Сайт для бухгалтерів №1 в Україні

Отримуйте
новини поштою!


10.03.19
11934 39 Друкувати

Игра со временем: сколько еще будем крутить стрелки часов

В последнее воскресенье марта украинцы снова переведут стрелки своих часов на «летнее» время. Организм переживет очередной шок, и все, якобы, ради экономии электроэнергии. Вот только подтверждающих это данных нет. Евросоюз тоже крутит часы, но сейчас собирается от этой практики отказаться, так как выяснилось, что она нецелесообразна. УНИАН разбирался, сможет также поступить Украина и готовится ли она к этому.

Приход весны - это не только долгожданное тепло после зимних морозов и метелей, но и очередной переход на летнее время. Традиционно он произойдет в последнее воскресенье марта - в ночь с 30 на 31, в 3 утра. Украинцы переведут стрелки часов на один час вперед. А это значит, что спать будем на час меньше. Такое часовое действо осуществляется согласно постановлению Кабинета министров аж от 13 мая 1996 года «О порядке исчисления времени на территории Украины». С тех давних пор украинцы крутят свои часы в марте – на час вперед, в октябре – на час назад.

Эксперты от медицины из года в год предупреждают, что «стрелочная игра» тяжело воспринимается организмом. Существует понятие биоритмов - это внутренний будильник. И когда непонятным и ничем не обоснованным для организма человека решением его нарушают, то это грозит расстройством сна, снижением трудоспособности, утомляемостью и депрессией.

Но несмотря на такой неутешительный медицинский прогноз, мы продолжаем десятки лет мучить свой организм. Видимо, учитывая аргументы правительства тех времен – перевод стрелок часов дает немалую экономию электроэнергии. В Европе тоже крутят часы, но вот только в последнее время там серьезно задумались – а нужно ли это делать? Проведена масса исследований, опросов. Как результат - в ближайшей перспективе от этой практики в Европе откажутся.

В Украине, похоже, нынешней целесообразностью перевода стрелок часов никто не занимается. Еще в прошлом году, когда Европарламент впервые поднял вопрос актуальности «летнего» и «зимнего» времени, в Минэкономразвития на запрос УНИАН сообщили: «Экономическое обоснование ежегодного перехода на «летнее» время и информация об уменьшении потребления электроэнергии при переходе на «летнее» время в Минэкономразвития отсутствуют». В Верховной Раде, правда, со ссылкой опять-таки на Минэкономразвития, отметили, что «Украина может отменить переход на «зимнее» и «летнее» время, принимая во внимание такую ​​же стратегию Евросоюза. Это объясняется отсутствием данных об экономической целесообразности подобных переходов и ориентацией на европейское законодательство…».

УНИАН решил обратиться к народным депутатам с вопросом – как они относятся к переводу стрелок часов и не собираются ли поднять этот вопрос на законодательном уровне, с учетом нового решения ЕС? Ответы были следующими:

Виталий Куприй (внефракционный): «Цель перевода стрелок часов была в экономии электроэнергии. В советские времена нам говорили, что это - нужное дело, что это – экономия. И если экономия есть, то в той ситуации, в которой находится Украина, это важно. Но у меня нет ни информации, ни расчетов по этим данным. Насколько я понимаю, этим должен заниматься Кабмин. Но поднять этот вопрос можно».

Юрий Деревянко (внефракционный): «Я не вижу проблем с переводом стрелок часов, но Украина должна синхронизировать время с европейскими странами, чтобы было удобно логистически. Думаю, больше будет экономии не от перевода стрелок часов, а если мы уничтожим схему «Роттердам+» и тех, кто ее придумал, посадим на скамью подсудимых. Для людей, точно, будет больше пользы. А если Минэкономики до сих пор не может разобраться, есть ли польза от перевода стрелок, то тогда министерство полностью не компетентно».

Алексей Гончаренко (фракция БПП): «Я не владею этой темой. Нужно для начала все подсчитать, выяснить. В депутатском кругу эта тема сейчас не обсуждается».

Оксана Корчинская (Радикальная партия): «Прошу прощения, но я точно об этом сейчас думать не буду».

А вот заняться подсчетами и все же подумать – что как раз в компетенции парламентариев – давно пора. Чтобы не опоздать за Евросоюзом, в котором «часовые» страсти не стихают.

Европейцы против

За отмену перевода стрелок часов выступил в прошлом году Европарламент, он обратился в Еврокомиссию с просьбой дать оценку этому «часовому» правилу. Приложил к обращению и последние исследования - никакой экономии электроэнергии не происходит, а вот риски для здоровья людей и животных есть и немалые. В ответ Европейская комиссия запустила сайт, на котором жители стран ЕС могли высказать свое мнение относительно «часовой» проблемы. Затем Брюссель обнародовал результаты опроса: более 80% из 4,6 миллиона проголосовавших высказались за отмену перехода на «зимнее» и «летнее» время. Учтя пожелания населения, Еврокомиссия предложила отменить перевод часов с 2019 года. Странам-члeнам EC было предложено до апреля определиться, в каком времени они хотят остаться – «летнем» или «зимнем». Но власти многих стран со ссылкой, что для разбирательства отведен слишком малый срок – особенно с учетом интересов транспортной сферы, где подобные изменения грозят временной путаницей – предложили перенести принятие решения. 4 марта Комитет по вопросам транспорта Европарламента одобрил отмену перехода на летнее и зимнее время в Евросоюзе с 2021 года. Европарламент должен проголосовать за это в ближайшие недели. Следующая встреча министров транспорта стран ЕС по этому поводу запланирована на июнь. За решение об отмене перевода часов еще должны проголосовать все страны-члены ЕС.

«Часовой» вопрос для ЕС сложный, так как на территории Евросоюза существуют три часовых пояса: в Ирландии, Великобритании и Португалии действует гринвичское время, в Германии и еще 16 странах - опережающее его на час среднеевропейское время, в восьми государствах, в том числе в Финляндии и странах Балтии – восточноевропейское (на два часа раньше гринвичского, соответствующее украинскому).

С 1996 года в Евросоюзе действует единое правило перехода на зимнее и летнее время, стрелки часов переводятся в последнее воскресенье марта на час вперед и в последнее воскресенье октября - на час назад. Но в скором времени, вероятнее всего, оно будет отменено.

Игра со временем по-украински

Украинская история перевода стрелок часов началась со времен СССР, частью которого, к сожалению, суждено было быть нашей стране. «Советы» впервые перешли на «летнее» время в 1917 году. В 1930 году перевод часов был отменен, зато было введено «декретное» время - стрелки часов перевели на час вперед относительно поясного времени. В 1981 году Союз вновь перешел на «летнее» время, причем «декретное» не отменялось. Таким образом, до сих пор страны бывшего СССР, в которых практикуется перевод стрелок, на два часа «опережают» поясное время! Только одна очень серьезная организация СССР никогда не баловала с часами – Центр управления космическими полетами. Он до сих пор работает по «зимнему» часовому стандарту.

В Украине переводить время на час вперед летом начали в 1981 году вместе с остальными республиками СССР. После обретения независимости порядок исчисления времени на территории нашей страны был определен постановлением Кабинета министров от 1996 года. Периодически возникали дискуссии о целесообразности перевода часов. Дело в том, что 95% территории Украины находится во втором часовом поясе. Только Луганская, частично Донецкая и Харьковская области расположены в третьем, а большая часть Закарпатской области – в первом часовом поясе, где местное время отличается от поясного на 50 минут. То есть, природный полдень для большинства территории Украины соответствует 12 часам дня, когда солнце должно быть прямо над головой. Зимой мы как раз живем согласно своему географическому времени, а летом – переходим на режим одного часа вперед.

В 1996 году Государственная комиссия единого времени и эталонных частот во главе с академиком Ярославом Яцкивым разработала переход страны на региональный график работы. Смысл в следующем: поскольку Ужгород и Донецк – «окраины» часового пояса и между ними разница примерно 50 минут, предлагалось сместить начало работы в Донецке на 8.30, а в Ужгороде – на 9.30. Президент, в то время Леонид Кучма, согласился с идеей, был выдан указ, но в последний момент ничего не произошло. Буквально за два дня до начала действия указа он был приостановлен. В Украине продолжился переход на «летнее» и «зимнее» время.

Потом были попытки отменить перевод стрелок часов в 2010 году, но у парламента дальше разговоров дело не пошло. Следующий шаг был сделан в 2011 году: вопрос был поднят ввиду того, что на тот момент «старший товарищ», на сегодня – враг и агрессор – Россия перешла жить на «летнее время». Правящие тогда в Украине «регионалы» постарались в этом соответствовать Москве и разработали соответствующий законопроект. В октябре 2011 года Верховная Рада даже приняла этот закон, но натолкнулась на шквал критики со стороны экспертов и представителей Западного региона, для которых такое решение было критическим. В случае установления «летнего» времени в зимний период, светлое время суток наступало бы зимой после 9 часов утра.

Ученые, в том числе специалисты Украинского гидрометеорологического центра, направили власти открытое письмо, в котором заявили, что, учитывая географическое расположение Украины, считают «естественным и оправданным с точки зрения здоровья граждан и экономических интересов государства, второй часовой пояс, который наиболее точно отвечает астрономическому времени… Подавляющее большинство специалистов склоняются к тому, чтобы отказаться от практики часовых изменений. Это необходимо сделать путем перехода именно на «зимнее» время, отменив «летнее»».

Но парламентарии поступили проще - через несколько месяцев упразднили принятый закон, и больше этой темой не занимались.

Что же касается основной цели перевода часов – экономии электроэнергии, то на сегодняшний день такая мотивация не актуальна. При избытке производства электричества двухпроцентная экономия, о которой не раз заявляли представители профильного ведомства в былые времена, мизерная. Да и население само устанавливает свой режим активности. И еще один момент – если утром мы «экономим» на свете, то вечером, с учетом технического прогресса, наоборот, еще больше потребляем. Остается только добавить «часовой» удар по организму.

С учетом перечисленного, давным-давно нашим парламентариям нужно было обратиться к специалистам и разобраться с «игрой со стрелками». Хотя бы для того, чтобы идти в одну ногу с Европой. Но сейчас они заняты более важными делами – выборами…

Автор: Нана Черная.

Рубрика:

Бухгалтер 911 наголошує: зміст авторських матеріалів може не співпадати з політикою та точкою зору редакції. Серед авторів матеріалів, що публікуються, є не лише представники редакційної команди.

Викладена інформація в конкретній публікації відображає позицію автора. Редакція не втручається в авторські матеріали, не редагує тексти, тож не несе відповідальності за їх зміст.

Коментарі
  • Нэпарадок
10.03.19 12:06

Если электроэнергии переизбыток, то почему растут тарифы?

Відповісти
  • milga
11.03.19 09:03

"Виталий Куприй (внефракционный): «Цель перевода стрелок часов была в экономии электроэнергии. В советские времена нам говорили, что это - нужное дело, что это – экономия. И если экономия есть, то в той ситуации, в которой находится Украина, это важно. Но у меня нет ни информации, ни расчетов по этим данным. Насколько я понимаю, этим должен заниматься Кабмин. Но поднять этот вопрос можно»."
Ну какое "советское время" если переводят с 1996 года?

Відповісти
  • Людмила
11.03.19 13:17

milga,перевод времени на час вперед впервые произошел в 1981 году 1 апреля. С тех пор эта дурацкая затея повотряется ежегодно под любым предлогом:экономия, так делает Россия-Европа. Конечно, нашим законодателям недосуг задумываться о здоровье граждан. Очень печально. Каждую весну ощущаю мощный стресс, особенно с возрастом

Відповісти
  • ^^^
11.03.19 13:32

Людмила, а у меня стресс при переходе на зимнее время, когда в 16.00 уже темень за окном.

Відповісти
  • ****
11.03.19 09:56

milga, впервые перевели весной 1980, потом отменили

Відповісти
  • Злой
11.03.19 09:32

БЕССМЫСЛЕННАЯ СТАТЬЯ (((   Ну, блин, родина слонов.  Вся эвропа переходит, а слоны против. А футбол в 23-00 начало - хорошо смотреть???    ЗАЧЕМ МНЕ В 20-00 ТЕМНОТА, В начале 90х, с московским временем спокойно играли вечером в теннис при ЕСТЕСТВЕННОМ освещении. Теперь - болт. Зато во львове светло.   ЗАЧЕМ МНЕ В  УТРА СОЛНЦЕ ????????????????

Відповісти
  • Злая
11.03.19 09:33

Заколебали своим переводом...Я живу в Харькове и для меня очень комфортно так называемое летнее время. С детства так привыкла, а теперь для  меня стресс переходить туда-сюда...Экономия? Бред! В школу приходили в предрассветных сумерках, один урок горел свет, а потом выключали, а сейчас и уходим в сумерках, и приходим в темноте...

Відповісти
  • *
11.03.19 10:23

Злая, абсолютно согласна. Нам, жителям востока, и летнее время не комфортно. Сепаратизм тут ни при  чем, с географией не поспоришь. Наше время московское, на час вперед относительно украинского. 

Відповісти
  • ^^^
11.03.19 13:34

*, ну вообще-то комфортно для востока как раз летнее время.

Відповісти
  • Алла
11.03.19 10:11

Бессмысленная статья согласна

Відповісти
  • Нина1
11.03.19 10:33

Я с первого года этой кутерьмы спрашиваю у всех - объясните мне, какая разница где я в сумерках (утром или вечером) включу свет: в офисе или дома? Лампочка все равно будет гореть или дома или в офисе. Где экономия электроэнергии в масштабах страны? Внутренний дискомфорт, хроническое недосыпание заканчиваются осенью, когда переходим на зимнее время. Брехня, что организм привыкает. А деткам так вообще стресс.

Відповісти
  • Ігор
11.03.19 10:43

Нина1, різниця величезна: вдома ви сплачуєте, а на роботі олігархи або бюджет, який їм ще розпилювати.

Відповісти
  • Ігор
11.03.19 10:38

Друга частина передостаннього абзацу - розумно, а от 2% економія - тут вже розуму фіндиректора дуже мало: раніше вмикали лампи розжарювання (100 ват) зараз led лампи (10 ват), тобто економія (якщо і була) впала у 10 разів. В совкові часи економили за рахунок населення: зібратись на роботу та у вечорі вмикали світло - на роботі економили на освітленні.
Однак на краще сподіватись не варто. В нас все робиться через нижні півкулі тіла. Приклад:
1. Пострадянський розум вже раз скасував, і ми весь рік на дві години випереджали навіть півнів.
2. В Мордорі скасували і зараз на дві години встають раніше.

Відповісти
  • карацуба
11.03.19 11:58

Іхорь, намного  лучше время рагульское,чем "совковое",только там єл. єнергия ничего не стоила. но таким ра--гулям ,как ті не понять.скачи дальше.

Відповісти
  • Галина
11.03.19 16:05

карацуба, что это было? Лаяться обязательно? легче стало?

Відповісти
  • Ирина
11.03.19 12:07

Большинству людей этот перевод стрелок не нравится (из личных наблюдений). Экономию от нее никто не подсчитывал и очевидно, что ее нет. Вопрос : кому это нужно???  А то, что этот перевод подрывает здоровье , это однозначно!

Відповісти
  • ольгаА
11.03.19 12:40

Як на мене, то зимовий час більш підходить. І діткам краще довше поспати, а не сонних вести в садочок чи в школу.

Відповісти
  • Злой
11.03.19 12:48

БЛИН, КАК ЖЕ БЕСИТ ТУПИЗНА НАРОДА.....  Для тех, кто еще не слез с бронепоезда: ДЛЯ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, КОТОРОЕ РАБОТАЕТ ПО ЧАСАМ И ПРИХОДИТ ДОМОЙ ПОСЛЕ 18-00 - ВЕЧЕРОМ НУЖНО СОЛНЦЕ. Утром в 5 часов оно ему не нужно. Сельскому же, которое встает по солнцу, ЧАСЫ НЕ НУЖНЫ В ПРИНЦИПЕ! (ибо коровы часов не наблюдают :)) ) ВСЁ!!!!!!!!!!!!

Відповісти
  • ^^^
11.03.19 13:37

Злой, глас вопиющего в пустыне, им второй часовой пояс подавай, чтобы темнело раньше.

Відповісти
  • Иллюзорная реальность
11.03.19 13:25

Злой,как замечательно , что есть такие острые граждане , как вы ! Только один вопрос - почему вы считаете тупыми тех , кто не совпадает с вами по биоритмам ?

Відповісти
  • Злой
11.03.19 12:51

А на родине человечества утром в 5 часов ребенок просыпается - солнце в глаза светит. После работы пришел, хочешь ребенком погулять - так темно ((((. Зато коровы, блин, по москве не доятся у них.

Відповісти
  • ^^^
11.03.19 13:46

Если отменять перевод, то учитывать часовые пояса или как хотели при Кучме, восток раньше начинает рабочий день, запад позже, восток как всегда. На востоке мало того, что зимой в 16.00 уже ночь, так еще летом будет в 3.00 уже рассвет, если зимнее время оставят, спасибо благодетели. А Закарпатье по своему географическому времени вообще не живет, но им зимнее время ближе, чем летнее. Надо учитывать интересы всех.

Відповісти
  • ihor07
11.03.19 14:01

Взагалі то географічно київський час - це якраз той, по якому ми зараз живемо. А на літо переводять нас на московський. На сході в порівнянні з Києвом приблизно на годину раніше сонце встає і сідає, а на заході навпаки на півгодини пізніше.

Відповісти
  • Лера
11.03.19 14:09

Для Киева летнее время комфортнее. Ну кому нужен рассвет в 5 утра? Вечером уже темно. Но о людях же никто не думает. ...

Відповісти
  • Елена
11.03.19 14:19

Помню когда россияне перестали переводить стрелки часов и наши об этом заговорили была программа, где разбирались как нам быть, так там точно определили, что Украина живет в трех часовых поясах восток по московскому, центр по киевскому и запад по европейскому, если на востоке уже солнце взошло, то на западе еще рассвет, если там еще светло, то там уже ночь, для комфорта людей нужно разделить все по своим поясам, НО в Киеве решили, что мы не настолько большая страна, как Россия и поэтому нам это не подходит вот и взяли киевское время для всех, поэтому восток и запад всегда конфликтуют по этому поводу им это время не подходит, но мнение людей знаете сами куда засовывают, мне лично комфортнее  летнее, если оставят на нем то я не против.

Відповісти
  • ihor07
11.03.19 15:51

Елена, 85% України розташовано в 2-му часовому поясі. незначна частина Закарпаття у першому, а Луганська область, Донецька область, східні частини Харківської, Дніпропетровської та Запорізької областей — у третьому (з вікіпедії). Якщо врахувати, те, що частина Донецької та Луганської областей де-факто живе по третьому часовому поясі, (як і Крим, який повністю знаходиться в другому), то не 85%, а цілих 95% території контрольованої українською владою знаходиться в 2-му поясі. Так що, заради якихось нікчемних 5% вводити 3 часових пояси?

