Облікова політика приватного підприємства

Організація, зміни, створення, ліквідація бізнесу
Ирэн
УченикУченик
Повідомлень: 4
З нами з: 14 квітня 2010, 05:19
Дякував (ла): 2 рази

Повідомлення Ирэн »

Форумчане, помогите плииииз!
Дайте пожалуйста "козу" учетной политики и приказа для совсем маленького частного предприятия, занимающегося оптовой торговлей, без главного бухгалтера. Числятся только 2 чел директор и фин дир Заранее благодарю

rekin
Высший разум
Высший разум
Повідомлень: 754
З нами з: 08 грудня 2011, 08:08
Дякував (ла): 149 разів
Подякували: 389 разів

Повідомлення rekin »

________________________________________
КОММЕНТИРОВАННЫЙ ОБРАЗЕЦ СОСТАВЛЕНИЯ ПРИКАЗА № 1 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ"
________________________________________
В основе успешной деятельности любого предприятия лежит четко налаженный механизм учета (бухгалтерского, налогового, управленческого) происходящих хозяйственных процессов. Для создания такого механизма предприятию необходимо выбрать из допустимых вариантов тот порядок учета, который отражает особенности его хозяйственной деятельности, иными словами определить и принять учетную политику предприятия.
Учетная политика, согласно определения, приведенного в ст. 1 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон о бухучете), - это совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и представления финансовой отчетности.
Пунктом 5 ст. 8 Закона о бухучете предприятию дано право самостоятельно определять свою учетную политику. При этом предприятие:
- – выбирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных Законом о бухучете, учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;
- – разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;
- – утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;
- – может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.
Отдельные элементы учетной политики являются составной частью финансовой отчетности и раскрываются в примечаниях к ней.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона о бухучете вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами. Если руководитель предприятия не является его учредителем (владельцем), то необходимо, чтобы владельцы наделили его соответствующими полномочиями.
В соответствии с п. 17 П(С)БУ-1 установление и изменения в учетной политике предприятия осуществляется по решению собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица). Если уставом предприятия не оговорено право установления учетной политики только решением собственников (учредителей), она может быть оформлена в виде приказа должностного лица (директора) предприятия.
Учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики определяется в предписывающем документе, который принимается предприятием в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минфина от 19.12.2006 г. № 1213.
Рекомендации по разработке и перечень основных элементов учетной политики предприятий предложены Минфином в письме от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793, а также для отдельных государственных предприятий приказами соответствующих министерств (см., например, приказы Минагрополитики от 28.01.2009 г. № 56, от 17.12.2007 г. № 921 и от 11.04.2007 г. № 254, Минпромполитики от 23.01.2007 г. № 23, Министерства угольной промышленности Украины от 19.06.2006 г. № 338, Минтранссвязи от 23.08.2007 г. № 758).
Ниже приведен комментированный образец приказа, который можно использовать при составлении приказа об учетной политике предприятия. Образцы приложений не приводятся, так как составляются в произвольной форме и учитывают особенности конкретного предприятия.
ООО "СИГМА"
ПРИКАЗ № 1
от "____" __________ 200_ г. г. Днепропетровск
Об организации бухгалтерского и налогового учета,
составлении финансовой и налоговой отчетности
Руководствуясь Законом Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", положениями (стандартами) бухгалтерского учета, нормами налогового законодательства, инструкциями и другими нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, составления и представления финансовой и налоговой отчетности, и выполняя требования, предусмотренные Уставом предприятия, приказываю:
1. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета на предприятии и во исполнение п. 4 ст. 8 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" установить с 1 января 201_ года следующую форму организации бухгалтерского учета: _____________________________.
1.1. Применять на предприятии компьютерную бухгалтерскую программу ___________. Контроль за уровнем соответствия регистров учета, порядка, и способа регистрации и обобщения информации, предусмотренного данной компьютерной программой, требованиям законодательства возлагается на главного бухгалтера предприятия.
Если учет ведется с помощью компьютерной программы, то необходимо указать название программы. Если бухгалтерский учет на предприятии ведется с применением регистров бухгалтерского учета, необходимо указать, с помощью каких именно: журналов-ордеров, оборотных ведомостей и т. п.
1.2. Утвердить разработанный на основании утвержденного Плана счетов рабочий план счетов и регистров аналитического учета (приложение № 1).
