Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


05.05.20
20012 28 Печатать

Закон о 5 тысячах: НБУ успокаивает

Автор: Павленко Алексей, налоговый эксперт.

Из «Налоги & бухучет», 2020, № 30, с. 12, 21 вы уже могли узнать о законодательных нововведениях, связанных с финмониторингом, которые заработали с 28 апреля — даты вступления в силу Закона № 361*. Учитывая то, что некоторые новые нормы очень обеспокоили наших читателей, — несколько слов об этих проблемах.

* Закон Украины от 06.12.2019 г. № 361-IX.

Закон № 361 изменяет процедуру финмониторинга во время перевода средств, но волнение наших читателей в большинстве своем было вызвано нормами ст. 11 — 14 данного Закона. Ими возложены на финучреждения определенные обязанности с целью изучения их клиентов. Вот ст. 14 требует от субъектов первичного мониторинга (финучреждений) в случае перевода средств в размере до 30000 грн предварительной верификации (т. е. проверки данных) и плательщика, и получателя, а также получения информации о номерах их счетов, электронных кошельков, электронных платежных средств.

Там также предусмотрен ряд последствий, в том числе и отказ от перевода в случае неполучения/отсутствия такой информации.

Это и вызвало у читателей опасения, что финучреждения с 28 апреля начнут препятствовать вообще любым переводам средств.

Но, во-первых, заметим, это касается только случаев, когда у финучреждения возникнет подозрение, что операция связана с отмыванием денег, другими преступными действиями, а также в случае обмена электронных денег на безналичные для их перевода, а если перевод за границу — то и при получении наличности для безнал-перевода (см. ч. 3 и 4 ст. 14).

А во-вторых, отметим, что в ч. 18 ст. 14 Закона № 361 есть ряд исключений из этих правил. Они не распространяются, в частности, на:

— перевод средств наличностью в пределах Украины в сумме меньше чем 5 тыс. грн;

— оплату жилищно-коммунальных услуг, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей, штрафов, пени (независимо от суммы!);

 снятие средств с собственного счета;

— перевод средств для оплаты товаров или услуг платежными карточками или электронными деньгами;

— перевод средств между плательщиком и получателем платежа через посредника, действующего от имени плательщика или получателя;

— оплату исключительно товаров, работ, услуг, кредита в сумме до 30 тыс. грн (если финучреждение может определить личность плательщика, который заключил договор с получателем).

В связи с этим НБУ завалили вопросами. И регулятор, чтобы успокоить народ, предоставил разъяснения по Закону № 361. В частности, о том, как производить платежи с 28 апреля**.

** bank.gov.ua/news/all/yak-pravilno-zdiysnyuvati-plateji-z-28-kvitnya--aktualni-zapitannya-ta-vidpovidi

Так, проверка будет выборочной, потому что у финучреждений обычно есть все данные клиентов, которые осуществляют денежные переводы.

Кроме того, это не касается переводов денег с карты на карту (банк имеет информацию о владельцах карт). А речь идет о переводах без открытия счета — например, перевод/пополнение счета через терминал. То есть если вы будете перечислять через терминал 5 тыс. грн и больше, то нужна ваша верификация. Но это не касается упомянутых исключений (уплаты коммуналки, товаров, кредита и т. п.). Кроме того, есть еще много технических сложностей, чтобы реализовать все эти нововведения на практике. И НБУ, в частности, упоминает о переходном периоде до конца года...

А на местах пока применяют эти нововведения по-разному и иногда требуют идентификации даже при платеже карточкой.

Другие материалы из "Налоги&бухучет", 2020, № 36:


Подписаться на "Налоги&бухучет"

Уважаемые пользователи! Теперь вы можете узнавать все последние новости портала Бухгалтер 911 первыми в TELEGRAM и VIBER сообществах! Более подробно по ссылке .

Бухгалтер 911 подчеркивает: содержание авторских материалов может не совпадать с политикой и точкой зрения редакции. Среди авторов материалов, которые публикуются, есть не только представители редакционной команды.

Информация, представленная в конкретной публикации, отражает позицию автора. Редакция не вмешивается в авторские материалы, не редактирует тексты и, следовательно, не несет ответственности за их содержание.

Комментарии
  • Ігор
05.05.20 08:57

Ви не там шукаєте відмивання (легалізацію). Найбільшу небезпеку становить легалізація "договорняків" на сходках. Державні не_злочинці = депутати/чиновники, зустрічаються на таємних сходках у "Велюрах", інших подібних штабах, а потім вже в держустановах та збіговиськах/сесіях депутатів швидко легалізують (відмивають) досягнутий договорняк.

Ответить
  • Сергій
05.05.20 09:33

Не треба нас заспокоювати, краще переверніть все знову на ноги, бо голова болить.

Ответить
  • Оксана
05.05.20 09:47

Я так и не поняла эти нововведения. Если я со своей карты кому-нибудь перекину 10 000 грн. то что? Или в этой ситуации ничего не изменилось? 

Ответить
  • Ігор
05.05.20 09:52

Оксана, Вважаю що нічого не зміниться, бо ваші карти ідентифіковані за власником. Також вважаю, що при наявності картки і в терміналі можна поповнювати < 5 тис., бо ви вставляєте картку і авторизуєтесь за нею набравши пін.

Ответить
  • ihor07
05.05.20 10:20

Ігор, але ніхто не гарантує, що потім до одержувача не прийдуть і не запитають, а доведіть, що цих 10 000 грн., які заплатила вам Оксана не пов'язані з підприємницькою діяльністю, а якщо не доведете, то заплатіть пдфо + військовий збір + штраф + пеня.

Ответить
  • Ігор
05.05.20 11:00

ihor07, Оксана,
В нас діють презумпції невиновности (поки не доведено протилежне) та правомірності, тобто якщо громадянин не вважає, що ця операція пов'язана з підприємницькою діяльністю, він і не декларує її як підприємницьку. Приклад: поповнення своєї картки, картки дитини для ... чогось або батьків для сплати комуналки; навіть другу, щоб той придбав продукти для пікніка.

Ответить
  • Заяц
07.05.20 10:41

Ігор, ви це зараз серйозно про презумцію невиновності? у нас вона канула в Лету одночасно з запровадженням мезанізму блокування реєстрації податкових накладних. 

Ответить
  • Вячеслав
05.05.20 13:45

Ігор, при чем здесь предпринимательская деятельность?

Ответить
  • ihor07
05.05.20 11:27

Ігор,
"В нас діють..."
Ви про ту країну, де податкова хотіла оподатковувати ПДФО гроші видані працівникам під звіт?
По поповненню власної карточки і близьких родичів - тут питань нема. А поповнення картки друга "на продукти" - тут хвора логіка фіскала може побачити посередницькі послуги в оптово-роздрібній торгівлі.

Ответить
  • @@@
05.05.20 11:15

Ігор,Ошибаетесь. У нагловиков действует правило: наложим штраф, а вы в суде доказывайте что не верблюды

Ответить
  • Оксана
05.05.20 10:39

ihor07, вот и я так подумала. Есть ли основания для обложения этой суммы налогами? Мониторят такие суммы или нет? Не понятно.

Ответить
  • Вячеслав
05.05.20 13:50

Оксана, основания есть и им уже сто лет в обед. Основания в ПКУ. Вы передали деньги другому физ.лицу. А дальше или у вас есть подтверждение, что это вы долг вернули, ФЛ действует по вашему поручительству, является вашим родственником 1 степени родства и т.д., или у вас есть 18+1,5% обязательств по налогам. Этот закон о 5000 никаким боком не касается налоговых последствий.

Ответить
  • 12345
05.05.20 10:45

Не забывайте!
В комментах под новостями "о 5 тыс." уже были сообщения о блокировках карт и платежей!

Ответить
  • @@@
05.05.20 11:32

12345,штрафы для банков очень большие. Поэтому они будут делать по принципу: лучше перебдеть, чем.....

Ответить
  • 12345
06.05.20 09:41

@@@, а как положено по закону хоть какому-то? Где сказало про блокировки по принципу "чтобы их не оштрафовали"?

Ответить
  • Ольга
05.05.20 11:11

Интересно, а если я ожидаю денежный перевод Вестерн в сумме больше 10тис , то как сдесь? 
Ничего про это не указанно.

Ответить
  • 12345
06.05.20 09:43

Ольга, а там, где про 5 тыс было сказано и про недекларирование до 400 тыс полученных. Или это не для всех?

Ответить
  • Вячеслав
05.05.20 13:53

Ольга, вам 10 тыс. без идентификации отдадут? Подскажите где и когда 

Ответить
  • Виктория
05.05.20 12:14

То есть розницы это никак не касается, в независимости от суммы, нал/безнал/роs-терминал? Не противоречит ли закону про защиту персональных данных, вот это раздача копий паспортов, на НП итд?

Ответить
  • ІЯ
05.05.20 13:58

Вікторія, звичайно протирічить, але ж для того і закон вони ввели про "захист" щоб всю інформацію позбирати, і "захищати" нас таким чоном, що сьогодні кожен , хто не ледачий може прослідкувати за вашими персональними даними.

Ответить
  • Галина
06.05.20 08:59

Самое смешное, что буквально на днях заблокировали перевод 80!!! гривен с карты на карту. "Операция является рисковой"

Ответить
  • Татьяна
06.05.20 09:08

Одного не понимаю. Зачем в такое  напряженное время будоражить людей всякими издевательствами. нервы и так уже на пределе от  безысходности.
Можно со всеми  изменениями, дополнениями, разъяснениями, чтениями было подождать до конца карантина. Это касается всех: в первую очередь Президента, КМУ НБУ ДПС и другие органы изобретающие ежедневно какую то муть. Стабильности в работе нет. Зачем нагнетать психоз в стране. Мы и так пытаемся без вашей помощи как то просуществовать ( а не жить).
И , думаю,  уже ввесь народ  (или 90%) не верит в вашу власть.
Для того, чтобы мы жили, а не существовали надо любить свою РОДИНУ и свой НАРОД. А для этого надо  родиться, жить, учиться, трудиться в Украине. А если ОНИ все работают и обдирают свой народ, а виллы , обучение, доходы все за границей- толку от их законотворчества не будет  НИКОГДА. Мы для них рабы.

Ответить
  • Наталья
06.05.20 12:33

Татьяна, согласна. Только один нюанс: Закон № 361, в котором как раз все вот это предусмотрено, был принят еще в 2019 году. Т.е. придумано давно, вот только так совпало, что вступило все в силу с 28.04 (в период карантина).
А вот с отсрочкой вступления в силу, конечно, опоздали. Законопроект-то висит в ВРУ (№ 3372), но еще только в комитете 

Ответить
  • 12345
06.05.20 09:45

Татьяна, а декоммунизированый Владимир Ильич учил про "верхи не могут, а низы не хотят"!

Ответить
  • злой клоун
06.05.20 12:38

все под контроль, цифровой концлагерь Украина..

Ответить
  • лена
06.05.20 22:04

Перекидала з приватівської карти рідній сестрі але на укрсибівську карту 2500,00 грн. Зупинили платіж і попросили зробити фото морди і прикласти до неї картку, що то таки я. Я цього не зробила, гроші не перевели. Прийшлося гроші кидати з АВАЛЮ кидати. І де їхні 5000?

Ответить
  • куртяник
19.08.20 15:26

подскажите если оплата за обучение свыше 5000.00грн. за семестр в банк тоже надо предоставлять паспорт для осуществления оплаты?

Ответить
  • Сергей
23.09.21 00:24

Получаю пенсию по переводу. С прошлого месяца, при ее выдаче, стали делать ксерокопию паспорта. Но это реальный риск, что ее смогут использовать  в мошеннических схемах. Придется отказаться от этой услуги Укрпочты и переходить на карточку. Хотя мне, как инвалиду, это создаст новые проблемы. Почтовая доставка перевода была удобной. 

Ответить
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям