= Налоговая НАГРУЗКА: что, сколько, с кого, и как? =

Пошта взаємодопомоги, посилання на ресурси і т.д.
IN_NOCHKA
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 2439
З нами з: 17 січня 2010, 05:54
Дякував (ла): 224 рази
Подякували: 1085 разів

Повідомлення IN_NOCHKA »

Налог на прибыль и налоговая нагрузка
Парламент стоит перед неразрешимой проблемой: как получить от нас налоги, которых мы не можем платить, чтобы истратить их на то, в чем мы не нуждаемся.

Всем известно, что налоговая декларация по налогу на прибыль предприятия (далее — декларация) составляется на основании требований Порядка ГНАУ № 143. Заполняя строки декларации, предприятие использует данные налогового учета по налогу на прибыль, который ведется с учетом требований Закона № 334. Что еще необходимо учесть, ведя налоговый учет и заполняя декларацию? Правильно, налоговые разъяснения по некоторым спорным вопросам, а также всевозможные «пожелания» и «требования», изложенные в письмах налоговых органов. Вы скажете, что это прописные истины. Действительно, это так. Но вся суть в том, что даже выполняя все вышеуказанные требования «действующего законодательства», предприятие может не иметь положительных налоговых последствий (т.е. после принятия декларации, в ГНИ отсутствуют претензии к декларанту; предприятие не является объектом проверок и налогового давления и т.д.). Почему так происходит, мы расскажем ниже. Но сразу же отметим, что речь не будет идти о тех декларациях, в которых указывается предприятием отрицательный объект налогообложения или вообще «нулевое» значение валовых доходов и расходов. Ведь и так понятно, что во все времена налоговые органы к таким декларированиям относились отрицательно.

Показатель налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль определяется налоговыми органами для конкретного предприя­тия на основании информации, задекларированной в декларации. Показатель налоговой нагрузки рассчитывается по формуле, указанной в разделе 2 Рекомендаций ГНАУ № 441, а именно:

Н.н. = _______________ х 100 %1, где:

Н.н. (%) – показатель налоговой нагрузки для конкретного предприятия;

Налог на прибыль (грн) – сумма, указанная в строке 12

Декларации по налогу на прибыль предприятия;

Валовой доход (грн) – сумма, указанная в строке 3 Декларации по налогу на прибыль предприятия.

Отметим, что указанные величины для предприятия со значительными валовыми доходами2 определяются:

- при планировании налоговой проверки на 1-й квартал — по данным Декларации за 9 месяцев года, предшествующего году, на который проводится планирование;

- при планировании налоговой проверки на 2-й, 3-й и 4-й квартал — по данным Декларации за год, предшествую­щего году, на который осуществляется планирование.

Определенная по этой формуле величина используется налоговыми органами для того, чтобы установить, правильно ли (естественно, с точки зрения налоговой) налогоплательщик начисляет налог на прибыль и не использует ли предприятие схемы минимизации налоговых обязательств, определяя сумму налога на прибыль. Другими словами, неукоснительного выполнения предприя­тием требований Закона № 334 и Порядка ГНАУ № 143 недостаточно для налоговых органов, чтобы правильно отразить данные налогового учета в декларации.

Определение налоговой нагрузки для установления факта минимизации налоговых обязательств

В соответствии с требованиями раздела II Рекомендаций ГНАУ № 766, подразделения информатизации процессов налогообложения налоговых органов, на следую­щий рабочий день после окончания срока обработки налоговой отчетности (в т.ч. данных декларации), должны формировать обобщенную информацию по налогу на прибыль в виде определенных перечней. Предприятия, в которых налоговая нагрузка меньше 1 % (при том, что объект налогообложения положительный, стр. 08 Декларации > 0), в соответствии с разделом IV Рекомендаций ГНАУ № 766, включаются в перечень № 5. То есть относятся к тем предприятиям, которые минимизируют налоговые обязательства при определении налога на прибыль.

С момента включения предприятия в вышеприведенный перечень оно становится объектом пристального внимания со стороны всевозможных подразделений налоговых органов. Ведь перечень № 5 предоставляется следующим подразделениям налоговой службы: аудиту юрлиц; налоговой милиции; по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем; по контролю в сфере ВЭД; администрирования платежей по землепользованию и местных налогов и сборов; взимания налогового долга; апелляции; юридическому; специальных режимов налогообложения; администрирования акцизного сбора.

Эти подразделения рассматривают предоставленный им перечень и обрабатывают всю наличную информацию об указанных в нем предприятиях с целью предоставления данных подразделениям администрирования налога на прибыль налоговых органов. Информация, полученная от вышеприведенных подразделений, относится к внут­ренней информации налоговых органов.

Но есть еще внешняя информация, то есть информация, получаемая налоговыми органами о предприятиях перечня № 5 от других органов и министерств (включая, контролирующие и правоохранительные органы), в частности: СБУ, МВД, Минфина, прокуратуры, таможенной службы, Минэкономики, Минтранспорта, Фонда госимущества. К внешней информации относится и информация, полученная при анализе прессы, заявлений, всевозможных писем и жалоб, а также информации сайтов Интернета.

Работники отдела администрирования налога на прибыль налоговых органов, проанализировав отчетность плательщика налога (в т.ч. данные декларации) и всю имеющуюся в наличии внутреннюю и внешнюю информацию, должны составить информационно-аналитическую справку по каждому предприятию, у которого налоговая нагрузка меньше 1 %. Эта справка составляется поквартально1, причем в следующих кварталах после первого ее составления она только дополняется новой информацией (с указанием даты проведения дополнений). Что же означает для предприятия, у которого налоговая нагрузка меньше 1 %, факт составления информационно-аналитической справки? Ничего хорошего. Об этом ниже.

Налоговые последствия для предприятия, которое минимизирует налоговые обязательства

Говорить о том, что в процессе составления справки налоговые органы иногда просят от предприятия предоставлять всякого рода разъяснения (в том числе в письменной форме) о причинах наличия в декларации небольшой суммы налога при декларировании достаточно большой суммы валового дохода, мы не будем. И так понятно, что уже это доставляет бухгалтеру предприятия массу хлопот. Рассмотрим более серьезные налоговые последствия.

Во-первых, информационно-аналитическая справка должна содержать заключение о целесообразности или же нецелесообразности проведения плановых или внеплановых проверок предприятия. Если будет заключение о целесообразности, то предприятие должно быть включено в план документальных проверок. Во-вторых, даже если отделом администрирования налога на прибыль будет сделано заключение о нецелесообразности проведения проверки предприятия, она все равно может быть проведена.

Почему? Отвечаем. В соответствии с разделом 2 Рекомендаций ГНАУ № 441 в первоочередном порядке в план выездных документальных проверок включаются предприятия со значительными валовыми доходами, в которых показатель налоговой нагрузки: меньше 1 %; от 1 % до 3 %; больше 3 %. Кроме того, уже сам факт наличия показателя налоговой нагрузки, размер которого меньше чем 1 %, может быть основанием для проведения проверки. Ведь в соответствии с требованиями раздела IV Рекомендаций ГНАУ № 766 информационно-аналитическая справка, переданная отделу налоговых органов, ответственному за подготовку планов документальных проверок плательщиков налога, является одной из причин для внесения предприя­тия в план проведения документальной проверки его налогового и валютного законодательства. Рассмотрим пример расчета показателя налоговой нагрузки.

1 В Рекомендациях ГНАУ № 441 также приведена формула расчета показателя налоговой нагрузки для предпринимателей-физлиц.

2 Имеются в виду предприятия, которые имеют значительные валовые доходы (т.е. для Днепропетровской, Донецкой, Харьковской области и г. Киева – это 200,0 млн грн валовых доходов; для Крыма, Волынской, Киевской, Запорожской, Луганской, Львовской, Николаевской, Одесской и Полтавской областей — более чем 100,0 млн грн валовых доходов; в иных областях — более чем 50,0 млн грн), а также предприятия, связанные с ними юридически и/или через осуществление финансово-хозяйственных операций.

ПРИмер 1

Предприятие подало ГНИ в установленные сроки декларацию, в которой, в частности, указаны следующие данные: скорректированный валовой доход (строка 03) — 300,0 тыс. грн; скорректированные валовые расходы (строка 05) — 278,0 тыс. грн; сумма амортизационный отчислений (строка 07) — 15,0 тыс. грн; положительный объект налогообложения (строка 08) — 7,0 тыс. грн2; прибыль, подлежащая налогообложению по базовой ставке, (строка 11.1) — 7,0 тыс. грн; начисленная сумма налога по базовой ставке (строка 12.1) — 1750,0 грн3; налоговое обязательство отчетного периода (строка 14) — 1750,00 грн; сумма налога к уплате (строка 17) — 1750,00 грн.

По данным декларации налоговая нагрузка для предприятия составляет ≈ 0,58 % (1750,00 грн / 300000 грн х 100 %). Учитывая, что объект налогообложения положительный (7,0 тыс. грн (стр. 08 Декларации) > 0), а показатель налоговой нагрузки меньше 1 %, у налоговых органов есть все основания включить предприятие в перечень № 5 и составить информационно-аналитическую справку. А потом провести налоговую проверку.

Со своей стороны можем порекомендовать предприятию, имеющему низкий уровень налоговой нагрузки, подавать вместе с декларацией разъяснительное письмо, в котором излагаются веские доказательства, обосновывающие правоту расчета налога на прибыль4.

1 На протяжении 16 рабочих дней после получения отделом администрирования налога на прибыль налоговых органов необходимой информации.

2 300,0 тыс. грн – 278,0 тыс. грн – 15,0 тыс. грн.

3 7,0 тыс. грн х 25 % / 100 %.

4 На практике многие предприятия, имеющие низкий уровень налоговой нагрузки, занижают валовые расходы в декларации, и, естественно, платят в бюджет большую сумму налога на прибыль, чем следовало бы. Такие действия помогают избежать добросовестному плательщику налога на прибыль пристального внимания со стороны налоговых органов.

