Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


23.01.17
11185 41 Печатать

В попытках сэкономить на налогах: можно ли устроиться работать "по совместительству" на свою же работу

Работодатели пытаются пользоваться пробелами в законодательстве, сообщает СЕГОДНЯ.ua

"У нас на работе в связи с повышением минимальной зарплаты пытаются как-то уйти от того, чтобы платить больше налогов. И придумали такую штуку: нам предлагают уволиться и оформиться "по совместительству". Но, если рассуждать логически, как я могу работать по совместительству, если у меня при этом не будет основной работы?" — Елена Д.

Отвечает Юрий Андрощук, адвокат ЮФ "Универс-Альянс":

"С одной стороны, вы правы, и само по себе совместительство предполагает наличие основной работы. С другой стороны — похоже, ваш работодатель пытается воспользоваться тем обстоятельством, что при приеме вас на роботу по совместительству он не обязан проверять, есть ли у вас на самом деле основная работа. Таким образом, если предположить, что некто пришел наниматься на работу по совместительству, принес паспорт и, если нужно, диплом, и сказал, что якобы у него есть какая-то основная работа (а на самом деле ее нет — то есть он обманул работодателя), то его зачислят, скажем, на полставки как совместителя и даже будут платить налоги из половины минимальной зарплаты. Но надо понимать, что это будет длиться ровно до того момента, как фискальная служба увидит, что по работнику идут налоги за половину минимальной зарплаты, и тут же обратится к предприятию как к налоговому агенту, ответственному за уплату налогов за этого сотрудника, со штрафными санкциями за недоплату налогов. Тогда предприятию придется доказывать, что оно не виновато.

Да, сейчас есть некоторая неурегулированность в этом вопросе, и нет полной ясности, как это будет происходить на практике и насколько оперативно будет реагировать фискальная служба. Но тенденции политики налоговых органов в нашей стране таковы, что долго длиться неурегулированность в данном вопросе не будет, и настолько очевидную "дыру" для уклонения от уплаты налогов, скорее всего, быстро закроют".

Бухгалтер 911 подчеркивает: содержание авторских материалов может не совпадать с политикой и точкой зрения редакции. Среди авторов материалов, которые публикуются, есть не только представители редакционной команды.

Информация, представленная в конкретной публикации, отражает позицию автора. Редакция не вмешивается в авторские материалы, не редактирует тексты и, следовательно, не несет ответственности за их содержание.

Комментарии
  • Буржуй
23.01.17 06:12

Обратите внимание в очень многих сферах бизнеса и не бизнеса вводится ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ!

Ответить
  • Гоша
23.01.17 09:02

Буржуй, В этой статье есть определенные противоречия. Автор пишет "... надо понимать, что это будет длиться ровно до того момента, как фискальная служба увидит, что по работнику идут налоги за половину минимальной зарплаты, и тут же обратится к предприятию как к налоговому агенту,... со штрафными санкциями за недоплату налогов...." , а потом автор пишет "...сейчас есть некоторая неурегулированность в этом вопросе, и нет полной ясности, как это будет происходить на практике и насколько оперативно будет реагировать фискальная служба....". Каким образом ДФСУ сформулирует штрафные санкции? Работник устроился работать по совместительству. В чем нарушения ЮЛ? Ваше мнение?

Ответить
  • Зина
23.01.17 23:16

Гоша, работа без трудовой, фактически на основном месте работы.

Ответить
  • Буржуй
23.01.17 09:30

Гоша, по моему если все оформлено правильно, оформлен табель рабочего времени то никакого. Тем более если речь о уборщице, ночном охраннике, электрике на малом предприятии и т.д. Но Вы знаете где мы живем.

Ответить
  • Ева
23.01.17 09:59

А что делать со сч.24 КЗоТ: "При укладенні трудового договору громадянин ЗОБОВ'ЯЗАНИЙ подати паспорт або інший документ, що посвідчує особу, ТРУДОВУ КНИЖКУ, а у випадках, передбачених законодавством, - також документ про освіту (спеціальність, кваліфікацію), про стан здоров'я та інші документи." И нет ни одного намека, что это только по "основной" работе. Вот тут и могут прицепиться, что обязаны были проверить наличие тр. книжки и записи в ней.

Ответить
  • Иллюзорная реальность
23.01.17 10:46

Ева, згідно Постанови КМ "Про трудові книжки працівників" , "3. Трудові книжки зберігаються на підприємствах, в установах і організаціях, а при звільненні працівника трудова книжка видається йому під розписку в журналі обліку." . Тобто , при працевлаштуванні за сумісництвом праціваник просто не має змоги надати трудову .

Ответить
  • Наташа
23.01.17 15:04

Иллюзорная реальность, тогда он должен принести с основного места работы заверенную копию трудовой с отметкой "продолжает работать"

Ответить
  • Аля
23.01.17 23:18

Наташа, + никто это работодателю не запрещает.

Ответить
  • Гоша
23.01.17 16:07

Наташа, А где это написано(КЗоТ,НКУ, ЗУ "Про оплату праці"), что он "...должен принести с основного места работы заверенную копию трудовой с отметкой "продолжает работать"..." при трудоустройстве по совместительству.?

Ответить
  • Иллюзорная реальность
23.01.17 17:38

Гоша, тоже этот вопрос интересует...

Ответить
  • Ксенія
23.01.17 08:13

А що робити з пенсіонерами? У нас на підприємстві 3 пенсіонери. У двох звичайна пенсія, а у третього велика бо він ліквідатор. Тепер з цією мінзарплатою скільки з пенсії у них будуть відбирати? І чи можна їх оформити по совместительству?

Ответить
  • 911
23.01.17 09:38

ой да ладно, "никогда такого не было и тут опять" -як мені подобається приймуть черговий антикорупційно-економікостабілізуючи-реформаторський закон, і їм кажуть не запрацює тут у вашій кастрюлі дірок більше чим в друшлаку, а вони та ні все гуд..... там що одна така дирка ? - а прийняти 15 числа і звільнити 15 слідуючого, а потім на дог ЦПХ пару місяців і знов на круг.

Ответить
  • Машуня
23.01.17 10:26

Я не стала бы так рисковать, однозначно! Внаглую, зная, что у тебя работник на основном месте, оформить ему совместительство. Да...... Я в этом году всем настоящим совместителям применяю НСЛ. Но несмотря на то, что знаю, что на основном месте НСЛ не применяется, все равно сделала сама Довідку о неприменении НСЛ и попросила заверить на основном месте. Мне так спокойней..... А такие "оптимизаторы" попадут в поле зрения после первого отчета по ЕСВ.

Ответить
  • Ольга
23.01.17 10:49

Машуня, так а смысл применять льготу, если потом физику в конце года придет "уведомление", что он должен доплатить, и он прибежит с претензией, что его обманули, заставили и гоните деньги ).

Ответить
  • An
23.01.17 11:07

Ольга, я так понимаю, что льготу можно применять только по одному месту работы. теперь получается что по основному месту работы не получится т.к. зарплата 3200 . а предел приминения льготы 2240 грн. А вот по совместительству как раз таки есть шанс применять льготу. и никакое "уведомление" о доплате к нему прийти не должно.

Ответить
  • ша
23.01.17 23:19

An, по выбору

Ответить
  • 132
23.01.17 10:52

У меня была проверка есв, и по совместителям потребовали копии трудовых книжек.

Ответить
  • Гарри К.
24.01.17 15:51

132, ..вполне логичное действие со стороны фискалов: потребовать принести "копию трудов.книжки с места осн.работы".. законно это или нет - это вопрос уже второй... однако если таковой копии НЕ окажется в нужный момент, - свою правоту придется доказывать в суде.. со всеми "вытекающими".. даже если суд примет сторону ЮЛ (???!!!) , - расходы на юриста, адвоката и пр. могут с легкостью "слизать" всю "оптимизацию" к чертям собачим...

Ответить
  • Гоша
23.01.17 11:42

132, По совместителям сделали копии трудовых книжек? Или не делали? А если совместитель не смог дать копию тр.книжки, то как поступили?

Ответить
  • 132
24.01.17 09:20

Гоша, по совместителям сделали копии трудовых книжек. К счастью у меня все совместители дали копии.

Ответить
  • ша
23.01.17 23:20

Гоша, расстреляли.

Ответить
  • Иллюзорная реальность
23.01.17 10:54

132, а чем аргументировали ? Сколько меня не проверяли по ЕСВ , ни разу трудовые не спрашивали и не смотрели , тем более - копии ....

Ответить
  • 132
23.01.17 11:01

Иллюзорная реальность, аргументировали тем, что другим способом доказать совместительство не возможно.

Ответить
  • Женя
23.01.17 15:26

132, у меня с такими аргументами требовала инспекция по труду, копии тр.книжек или справку с основного места работы

Ответить
  • Иллюзорная реальность
23.01.17 17:41

Женя, дело в том , что законодательство не обязывает работника приносить такую копию . А факт работы по совместительству зафиксирован в заявлении о приеме на работу и приказе . Можно еще трудовой договор составить , где прописать совместительство .

Ответить
  • Гоша
23.01.17 11:45

132, ДФСУ у себя по базе может увидеть, где работник получает зрп и платит НДФЛ. Что то они про "... не возможно" слукавили.

Ответить
  • 132
24.01.17 09:25

Гоша, все правильно можно увидеть по базе, и по закону требовать копии трудовых не нужно с этого я и начала разговор с контролирующими органами. Мне было сказано докажите, что они совместители.

Ответить
  • Иллюзорная реальность
23.01.17 11:05

132, понятно . Только нигде не зафиксирована обязанность работодателя требовать такие копии . Да и сами трудовые согласно п.3 Постановы КМУ "Про трудові книжки працівників" , "3. Трудові книжки зберігаються на підприємствах, в установах і організаціях, а при звільненні працівника трудова книжка видається йому під розписку в журналі обліку." ...

Ответить
  • Ева
23.01.17 14:00

Храниться тр. книжки должны на осн. месте работы, но требование ст 24 КЗоТ придется выполнить: либо на том предприятии сотрудник напишет заявление о выдаче на 1 день трудовой книжки для трудоустройства, либо тот бухгалтер заверяет копию трудовой и она (копия) хранится у нас на предприятии. .

Ответить
  • Иллюзорная реальность
23.01.17 14:24

Ева, тут налицо юридический казус . Так что , каждый решает для себя ...

Ответить
  • Машуня
23.01.17 14:28

Иллюзорная реальность, а у меня казус, что один совместитель не хочет брать копию трудовой и заверять мою довидку про неприменение НСЛ, т.к. не хочет чтоб на основном месте знали, что он еще где-то работает). Сказала, что НСЛ он не получит, согласен... вот люююди )))

Ответить
  • Татьяна
23.01.17 16:17

Машуня, Пусть напишет Вам заявление на применение НСЛ(если по основному месту льготы нет).

Ответить
  • бух
23.01.17 19:40

Работник в поисках основной работы, на поиск которой он может потратить неопределенное количество времени. Вакансии по совместительству еще никто не отменял. И на данный момент нет ни одного закона который обязывает работодателя проверять основное место работы своего работника, который устраивается по совместительству.

Ответить
  • Виталина
23.01.17 21:34

Объясните кто нибудь ,плыз, как поступить правильно в моем случае : у нас есть магазин на двоих с мужем ( у мужа акциз , а у меня единый налог) и у мужа с сыном есть магазин ( у мужа акциз , у сына единый). Я занимаюсь в обеих магазинах всеми бумажными делами , причем по сыну провожу все сделки и банковские в т.ч.( есть доверенность от сына),так как он в данный момент в силу определенных обстоятельств не всегда находится в Украине и получается ,что в магазине сына и мужа я нахожусь большую часть времени. Вопрос : если к ним в магазин придет проверка по трудоустройству и застанет меня там в рабочее время к примеру за прилавком (кстати, есть наемные продавцы офиц. оформленные) имеют ли право проверяющие оштрафовать моего мужа или сына ??!! Может кто то знает ответ на этот вопрос?? В налоговой вразумительного ответа на сегодняшний день мне не дали...Единственное, что просто посоветовали мне добавить еще одну точку( имеется ввиду магазин сына и мужа) к себе в свидетельство единого налога , как говорится от греха подальше...

Ответить
  • Ирина
24.01.17 17:33

Виталина, Пусть муж сделает вам тоже доверенность, что вы имеете право подписывать в его отсутствие документы приход-расход, отчетность и т.д. и решать текущие вопросы по магазину. При проверке почему вы там - АРГУМЕНТ довереность))) Я тоже занимаюсь бумагами. Когдато в налоговой настаивали что бы оформлялась. Сделала доверенность - вопросы отпали)

Ответить
  • Иллюзорная реальность
23.01.17 22:57

Виталина, стесняюсь спросить , что за система налогообложения такая "Акциз" ? Общую знаю , единый налог знаю , "Акциз" - не знаю ...

Ответить
  • Виталина
24.01.17 21:13

Ирина, я консультировалась у юриста и такая доверенность дает мне возможность заниматься только отчетностью, договорами и т.д, но если вдруг придет проверка и застанет меня за прилавком , то доказать , что я к примеру не торгую будет очень трудно. Со слов юриста эта доверенность в данном случае "пустая бумажка". Еще пол года назад такая доверенность бы прошла, но сейчас уже нет... Замкнутый круг какой то ...Но все равно спасибо..

Ответить
  • Виталина
24.01.17 21:16

Иллюзорная реальность, я думаю вы меня прекрасно поняли ...Конечно же общая...

Ответить
  • Ирина
30.01.17 11:41

Подскажите если на основном месте работы рабочему делают на 3200 начисление 22% то по совместительству 05 ставки другая организация 22% начисление делает на 1600 или 3200 и еще совместительству на 075 можно принимать на работу без трудовой ,заранее благодарю .

Ответить
  • Ирина
30.01.17 11:50

Подскажите пожалуйста если отпускные меньше 3200 то на какую суму 22%начислять на 3200 или на ту что получилась? (В отчете показывать одной строкой отпуск или двома )

Ответить
  • Лилия
18.03.19 22:10

Подскажите, пожалуйста, может ли п/психолог отдела образования выполнять педагогческую деятельность (по своему же профилю - психологическое консультирование) т.е. дополнительно оплачиваемую работу во время основной деятельности 240 часов в год как предприниматель? Благодарю

Ответить
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям