Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


06.01.17
29175 74 Печатать

Предложено ввести переходный период для «спящих» предпринимателей без уплаты ЕСВ

С 1 января 2017 вступил в силу Закон Украины от 06.12.2016 г. №1774-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (опубликован в Урядовом Кур’єре от 27.12.2016 года), который внес изменения в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

Согласно указанным изменениям физические лица - предприниматели, которые не будут получать доход в 2017 году, обязаны платить единый социальный взнос, минимальный размер которого с 1 января 2017 года составляет 704 грн. До 1 января 2017 физические лица-предприниматели, которые не получали доходы в отчетном месяце, имели право не платить единый социальный взнос.

Обязательства платить единый социальный взнос независимо от наличия дохода создало неудобства для многих категорий физических лиц. Более того, чтобы в 2017 году не платить единый социальный взнос физические лица-предприниматели, которые не получают доходы, вынуждены были прекратить государственную регистрацию до 1 января 2017 года. То есть на осуществление регистрационных действий по прекращению хозяйственной деятельности с момента опубликования вышеуказанного Закона предприниматели имели только 4 рабочих дня.

Такая ситуация спровоцировала массовые очереди у государственных регистраторов и повысила уровень социальной напряженности. Значительная часть физических лиц-предпринимателей из-за административных сложностей, неожиданной смены законодательства и неосведомленности не успела за столь короткий срок завершить регистрационные действия и будет вынуждена уплатить единый социальный взнос в 2017 году. Именно поэтому разработан законопроект № 5633 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства".

Согласно проекту, если налогоплательщиком подано заявление о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя государственному регистратору до 1 апреля 2017 года и таким плательщиком не получен доход в течение 1 квартала 2017 года, то такой плательщик освобождается от обязанности уплачивать единый социальный взнос за этот период. 

Бухгалтер 911 подчеркивает: содержание авторских материалов может не совпадать с политикой и точкой зрения редакции. Среди авторов материалов, которые публикуются, есть не только представители редакционной команды.

Информация, представленная в конкретной публикации, отражает позицию автора. Редакция не вмешивается в авторские материалы, не редактирует тексты и, следовательно, не несет ответственности за их содержание.

Комментарии
  • Славка
06.01.17 01:24

Как это по-нашему: че-то сотворить, потом решить, что не подумав хрень впороли и пытаться исправить, но снова-таки через одно место...

Ответить
  • Бух
06.01.17 02:57

Обычный пиар от Ляшка

Ответить
  • Гоша
06.01.17 09:10

Бух, Действительно, почему Ляшко только "проснулся "? Почему он голосовал за этот закон 5130 про обязательность ЕСВ для ФОП на ОСН? Ведь мог бы и не голосовать. Что то лукавит Ляшко

Ответить
  • Виктория
06.01.17 07:25

а скажите что значит спящий ФОП, если он не получает дохода, зачем он открыт, а если открыт и получает доход но показывает в отчетах что "спит", так пусть платит. Нам продлевают пенсионный возраст, потому что нечем платить пенсии пенсионерам, и я налоги плачу что бы и "Спящим" ФОП-ам потом была пенсия, не сильно ли нагло с их стороны

Ответить
  • Аудитор
07.01.17 18:38

Виктория, Вы видимо АБСОЛЮТНО не знаете Законодательство касательно пенсии!!! Нет отчислений нет пенсии!!! Прежде чем тбред сивой кобылы писать в следующий раз ознакомьтесь с законодательными актами!! Или скорее всего ВЫ и есть из нынешней недалекой власти!!!и голосовали сами за этот "предновогодний бред реформу"

Ответить
  • Бух17
07.01.17 15:38

Виктория, я в ноябре родила ребенка. Должна теперь бежать закрывать ФОПа, потому как для ФОПов отпуск по уходу за ребенком до 3 лет не предусмотрен. Если не закроюсь, то буду платить ЕСВ. Вот таким образом мы "обманываем" государство.

Ответить
  • Татьяна
07.01.17 00:43

Виктория, спящий ФОП это мама в декрете, которая уходя рожать ребенка и оставляет на время деятельность не обязана искать деньги платить ЕСВ так как детельность не ведет

Ответить
  • Марина
06.01.17 17:13

Виктория, без лоха и жизнь плоха,ха,ха

Ответить
  • ответ Возвущение Виктории
06.01.17 13:15

Виктория, вы видимо плохо учились и не и не умеете понимать, спящие ФОПы не получают пенсию - тобишь, если человек на общей системе и налогов не платит, то этот период не идет ему в стаж и в расчет пенсии. Хочу на вас посмотреть, когда вас переведут насильно ваши работодатели в ФОП, а потом уволят и ФОП останется висеть на вас, дохода у вас нет, работы нет, а гемор есть от ФОПа. Вот такие, как вы только на бабушек и могут пинять, а можновладцям зад лизать!

Ответить
  • Светлана
06.01.17 12:12

Виктория, может они просто устроились на работу и временно прекратили деятельность ,так,сказать до лучших времен.Почти все мои знакомые "спящие " ФОПы работают.

Ответить
  • Зверь
06.01.17 12:10

Виктория, як наполегливо та довго ви працюєте і так сильно хвилюєтесь за ФОПІВ вони шанона моя все самі роблять, ризикують працювати у цій прекрасній країні самостійно і отримуват дохід не завжди виходить, щоб оплачувати забаганки наших шановних можновладців. Сьогодні ФОПИ без доходу повинні платити, а завтра ми з Вами із нашої мізерної ЗП будемо платити наприклад певну суму і не менше, якщо навіть ви не отримуєте такої ЗП, яка б дозволила даний платіж давайте умовно 300-400 у. о. тому,що можновладці вирішать, що ЗП ви отримуєте в конверті і захочуть з вас суму умовного податку, яку самі ж і порахують. ЯК вам така логіка чи сподобається вам так жити. Думаю ні тому будь ласка будьте більш гуманні до ФОПІВ. А пенсійний вік та інші питання, щодо виплат пенсій треба нам з вами збиратись та вимагати, як це роблять закордоном бо щось я ніде не бачила наприклад ПЕНСІЙНОГО МАЙДАНУ ми не реагуємо як повинні. Всі разом і молоді і пенсіонери кожний тягне покривальце на себе та сидить і думає моя хата з краю нічого незнаю,а коли приходить час все що можимо тільки жалітися все.

Ответить
  • Фу
06.01.17 11:09

Виктория, возмутитесь теми , кто получает ОГРОМЕННЫЕ пенсии. Вас они не смущают, Можно подумать, что нам после этого добавят пенсии или уменьшат пенсионный возраст.

Ответить
  • Дмитрий
06.01.17 10:59

Виктория, а такое слово как "фрилансер" Вы слышали ? человек готов работать и платить налоги, но работа есть не всегда. Как быть теперь, уходить в "тень" ?

Ответить
  • Аврора
06.01.17 09:59

Виктория, А Вы не подумали, что многие не могут физически "закрыть ФОП" - посмотрите сколько наших людей уехало "на заработки" так и закрывшись по вине дерьмового законодательства, а теперь без личного похода к гос.регистраторам, тем более, это сделать невозможно.Очевидно, Вы сами не сталкивались с "процедурой прекращения до последнего изменения законодательства о гос.регистрации" - отрапортовали, что это можно сделать по интернету, но это - фикция...Так что, всех-то под одну гребенку не стоит... А пенсии "законно разворовывают заслуженные", получая до 20 тыс. и более за непонятные заслуги исключительно "конституционно"... так, что ТАКИМИ методами эту проблему не решить...Изменения в систему налогообложения по закону, должны были опубликовать за шесть месяцев до даты вступления...а не так, за 4 дня... И кто же нарушает закон? "За дурной головой и ногам некогда..." Как-то так... С Рождеством Вас! Всех благ!

Ответить
  • Ника
06.01.17 11:17

Аврора, " отрапортовали, что это можно сделать по интернету" По Днепру можно, на третий день уже было "припинено", но по остальным городам области не получилось

Ответить
  • АВрора
06.01.17 11:37

Ника, НИГДЕ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ!!! И у регистраторов только "поулыбались" на этот вопрос... и по доверенности - фига, если она не той формы... а форма меняется чуть ли не каждый день по два раза... как и бланки... и если паспорт без регистрации...и если в посольствах ничего не знают...и если... и если... и если...И еще, вопрос коль у кого-то "припинено" то, не будет ли такое "припинено" отменено... в этом дурдоме! Вам - удачи и доброго дня!

Ответить
  • Ника
25.01.17 12:21

АВрора, вы не правы, я сама по Днепру получила уведомления о закрытии трех ФОПов (всего подавали 17 человек по области, в период с 25.12 по 29.12), Всех закрывала с ключами налоговой, пробовала ключи Привата, пришло сообщение об ошибке. По Павлограду все время приходил ответ, что из-за технического сбоя надо подать заявку повторно, в по Новомосковску вообще ничего не пришло (отправляла 7 раз).

Ответить
  • sk
06.01.17 09:43

Виктория, "спящие" ФОПы не оплачивают ЕСВ, а значит им не начисляется страховой стаж (пенсия) в этот период. Вы оплатой налогов их никак не поддерживаете. ФОПов априори никто не поддерживает) На пенсию они самостоятельно отчисляют от своих доходов, декретные не получают, работают на свой страх и риск.

Ответить
  • Гоша
06.01.17 09:06

Виктория, Вы сильно резко задаете вопрос - "...зачем он открыт...". Может этот ФОП занят сезонными работами или ждет заказов, ищет клиентов. К сведению, если ФОП не платит ЕСВ, то как Вы понимаете у таких ФОПов нет пенсионного стажа , поэтому сильно не надо волноваться, что Вы "...налоги плачу что бы и "Спящим" ФОП-ам потом была пенсия, ...". Тем более, что по существующей сегодня солидарной системе, ваши налоги идут на оплату пенсий действующих пенсионеров и никуда они не складываются (на потом).

Ответить
  • Бух
06.01.17 08:28

Виктория, не волнуйтес, спящим ФОПам этот период в стаж не идет

Ответить
  • бух-бух
06.01.17 07:35

А что делать сезонникам ?..

Ответить
  • саша
06.01.17 08:13

бух-бух, зарабатывать за сезон на весь год. Или пенсию потом тоже будете посезонно получать?

Ответить
  • Киев
06.01.17 08:22

Как всегда: довести народ до истерики, а потом понять, что все можно сделать спокойнее, не испортив людям праздники, что эти 3 месяца ни на что особо не влияют.

Ответить
  • Виталий
06.01.17 08:24

Все на много проще. Не хочется им картину по безработным портить. "Спящий ФОП" имеет "много" работы и он совсем не относиться к категории безработных.

Ответить
  • Светлана
06.01.17 10:27

Почему никто не говорит о физ.лицах, которые одновременно являются СПД на общей системе и наемным работником, т.к. временно деятельность как предприниматель не осуществляет. Это физ.лицо получает з/п, на которую начисляется ЕСВ и соответственно, идет пенсионный стаж. Зачем в данном случае платить еще один ЕСВ, если для стажа все уже оплачено! Я расцениваю это как вымогательство в чистом виде со стороны государства!!! Беспредел!!!

Ответить
  • LUBAVA
06.01.17 10:45

Из пятерых "спящих"- четыре ФОП уже года три работают официально, платят налоги, а не закрывались - тешили надежду продолжить работать на себя. После 26-го декабря регистратор не принимал заявлений на закрытие. Из официальной з/платы в 1700 грн ( не факт, что не переведут на полставки) отдать за январь 704 грн - занадто. Регистратор начнёт работать аж после 15-го января. Так что пусть гос.МУЖИ быстрее принимают новый проект за основу и не маются д...ю! Уже напугали , теперь можно остудить головы.

Ответить
  • Олик
06.01.17 10:58

Ну, да, прицепились к спящим ФОПам. Прицепитесь к вновь созданным. Заработал/не заработал - плати. эта позиция не верна в корне. Хотите убрать спящих ограничьте период спячки. Но вводить сбор на отсутствие дохода это уже перебор.

Ответить
  • 123
06.01.17 11:07

Немного не по теме! Налоговые регистрируются у кого-нибудь?

Ответить
  • Инга
06.01.17 13:08

123, у меня нет уже 2 часа квитанций на договор (новые ецп), и дозвониться не могу.

Ответить
  • Груша
06.01.17 11:18

123, я сегодня и НН и корректировку зарегистрировала.

Ответить
  • Груша
06.01.17 11:16

123, Да, регистрируются.

Ответить
  • Ника
06.01.17 11:14

123, вчера - нет, 3 и 4 да

Ответить
  • Груша
06.01.17 11:16

Так это только законопроект? Еще не известно, примут его или нет......

Ответить
  • Ок
06.01.17 11:34

Читаємо уважно ПРОЕКТ Закону «97 У разі, якщо платник, зазначений у пункті 4 (крім фізичних осіб - підприємців, які обрали спрощену систему оподаткування) або 5 частини першої статті 4 цього Закону, подав заяву про проведення державної реєстрації припинення підприємницької діяльності фізичної особи – підприємця до державного реєстратора юридичних осіб, фізичних осіб - підприємців та громадських формувань до 1 квітня 2017 року і таким платником не отримано дохід (прибуток) протягом 1 кварталу 2017 року, такий платник має право самостійно визначити базу нарахування єдиного внеску за вказаний період, але не більше максимальної величини бази нарахування єдиного внеску, встановленої цим Законом. При цьому сума єдиного внеску не може бути меншою за розмір мінімального страхового внеску.».Тобто, якщо Ви не отримували доходу, Ви самостійно визначаєте базу оподаткування - але з чого? доходу ж немає... та останнє речення, що сума єдиного внеску не може бути меншою за розмір мінімального страхового внеску. Не зрозуміло...

Ответить
  • Економіст
06.01.17 11:44

Законопроект -це громовідвід від незадоволення підприємців. Таку ж схему провели коли відмінили спецрежим ПДВ для с-г підприємств . Коли сільгоспники застрайкували у ВР зареєстрували аж 5 законопроектів про збереження спецрежиму ,Сільгоспники заспоїлись .а законопроекти так і не розглянули.

Ответить
  • Игорь
06.01.17 13:27

Сначала делают потом думают!!!

Ответить
  • Олег
06.01.17 14:44

Проект закона и закон, это не одно и тоже.Для Виктории. Да, я был спящим ФОПом + одновременно числился на 3-х предприятиях. Судя по вашему мнению мне должна быть повышенная "пенсия" (если конечно доживу до нее)?

Ответить
  • Irena
06.01.17 14:57

А теперь нужно подумать нашим законотворцам, сколько талантливых и активных людей захотят зарегистрировать свою деятельность официально? Все знают, что на начальном этапе деятельности дохода стабильного не получается пока бизнес не стабилизируется, не привлечет постоянную клиентуру. Так что опять в "тень"? И это цивилизованный бизнес называется?

Ответить
  • 456
06.01.17 15:13

Дорогие бухгалтера, предприниматели. Берегите свое сердце! Пожелаем в Новыом 2017году ВСЕМ УКРАИНЦАМ МУДРОСТИ, тогда будут мудрые законы, которые дают благо ВСЕМ! А пока работает ЭГОИЗМ, хорошо- одному, другому -плохо.

Ответить
  • Татьяна Ткаченко
06.01.17 15:16

Я ФОП и еще работаю на предприятии плачу ЕСВ с ФОП и на фирме. Спросила в ПФ и налоговой будут ли какой нибудь перерасчет к пенсии я плачу двойной ЕСВ сказали нет. Но еще на фирме плачу НДФЛ без учета соц.льготы. Весело.

Ответить
  • Тамара
17.01.17 06:20

Татьяна Ткаченко, Вы не платите дважды в ПФ. На предприятии за Вас платит работодатель. И о каком перерасчете в ПФ Вы пишите. По Вашему индеф. коду суммируются все Ваши доходы и учитывается ЕСВ, если он не меньше взноса установленного законодательством.

Ответить
  • некто
09.01.17 12:02

Татьяна Ткаченко,

Ответить
  • Марі
06.01.17 15:29

Татьяна Ткаченко,А чому на фірмі без пільги? Норму про ненадання пільги працюючим ФОПам давно відмінили. Хоча у 2017 році всі ми без пільг.

Ответить
  • Татьяна
06.01.17 15:16

Извините я не Ткаченко ошибка нажала клавишу не правильно

Ответить
  • Павел
06.01.17 15:21

Это еще раз доказывает, что никто не проводит анализ что будет и что это даст, и что депутаты вообще не читают за что голосуют. Уверен на 100% что страна полностью способна прожить без любой власти бездарей и воров.. Я так и не пойму до сих пор, у меня спрашивает один предприниматель фоп : я снят с налоговой регистрации а числюсь только у гос.реестратора, ему нужно платить 704грн, что бы закрыть фоп или нет?

Ответить
  • Гоша
06.01.17 18:00

Павел, А как ФОп узнал, что он снят с налоговой регистрации. Ему дали справку?

Ответить
  • Татьяна
06.01.17 15:36

А если ФОП в декрете? На предприятиях женщин не увольняют пока она в декрете и ЕСВ не платят.

Ответить
  • Бух
06.01.17 17:52

Татьяна, это не имеет значения. Скажите спасибо, что работать не гонят

Ответить
  • Татьяна
06.01.17 15:38

Павел как можно быть снятым с учета в налоговой если существует единый реестр и пока не снят ФОП с госрегистрации он числится и в налоговой. Не понятно.

Ответить
  • Павел
06.01.17 17:55

Татьяна, сначала регистрируешься в гос.реестре но это еще не значит, что вы имеете право на торговлю, для этого вам нужно написать заявление в налоговой на выбранную вами группу фоп и получить свидетельство налогоплательщика, и со следующего месяца вы обязаны платить сборы и налоги, и отчитываться перед государством. Потом вы также имеете право выйти с группы, написав заявление и отдать свое свидетельство, налоги вы не платите но обязаны сдавать пустой годовой отчет..

Ответить
  • Ажур
06.01.17 18:39

Павел, не путайте божий дар с яичницей. То что Вы перестали быть плательщиком единого налога не является фактом Вашего "закрытия" в налоговой. Вы продолжаете там числиться как ФОП на ОСН... Только после "закрытия" у регистратора, после проверки в налоговой и пенсионном фонде Вас снимут с учета и налоговой и в ПФ как ФОПовца, а как ФЛ Вы там будете числится до пенсии.

Ответить
  • Павел
06.01.17 19:03

Ажур, сдача свидетельства в налоговой это снятие с любой группы налогоплательщиков, и законные основание не платить какие либо налоги. А свидетельство регистрации это право на возможную предпринимательскую деятельность. Это законодатели перепутали Божий Дар с яичницей..

Ответить
  • Павел
06.01.17 18:58

Ажур, и почитайте внимательно что я написал.. после сдачи свидетельства обязан сдавать годовые пустышки в налоговую, по новому закону где основания начислять ЕСВ ежемесячно?

Ответить
  • Павел
06.01.17 18:56

Ажур, я в курсе что числится как ФОП но если он сдал свидетельство и не занимается предпринимательской деятельностью зачем его принуждать (а это принуждение) платить ЕСВ, где логика?

Ответить
  • Ажур
07.01.17 07:47

Павел, после сдачи свидетельства нужно сдать одну "ликвидационную" Декларацию и один Додаток 5 по ЕСВ с пометкой "ликвидационная" и ВСЁ!!!! Сдавать "пустышки" не надо. И никто принуждать платить Вас не будет! Просто Вы дальше как "наемное" лицо платите подоходный и военный сбор (пока его не отменили), но это уже делает за Вас предприятие, где Вы будете работать и оно же будет по Вам сдавать все отчеты.Пока Вы имеете идентификационный код или не имеете его (по религиозным убеждениям) и у Вас не пенсионный возраст Вы будете числиться в налоговой как просто физическое лицо, платящее подоходный налог из своей зарплаты государству. И будете числиться там до самого конца жизни.

Ответить
  • Татьяна
06.01.17 15:38

Павел как можно быть снятым с учета в налоговой если существует единый реестр и пока не снят ФОП с госрегистрации он числится и в налоговой. Не понятно.

Ответить
  • Ника
06.01.17 15:46

Почему же не соблюдается норма, что после принятия изменений в законодательстве, эти изменения вступают в силу только через 6 месяцев?Как законотворцы и министры не бояться потерять своё лицо, думая не тем местом, что надо? Каждый раз одно и то же. А, если бы всё это вступило в силу с 1 июля, не было бы этого ажиотажа. Но, впрочем, это наверное не про наших.Почему то вспомнилось премьерство Тимошенко, тоже все бежали закрываться. Уже подзабыла, но что то связано было с НДФЛ и ФОПам не не светило быть пл.НДС, так все снимались с пл.НДС. Точно уже не помню, но были тоже весёлые деньки .

Ответить
  • Буржуй
07.01.17 03:53

Ника, есв не налоговый кодекс

Ответить
  • Гоша
06.01.17 17:02

Ника, Если помните Тимошенко пыталась ввести норму, что если ФОП на ЕН работает с клиентом на постоянной основе - то это надо считать как трудовые отношения. Естественно для клиента возникали последствия - НДФЛ, ЕСВ. Тогда начали "дробить" договора. Делать их на определенный период(с...по...). После окончания этого периода - снова заключать договор на определенный период. Но Тимошенко не пошла на эти меры. Однако свой след "реформатора" она оставила.

Ответить
  • Фима
07.01.17 17:48

Власть боится возмущения предпринимателей, которое выльется в масштабные протесты, и власть слетит со своих золотых катушек.

Ответить
  • Бухгалтер
07.01.17 22:03

И что, кто-то из "спящих" будет платить?

Ответить
  • Виталий
08.01.17 12:48

Бухгалтер, а куда денутся ? потом судом и частными исполнителями затаскают до нервного тика ... с государством шутки плохи, тем более с таким дегенеративным как наше.

Ответить
  • Жора
09.01.17 17:12

Уже такое было с выгодонабувачами...

Ответить
  • frost
11.01.17 19:47

Поддержите петицию:"СКАСУВАННЯ ОБОВ"ЯЗКОВОЇ СПЛАТИ ЄСВ встановленого з 01.01.2017 р. для ФОП та осіб, що здійснюють незалежну професійну діяльність, в разі відсутності у таких осіб доходів"Суть: "СКАСУВАТИ ПРИМУСОВУ СПЛАТУ ЄСВ, В РАЗІ ВІДСУТНОСТІ ДОХОДІВ У ФОП (крім спрощеної системи, так як там інші правила) ТА ОСІБ, ЩО ЗДІЙСНЮЮТЬ НЕЗАЛЕЖНУ ПРОФЕСІЙНУ ДІЯЛЬНІСТЬ! "https://petition.president.gov.ua/petition/32225

Ответить
  • Ника
25.01.17 12:29

frost, как у вас получается ее подписывать?я час провозилась, ничего не подписала. Их специально так делают, чтоб подписей поменьше собрать?

Ответить
  • Ирина
12.01.17 08:47

А виновата лишь только в том, что хочется им кушать

Ответить
  • Angel
13.01.17 00:07

Друзья, давайте общими усилиями добиваться отмены дебилизма по уплате ЕСВ неработающими ФОПами....Подписывайте питицию https://petition.president.gov.ua/petition/32225

Ответить
  • Елена
16.01.17 16:45

Angel, как подписать питицию?

Ответить
  • РОза
13.01.17 20:04

Дебилы ,что ФОПЫ должны платить за воздух.незнают как пополинить казну,меньше надо воровать

Ответить
  • Vladiimir
07.02.17 15:15

Поддерживаю закон 5633. Если не примут - нужен майдан!

Ответить
  • Ден
09.02.17 12:38

Ты подписал???петицию к Президенту №22/032225-еп об отмене уплаты ЕСВ при отсутствии доходовhttps://petition.president.gov.ua/petition/32225

Ответить
  • саша
21.02.17 21:12

Это я должен у своих детей ото рта оторвать чтоб этих толстожопых кормить .ДОСТАЛО

Ответить
  • Крістіна
02.03.17 16:46

так приняли законопроект 5633 или нет? кто в курсе?

Ответить
  • Админ
02.03.17 16:53

Крістіна, еще даже не рассматривали. статус документа можно проверить по ссылке http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=60896

Ответить
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям