Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


15.03.18
11513 15 Печатать

"Нулевое" декларирование: кого миловать, кого – наказывать

О "нулевом" декларировании для граждан в Украине говорят уже полтора года. На днях президент Петр Порошенко на встрече с представителями отечественного и зарубежного бизнеса предложил вернуться к обсуждению возможности все-таки ввести такие декларации, сообщает 24 канал.

Что такое "нулевая" декларация

По состоянию на сегодня юридического понятия "нулевой" декларации нет в украинском законодательстве. Как разговорный этот термин употребляется предпринимателями в отношении налоговой декларации с отсутствием дохода (убыточностью).

Четко выписанного единого законопроекта, по которому можно было бы отслеживать процесс подготовки к "нулевому" декларированию, нет. Зато законопроектов на эту тему есть много. Например, на сайте ВР есть законопроект 3662 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно нулевой декларации, в январе 2016 включен в повестку дня. Сейчас он на рассмотрении в Комитете ВР.

Этот законопроект предлагает дополнить Налоговый кодекс пунктом о том, чтобы временно установить налог за декларирование доходов, имущества, имущественных прав субъектом представления нулевой декларации. Плательщиками налога в законопроекте называются субъекты представления нулевой декларации (согласно закону о нулевой декларации, о котором далее), которые задекларировали доходы, другое имущество, имущественные права. Объектом обложения налогом являются доходы, другое имущество, имущественные права, указанные в нулевой декларации плательщика налога. При этом налоговые ставки – разные для каждой части дохода. В частности, для объектов налогообложения стоимостью до 25 миллионов гривен – 1%, свыше 100 миллионов – 5%.

Но есть большое "но" – этот законопроект ссылается на "Закон о нулевой декларации". Один такой был внесен в парламент в декабре 2015 года, но в ноябре 2016 – отозван. Иного принятого закона о нулевых декларациях нет.

Если же простыми словами, то "нулевая" декларация – это способ рассказать государству об имуществе, которое у вас есть, просто честно сообщить о всех своих доходах, заплатить налоги, получить гарантию государства, что ни за какие из них вас не накажут как за незаконно приобретенные. Что дальше с этими знаниями будет делать государство – другой вопрос.

Зачем нужно "нулевое" декларирование

Петр Порошенко представляет "нулевые" декларации как "возможность каждому украинцу уплатить соответствующий налог в соответствии с законом, завести деньги в Украину, инвестировать их в украинскую экономику и чувствовать себя свободным гражданином свободной страны". По убеждению президента механизм “нулевой” декларации, позволит защитить, в первую очередь, малый и средний бизнес. В конце концов, считает гарант – не все предприниматели в Украине нечестные.

Действительно, не все. Однако, говорят не согласны с мнением президента, под видом защиты честного бизнеса "нулевое" декларирование вполне может вывести сухими из воды коррупционеров.

Народный депутат Дмитрий Добродомов назвал нулевое декларирование для Украины сегодня легализацией награбленных средств и отсутствием ответственности за неуплаченные налоги.

Нулевая амнистия (декларирование) – это альтернативное декларирование, которое позволит всем легализовать капиталы и избежать любой ответственности. Вы честно декларируете все, что у вас есть (в частности то, что скрывали раньше), платите с этого фиксированный налог, вам за это ничего не будет (государство гарантирует отсутствие наказания), и все начинается с самого начала,
– пояснил он.

Нельзя отрицать, что нулевое декларирование – это один из инструментов для вывода бизнеса из тени, ведь в этом случае государство получает налоги, отметил Добродомов, но заметил: политики и чиновники, которые воровали годами, по сути, смогут не скрывать награбленное, и никто с них не спросит, ведь государство гарантирует отсутствие наказания.

"Мы не можем вводить нулевые декларации сейчас, а тем более для всех, ведь на сегодня мы имеем полное отсутствие доверия к органу и к государственной власти, которые бы занимался этими декларациями. А в таком случае это не будет работать на пользу Украины", – констатировал нардеп.

Председатель Совета ОО "Общественный люстрационный комитет", координатор коалиции "Декларации под контролем" Александра Дрик еще в 2016 году ставила такие вопросы относительно "нулевого" декларирования:

Предположим, что такую нулевую декларацию таки вводят. Кто будет субъектами? Будет ли это только бизнес, или также чиновники? Будут ли в равных условиях чиновники, которые пришли из бизнеса, и те, которые всю жизнь были чиновниками? Это принципиально разные вещи, которые нельзя мешать в кучу.

Допустим, что этой нулевой декларацией разрешается декларировать все активы. Какие именно активы? Только ли украинские или зарубежные? Или требуется объяснение происхождения и стоимость этих активов? Кто и как будет определять стоимость этих активов, а, следовательно, размер налога, который надо будет с него заплатить? Будут ли декларироваться активы только конкретного лица или его родственников?

Куда и на каких условиях декларация будет подаваться? Будут ли они проверяться? Представим, что такой орган будет НАПК — как представление нулевых деклараций будет коррелироваться с теми декларациями, которые согласно Закону "О предотвращении коррупции" будут подаваться в систему е-декларирования?

Уувидим ли мы эти декларации? Представим, например, что такие декларации будут непубличными. Получается, что все журналистские расследования, как и систему е-декларирования, как и нашу с вами, активисты, работу по проверке имущества можно выбросить на помойку. Ибо любое нововыявленное имущество в результате может оказаться разово задекларированным. Но как мы об этом узнаем, если эта информация не будет публичной?

Если субъект представления этой декларации будет освобождаться от любой ответственности, каким образом будет работать ответственность по закону "О предотвращении коррупции" за ложные данные в декларациях?" – размышляет Александра Дрик.

На эти вопросы, заметила Дрик, надо ответить до внесения подобной инициативы на рассмотрение парламента. Однако, внесенный и отозванный проект закона в ВР уже имеем. И есть еще один, который не имеет смысла без этого отзыва. Как поступят законодатели и президент дальше, что и когда будут вносить, неизвестно. Но – президент призвал представителей бизнеса принять участие в разработке соответствующих документов и законопроектов.

Автор: Янина Ткачук

Бухгалтер 911 подчеркивает: содержание авторских материалов может не совпадать с политикой и точкой зрения редакции. Среди авторов материалов, которые публикуются, есть не только представители редакционной команды.

Информация, представленная в конкретной публикации, отражает позицию автора. Редакция не вмешивается в авторские материалы, не редактирует тексты и, следовательно, не несет ответственности за их содержание.

Комментарии
  • Юрий
15.03.18 01:28

вопрос. А если я декларирую допустим 50 - 500 тыс у.е. и не плачу с них1%, так как в допустим 1996-2001 г мне их подарил дедушка, которого нет, и в тот период они не подлежали налогообложению. Что мне могут сделать? Я же ничего не нарушил. Презумпция невиновности!!! Или Фопом на 2-й группе 10 - 15 лет с максимальными оборотами, с конвертацией в доллар. Ничего не покупал, сидел на хлебе и воде. А теперь покажу свои «кровно заработанные» активы, почему я должен платить 1%.?! Просто кто-то хочет нагнуть страну на 1-5% от стоимости всех частных активов. Виктор Фёдорович в очередной раз спросит: «а что, так можно было?»

Ответить
  • Юрий
15.03.18 01:33

Второй вопрос - вопрос безопасности. В стране, в которой граждане не защищены от несанкционированной передачи информации третьим лицам, не защищены от криминала, введение подобного декларирования, приведёт к волне грабежа и краж, с минимальной перспективой раскрытия преступлений и возврата средств.

Ответить
  • Юрий
15.03.18 01:36

Вывод - нулевое декларирование очень нужно определенной группе лиц (чиновники высшего уровня: депутаты, судьи, прокуроры, министры, замы, директора, замы, начальники департаментов и служб гос предприятий) для легализации коррупционных доходов, активов, прочее

Ответить
  • Острая
15.03.18 10:46

Юрий,а я бы добавила в Ваш список, врачей, руководителей и замов не зависимо от формы собственности.

Ответить
  • Юрий
15.03.18 12:35

Острая, поверьте, нормальные руководители и замы из частного сектора, в своём большинстве) готовы к вопросу происхождения активов и средств, т.к. ежедневно варятся в существующей финансово-экономически-политической системе. Знаю многих, кто последние лет 10-15 собирает нужные документы, выписки из банков, доказательства разные, граммотно распределяют семейные активы между родными и близкими (так, на всякий случай, под нулевую декларацию например) Врачи - не уверен.
По врачам отдельная тема! Во всем мире врачи и учителя, преподаватели - уважаемые, самодостаточные люди с высоким достатком - и мы должны к этому стремиться. Если нет - хорошие врачи просто уедут!

Ответить
  • Только
15.03.18 08:45

Барыгам наруку.

Ответить
  • Нина1
15.03.18 10:59

Награбили-наворовали столько, что уже до неприличия лезет-прет из всех щелей, заначек, европ и оффшоров. Сами уже понимают, что пришла пора откупиться и легализоваться: 5% - так будет дешевле, чем потом взятками гасить обыски, суды, конфискации.  И даже, если сейчас погасил, то завтра поменяется власть и новые гоп-стопники от власти опять придут к тебе делить твое имущество.А кроме того, сейчас модно все приобретать и прятать за пределами Украины. А там дядьки-прокуроры и прочие финансовые инспекторы строго спрашивают "Откуда миллиардное барахлишко?". Блин, неподкупные!  Свои местные миллионеры годами не имеют того, что украинские нувориши. Поэтому покажут им декларацию, что у него это все было еще в Украине и налоги уплачены. Это один из способов легализовать свое имущество за границей. Все просто.

Ответить
  • natali
15.03.18 11:37

Нина1,именно так !!!! на 1 000 000 % в вами согласна. Что простому человеку декларировать : квартиру свою купленную в кредит или родительскую (хрущебу)  аналогично дачи ,дома в селе .... а наши сбережения ой какие БОЛЬШИЕ особенно в сравнении с слугами народа!!!
но все равно декларировать нужно ,а затем к Вам зайдет кто-то (инкогнито) и как в Золотом теленке ....

Ответить
  • Нина1
15.03.18 12:04

natali, а нас дураков призывают показать свою вторую хрущевку, которой нет еще в гос.реестре недвижимости из-за того, что еще не все БТИ передали свою базу госрегистраторам, а там в основном особенно много стариков, которые регистрировали жилье в БТИ еще в советские времена. А в паспорте БТИ еще есть данные сколько владельцев у этой квартирки в центре Киева или областном центре.  И эту хрущевку тебе дураку обложат налогом на недвижимость от 37 грн.  и больше за 1 м2,  А далее вся паспортная база с регистрацией и возрастом в руках продажных ментов. И пошли косить пенсионеров, одиноких. Пропал, исчез, забомжевал, переехал в село.

Ответить
  • natali
15.03.18 13:00

Нина1,ой и не говорите Нина (так и тянит по Одесски заговорить) но как Вы правы :)

Ответить
  • Алиса
15.03.18 11:19

Аваков и будет грабить первый,у него все поставлено на поток.Как маски-шоу за деньги так и будет раскулачивание под какой-нибудь криминал.

Ответить
  • Игорь
15.03.18 11:36

Обычная легализация коррупции!

Ответить
  • ТАНЯ
15.03.18 14:13

Это мне напоминает 2015 год когда предприятия наклоняли заплатить т н "компромисс". Это очередной разводняк нам малышам- глупышам. Нашли способ как пополнить бюджет за нас счет

Ответить
  • ОК
16.03.18 11:42

Наипервейший вопрос - кто в первую очередь воспользуется этой инфой? Ответ очевиден!!! У нас, например, в небольшом селе на улице уже практически не осталось ни одного неограбленного дома (некоторых уже грабили по несколько раз). Никто никого даже искать не пытается!!! Так давайте им точный список еще составим и дальше - все по сценарию известной рекламы "А теперь мы идем к вам!"

Ответить
  • Юрий
16.03.18 19:28

ОК, полностью с Вами согласен. Достоверно знаю случаи, когда грабили дома прокурорского руководства. Приехавшие опергруппы пожимали плечиками, не зная что делать. Никого не нашли.

Ответить
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям