Сайт для бухгалтерів №1 в Україні

Отримуйте
новини поштою!


21.01.17
6709 22 Друкувати

Когда украинцев переведут на «белые» зарплаты: о ситуации на рынке труда

Игорь ГОНТА, "ЦКП информ"

Уже несколько лет подряд украинские чиновники не слишком успешно борются с выводом зарплат наших граждан из «тени». То есть пытаются сделать все “правильно” (а на самом деле получается — неправильно), чтобы уменьшить объемы так называемых «серых» заработных плат, которые работодатели выдают своим наемным работникам в «конвертах». Почему Украине трудно перейти на «белые» зарплаты и что мешает избавиться от зарплат в «конвертах»?

По информации Государственной фискальной службы, в прошлом году в Украине более 60% проверенных налоговой плательщиков-юридических и физических лиц, платили своим наемным работникам заработные платы в «конвертах».

Почему это происходит? Как можно уменьшить долю или даже полностью избавиться от «серых» зарплат? Какова роль наших чиновников в этом процессе?

Новый закон увеличил штрафы за зарплаты в «конвертах»

Как отмечает юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Татьяна Журавель, на законодательном уровне прописана минимальная заработная плата, суммы налогов и единого социального взноса (ЕСВ), которые платят работодатель и работник, а также ответственность за нарушение трудового законодательства:

«Возможно, нужно предусмотреть более жесткие методы контроля за выплатой зарплат. Действительно, в Украине уже не первый год пытаются вывести заработные платы из «тени». Например, в конце 2014 года был существенно снижен ЕСВ. Необходима последовательность действий, при которой было бы проще платить официальную зарплату работникам».

«Свежим» в смысле увеличения ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства является Закон, вступивший в силу с 1 января 2017 года. Этим документом регламентируется ввод штрафов за выплату зарплат в «конвертах» в размере 100 минимальных заработных плат.

Учитывая то, что с Нового года также была установлена минимальная заработная плата в размере 3200 гривен, такой штраф будет немалым — 320 тысяч гривен.

Также согласно Закону, предприниматели будут платить штраф в размере до трех «минималок» во всех случаях недопущения налоговых инспекторов к проверке фирм.

Мнение фискалов и проблема с ФЛП

По этому поводу интересна точка зрения, собственно, налоговиков. Так, первый заместитель председателя ГФС Сергей Билан серьезно замечал, что в этом аспекте («отбеливания» зарплат путем создания более жестких требований к бизнесу) надо действовать взвешенно:

«Ведь резкие карательные методы приведут к социальному взрыву, когда вследствие вывода из «тени» предприятия, его владелец уменьшит зарплаты сотрудникам в 2-3 раза. Поэтому мы проводим комплексы социальных, административных, разъяснительных и уголовно-процессуальных мер для работодателей».

К тому же Законом «О внесении изменений к некоторых законодательных актов Украины», кроме карательных мер, была введена норма о том, что если физические и юридические лица, которые работают на едином налоге (так называемые ФЛП), не имеющие за определенный период прибыли, все равно должны платить этот пресловутый ЕСВ.

Государство почему-то надеялось, что это поспособствует выходу зарплат из «тени», но зря — ФЛП начали массово закрываться, лишив наемных работников получения хоть какой-то зарплаты.

Конечно, руководители ГФС правы: немало граждан, физических и юридических лиц-ФЛП, вообще не платили налогов.

Так, к примеру, только за первое полугодие 2016 года, ГФС выявила 32 тысячи граждан, которые вели предпринимательскую деятельность без официальной регистрации. Им пришлось заплатить в бюджет впечатляющие 15 миллионов гривен налогов.

Однако добрая половина, если не две трети, этих ФЛП были давно известны ГФС и являются крупными предприятиями или фирмами, которые работают на едином налоге, который платят (или вообще не платят) да и еще не имеют особого желания «отбеливать» заработные платы своих работников. Закрываются именно те честные ФЛП, которые едва сводят концы с концами.

Снижение ЕСВ привело к уменьшению «белых» зарплат

Вернемся к тому же ЕСВ, который был снижен в январе 2015 года с 41 до 22%. Вроде бы и неплохо — предпринимателям нужно значительно меньше платить в бюджет. Тогда в правительстве посчитали, что работодатели должны повысить зарплаты своим сотрудникам минимум на 19%. Но что же произошло?

Вместо этого зарплаты не выросли, а в некоторых случаях наоборот уменьшились.

Бизнесмены на такое снижение налогового давления ответили очень интересно. По информации Министерства социальной политики, лишь 40% официально «показали» минимальную зарплату. То есть более половины бизнесменов перевели зарплаты своих работников в ещё большую «тень».

Зато увеличился дефицит Пенсионного фонда (ПФ) — 145 млрд грн, а поиск источников его покрытия стал одним из ключевых вопросов во время переговоров наших властей с представителями Международного валютного фонда (МВФ). И начали ощущаться проблемы с выплатой пенсий — ПФ требовал средств, которые «выбивались» как налоги отовсюду. Точнее, с честно работающих предпринимателей, которые, возможно, стали «показывать» гораздо больше, чем нечестные «белые» зарплаты своих работников.

Такое послабление от власти, как говорят, просто сделало медвежью услугу — та же власть и поплатилась.

Создать благоприятные условия для бизнеса

Как сдвинуться с мертвой точки?

В ГФС на этот вопрос отвечают так: система налогообложения юридических и физических лиц, существующая в Украине, достаточно адекватна, проблема заключается лишь в низкой культуре тех, кто платит налоги.

В чем-то фискалы правы. Однако они должны разобраться с «яркими» представителями крупного бизнеса — предприятиями, которые зачастую не платят налогов и выдают своим сотрудникам зарплату в «конвертах». Это – политическая воля власти и ее представителей в лице фискалов.

Однако руководители ГФС хорошо понимают: на самом деле, чтобы достичь цели и «отбелить» зарплаты, надо создать равные условия для ведения бизнеса во всех направлениях. «Олигархический» ли он, средний ли или даже микробизнес.

Конечно, работодатели и эксперты видят проблему с «отбеливанием» зарплат гораздо шире.

4 рецепта от предпринимателей

#1 Уменьшить количество налогов

По мнению большинства бизнесменов, во-первых, даже значительно уменьшенный ЕСВ «не делает погоды» — он и сам по себе слишком большом, и слишком велики все остальные налоги (то есть совокупное налогообложение), которых у нас множество. Суммарная их нагрузка делает своё печальное дело. К примеру, тот же налог с прибыли.

Таким образом, «отбеливать» зарплаты, когда ты честно оплатишь все большие налоги, просто невыгодно.

#2 Простить долги по всем старым неплатежам

Бизнес считает, что власть должна простить долги по всем старым неплатежам. Правительство должно лишить предприятия или фирмы этой проблемы, что называется, раз и навсегда. Тогда такие жесткие санкции в отношении выплаты зарплат в «конвертах» действительно возымеют эффект.

#3 Ввести двустороннюю ответственность

В-третьих, и бизнес в этом таки прав, — ввести ответственность за неуплату налогов не только предпринимателям, но и наемным работникам. Сейчас ее несет только работодатель.

Хотя, с другой стороны, наемного работника к этому фактически подталкивает именно последний. В наше время безработицы люди не требуют официальную «белую» зарплату, ведь только заикнувшись об этом, они просто потеряют работу. Однако у работодателей есть противоядие от этого.

#4 Развивать рынок негосударственных пенсионных фондов

Да, развивать рынок негосударственных пенсионных фондов. Специалисты уверены в том, что соискатели не предпочтут «теневые» зарплаты в том случае, если им предоставить право личного контроля над собственными отчислениями в «копилку» будущей пенсии.

Рецепт неплохой, однако закон относительно создания и функционирования негосударственных пенсионных фондов был принят еще в далеком 2003 году, и он вообще не работает. Люди, которые сегодня, живя очень бедно, просто не могут вкладывать свои средства в такие институты. А фирмы, где они работают, и подавно — обложены с ног до головы налогами.

«Честные» бизнесмены не могут платить хотя бы небольшие суммы своим работникам в такие фонды. Да и последние, как показывает практика, зачастую оказываются обычными мошенниками, которые привлекали средства от населения, а затем, как и строительные компании, просто исчезали..

Чтобы сделать зарплату наемных работников «белее» или вообще «белой», надо в корне изменить фискальную систему и политику государства в целом: налоги должны платить все и последние суммарно не должны быть заоблачными, как сейчас. Чиновники должны создать абсолютно прозрачные и равные условия ведения бизнеса на всех его ступенях, а не только для «своих» и для крупных, олигархических. Тогда наступит время, когда большие штрафы будут оправдывать себя и платить налоги будет более выгодно, чем их не платить. На этом стоит весь цивилизованный мир — ничего нового для решения этой проблемы просто не существует.

Бухгалтер 911 наголошує: зміст авторських матеріалів може не співпадати з політикою та точкою зору редакції. Серед авторів матеріалів, що публікуються, є не лише представники редакційної команди.

Викладена інформація в конкретній публікації відображає позицію автора. Редакція не втручається в авторські матеріали, не редагує тексти, тож не несе відповідальності за їх зміст.

Коментарі
  • Шурик
21.01.17 06:30

Забыли про то что государство натворило и как проводило грабежи и предпринимателей и народа всего. - Курс $ рухнул в 3 раза - заслуга Яценюка+Гонтарева. Украли у всех 2/3- Сделали ЕСВ 22%. Но подняли налог с дохода + акциз + НДС извращения от сынков азарова. - Сдесь сделали НДС папавнивающим бюджет налогом, хотя в Европе это не так. Выходит через него все плотят налоги, даже те которые по мнению ГФС не платят. НДС - налог на конечного потребителя.Азаровцев всех надо было выгнать, а этого не сделали. Систему налоговую передирать надо у Финляндии и всю а не кусочки, включая и куда расходы бюджета и кто распоряжается. У нас чиновники решают сколько содрать налогов а должен решать тот кто плотит налоги и сколько и куда они пойдут. Так лишние чиновничьи структуры исчезают. В Украине их наросло немерянно и эту опухоль заразы вырезать необходимо, они от безделия только и заняты как нас подоить. Некормленая корова молока не даст а сдохнет.

Відповісти
  • Киев
23.01.17 14:25

Шурик, НДС - во всей Европе бюджетообразующий, с трендом увеличения доли в бюджете, тут Вы не правы.

Відповісти
  • Учетное Дело
21.01.17 12:56

Пункт №3 - двусторонняя ответственность - прочитал-обрадовался. Думал, у проверяющих ответственность появится. Ан нет.

Відповісти
  • Економіст
21.01.17 14:33

Перераховані способи не виведуть зарплату з тіні тому, що є економічний стимул як для роботодавця так і працівника в тінізації зарплати.Потрібно щоб в першу чергу роботодавцю була вигідна білв зарплата так як він є податковим агентом. Для цього потрібно 1) Ліквідувати нарахування на зарплату замінившм утриманням з зарплати 2)Щоб найманий працівник не постраждав збільшити нарахування зарплати 3)Базу оподатківання інших податків зменшувати на частину декларованої зарплати 3) щоб бюджет не постраждав збільшити нормативи нарахування на інші податки Таким чинос роботодавцю не буде сенсу виплачувати зарплату в конвертах .бо при цьому йому прийдеться ще більше платити податків.

Відповісти
  • gafi
22.01.17 17:59

Економіст, зачем эти сложности? Пенсии(о которых так печется любой работник) платятся с ПФУ, который берет средства в бюджете. Почему просто одновременно не снизить расходы ПФУ и увеличить его доходы? Нужно всего-лишь установить верхнюю планку пенсии на уровне 3-4 тысяч гривен, и отчисления есв делать с каждой зарплаты. Вы в курсе, что у нас не со всех зарплат идет есв? А пенсии с больших зарплат, с которых ни копейки есв не поступает, почему-то не нулевые? Я, например, не согласна оплачивать пенсии гонтаревой, депутатам, топ-менеджерам нефте-газовых, судейским и прочим. А Вы?

Відповісти
  • Киев
21.01.17 18:04

Економіст, мда...печалька у нас не только с чиновниками.....

Відповісти
  • економіст
22.01.17 15:01

Киев, критикувати всі майстри , а ось показати реальні дійові механізми не наважується ніхто.

Відповісти
  • КиевК
23.01.17 08:21

економіст, ничего себе механизм - где-то я этот бред уже видела. А Вас не смущает: 1. Выкуп ворованного у потомков сброда? Я допускаю выкуп земли, но только у тех, кто является потомками ее владельцев до 1918 года. 2. НДС - уже расписан по статьям, почему, вместо дорог или армии, Вы направляете его на ЕСВ? А то за счет чего финансировать? Поднять другие налоги? Опять подход а-ля Шариков - почему кто-то должен платить за бездельников или обладателей зп в конверте, и всем - поровну? Если дети не платят ЕСВ - родители пенсии не должны получать - это солидарность поколений. Если нам такое не подходит - ок, считаем пенсии накопительными, но тогда идут лесом - без пенсий - люди без стажа. Как-то пора определится с моделью: нельзя тут играем. а тут рыбу заворачиваем.

Відповісти
  • Киев
23.01.17 08:28

Добавлю - не надо прикрываться стариками, рассказывать о том, что люди всю жизнь эту землю обрабатывали - выкидыши моторолл тоже будут рассказывать, что родились в элитном донецком комплексе. Украденное прадедом надо вернуть. Или реституция, или госсобственность на землю.

Відповісти
  • Киев
21.01.17 15:28

Да простят меня коллеги, что чиновники, что эксперты у нас без мозгов и образования. (Даже меня достали - весь январь выходные на работе). На самом деле - все очень просто: есть - налоги, вне зависимости от уплаченного налога граждане имеют право на равный доступ к благу (пример-дороги), а есть - страховые сборы, где сумма благ жестко зависит от оплаченной суммы сборов (пример-больничные). Если рассмотреть мировую практику, зп всегда облагается подоходным налогом и определенным перечнем социальных сборов. Причина очень простая: есть трое (гражданин, работодатель и государство). Если интересы работника и работодателя не платить гос-ву совпадают - хрен оно дождется чего-то в бюджет. Вот умные иностранные экономисты и выработали такую модель, чтобы работник был заинтересован в белой зп. Иначе - никакие репрессивные меры не помогут. У них все работает, а у нас - нет. Почему? Да потому-что у нас в этой области всегда играли и продолжают играть в наперстки, а народ - не глуп, такую игру поддерживать не желает. Были бы поумнее - начали бы обсуждать и принимать решения по основным положениям социального договора. О чем это я? Строим простую модель: предположим, что сегодня 2044 год, нет пенсионеров, инвалидов, эми- и иммигрантов, международных договоров, льготных списков, оккупированных территорий, спецзаконов, стажа работы до персонификации и распада совка, инфляции, смены ставок налогов... Все просто: есть граждане (для простоты - без пола), все данные о зп и налогах в базе. Поверим Розенку, что на пенсии люди живут 18 лет, уходят на пенсию в 60 и имеют средний стаж в 40 лет. Пусть минзп - 3200, и ПФ - 81% от 22% ставки ЕСВ. То есть человек имеет депозит не: 3200*12*40*0.81*0.22=273,7 тыс. грн, и может его поделить на 18 лет жизни на пенсии по 1267 грн. в месяц. Если депозит вышел больше - понятно, что пенсия должна быть пропорционально больше, а если меньше? По Конституции - пенсия не может быть меньше прожиточного минимума. И ни одна сволочь не рискует ЧЕСТНО поднять вопрос и спросить у граждан: согласны ли Вы та то, чтобы мы изъяли часть Вашего депозита в пользу тех, кто до этого минимального депозита не доплатил. Как быть с теми, кто прожил больше или умер раньше. Есть ли право наследовать депозит? Ведь при таком учете нет ничейных денег - у всех средств есть хозяин, ни украсть, ни подкупить электорат - никак. Я сознательно "забыла" про все исключения...Если начать обсуждение - даже по этим вопросам не будет единогласного мнения, А его надо выработать, это - база для ПФ - реформы. Что у нас сейчас? Полная уравниловка - сколько бы Вы не работали и не получали - пенсия в районе минималки, И нафиг Вам та белая зп? Власти подымают минстаж для пенсии (чтобы не платить тем, кто не насобирал свой депозитик и не нарушив Конституцию) не удосужившись объяснить и согласовать с народом базовые моменты: или пенсия у всех, но маааленькая (но белых зп - не ждите), или - только у тех, кто платил (тогда зп станут белыми без жесткого контроля и астрономических штрафов). Но есть одно НО. Как ни звучит смешно - это стрекоза от Крылова. Что же все-таки делать с теми, кто рискует подойти к пенсии без минимального депозитика? Налог на тунеядство? Ограничение в правах? Властям надо просто нормально научится объяснять гражданам базовые вещи и дать возможность эти вещи решить на референдуме. Но это приведет к прозрачному ПФ, а кому нужна та прозрачность.....

Відповісти
  • економіст
22.01.17 15:05

Киев, Пропоную свій механізм пенсійної реформи.В Україні 26 млн.чол. працездатного віку .і тільки 10 млн платять внески в Пенсійний Фонд через ЄСВ .Одже 62% працездатних не поповнють Пенсійний Фонд. Таким чином ЄСВ (єдиний соціальний внесок) є неефективним . Частина громадян не платить ЄСВ через недовіру до держави .частина не може платити через свою бідність.Тому варто переходити на виплату пенсій за рахунок бюджету .а ЄСВ відмінити ,Недостачу коштів поповнити за рахунок збільшення інших податків. Наприклад платниками ПДВ є всі громадяни країни .при покупці товарів і послуг. Поступово держава візьме на себе обовязок виплачувати тільки мінімальну пенсію за рахунок бюджету. З початку відміни ЄСВ всім громадянам працездатного віку починається умовне нарахування стажу, як при сплаті внесків для мінімальної пенсії.. Якщо людина хоче мати більшу пенсію повинна,добровільно поповнювати свій рахунок в Пенсійному Фонді. Щоб повернути довіру людей до Пенсійного Фонду потрібно провести кілька кроків. 1) Одержані внески Пенсійним Фондом направляти на покупку землі с-г призначення у пайовиків котрі хочуть її продати. Здача землі Пенсійним Фондом сільгоспвиробникам в оренду є надійним джерелом постійних і гарантованих доходів.вона не обезцінюється 2) Кожного року Пенсійний Фонд має збільшувати залишки внесків на величину не меншу за рівень інфляції за попередній рік, чим не допуститься знецінення коштів. 3)Після виходу на пенсію пенсіонер самостійно вирішує в якій пропорції одержувати накопичену суму.при цьому залишок невиплачених коштів в разі смерті переходить нащадкам. 4) Гарантом цих виплат має бути Державний бюджет. Висновок : Впровадження цих кроків може вирішити кілька проблем : завершити земельну реформу ,значно зменшить тіньові зарплати ,створяться умови повернення довіри громадян до держави щодо заощоджень коштів на пенсію

Відповісти
  • gafi
22.01.17 18:03

економіст, еще раз, частина не платит есв, потому что находится у кормушки, имеет возможность рисовать себе любые зарплаты. С этих зарплат по закону ни копейки в бюджет не поступает. А пенсии у них, огого.

Відповісти
  • gafi
22.01.17 18:04

оговорилась, на эти зарплаты есв не начисляется.

Відповісти
  • Марі
23.01.17 09:27

gafi, Що Ви маєте на увазі під "ЄСВ не нараховується"? Межу максимального доходу на який нараховується ЄСВ чи щось інше? Якщо межу, то варто знати, що і всі види соціального страхування таким "суперспеціалістам" також надаються в межах цієї макимальної величини доходу. Тобто навіть якщо директор зараз робить собі заробітну платню в розмірі 100 000 грн, то для пенсії, допомоги по безробіттю, ФСС з ТВП йому врахується дохід у розмірі максимальної величини.

Відповісти
  • gafi
25.01.17 12:20

Марі, я в двух словах отвечу, ОК? Стельмах, бывший глава НБУ, получает пенсию 120 000,00 грн. Т.е, чтобы этому пенсионеру выплатить пенсию, надо содрать ЕСВ более чем с 170 !!!!!! человек!!! Вдумайтесь!!! И будет получать. С бюджета/ПФУ, не важно(известно, где ПФУ деньги берет), презы, топ-менеджмент нбу, силовые ведомства и т.д. Назначаться будет в пределах максимальной пенсии. А та, что уже насчитана, пересчитываться не будет. А методика начисления есв, взносов в ПФУ с максимальной суммы сколько существует?

Відповісти
  • Виталий
23.01.17 09:08

Вывести из тени зарплату в конвертах совсем не сложно. нужна только политическая воля и немножко ума и тех кто эти законы пишет.

Відповісти
  • грустьпечальтоска
23.01.17 10:36

все печально, и печально именно потому, что мы в этом виноваты. Только мы, равнодушно смотрящие на то что происходит в Украине, и всего нашего запала хватает только на перепалку в интернете. Мы равнодушно позволяем уничтожать свою страну, и поэтому гораздо страшнее тех кто наверху, они просто нас грабят, с нашего молчаливого согласия. Они уничтожают экономику страну, умея только повышать налоги и добивая тех кто еще трепыхается. Оно планомерно уничтожает сельское хозяйство, только для создания мифически "свободного" рынка земли. Хотя если не ошибаюсь земля в Украине принадлежит народу, так почему ее деребанит кучка уродов? Но мы и тут будем молчать. Мы всегда молчим, значит заслужили то что имеем, нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая.ЗЫ Для вывода з/п, отстаньте от работодателя.Пусть он платит что-то на манер 5% соц взноса на ФОП. Все остальные налоги должны оплачивать мы сами. И пока этого не будет, нечего не изменится. Сколько лет совка нет, а наш менталитет не меняется - все считают, что государство им должно)))) Забудьте, нельзя что-то требовать, не давая в замен ничего.

Відповісти
  • Елена
23.01.17 16:17

Все с дуба свалились и рассуждают, льют воду ... Люди не платят, т.к. знают, что пенсию получать НЕ БУДУТ!!!!! Это что сейчас на Украине пенсия? Я платила всю жизнь белые налоги. Один год как получаю пенсию. Три года это была бы пенсия в 1 тыс. дол., а сейчас 250 дол. Разницу улавливаете? Проклинаю все на свете. Мои налоги обеспечивали 7 пенсионеров пока я работала. ВСЕМ СОВЕТУЮ сейчас держаться и лучше самим себя обеспечивать. Власть друг на друга сваливает и у вас ворует. Спасение утопающих-дело рук самих утопающих.

Відповісти
  • Ая
24.01.17 10:38

Не вывести зарплату из тени пока не будет обоюдной ответственности работника и работодателя!! Первый старается уйти от оформления, поскольку з.п + субсидия + биржа, это все таки лучше, чем просто зарплата, а второй на это соглашается, поскольку уходит от налогов. А даже, если я хочу оформить, (опасаясь штрафов), то мои интересы и работника не совпадают (его то не штрафуют). Спрашивается, нафиг мне переживать и отвечать за его пенсию, если он сам о ней не думает!!!?

Відповісти
  • Ольга1989
25.01.17 11:58

Ая, А людям при нинішніх цінах набагато вигідніша схема з.п.+ субсидія + біржа, ніж просто зарплата. Адже навіть підняття її до 3200 не вирішує проблеми бідності, так як її майже повністю з'їдають комунальні послуги. А за що жити до наступної з.п? От люди і економлять та викручуються, як можуть. У нас ціни ростуть швидше, ніж оплата праці.

Відповісти
  • Ольга1989
25.01.17 11:15

Підвищуючи мінімалку, а відповідно і податки, держава хотіла покращити ситуацію на ринку праці, а вийшло усе навпаки. Малий бізнес закривається, а хто ще не закрився, звільняє працівників, щоб дати можливість іншим найманим працівникам, які залишились працювати, все таки виплачувати цих 3200,00грн. Іншими словами, одні отримують мінімалку за рахунок інших. Ось таке виведення заробітних плат з "тіні".

Відповісти
  • Ольга1989
25.01.17 11:20

Словом, зоглядаючись на штрафи та податки, діє принцип: " Не можеш платити мінімалку (підприємці розуміють податки на цю мінімалку) працівнику, звільняй та виконуй його обов'язки самостійно". Для того, щоб вивести зарплати з тіні, недостатньо просто підняти мінімалку. Невже їм це не зрозуміло?

Відповісти
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Ця функція доступна тільки
авторизованим користувачам