Аннулирование плательщика НДС при добровольной ликвидации юрлица в 2011г

реєстрація, анулювання
Лилия-НИКА
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 3873
З нами з: 08 серпня 2011, 10:16
Дякував (ла): 968 разів
Подякували: 2125 разів

Повідомлення Лилия-НИКА »

Аннулирование плательщика НДС при добровольной ликвидации юрлица в 2011г.,- т.е юрлицо добровольно по решению учредителя прекращает свое юрлицо- вносит соотв.запись у госрегистратора, но является при этом плательщиком НДС (с оборотами не нулевыми). Согл. Положення про реєстр.платників ПДВ , затв.нак.ДПАУ 978 от 22.12.2010 - пункты 1.2 и 5.2.1 - и Кодекс - б) п.184.1 - такое аннулирование может быть инициировано плательщиком "... після складання ліквідаційного балансу"
п.5,2,1 - заява 8-ОПП та затв.ліквідац.баланс.
Кто в этом году прошел это на практике??? - Ликв.баланс - НА КАКУЮ ДАТУ ??? и В КАКОЙ СРОК ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ ГНИ ПО ф.8-ОПП+ликв.баланс

(Для справки провили ликвидац. до 2011г. - то в Положении 80 (уже не действует) - срок был указан 10дней на подачу ликвид.баланса на дату принятия решения учредителем о ликвидации юрлица)
Теперь НЕ ПОНЯТНО СО СРОКАМИ И ДАТОЙ ликвид.баланса (их же будет несколько) .Как и когда (в какой момент сняться с плательщика НДС, учитывая, что в последнем налоговом периоде еще нужно начислить и уплатить НДС) ?????

Лилия-НИКА
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 3873
З нами з: 08 серпня 2011, 10:16
Дякував (ла): 968 разів
Подякували: 2125 разів

Повідомлення Лилия-НИКА »

ОТЗОВИТЕСЬ - кто ликвидировал юрлицо в этом году и по такой процедуре снимался с НДС ??? Очень нужно...

Лилия-НИКА
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 3873
З нами з: 08 серпня 2011, 10:16
Дякував (ла): 968 разів
Подякували: 2125 разів

Повідомлення Лилия-НИКА »

Биба, может Вы поможете - эта тема безответно висит на форуме с 05.10.11, хотя у меня уже двигаются события по закрытию фирмы, но все же жаль, что никто не отозвался по этой теме - делаю на свой риск

Биба
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 1350
З нами з: 21 липня 2011, 12:49
Дякував (ла): 41 раз
Подякували: 192 рази

Повідомлення Биба »

из НиБУ

Процедура аннулирования НДС-регистрации регулируется отдельной ст. 184 НКУ, а также разд. V Положения № 978.

Аннулирование регистрации плательщика НДС представляет собой исключение его из Реестра плательщиков налога на добавленную стоимость (далее — Реестр) и соответственно аннулирование Свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (далее — Свидетельство). То есть регистрация плательщика НДС считается аннулированной с даты аннулирования Свидетельства и исключения этого плательщика НДС из Реестра (п. 1 разд. III Положения № 978). При этом такое Свидетельство считается аннулированным с даты аннулирования регистрации плательщика НДС (п. 2 разд. V Положения № 978).

Заметим, что если в период действия Закона об НДС (см. п. 9.8 данного Закона и п. 1 разд. V Положения № 79) для снятия с НДС-регистрации насчитывалось 7 оснований, то теперь их 11 (см. пп. «а» — «и» п. 184.1, п. 1 разд. V Положения № 978). Перечень этих оснований (см. табл. 1) является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.

П.п. «б» п. 184.1 НКУ, п.п. «б» п. 1 разд. V Положения № 978 - Плательщик НДС принял решение о прекращении деятельности и утвердил ликвидационный или передаточный баланс в отношении своей деятельности в соответствии с законодательством при условии уплаты суммы налоговых обязательств по НДС

Перечень подтверждающих документов, при наличии которых налоговым органом принимается решение об аннулировании НДС-регистрации плательщика по п.п. «б» п. 184.1 НКУ - Заявление о прекращении плательщика налогов по форме № 8-ОПП (приложение 17 к Порядку № 979).
Любое другое уведомление плательщика НДС, уполномоченного им органа или лица по поводу принятия решения о прекращении плательщика по собственному желанию.
Сведения из Единого государственного реестра о внесении записи о решении учредителей (участников) или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица, принятия физическим лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности, пребывания юридического лица в процессе прекращения или физического лица — предпринимателя в процессе прекращения предпринимательской деятельности и для юридических лиц — утвержденный ликвидационный или передаточный баланс

При наличии указанных подтверждающих документов налоговый орган принимает решение об аннулировании регистрации лица — плательщика НДС независимо от осуществления документальных и камеральных проверок и их результатов, а также обязательства такого лица быть зарегистрированным и/или уплачивать НДС в соответствии с законодательством (п. 5.3 Порядка № 978).

Решение налогового органа об аннулировании регистрации плательщика НДС оформляется по форме № 6-РПДВ (приложение 6 к Положению № 978). Такое решение составляется в двух экземплярах комиссией, созданной согласно распоряжению налогового органа, и подписывается руководителем налогового органа. В решении об аннулировании регистрации плательщика НДС обязательно указывается основание для такого аннулирования со ссылкой на соответствующие нормы НКУ (см. п. 5.4 разд. V Положения № 978).

Дата подписания решения об аннулировании регистрации плательщика НДС считается днем принятия такого решения. Такие решения в день их подписания регистрируются в журнале учета решений об аннулировании регистрации плательщиков НДС по форме № 6-РЖ (приложение 7 к Положению № 978). Номер решения соответствует порядковому номеру записи в этом журнале.

Один экземпляр решения хранится в учетном деле (регистрационной части) плательщика. Документы или копии документов, на основании которых налоговый орган принял решение об аннулировании регистрации, должны быть приложены к этому экземпляру решения.

В течение трех рабочих дней после дня аннулирования один экземпляр решения направляется налоговым органом лицу, НДС-регистрация которого аннулирована, по его местонахождению или месту проживания, указанным в Свидетельстве, либо при наличии сведений о комиссии по прекращению (ликвидаторе, ликвидационной комиссии и др.) такого лица — по местонахождению комиссии. Экземпляр решения об аннулировании регистрации плательщика НДС считается направленным (врученным) плательщику НДС, если он направлен письмом с уведомлением о вручении либо передан под подпись самому налогоплательщику либо его представителю.

Если налоговый орган либо почта не могут вручить налогоплательщику экземпляр решения об аннулировании регистрации плательщика НДС в связи с отсутствием должностных лиц, их отказом принять решение, отсутствием налогоплательщика по месту нахождения (месту проживания), сотрудниками налогового органа оформляется соответствующая справка, в которой указывается причина, по которой было невозможно вручить экземпляр решения об аннулировании плательщика НДС такому плательщику. Такая справка вместе с экземпляром решения, который не был вручен, приобщается к личному делу (регистрационной части) этого плательщика.

В последующем экземпляр решения, который так и не был вручен, может быть передан под подпись самому налогоплательщику либо его представителю в случае их письменного или устного обращения в налоговый орган.

Информацию о данных из Реестра, а также об аннулированных Свидетельствах с указанием индивидуальных налоговых номеров, дат аннулирования, причин и оснований для аннулирования ГНАУ ежедекадно не позднее 2, 12 и 22 числа каждого месяца обнародует на своем сайте: www.sta.gov.ua (п.п. 183.13.2 НКУ, п. 8 разд. II Положения № 978).

При этом если регистрация лица как плательщика НДС была аннулирована и сведения из Реестра о таком аннулировании были обнародованы в соответствии с Положением № 978, то право доступа к таким сведениям считается обеспеченным и информация о таком аннулировании считается доведенной до сведения заинтересованных лиц (п. 9 разд. II Положения № 978).

Если НДС-регистрация лица аннулируется по инициативе налогового органа, то право доступа такого лица к указанным данным считается обеспеченным и информация о таком аннулировании доведена до его сведения с даты получения этим лицом соответствующего решения об аннулировании. Если сведения об аннулировании были обнародованы ранее, чем лицо получило соответствующее решение, то право доступа к таким сведениям считается обеспеченнім и информация об аннулировании считается доведенной до его сведения с даты обнародования (см. п. 10 разд. II Положения № 978).

В течение 20 календарных дней со дня принятия решения об аннулировании регистрации плательщика НДС такое «разрегистрированное» лицо обязано вернуть в налоговый орган Свидетельство и все его заверенные копии вместе с сопроводительным письмом.

Напомним, ранее ст. 9 Закона об НДС было предусмотрено, что нарушение сроков возврата Свидетельства приравнивается к нарушению сроков предоставления НДС-отчетности, а это грозило «разрегистрированному» лицу штрафом на основании п. 17.1 Закона № 2181 в размере 10 ннмдг, т. е. 170 грн.

Действующим же на сегодняшний день законодательством ответственность за нарушение сроков возврата Свидетельства и его заверенных копий не предусмотрена. Это подтверждают и налоговики в консультации, размещенной в разделе 130.40 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.

Решение об аннулировании регистрации плательщика НДС по инициативе налогового органа может быть обжаловано в соответствии с действующим законодательством (см. п. 6 разд. V Положения № 978).







Биба
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 1350
З нами з: 21 липня 2011, 12:49
Дякував (ла): 41 раз
Подякували: 192 рази

Повідомлення Биба »

из НиБУ

Процедура ликвидации юрлица


С принятием решения о ликвидации юридического лица начинается сложная и многоэтапная процедура. Об особенностях ее прохождения и нюансах, требующих внимания на каждой из стадий прекращения юридического лица, пойдет речь в данной статье.

Нина КОСТЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»



Ликвидация юрлица: общий алгоритм

Порядок ликвидации юридического лица включает в себя несколько этапов:

І этап — принятие решения о ликвидации юрлица; назначение комиссии по прекращению юридического лица (ликвидационной комиссии, ликвидатора), установление порядка и сроков удовлетворения требований кредиторов;

ІІ этап — уведомление госрегистратора, внесение сведений в Единый госреестр о том, что юрлицо пребывает в процессе прекращения;

ІІІ этап — выявление кредиторов и удовлетворение их требований; распоряжение имуществом ликвидируемого юрлица, если оно осталось после удовлетворения требований кредиторов;

IV этап — внесение записи в Единый госреестр о прекращении юридического лица.

Так выглядит общий порядок ликвидации юридического лица. В него, в зависимости от организационно-правовой формы юрлица и направлений его деятельности, а также от того, добровольная это ликвидация или принудительная, могут вноситься коррективы.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.



Принятие решения о ликвидации юрлица

Как мы отмечали (см. статью на с. 6), принять решение о ликвидации хозяйственного общества может либо общее собрание, либо суд. Далее процедура проходит по общей схеме, за исключением некоторых нюансов.

Так, решением о ликвидации юрлица, независимо от того, какой из субъектов его принимает, должна быть назначена ликвидационная комиссия, установлен порядок и срок ликвидации юрлица.

Функции ликвидационной комиссии могут быть возложены на исполнительный орган хозобщества (директора, дирекцию). С этого момента ликвидационная комиссия осуществляет управление делами юрлица и выступает от его имени в отношениях с органами власти и другими субъектами хозяйствования (ч. 3 ст. 105 ГКУ). На этот момент следует обратить внимание: даже если функции ликвидкомиссии возлагаются на исполнительный орган хозобщества, после принятия решения о ликвидации он действует уже не в статусе дирекции, а как ликвидационная комиссия (соответственно, в документах будет указываться не должность директора, а должность председателя ликвидационной комиссии). В акционерных обществах к ликвидационной комиссии также переходят полномочия наблюдательного совета.

Ликвидационная комиссия может выступать в суде от имени юридического лица. Такая необходимость возникает, в частности, в случае, если кредиторы юрлица оспаривают отказ в удовлетворении их требований.

В то же время ликвидационная комиссия не узурпирует, условно говоря, все полномочия по управлению хозяйственным обществом. Решение целого ряда вопросов остается в компетенции общего собрания участников как высшего органа хозобщества (в частности, утверждение ликвидационного баланса).

Если решение о ликвидации принимается общим собранием участников, то оно оформляется протоколом общего собрания с соблюдением традиционных требований к его содержанию (ч. 9 ст. 41 Закона о хозобществах, ч. 2 ст. 46 Закона об АО). Если в хозобществе один участник, то такой документ может носить название решения о ликвидации юридического лица.

Протокол (решение о ликвидации юридического лица) должен быть составлен на украинском языке (это требование Закона № 755) и содержать следующие сведения:

— основание ликвидации;

— количество участников, присутствующих на общем собрании, количество участников, проголосовавших за принятие решения о ликвидации;

— состав ликвидационной комиссии с указанием идентификационных номеров членов комиссии;

— порядок и сроки ликвидации юридического лица.

Госрегистратору подается нотариально удостоверенная копия протокола (решения о ликвидации хозобщества).

Дискуссионным сегодня на практике остается вопрос, может ли решение о ликвидации, принятое общим собранием участников, быть отменено. Законодательство предусматривает возможность оспорить решение общего собрания в суде с последующей отменой принятых им решений, если будут установлены нарушения. В этой части вопросов нет. Спор ведется в отношении возможности отмены решения о ликвидации в том же порядке, в котором оно было принято, т. е. путем рассмотрения данного вопроса на общем собрании и принятия соответствующего решения. Госкомпредпринимательства соглашается с тем, что у общего собрания такая возможность есть (см. письмо от 15.05.2008 г. № 4049). Однако при ее реализации неизбежно возникнут трудности на этапе отмены внесенной к тому времени госрегистратором в ЕГР записи о принятии решения о ликвидации хозобщества, поскольку Закон № 755 такого основания для ее отмены не предусматривает. Тем не менее, учитывая принципиальность вопроса, при необходимости он может быть решен в судебном порядке путем подачи иска о принуждении государственного регистратора аннулировать запись в ЕГР о принятии решения о ликвидации хозобщества.

Если решение о ликвидации юрлица принято судом, то в судебном решении должна содержаться информация, аналогичная приведенной выше — должны быть указаны основания ликвидации, назначена ликвидационная комиссия, определены срок и порядок ее работы. Если в судебном решении ликвидкомиссия не назначена, госрегистратор не позднее 3 рабочих дней со дня получения судебного решения вносит в ЕГР запись, в которой в качестве председателя ликвидационной комиссии указывает руководителя юрлица.



Уведомление госрегистратора

Независимо от того, добровольная это ликвидация (т. е. по решению общего собрания) или принудительная (т. е. по решению суда), орган, принявший решение о ликвидации, должен уведомить об этом государственного регистратора, который, в свою очередь, вносит в Единый госреестр сведения о том, что юридическое лицо пребывает в процессе прекращения. При этом ГКУ предписывает, что указанные сведения должны быть переданы госрегистратору немедленно (ч. 1 ст. 105 ГКУ). Закон о хозобществах конкретизирует это предписание: информация о ликвидации хозобщества должна быть передана госрегистратору в течение 3-х дней с момента назначения ликвидационной комиссии (ст. 20).

Если решение о ликвидации было принято общим собранием, то для внесения соответствующих сведений в ЕГР госрегистратору необходимо подать (направить заказным письмом с описью вложения) такие документы (ст. 34 Закона № 755):

— нотариально удостоверенную копию решения учредителей (участников) о прекращении юридического лица;

— документ, подтверждающий внесение платы за публикацию уведомления о принятии учредителями (участниками) решения о прекращении юридического лица в специализированном печатном средстве массовой информации. Таким изданием является «Бюлетень державної реєстрації».

Плата за публикацию составляет 51 грн. Документом, подтверждающим внесение платы за публикацию уведомлений, является копия квитанции, выданной банком, либо копия платежного поручения с отметкой банка (ч. 21 ст. 20 Закона № 755).

Если решение о ликвидации было принято судом, то публикация указанных сведений осуществляется бесплатно.

Специально подчеркнем, что госрегистратор не может требовать какие-либо дополнительные к приведенным (если только законодательство не требует дополнительной подачи документа, подтверждающего согласие уполномоченного госоргана на ликвидацию юрлица) документы для внесения в ЕГР записи о решении учредителей (участников) юридического лица о прекращении юридического лица (ч. 4 ст. 34 Закона № 755).

Как мы указывали, документы можно направить заказным письмом с описью вложения либо их может подать лицо, уполномоченное выступать от имени юридического лица. Информация о таком лице должна содержаться в ЕГР, куда она включается при регистрации юрлица. Такому лицу достаточно иметь с собой паспорт. Если документы подаются другим лицом, оно должно предъявить доверенность.

Отметим, что документы, поданные для внесения в ЕГР записи о решении о прекращении юридического лица, госрегистратор должен принять с составлением описи, копия которой в день подачи документов предоставляется (направляется заказным письмом) заявителю с отметкой о дате поступления документов.

Чтобы не получить от госрегистратора отказ в рассмотрении документов, предварительно следует внимательно проследить за соблюдением таких требований:

— документы должны быть поданы по месту нахождения юридического лица;

— документы должны быть составлены на украинском языке;

— решение о прекращении юридического лица должно содержать данные о составе ликвидационной комиссии, в том числе идентификационные номера входящих в ее состав лиц.

Если все же одно из названных требований не будет выполнено, госрегистратор должен вернуть заявителю документы не позднее следующего рабочего дня после даты их подачи. После устранения допущенных нарушений документы можно подать повторно.

Законодательство устанавливает срок, в течение которого регистратор должен внести соответствующую запись в ЕГР. Согласно ч. 1 ст. 35 Закона № 755, если заявителем правильно оформлены документы, госрегистратор вносит запись в ЕГР в день получения документов. В этот же день он должен уведомить органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования о внесении такой записи.

Если решение о ликвидации юридического лица принималось судом, то его копию сам суд, принявший решение, направляет госрегистратору в день вступления в силу такого решения.

Установлен также срок для опубликования уведомления о принятии решения о ликвидации юрлица. Уведомление публикуется в специализированном издании «Бюлетень державної реєстрації» в течение 10 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР (ч. 18 ст. 22 Закона № 755).

Отметим, что в законодательстве существует некоторая неоднозначность в решении вопроса о том, кто и в каком порядке должен осуществлять публикацию сведений о ликвидации юридического лица. Так, согласно ч. 4 ст. 105 ГКУ уведомление о ликвидации юрлица размещается в печатных СМИ ликвидационной комиссией. Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 20 Закона о хозобществах. Законом № 755 обязанность осуществления печати уведомления о ликвидации возложена на госрегистратора. Некоторые специалисты склонны видеть в таком законодательном регулировании противоречие.

Напротив, на наш взгляд, приведенные законодательные положения согласованы друг с другом. Дело в том, что обязанность ликвидационной комиссии опубликовать сведения о ликвидации юрлица заключается в передаче соответствующего уведомления госрегистратору с оплатой публикации. ГКУ и Закон о хозобществах регулируют вопросы деятельности хозобщества и поэтому очерчивают круг обязанностей именно ликвидационной комиссии. Закон № 755 прежде всего направлен на установление сферы полномочий госрегистратора и требует от него осуществить публикацию того уведомления, которое будет получено от ликвидационной комиссии.

Закон № 755 называет те сведения, которые должно содержать уведомление о том, что принято решение о ликвидации юрлица (ч. 7 ст. 22 Закона № 755). Это, в частности:

— наименование юрлица;

— идентификационный код и местонахождение юрлица;

— основание для принятия решения о ликвидации юрлица;

— место и дата внесения записи о принятии решения о ликвидации юрлица;

— дата назначения и сведения о ликвидационной комиссии;

— порядок и срок заявления кредиторами требований к ликвидируемому юрлицу. Этот срок не может быть меньше двух месяцев со дня публикации уведомления о ликвидации юрлица.

С даты внесения в ЕГР записи о решении учредителей (участников) о ликвидации юрлица в отношении него начинает действовать ряд ограничений, в частности:

— не могут вноситься изменения в устав;

— запрещено внесение изменений в ЕГР, касающихся сведений об обособленных подразделениях;

— юридическое лицо, в отношении которого принято решение о ликвидации, не может выступать учредителем нового юридического лица.

Кроме того, акционерные общества в случае ликвидации должны раскрыть информацию об этом в ленте новостей (в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации), в официальном печатном издании (также в течение 5 рабочих дней), подать информацию ГКЦБФР (в течение 10 рабочих дней).

Информация, подаваемая в ГКЦБФР, в зависимости от того, добровольная это ликвидация или принудительная, должна содержать такие сведения:

— дата принятия решения о прекращении эмитента путем ликвидации; название органа эмитента, принявшего это решение, причины такого решения, в том числе дата проведения общего собрания, на котором рассматривался указанный вопрос, и результаты голосования, с указанием количества голосов «за» и количества голосов «против»; информация о кредиторах либо их отсутствии; стоимость чистых активов, сумма обязательств и размер собственного капитала по данным годовой финотчетности, подтвержденной аудиторским заключением, за год, предшествовавший дате принятия решения о ликвидации эмитента; сведения о достаточности активов эмитента для расчета по его обязательствам, а также о сумме, которая может остаться после удовлетворения требований кредиторов и будет распределена между акционерами;

— дата судебного решения о прекращении эмитента путем ликвидации и наименование суда, который принял такое решение; срок осуществления ликвидационной процедуры; наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество физического лица, уполномоченного представлять юрлицо в процессе ликвидации; стоимость чистых активов, сумма обязательств и размер собственного капитала по данным годовой финансовой отчетности, подтвержденной аудиторским заключением, за год, предшествующий дате принятия решения о ликвидации эмитента; информация о достаточности активов эмитента для расчетов по его обязательствам, а также сумма, которая может остаться после удовлетворения требований кредиторов и будет распределена между акционерами.

Кроме того, в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации акционерного общества ликвидационная комиссия должна подать ГКЦБФР следующие документы с целью отмены регистрации выпуска акций и аннулирования свидетельств о регистрации выпусков акций:

— заявление о прекращении оборота акций;

— решение общего собрания акционеров общества о ликвидации и назначении комиссии, оформленное соответствующим протоколом, который должен быть пронумерован, прошнурован и удостоверен подписями председателя и секретаря собрания, либо копия постановления хозяйственного суда о признании должника банкротом;

— справка, удостоверенная подписями и печатью регистратора о передаче ему реестра собственников именных ценных бумаг (при документарной форме) либо депозитария, с которым заключен договор об обслуживании выпуска ценных бумаг (при бездокументарной форме), с указанием идентификационного кода юридического лица и его местонахождения. Справка также должна содержать данные о наличии государственной доли в уставном капитале эмитента на дату принятия решения о ликвидации;

— копия опубликованного уведомления о проведении общего собрания акционеров общества, на котором принято решение о ликвидации, и справка, свидетельствующая о персональном уведомлении акционеров о проведении этого общего собрания (согласно порядку, установленному в уставе общества), которая удостоверяется подписью председателя комиссии и печатью общества.

ГКЦБФР издает распоряжение о прекращении оборота акций в течение 15 рабочих дней с даты поступления в регистрирующий орган указанных выше документов. После этого ГКЦБФР в течение 3 рабочих дней с даты издания распоряжения о прекращении оборота акций направляет его эмитенту и реестродержателю (при документарной форме выпуска акций) либо депозитарию (при бездокументарной форме выпуска акций), который обслуживает этого эмитента.



Выявление кредиторов и удовлетворение их требований

Кроме публикации объявления о ликвидации юридического лица, мерой по выявлению кредиторов также выступает направление соответствующих письменных уведомлений самим кредиторам. Эта обязанность лежит на ликвидационной комиссии.

Ликвидационная комиссия юрлица открывает единый текущий счет, на котором аккумулируются денежные средства юридического лица (см. Инструкцию о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденную постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492). Закрытие других счетов, которые не используются для проведения ликвидационной процедуры, осуществляется ликвидационной комиссией на основании заявления о закрытии счета и нотариально удостоверенной копии решения участников либо суда.

Параллельно с осуществлением мер по выявлению кредиторов ликвидационная комиссия должна провести инвентаризацию и оценку имущества юридического лица.

Обязанность проведения инвентаризации предусмотрена п.п. «ж» п. 3 Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69. Провести инвентаризацию необходимо до составления промежуточного ликвидационного баланса.

Инвентаризация при ликвидации проводится в общем порядке. При этом осуществляется инвентаризация основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, т. е. всех активов и обязательств. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.

Также ХКУ и Закон о хозобществах предусматривают необходимость осуществления ликвидационной комиссией оценки имущества ликвидируемого юрлица. Обращаем внимание, что согласно ст. 7 Закона об оценке имущества при ликвидации государственных, коммунальных предприятий и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной (коммунальной) долей имущества проведение оценки имущества является обязательным. В этом случае к оценке привлекаются субъекты оценочной деятельности. В других — оценка имущества осуществляется ликвидационной комиссией.

После проведения всех указанных действий, окончания срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он утверждается участниками юрлица либо, если речь идет о принудительной ликвидации, судом.

Далее осуществляется удовлетворение требований кредиторов, которые были заявлены в установленный решением о ликвидации срок, из выявленного ликвидационной комиссией имущества юрлица. Следует сказать, что кредиторы могут заявлять требования не только по тем обязательствам, по которым срок исполнения уже наступил, но и по обязательствам, срок исполнения которых наступает позже. Такая возможность им предоставлена в связи с тем, что юрлицо-должник ликвидируется, после чего заявить свои требования они уже не смогут.

При этом важно помнить, что законодательство устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов. По общему правилу выделяются такие очереди кредиторов (ч. 1 ст. 112 ГКУ):

в первую очередь удовлетворяются требования о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим ущербом здоровью либо смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом либо иным способом;

во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;

в третью очередь удовлетворяются требования в отношении налогов, сборов (обязательных платежей);

в четвертую очередь — все другие требования.

Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований, которые принадлежат каждому кредитору этой очереди.

Но в отношении акционерных обществ после вступления в силу нового Закона об АО действует более специальная норма, устанавливающая очередность погашения требований кредиторов (ст. 89). Первые три очереди удовлетворения требований кредиторов совпадают, в остальном данный вопрос урегулирован более конкретно:

в первую очередь удовлетворяются требования о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим ущербом здоровью либо смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом либо иным способом;

во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;

в третью очередь удовлетворяются требования в отношении налогов, сборов (обязательных платежей);

в четвертую очередь — выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям;

в пятую очередь — выплаты по привилегированным акциям, которые подлежат выкупу;

в шестую очередь — выплаты ликвидационной стоимости привилегированных акций;

в седьмую очередь — выплаты по простым акциям, подлежащим выкупу;

в восьмую очередь — распределение имущества между акционерами — собственниками простых акций общества пропорционально количеству принадлежащих им акций;

в девятую очередь — все другие требования.

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о том, должны ли быть удовлетворены требования кредиторов, заявленные после истечения установленного срока. ГКУ в этой связи предусматривает, что требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юрлица, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно. Однако заявить такие требования кредитор может до составления ликвидационного баланса.

Кроме того, те требования кредиторов, которые ликвидационная комиссия не признала либо отказала в их удовлетворении, кредитор может заявить в судебном порядке. Для этого у него есть месяц со дня получения уведомления о полном либо частичном отказе в признании его требований. Но подача такого иска не приостанавливает процедуру ликвидации. Соответственно, если иск будет удовлетворен, но на этот момент юрлицо уже будет ликвидировано, требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества, оставшегося после ликвидации юрлица (ч. 3 ст. 112 ГКУ). Такое имущество может быть уже распределено между бывшими участниками юрлица, соответственно получается, с требованием о его передаче кредитор должен обращаться уже к бывшим участникам, которые будут выступать солидарными должниками по данному обязательству. Другими словами, если один из них удовлетворит требования такого кредитора, то он может обратиться к другим участникам с требованием возместить ему в равных пропорциях затраты, понесенные в связи с удовлетворением требования кредитора.

Если кредитор не заявляет своих требований в процессе ликвидации юрлица либо не обжалует в установленный срок отказ ликвидационной комиссии в удовлетворении его требований, либо если суд в последующем отказывает ему в удовлетворении таких требований, они считаются погашенными. Погашенными также будут считаться требования, которые хотя и были признаны судом, но не были удовлетворены в связи с отсутствием имущества ликвидируемого юрлица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Он подписывается всеми членами ликвидационной комиссии. Их подписи должны быть нотариально удостоверены (см. также письмо Госкомпредпринимательства от 25.04.2006 г. № 3127 на с. 45). После этого ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников.

Следует также учитывать, что в отдельных случаях достоверность и полнота ликвидационного баланса юрлица должны быть подтверждены заключением аудитора. Это касается хозяйственных обществ, за исключением обществ с годовым хозяйственным оборотом меньше чем 250 ннмдг, и сельскохозяйственных кооперативов либо их объединений (см. также письмо Госкомпредпринимательства от 29.05.2008 г. № 4518 на с. 43). Ликвидационный баланс составляется в объеме, определенном для годовой финансовой отчетности и включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам (ч. 2 ст. 11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV). Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хоздеятельности — баланс и отчет о финансовых результатах (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 37 — 38, с. 2).

Если по результатам составления ликвидационного баланса установлено, что осталось имущество юрлица, то оно передается участникам. Так, в ст. 21 Закона о хозобществах указано, что денежные средства, принадлежащие хозобществу, включая выручку от распродажи его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда и выполнения обязательств перед бюджетом, банками, собственниками облигаций, выпущенных обществом и другими кредиторами, распределяются между участниками общества в порядке и на условиях, предусмотренных Законом и учредительными документами, в 6-месячный срок после опубликования информации о его ликвидации. Подробно о том, в каком порядке осуществляется передача имущества ликвидированного хозобщества его участникам, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 62, с. 37.



Другие обязанности ликвидкомиссии во взаимоотношениях с госорганами

На ликвидационной комиссии лежит также ряд обязательств, связанных со взаимоотношениями с госорганами. В частности, она должна снять юрлицо с регистрации:

— в государственной налоговой службе в соответствии с Порядком учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей); снятию с регистрации будет предшествовать внеплановая проверка;

— в Пенсионном фонде Украины в соответствии с п. 3.4 Инструкции о порядке расчета и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в ПФУ;

— в фондах социального страхования (Фонд социального страхования на случай временной потери трудоспособности; Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы; Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Если юридическое лицо осуществляло лицензируемый вид деятельности, о прекращении юрлица следует уведомить орган лицензирования с целью аннулирования лицензии.

На ликвидационной комиссии лежит также обязанность по сдаче документов на хранение в архив (ч. 3 ст. 32 Закона Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях») и передаче печатей и штампов для уничтожения (п.п. 3.4.2 Инструкции о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовление печатей и штампов, а также порядке выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, и Условий и правил осуществления деятельности по открытию и функционированию штемпельно-граверных мастерских, изготовлению печатей и штампов).

Обо всех проведенных действиях ликвидационная комиссия от каждого госоргана получает соответствующие справки об отсутствии задолженностей, которые потом передаются госрегистратору.



Внесение записи в ЕГР о прекращении юрлица

Для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации председатель ликвидационной комиссии должен подать (направить заказным письмом с описью вложения) госрегистратору такие документы:

— заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией (форма № 7);

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

— оригинал учредительных документов;

— акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, который утвержден решением учредителей (участников). Кроме того, для сельскохозяйственных кооперативов и отдельных хозобществ подается заключение аудитора в отношении достоверности и полноты ликвидационного баланса;

— справки от органа государственной налоговой службы, органа Пенсионного фонда Украины, соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности;

— справку архивного учреждения о приеме документов, которые подлежат долгосрочному хранению;

— при государственной регистрации ликвидации акционерных обществ дополнительно подается копия распоряжения об отмене регистрации выпуска акций, удостоверенная ГКЦБФР.

Уведомление о прекращении юрлица должно быть опубликовано госрегистратором и содержать следующие сведения (ч. 11 ст. 22 Закона № 755):

— наименование юридического лица;

— идентификационный код и местонахождение юрлица;

— место и дату проведения госрегистрации юрлица.

Мы привели достаточно подробный алгоритм действий, которые должны быть осуществлены при ликвидации юридического лица. Надеемся, это несколько упростит многоэтапную и достаточно сложную процедуру для тех субъектов хозяйствования, которым пришлось столкнуться с необходимостью ее проведения.


Лилия-НИКА
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 3873
З нами з: 08 серпня 2011, 10:16
Дякував (ла): 968 разів
Подякували: 2125 разів

Повідомлення Лилия-НИКА »

Биба, спасибо за ответ, не была несколько дней не видела...
Но у меня уже идет вся эта процедура... Но на практике не все так как в теории... Изначально см.мой вопрос от 01.10.11г. для аннулирования НДС юрлицо должно предоставить ликв.баланс... и в Вашем ответе :
"...Сведения из Единого государственного реестра о внесении записи о решении учредителей (участников) или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица, принятия физическим лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности, пребывания юридического лица в процессе прекращения или физического лица — предпринимателя в процессе прекращения предпринимательской деятельности и для юридических лиц — утвержденный ликвидационный или передаточный баланс..."