Відповісти
  • ^^^
12.03.19 15:12

ihor07, то есть Харьковская область и Закарпатье никчемные, а  вы кто? Истинный ариец? Ну Ну.

Відповісти
  • Ольга
12.03.19 12:57

ihor07, А 5% не люди? Их мнением можно пренебречь? 

Відповісти
  • Елена
11.03.19 17:43

ihor07, вот с этого все и начинается вас 5% и вы под нас подстраивайтесь нам на вас плевать, вот так и во всем, нет уважения к людям, пример Канада только 20% говорит на французском, но это второй государственный язык, а у нас полстраны говорит на русском и все делают вид, что нас меньшенство, вот так нас делят и стравливают на пустом месте, а теперь из-за этого мы потеряли Крым и часть Донбасса и Луганска, давайте продолжим этот список и скоро окажется, что нам лучше жить всем отдельно, чем вместе, хотя 20 лет назад мы бы считали это все дикостью и не поверили бы, что так может быть. 

Відповісти
  • Марі
11.03.19 17:57

Елена,Люба пані Олено, дискримінована за російську мову. Чому я українка, в Україні, на українському бухгалтерському сайті не можу прочитати дану статтю українською мовою?

Відповісти
  • бурундук
12.03.19 16:20

Марі,читайте на здоровье, хоть на китайском. Но толерантность к русскому языку проявлять придется--или будет так как на востоке ( если вам этого мало)....В нормальных развитых странах и 2  и 3

Языка и  нет  никаких проблем. А тут устроили цирк с чемоданом и вокзалом.


Відповісти
  • ^^^
12.03.19 15:10

Марі, так это вопрос к администраторам сайта, пусть перейдут на украинский или выкладывают статьи на двух языках.

Відповісти
  • Паламея
11.03.19 21:49

Марі, кто о чем, а вшивый о бане...Ваши права никто не ущемляет!!! Речь, вышесказанного поста, идет о постоянной лжи в Украине и отрицании действительности себе же  в ущерб.. 

Відповісти
  • Марі
12.03.19 11:53

Паламея, До чого тут баня... Пані Олена почала першою. І мене абсолютно не влаштовує, що я, україномовна українка на українському інтернет-ресурсі змушена частину інформацїї читати російською мовою. Ви справді вважаєте це нормальним?  Якраз моє право "ущемлено"!!! Я маю за щось виправдовуватися?А не бажаєте сходити у тривалу подорож "на три веселі літери?" Я не на ринку, а на УКРАЇНСЬКОМУ ПРОФЕСІЙНОМУ ІНТЕРНЕТ РЕСУРСІ.

Відповісти
  • Оксана
13.03.19 13:05

Марі, так вас никто не "змушує" ничего читать на этом интернет-ресурсе, в этом и заключается свобода.

Відповісти
  • бурундук
12.03.19 16:21

Марі,задолбали вечно  ущемленные

Відповісти
  • ^^^
11.03.19 15:24

Елена, летнее по любому не оставят, в 3 часовом поясе находится только восток.

Відповісти
  • бублик
11.03.19 15:29

Для жизни - биологические часы!
Для экономии - сглаживание пиковых нагрузок!
Для законодателей - учебники и тексты Законов.
И будет всем счастье!

Відповісти
  • Тамара
13.03.19 16:47

"Украинская история перевода стрелок часов началась со времен СССР, частью которого, к сожалению, суждено было быть нашей стране."- почему к сожалению? учились,работали,жили и были уверенны в завтрашнем дне. А стрелки часов уже давно переводят не по советским законам.А законам нашей трудолюбивой " ради" 

Відповісти
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Ця функція доступна тільки
авторизованим користувачам