Рабочий план счетов предприятия может быть дополнен субсчетами второго и третьего порядка с сохранением установленных кодов (номеров) субсчетов. В рабочем плане счетов при необходимости указывают, на каких субсчетах учитываются транспортно-заготовительные расходы. Строительные организации указывают субсчет "Промежуточные счета". Пункт 18 П(С)БУ-18 рекомендует использовать для этого субсчет 239. Производственные предприятия указывают аналитически регистры счета 23 для учета различного вида (типа) производимой продукции. В детализации регистров нуждается субсчет 641 "Расчеты по налогам". Целесообразно рабочий план счетов оформить в виде приложения к приказу.
1.3. Использовать для обобщения информации о расходах предприятия счета класса 9 "Затраты производства".
Использование счетов класса 8 "Затраты по элементам" не является обязательным, но упрощает процесс составления финансовой отчетности.
Субъекты малого предпринимательства могут использовать по своему выбору либо только счета класса 8, либо только счета класса 9. Предпочтительным для них является использование счетов класса 8, на основе показателей которых легче составлять Отчет о финансовых результатах.
1.4. Организовать аналитический учет движения товарно-материальных ценностей по подразделениям следующим образом:
- – в бухгалтерии - в количественно-суммарном измерении;
- – на складах - в количественном измерении;
- – в магазине - в количественно-суммарном измерении;
- – в цехах и на участках - в количественном измерении.
Вопрос организации учета товарно-материальных ценностей подробно рассмотрен в теме Складской учет материальных ценностей на предприятии.
1.5. Утвердить правила и график документооборота (приложение № 2).
График документооборота не является обязательным документом. Решение о его необходимости предприятие принимает в зависимости от объема документооборота, количества взаимосвязанных структурных подразделений и сотрудников, ответственных за составление и подписание документов первичного учета (см. также тему Требования к оформлению первичных документов и Хранение, уничтожение и восстановление первичных документов).
2. Бухгалтерский учет осуществлять бухгалтерией предприятия, которую возглавляет главный бухгалтер.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие может выбрать следующие формы его организации:
- – введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;
- – использование услуг специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности (частного предпринимателя);
- – ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;
- – самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно владельцем или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна быть обнародована. К таким предприятиям, согласно п. 4 ст. 14 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", относятся:
- – публичные акционерные общества;
- – предприятия - эмитенты облигаций;
- – банки;
- – доверительные общества;
- – валютные и фондовые биржи;
- – инвестиционные фонды, инвестиционные компании;
- – кредитные союзы;
- – негосударственные пенсионные фонды;
- – страховые компании и другие финансовые учреждения.
3. В соответствии с п. 7 ст. 8 от 16.07.99 г. № 996-XІV Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" главный бухгалтер предприятия:
- – обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических основ бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой и налоговой отчетности;
- – организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;
- – принимает участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от нее, потерь и порчи ценностей предприятия.
3.1. Распоряжения главного бухгалтера, касающиеся осуществления бухгалтерского учета на предприятии, являются обязательными для исполнения всеми работниками предприятия;
3.2. Главный бухгалтер несет личную ответственность за организацию и ведение учета перед руководителем предприятия.
3.3. Обязанности и ответственность работников бухгалтерии регламентируются должностными инструкциями, утвержденными руководителем предприятия.
При составлении должностной инструкции можно воспользоваться следующими образцами:
- – должностная инструкция (типовая);
- – должностная инструкция главного бухгалтера;
- – должностная инструкция бухгалтера по расчетам оплаты труда;
- – должностная инструкция бухгалтера по учету материальных ценностей;
- – должностная инструкция бухгалтера-кассира.
4. Утвердить перечень должностных лиц, наделяемых правом подписи документов первичного учета хозяйственных операций и налогового учета и образцы подписей по перечню (приложение № 3).
В перечне следует указать должностных лиц, уполномоченных подписывать платежные документы, расходные накладные на отпуск товарно-материальных ценностей, расходные кассовые документы, документы по оплате труда и др.
Этот перечень может содержать по несколько лиц, обладающих правом первой или второй подписи, например: директор - первая подпись, главный инженер - первая подпись, заместитель директора по финансам - первая подпись, главный бухгалтер - вторая подпись, заместитель главного бухгалтера - вторая подпись.
Кроме этого, отдельно необходимо назначить ответственного за выписку налоговых накладных (п. 16 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНАУ от 21.12.2010 г. № 969).
4.1. Перечисленные в приложении № 3 лица наделяются правами и несут всю полноту ответственности за соответствие проведенных операций действующему законодательству и Уставу предприятия.
5. С целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности в период с _________ по _________ (указать период, в котором планируется проведение обязательной ежегодной инвентаризации) проводить ежегодную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств в соответствии со ст. 10 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XІV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", а также другими нормативными документами.
Отметим, что на сегодняшний день нормативными документами, регламентирующими порядок проведения инвентаризации, являются:
- – Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69;
- – Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, счетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.98 г. № 90;
- – постановление Госкомстата СССР от 28.12.89 г. № 241 "Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций";
- – Положение об инвентаризации имущества приватизируемых (корпоратизируемых) государственных предприятий, а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду (возвращается после окончания срока действия договора аренды или его прекращения), утвержденное постановлением КМУ от 02.03.93 г. № 158;
- – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.
Порядок проведения инвентаризации подробно рассмотрен в теме Инвентаризация активов и обязательств.
Кроме этого, необходимо учитывать, что п. 6 подраздела 4 раздела XX НКУ предусмотрено проведение инвентаризации основных средств по состоянию на 1 апреля 2011 года. На основании данных инвентаризации необходимо определить перечень объектов основных средств, прочих необоротных и материальных активов, которые для начисления амортизации распределяются по группам в соответствии п. 145.1 ст. 145 НКУ (см. тему Новый учет основных средств).
5.1. Для проведения инвентаризационной работы утвердить постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Например, в составе: главный инженер - председатель комиссии, главный бухгалтер - член комиссии, заместитель директора по сбыту - член комиссии, инженер производственно-технического отдела - член комиссии.
Состав комиссии также можно оформить в виде приложения к приказу.
5.1.1. Права, обязанности и задачи, возлагаемые на членов постоянно действующей инвентаризационной комиссии, определены Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69.
5.1.2. Дополнительно к задачам, обусловленным Инструкцией по инвентаризации, на постоянно действующую инвентаризационную комиссию возлагаются задачи по:
- – определению эффективности применяемых на предприятии принципов, методов учетной политики;
- – проведению работ по оценке активов и обязательств (определение срока службы приобретаемых предприятием предметов, их возможной ликвидационной стоимости, отклонение остаточной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов от их справедливой стоимости на дату баланса).
Определение отклонения остаточной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов от их справедливой стоимости необходимо в случае принятия предприятием решения о переоценке объектов основных средств и нематериальных активов. Подробно данные вопросы рассмотрены в теме Операции с основными фондами и основными средствами.
5.2. Для проведения внезапной инвентаризации кассы предприятия создать комиссию в составе: заместитель главного бухгалтера - председатель комиссии, бухгалтер - член комиссии, заместитель директора по экономическим вопросам - член комиссии.
5.2.1. Инвентаризацию кассы проводить не реже одного раза в месяц.
6. Для единообразного отражения операций с товарно-материальными ценностями установить следующий порядок их учета и списания.
6.1. Начисление амортизации по основным средствам осуществлять в бухгалтерском учете по _____________ методу, в налоговом учете по__________________ методу.
В соответствии с п. 26 П(С)БУ-7 амортизация основных средств может начисляться с применением следующих методов:
- – прямолинейного;
- – уменьшения остаточной стоимости;
- – ускоренного уменьшения остаточной стоимости;
- – кумулятивного;
- – производственного.
Подпунктом 145.1.5 п. 145.1 ст. 145 НКУ установлены методы начисления амортизации, аналогичные, предусмотренным в п. 26 П(С)БУ-7. Таким образом. с 1 апреля 2011 года, даты вступления силу раздела III НКУ, в бухгалтерском и налоговом учете основных средств могут применяться одинаковые методы амортизации.
6.2. Переоценку основных средств осуществлять в случае, если их остаточная стоимость существенно (например, более чем на 10 %) отличается от справедливой стоимости на дату годового баланса.
Переоценка обязательна только для тех предприятий, которые однажды провели такую переоценку в соответствии с п. 16 П(С)БУ-7. Периодичность переоценки устанавливается предприятием.
6.3. К малоценным необоротным материальным активам (далее - МНМА) относить материальные ценности, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года и первоначальная стоимость которых менее 1 000 грн.
Стоимостный критерий отнесения приобретаемых необоротных активов к основным средствам каждое предприятие выбирает для себя самостоятельно. Учитывая требования п.п. 8.2.1 п. 8.2 ст. 8 Закона о прибыли целесообразно установить его одинаковым для налогового и бухгалтерского учета.
Отметим, что в 2011 году стоимостной критерий признания материальных активов объектами основных средств сохраняется на уровне 1 000 грн., а уже с 2012 года увеличится до 2 500 грн. (п.п. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 НКУ и п. 14 подраздела 4 раздела ХХ).
6.4. Амортизацию по МНМА начислять в первом месяце использования объекта в размере 100 % его амортизируемой стоимости.
Амортизация малоценных необоротных материальных активов начисляется в соответствии с п. 27 П(С)БУ-7, согласно которому амортизация может начисляться следующими методами:
- – прямолинейным;
- – производственным;
- – в первом месяце использования объекта в размере 50 % его амортизируемой стоимости и остаток 50 % амортизируемой стоимости в месяце их изъятия из активов (списания с баланса);
- – в первом месяце использования объекта 100 % его стоимости.
6.5. Амортизацию нематериальных активов осуществлять прямолинейным методом.
Согласно п. 27 П(С)БУ-8 метод амортизации нематериальных активов выбирается предприятием самостоятельно, исходя из условий получения будущих экономических выгод. основываясь на методах, предусмотренных П(С)БУ-7. Если такие условия невозможно определить, то применяется прямолинейный метод.
6.6. Материальные активы, установленный срок использования которых менее одного года, считать малоценными и быстроизнашивающимися предметами (МБП). Балансовая стоимость таких предметов при передаче их со склада в эксплуатацию списывается на соответствующие статьи расходов. Осуществлять обязательное ведение количественного учета таких предметов в разрезе материально ответственных лиц до момента их полной ликвидации (списания с баланса).
6.7. Оценку выбытия запасов в налоговом и бухгалтерском учете осуществлять по методу ФИФО.
Возможные методы оценки выбытия запасов перечислены в п. 16 - 21 П(С)БУ-9.
К ним относятся следующие методы:
- – идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;
- – средневзвешенной себестоимости (при выборе данного метода необходимо определить и периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов);
- – себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО);
- – нормативных затрат;
- – цены продажи.
6.8. Оценку товаров в розничной торговле осуществлять по ценам продажи.
6.9. Транспортно-заготовительные расходы аккумулировать на субсчете 289 с последующим ежемесячным распределением в соответствии с нормами п. 9 П(С)БУ-9.
Согласно п. 9 П(С)БУ-9 транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением запасов, могут либо включаться в себестоимость приобретенных запасов, либо общей суммой отражаться на отдельном субсчете счетов учета запасов.
Первый вариант предпочтительней для тех предприятий, которые сумму всех дополнительных затрат, связанных с приобретением и доставкой запасов, могут определить непосредственно в момент их оприходования. Второй вариант в большей степени приемлем для тех предприятий, которые затраты, связанные с приобретением запасов, смогут определить только в конце отчетного периода (месяца) и не могут идентифицировать их с приобретением конкретных единиц запасов (это могут быть командировочные расходы, услуги сторонних транспортных организаций и т. п.).
Подробнее порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов рассмотрен в теме Транспортно-заготовительные расходы.
7. Установить перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг), переменных и постоянных общепроизводственных расходов (приложение № 4).
Перечень статей калькулирования и база распределения устанавливается в соответствии с требованиями п. 11 и п. 16 П(С)БУ-16.
8. Величину резерва сомнительных долгов рассчитывать по методу классификации дебиторской задолженности (с применением коэффициента сомнительности для каждой группы должников).
Расчет величины резерва сомнительных долгов по методу классификации дебиторской задолженности (с применением коэффициента сомнительности для каждой группы должников) осуществляется в соответствии с требованиями п. 9 П(С)БУ-10.
9. В соответствии с требованиями П(С)БУ-11, создать резервы обеспечения последующих операционных расходов:
- – на выплату отпусков работникам;
- – на выполнение гарантийных обязательств.
Пунктом 13 П(С)БУ-11 определено, что обеспечения создаются для компенсации будущих операционных затрат, в том числе и на оплату отпусков работникам. Согласно п. 7 П(С)БУ-26 выплаты за неотработанное время, которые подлежат накоплению, признаются обязательствами посредством создания обеспечения в отчетном периоде.
По мнению Минфина (см. письмо от 09.06.2006 г. № 31-34000-20-25/12321), создание резерва отпусков является обязательным. Для его создания Минфин в письме от 24.05.2007 г. № 31-34000-10-10/10654 предлагает применить алгоритм расчета, приведенный в описании к субсчету 471 "Обеспечение оплат отпусков". Данный вопрос также рассмотрен в теме Оплата отпусков.
10. Установить границу существенности для финансовой отчетности в размере 1 000 грн.
Необходимость установления границы существенности вытекает из понятия "существенная информация", определенного п. 3 П(С)БУ-1.
Существенная информация – это информация, отсутствие которой может оказать влияние при принятии решений пользователями финансовой отчетностью.
Формы финансовой отчетности составляются в тысячах гривен, а субъекты малого предпринимательства и представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности составляют финансовую отчетность в тысячах гривен с одним десятичным знаком. Из этого следует, что наиболее оптимальный вариант установления границы существенности в размере 1 000 грн. (или 100 грн. для субъектов малого предпринимательства).
Руководитель предприятия _____________________________________
(подпись)
С приказом ознакомлены: _______________________________________
(приводится перечень и подписи
ответственных должностных лиц)



Ирэн
УченикУченик
Повідомлень: 4
З нами з: 14 квітня 2010, 05:19
Дякував (ла): 2 рази

Повідомлення Ирэн »

спасибо конечно, но ссылка нормы старые, не актуально для 2014 Да и "Бухгалтера нет"

Аватар користувача
Irina777
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 1376
З нами з: 08 квітня 2013, 03:25
Дякував (ла): 1777 разів
Подякували: 1087 разів

Повідомлення Irina777 »

Ирэн писав:Форумчане, помогите плииииз!
Дайте пожалуйста "козу" учетной политики и приказа для совсем маленького частного предприятия, занимающегося оптовой торговлей, без главного бухгалтера. Числятся только 2 чел директор и фин дир Заранее благодарю

Сбросьте эл. адрес.

Lumix
Оракул
Оракул
Повідомлень: 247
З нами з: 06 лютого 2013, 02:42
Дякував (ла): 33 рази
Подякували: 101 раз

Повідомлення Lumix »

Ирэн писав:спасибо конечно, но ссылка нормы старые, не актуально для 2014 Да и "Бухгалтера нет"
Коза

margadon
Высший разум
Высший разум
Повідомлень: 810
З нами з: 26 березня 2012, 23:45
Дякував (ла): 600 разів
Подякували: 239 разів

Повідомлення margadon »

Lumix писав:
Ирэн писав:спасибо конечно, но ссылка нормы старые, не актуально для 2014 Да и "Бухгалтера нет"
Коза
Добрый день! Актуальна ли сейчас эта "коза"учетной политики и приказа, у меня вообще один директор на предприятии.Заранее благодарю.

Відповісти

Повернутись до “Організаційні питання”