Как Вы понимаете мы НДС-ники по обязаловке (объемы поставок) - а вот при прекращении деятельности естесственно оборотов уже никаких - по НДС Декл.-нулевки, которые портят картину ГНИ. А насчет ликвид.баланса - на дату принятия решения учредителем о прекращении юрлица - баланс не нулевой. А в ГНИ говорят, что им для ликвидации нужен обязательно нулевой. А в инструкциях как раз не прописан этот вопрос. А у меня еще в последнем налоговом периоде нужно слделать перерасчет согл.п.199.5 - у основной массы этот перерасчет будет в декабре, а мне нужно ранее - ведь тут случай снятия с учета. Так вот не теоретически, а на практике никак невоможно разобраться когда (с ликв.балансом на какую дату) может сняться юрлицо с НДС при решении о ликвидации. Возьмите к примеру что дата внесенмия записи у госрегистратора о решении о прекращении юрлица - это 03.10.11 - как быть с НДС ?

Лилия-НИКА
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 3873
З нами з: 08 серпня 2011, 10:16
Дякував (ла): 968 разів
Подякували: 2125 разів

Повідомлення Лилия-НИКА »

Для тех кому нужно будет делать перерасчет "частки викрристання" по итогам года (в декабре) по п.199.5 -
пришлось разбираться уже с перерасчетом по п.199.5 - это табл.2 в додатке 7 к декл.НДС - так вот там ошибка у них в отчетности в графе 8 нужно брать данные из колонки Б, а не из колонки А. А их программа ОРЗ так неправильно считает и графу 9.

Биба
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 1350
З нами з: 21 липня 2011, 12:49
Дякував (ла): 41 раз
Подякували: 192 рази

Повідомлення Биба »

Вот еще ловите.. там более подробно о ликвидационном балансе http://www.zkg.com.ua/statti-ta-konsult ... mstva.html

Цитата из статьи:

...І звертаємо увагу на такий нюанс. До податкового органу подається тільки один ліквідаційний баланс – на дату прийняття рішення про ліквідацію у вигляді комплекту річної фінансової звітності. Надалі ні ліквідаційний баланс, ні «нульовий» ліквідаційний баланс до органів податкової служби для зняття підприємства з обліку як платника податків подаватися не повинні...

"Улыбнуло" окончание статьи #smile3# (хотя в целом, материал неплохой#good# )

"Товариство з обмеженою відповідальністю «Західна консалтингова група» не гарантує, що процедури, описані у цій статті є досконалими та безсумнівними.

Стаття носить рекомендаційний характер і відображає суб’єктивне бачення і думку авторів. Інформація і посилання на законодавство не гартує його актуальність, і що воно діятиме на момент коли Ви читаєте цю статтю або у майбутньому.

Перш ніж самостійно здійснювати процедури, описані у цій статті, слід уважно ознайомитись з актуальним законодавством.

Рекомендуємо Вам звернутися до фахівців."

Сколько спецов, столько и мнений #rtfm# Будем решать коллегиально #drinks#

Биба
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 1350
З нами з: 21 липня 2011, 12:49
Дякував (ла): 41 раз
Подякували: 192 рази

Повідомлення Биба »

Лилия-НИКА писав: Так вот не теоретически, а на практике никак невоможно разобраться когда (с ликв.балансом на какую дату) может сняться юрлицо с НДС при решении о ликвидации. Возьмите к примеру что дата внесенмия записи у госрегистратора о решении о прекращении юрлица - это 03.10.11 - как быть с НДС ?
http://www.profiwins.com.ua/ru/letters- ... 4-978.html

Если есть запись о решении о прекращении юрлица , процедура аннулирования при этом может быть инициирована налоговой согласно п.5.2.1 Приказа 978

... 5.2 Решения об аннулировании регистрации по инициативе налогового органа принимаются при наличии соответствующих подтверждающих документов (сведений). Такими документами являются:
5.2.1. Заявление о прекращении плательщика НДС по форме N 8-ОПП (приложение 17 к Порядку учета), любое другое уведомление плательщика НДС, уполномоченного им органа или лица по принятию решения о прекращении плательщика НДС по собственному желанию, сведения из Единого государственного реестра о внесении записи о решении учредителей (участников) или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица, принятии физическим лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности, нахождения юридического лица в процессе прекращения или физического лица - предпринимателя в процессе прекращения предпринимательской деятельности и для юридических лиц - утвержденный ликвидационный или передаточный баланс (основание - подпункт "б" пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса)...


В п.7 Приказа определено, что при наличии оснований налоговый орган осуществляет аннулирование регистрации плательщика НДС с даты:

подачи заявления (3-ПДВ) или подписания решения об аннулировании регистрации, если не определены предельный срок действия Свидетельства или дата утраты лицом статуса плательщика НДС, или если есть основания для аннулирования до истечения срока действия Свидетельства;

истечения срока действия Свидетельства, за день до утраты лицом статуса плательщика НДС, принятия решения или события в других случаях

Решение об аннулировании регистрации плательщика НДС по инициативе налогового органа оформляется по форме N 6-РПДВ (п.5.4. Приказа)

Т.е. РЕЗЮМЕ - пока у Вас не приняли заявление 3-ПДВ либо же Вы не получили Решение по ф. 6-РПДВ либо срок действия Свидетельства не истек - Вы еще плательщик НДС

Відповісти

Повернутись до “Свідоцтво платника ПДВ”