Отключить рекламу

Подпишитесь!


15.04.13
3130 29 Печатать

Обязанность подтверждения информации о неполном рабочем дне сотрудников

   На предприятии есть несколько сотрудников, занятых на полставки. Им выплачивается зарплата ниже минимального размера. Представители налоговой службы требуют подтверждения того, что эти работники действительно заняты не полностью. Обязано ли предприятие выполнять такие требования? Если да, то какими документами это предусмотрено?
   

   Согласно ст. 3 Закона об оплате труда минимальная заработная плата — это законодательно установленный размер заработной платы за простой неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ).
   
   При этом работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой никаких ограничений трудовых прав работников. В ст. 56 КЗоТ определено, что по соглашению между работником и собственником (или уполномоченным им органом) может устанавливаться неполный рабочий день (неделя), причем как при приеме на работу, так и впоследствии. В некоторых случаях собственник или уполномоченный им орган обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе определенных категорий работников: беременных женщин; женщин, которые имеют детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, в том числе, который находится на ее попечении, или осуществляют уход за больным членом семьи согласно медицинскому заключению.
   
   В соответствии с ч. 2 ст. 56 КЗоТ оплата труда при неполном рабочем дне (неделе) осуществляется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
   
   Отметим, что неполное рабочее время устанавливается при согласии сторон трудового договора: работник подает заявление, а работодатель издает приказ с указанием причин такого решения.
   
   Неполное рабочее время может устанавливаться путем:
   
   ● уменьшения длительности ежедневной работы;
   ● уменьшения количества дней работы в течение недели;
   ● одновременного уменьшения количества рабочих дней в течение недели и количества часов работы на протяжении дня.
   
   Первичным документом учета использования рабочего времени является табель, форма которого утверждена приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. № 489. В табеле указывается полная информация об отработанном времени работника в соответствии с утвержденным графиком работы для всех или отдельных категорий работников. График работы (время начала и окончания рабочего дня или смены) может быть предусмотрен правилами внутреннего трудового распорядка.
   
   По нашему мнению, наличие перечисленных выше первичных документов на предприятии является обязательным.
   
   Кроме того, на предприятии следует разработать нормы выработки при полной и неполной продолжительности рабочего времени, а также организовать контроль за выработкой, поскольку при выработке полной нормы за время сокращенной смены работник имеет право на оплату труда в размере полной тарифной ставки.
   
   Это даст возможность предприятию обосновать правомерность начисления заработной платы ниже минимального размера.
   
   Что касается требования налоговой службы о подтверждении факта неполной занятости работников, то в соответствии с п. 75.1 НКУ органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные и фактические проверки. Согласно п. 80.1, пп. 80.2.7 НКУ в случае получения в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет органы ГНС осуществляют фактическую проверку без предупреждения налогоплательщика.
   
   Как утверждается в консультации ГНАУ, приведенной в «Единой базе налоговых знаний», учитывая то, что минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и ведения хозяйства, то органы ГНС имеют право осуществлять контроль за ее начислением.
   
   Кроме того, согласно п. 80.6 НКУ при фактической проверке предусмотрена проверка наличия надлежаще оформленных трудовых отношений, выясняются вопросы по ведению учета работы, выполненной работником, учета расходов на оплату труда, ведомости об оплате труда работника.
   
   Как видим, прямо НКУ не устанавливает необходимости иметь на предприятии документы об учете рабочего времени, но, как уже было сказано, их наличие поможет предприятию избежать проблем не только при налоговых проверках, но и в трудовых спорах, а также при других проверках полноты соблюдения законодательства о труде.
   
   Ольга Буркун

По материалам HRЛига
Теги
Отключить рекламу
Комментарии
  • Аноним
15.04.13 23:16

У меня семейный бизнес. Кому нужны эти табели учета рабочего времени? Нужно работать, чтобы кормиться, а не сидеть и заполнять абсолютно мне не нужные бумажки. Зачем все это? От этого экономика станет эффективней? Вся деятельность нынешних направлена только на уничтожение людей свободных и закрепощение тех, кому некуда бежать. Ну дождутся, гады!

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • hpd56
15.04.13 23:18

Чомусь податківці беруть на себе функцію іспекії з праці.Здати форму 1_ДФ велика проблема.

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Алиса в Стране чудес
15.04.13 23:21

Можно покляться еще.

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Аса
15.04.13 23:34

Я согласна полностью с hpd56, Ваше дело принять отчет, а на проверку есть другие инстанции .

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Аноним
15.04.13 23:54

их волнует средняя з/пл по р-ну,городу ,обл. и подоходный,меня заставили написать справку ,что подох.меньше какого-то там % потому что есть НСЛ, я говорю видно в 1дф, они не хотите идите к нач.ГНИ и с ним общайтесь

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • наталия
16.04.13 00:13

всюду суют свой нос эти нологовики.... когда они уже нажрутся.....

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Таша
16.04.13 00:42

Чтобы разработать нормы "выработки", например бухгалтера, это нужно поднять всю ранее действующую документацию (типа такой для соседей http://www.hr-portal.ru/article/raschet-chislennosti-personala-na-osnove-norm-po-trudu) и затратить массу времени на хронометраж и т.п. А поскольку бухгалтер у нас он же экономист ( "он же Юра, он же Гога, он же Жора"), то на практике это- непосильная задача. Кроме того, нет гарантий, что имея "нормы выработки" налоговая их примет во внимание. Т.к. у них план, понимаете ли...

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • AM
16.04.13 01:05

В начале февраля Дарницкая ДПИ г. Киева вызывала, для дачи обьяснений, почему у меня средняя зарплата за 3-й квартал меньше чем минимальная. Принес им копии штаток и табелей учета рабочего вренмени. У меня большинство сотрудников работают неполный рабочий день. Собрали всех(таких как я было человек 40) в актовом зале и давай рассказывать, что зарплаты нужно устанавливать согласно тарифной сетки для гос. предприятий:) Сказали, что мы все попали в группу риска и за нами ведеться наблюдение. Совместителей быть не должно. Всех перевести на договора ЦПХ :)))

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Вера
16.04.13 01:08

Какие такие нормы выработки для окладников? Всегда нормы выработки считались только для сдельной зарплаты на производстве.

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • ***********
16.04.13 01:40

Мой совет - не ленитесь, ведите табель учета рабочего времени - при проверке Фондами он вам пригодится - мне пришлось "рисовать" за 6 лет! тяжеловато было, если все правильно нужно заполнить, учитывая праздники и выходные, и переносы праздников и выходных!! короче, лучше своевременно это делать, чем потом мозг выносить

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • ирина
16.04.13 02:29

Для АМ - договора ЦПХ - это НЕ ВЫХОД - это ЛОВУШКА для штрафов. Меня учредители давно нагинали всех уборщиц с неполным рабочим днём перевести на договора ЦПХ им было выгодно не выплачивать людям больничные и отпускные! Я пыталась им объяснить, что договор может быть одноразовым и ежемесячно перезаключать его нельзя! В конечном итоге в одном из филиалов была проверка и эти все договора признали ТРУДОВЫМИ а не ЦПХ так как они носят продолжительный характер, выплаты осуществляются ежемесячно и пр. В итоге доначислили до минималки, т.к. нет учёта продолжительности рабоченго времени, доначислили подоходный исходя из минималки, пересчитали ЕСВ и пр. штрафы. В конечном итоге наши учредители по всем остальным филиалам теперь убрали эти договора. 1-ДФ отправлвю электронкой, иногда пишу в налоговую объяснительные, что есть обязательные инвалиды и заставить их работать полный рабочий день в ущерб их здоровью будет противозаконно, корче выкручиваюсь, пока проблем не было.

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Ана
16.04.13 02:44

У меня так как і у АМ налоговики просили кучу обяснений. Раз в две недели приходит новое письмо с "просьбой" еще что-то обьяснить. Сказали всех совместителей указывать с признаком доходов "102". И перевести всех на ЦПХ. И не применять социальную льготу. Я сказала что это незаконно. Как я поняла скоро ждать нового письма или проверку.

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • бух-бух
16.04.13 03:42

Я смотрю, что это уже массово: вызывают, заставляют писать объяснительные, предлагают перевести на договора. Обьяснительную сочинили, подложив копии приказов и табелей, а по поводу ЦПХ послали гнишников подальше...

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Наталія
16.04.13 03:45

Я жду не діждуся коли піду на пенсію оці всі зміни уже так дістали Прошу Бога щоб дав розуму нашій владі змінити пенсійний вік Мені 53 роки і я вже невсилі читати та виконувати їхні витвори мистецтва

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Джаконда
16.04.13 04:01

Для Наталії , я також вашого віку , все життя працюю бухг. та головним, і Дай Бог розуму нашій владі змінити пенсійний вік , хай працюють молоді , а не біжать за кордон виносити горщики.

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Луганск
16.04.13 04:17

У меня семейный бизнес. Кому нужны эти табели учета рабочего времени? Нужно работать, чтобы кормиться, а не сидеть и заполнять абсолютно мне не нужные бумажки. Зачем все это? От этого экономика станет эффективней? Вся деятельность нынешних направлена только на уничтожение людей свободных и закрепощение тех, кому некуда бежать. Ну дождутся, гады! А кто ж блять бюджет наполнять будет ??? Откуда тода зарплаты и пенсии в 10 000 грн брать??? С ума сошли чтоли ! Как же ж родные чиновники не поимеют свой же народ ? И гарант наш это всё крышует.

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • alba
16.04.13 04:27

А как по мне, то пусть не ждут нашей нищенской пенсии за 40-50 лет работы, а бегут туда, где лучше и, дай Бог, чтобы смогли там прижиться (потому что не каждому это удается), а делать это лучше молодым. А здесь пусть работают азаровы и януковичи без рабов, сами... Может и ума тогда поприбавится...

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • бух-иЯ
16.04.13 04:57

"******** 16.04.2013 10:40:25 Мой совет - не ленитесь, ведите табель учета рабочего времени - при проверке Фондами он вам пригодится - мне пришлось "рисовать" за 6 лет! тяжеловато было, если все правильно нужно заполнить, учитывая праздники и выходные, и переносы праздников и выходных!! короче, лучше своевременно это делать, чем потом мозг выносить"***** Да при чем здесь табель? Конечно же, в основном, его все ведут: юрики и физики. Для налоговой это не аргумент. Работает не неполном дне - установи такой оклад, что бы при начислении меньше МЗП не выходило! Либо поданачисляй остальным так, что бы средняя зарплата вышла на минималку. А перевести неблагонадежных на ГПД хотят, потому что 102 код не берется в расчете ср.зарплаты по 1-ДФ.

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Елена
16.04.13 05:03

А мне сказать нечего....только матом. Но сайт-бухгалтерский, неудобно как-то. Пожелаю Януковичу,Азарову, и всем законотворцам впитать в себя все пожелания людей, а также их детям,внукам и всем родным и близким! Пожеланий много, в основном все желают всего "хорошего" ! Пусть все это осуществиться!

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Аля
16.04.13 05:11

Большая доля тех, кому начисляется з/п меньше минималки на самом деле получают 2-3 минималки, просто предприятие экономит на налогах. ЭТО правильно? а потом человек идет на пенсию и ему государство милостиво дает минималку: как работал, так и получи.

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Елена
16.04.13 05:14

Большая доля тех, кому начисляется з/п меньше минималки на самом деле получают 2-3 минималки, просто предприятие экономит на налогах. ЭТО правильно? а потом человек идет на пенсию и ему государство милостиво дает минималку: как работал, так и получи. Аля, в Украине самый большой процент отчислений в ПФ, по сравнению с другими странами. , а пенсия-самая маленькая( почитайте статистические данные в инете). ЭТО правильно? Неужели непонятно куда деньги уходят?

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Аля
16.04.13 05:19

Елена, согласна, только получается, что предприятие само снижает процент отчислений ЗА СЧЕТ своих работников

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Аноним
16.04.13 05:45

Бухи, а на основе чего вообще даете пояснения и объясниловки?))) спросили устно-ответили устно, объемы мала и т.д., запросили письменно - выкинули в корзину, пришли с проверкой - не допустили, оснований нет, налоги платятся и все досвидос.

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Аноним
16.04.13 05:48

ирина так неправильно оформлен дгп -пишите услуги с оплатой 1 раз в полугодие )

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Аноним
16.04.13 06:29

С такими движениями и увеличением пенсионного возраста рискуем вообще до пенсии не дожить, а нафига тогда платить налоги?

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • бух-иЯ
16.04.13 06:35

Аля, я работала еще при Советском Союзе, когда зарплат "в конвертах" не было. Работала на 1,5-2 ставки: ПЕНСИЮ зарабатывала. Для себя уже определила, какие 5 лет из тех времен возьму при выходе на пенсию (когда была наибольшая зарплата). И что теперь? Возраст для пенсии увеличили, эти 5 лет уже не смогу применить. Так что живите сегодняшним днем, лучше "в конверте", но больше. Вам сейчас надо кушать, одеваться, детей растить. Чего сейчас "пыжиться", неизвестно, что потом еще придумают. А у предприятий нет другого выхода. Наша система налогов сильно давит. Невыгодно работать по-белому. Только закрываться. Вам как работнику это надо?

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • *
16.04.13 08:04

Аля, не "за счет своих работников", а за счет своего кармана. Удержание в 3,6% можно пережить, а вот 34,7% и выше, это накладно. Мы тоже заключили ГПД, головомойка еще та. Директор узрел альтернативу минималке и платит еще меньше, а предприятие ...ут еще больше, прости что скажешь. Я на запросы и проверки реагирую нормально, договора подписаны директором, пусть он и отвечает, бухгалтерская сторона - правильно отразить в учете и отчетах (как в принципе и все остальное). Директора просто преувеличивают нашу зону ответственности, как правило, админ. штрафы выписывают на всех, но я всегда пишу "заперечення" и никогда админ.штрафы мне не приходят. За 15 лет заплатила 1 раз, но это был действительно мой косяк. Безымянный прав, прежде чем заключать ГПД, нужно хорошенько изучить все признаки трудовых отношений и исключить их из ГПД, чтоб не похоже было и чтоб потом не признали трудовым. По уборщицам нужно в предмете договора оговорить площадь убираемых помещений, характер уборки и обязательно, что выполняют свою работу в удобное для них время, не реже 1 раза в неделю (день или как там у вас заведено прибираться).

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Аноним
16.04.13 08:42

* просто соблюдение санпин внести в договор и все баста ))) это чаще всего раз в сутки.

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
  • Натали Харьков
22.04.13 06:52

Нас тоже вызывали в гни по поводу зп ниже минимальной. Итог или проверка прокуратуры с фотографией раб времени или 2 тыс грн. как вы думаете что мы выбрали???Догадайтесь сами...

Ответить
    Оценить
  • 0
  • 0
Комментирование новости отключено
Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться