(С)БУ 8, согласно которым расходы, направленные на поддержание объекта в пригодном для использования состоянии и получение первоначально определенного размера будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов отчетного периода. При этом если плату за обслуживание предприятие вносит ежемесячно, то в учете такие расходы отражаются записью Дт 92 — Кт 631.
Если же оплату производят единоразово на более продолжительный срок, то вначале ее относят на расходы будущих периодов (Дт 39 — Кт 371) и только после получения результатов услуг списывают на расходы отчетного периода (Дт 92 — Кт 39).
Что касается отражения расходов на лицензионное сопровождение КП в налоговом учете, то прямой нормы, аналогичной приведенной выше из П(С)БУ 8, которая позволяла бы отнести такие расходы в состав тех или иных «налоговых» расходов, НКУ не содержит. Нет в нем и универсальной нормы, подобной п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, согласно которому ранее на валовые расходы относились суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг).
На сегодня наиболее близким по смыслу к рассматриваемой ситуации является абз. «в» п.п. 138.10.2 НКУ, где в перечне административных расходов, направленных на обслуживание и управление предприятием, указаны в том числе расходы на содержание основных средств, других необоротных материальных активов общехозяйственного использования. К сожалению, упоминания о расходах на содержание НМА общехозяйственного назначения, к которым, очевидно, относится программа «M.E.Doc», в этом подпункте нет, хотя в абз. «ж» говорится о прочих расходах общехозяйственного назначения.
В то же время согласно абз. «г» п.п. 138.10.1 НКУ среди прочих общепроизводственных расходов, которые подлежат включению в состав прочих расходов, названы расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт, страхование, оперативную аренду основных средств, других необоротных активов общепроизводственного назначения. Как видим, расходы на содержание НМА общепроизводственного назначения разрешено включать в прочие (а именно — в общепроизводственные) расходы, поскольку такие НМА охватываются понятием «другие необоротные активы», присутствующим в этом подпункте.
Подводя итог изложенному выше, считаем, что по аналогии с абз. «г» п.п. 138.10.1 НКУ
расходы на лицензионное сопровождение КП можно считать прочими расходами общехозяйственного назначения в составе административных расходов (см. абз. «ж» п.п. 138.10.2 этого Кодекса) и отражать в стр. 06.2.12 Приложения АВ к Налоговой декларации по налогу на прибыль с подачей в произвольной форме вместе с декларацией расшифровки таких расходов. Также добавим, что согласно п. 138.5 НКУ прочие, в том числе и административные, расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены.
Небезынтересно знать и мнение налоговиков по этому вопросу. Так, в соответствующей консультации из ЕБНЗ под кодом 110.09.03 сказано, что согласно п.п. 138.12.2 НКУ расходы по поддержанию нематериальных активов в пригодном для использования состоянии учитываются при определении объекта налогообложения в составе прочих расходов хозяйственной деятельности, в отношении которых разд. III НКУ прямо не установлены ограничения по отнесению в состав расходов. Если придерживаться такого мнения, то указанные расходы следует отражать в стр. 06.5.37 Приложения IB к Налоговой декларации по налогу на прибыль, что также требует расшифровки таких расходов при подаче декларации.