Нормативная база

1. Закон № 334 – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.1994 г. № 334-1994.

2. Порядок ГНАУ № 143 – Порядок составления декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденный Приказом ГНАУ от 29.03.2003 года № 143.

3. Рекомендации ГНАУ № 441 – Методические рекомендации о составлении плана-графика проведения документальных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные Приказом ГНАУ от 11.10.2005 г. № 441.

4. Рекомендации ГНАУ № 766 - Методические рекомендации о взаимодействии между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при администрировании налога на прибыль, утвержденные Приказом ГНАУ от 11.12.2006 г. № 766.


LyudMila76
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 2373
З нами з: 30 вересня 2011, 01:43
Дякував (ла): 7078 разів
Подякували: 1728 разів

Повідомлення LyudMila76 »

В мене тиха істерика: звонок з податкової , чому я #g_mad# дослівно "неадекватно в 3-му кварталі зменшила дохідну частину в порівнянні з 2-м"#swoon# , я такого довб...... до цього не чула й не бачила, вже область прислала обзорний лист, і я така падлюка, млжна здохуть,не краще #hunter# їх

Аватар користувача
Ин
Акула НКУ
Акула НКУ
Повідомлень: 5224
З нами з: 10 жовтня 2011, 04:48
Дякував (ла): 5116 разів
Подякували: 17317 разів

Повідомлення Ин »

Ті самі слова "неадекватна декларація ...." і т.п. і донарахувати ще 400 грн. до податку на прибуток і здати нову звітну.
Я так і зробила, адже мої 400 грн. спасуть наш український бюджет.

LyudMila76
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 2373
З нами з: 30 вересня 2011, 01:43
Дякував (ла): 7078 разів
Подякували: 1728 разів

Повідомлення LyudMila76 »

Ин писав:Ті самі слова "неадекватна декларація ...." і т.п. і донарахувати ще 400 грн. до податку на прибуток і здати нову звітну.
Я так і зробила, адже мої 400 грн. спасуть наш український бюджет.
+1#hi5#

оляля
Акула НКУ
Акула НКУ
Повідомлень: 7529
З нами з: 03 лютого 2011, 04:05
Дякував (ла): 1062 рази
Подякували: 4962 рази

Повідомлення оляля »

дівчата, сьогодні знайомій сказали перробити деку на (УВАГА!) плюс 19 ггрн податку. ми посміялися, а потім задумались: в державі все так зле???

An-na
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 2422
З нами з: 08 вересня 2011, 07:30
Дякував (ла): 4339 разів
Подякували: 7791 раз

Повідомлення An-na »

В государстве все измеряется в %. .. Возможно эти 19 грн, составили 110 % роста! Так же звучит мощнее, масштабнее, покрасивше..

tunika
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 2856
З нами з: 28 листопада 2011, 06:58
Дякував (ла): 1966 разів
Подякували: 3127 разів

Повідомлення tunika »

Ин писав:Ті самі слова "неадекватна декларація ...." і т.п. і донарахувати ще 400 грн. до податку на прибуток і здати нову звітну.
Я так і зробила, адже мої 400 грн. спасуть наш український бюджет.
А у меня круче! В связи с тем что по сравнению с прошлым кварталом у меня доход вырос, а платежи в бюджет - нет, я (цитирую слова начальника инспекции) приношу убыток государству! еще и какие-то заоблачные цифры назвала, если не ошибаюсь - 84тыс.процентов убытка #g_crazy# Что это за проценты убытка и как они это считают - так и осталось загадкой, на просьбу разъяснить сказали "у меня в списке так написано". Вобщем, 834грн к уплате с нас стребовали.

оляля
Акула НКУ
Акула НКУ
Повідомлень: 7529
З нами з: 03 лютого 2011, 04:05
Дякував (ла): 1062 рази
Подякували: 4962 рази

Повідомлення оляля »

tunika писав:
Ин писав:Ті самі слова "неадекватна декларація ...." і т.п. і донарахувати ще 400 грн. до податку на прибуток і здати нову звітну.
Я так і зробила, адже мої 400 грн. спасуть наш український бюджет.
А у меня круче! В связи с тем что по сравнению с прошлым кварталом у меня доход вырос, а платежи в бюджет - нет, я (цитирую слова начальника инспекции) приношу убыток государству! еще и какие-то заоблачные цифры назвала, если не ошибаюсь - 84тыс.процентов убытка #g_crazy# Что это за проценты убытка и как они это считают - так и осталось загадкой, на просьбу разъяснить сказали "у меня в списке так написано". Вобщем, 834грн к уплате с нас стребовали.
капєц! ось звідки ноги ростуть! депутатам на прожиття не вистачає, а у вас 84000% збитку#g_haha# #g_haha# #g_haha# #g_haha#

LyudMila76
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 2373
З нами з: 30 вересня 2011, 01:43
Дякував (ла): 7078 разів
Подякували: 1728 разів

Повідомлення LyudMila76 »

tunika писав: [А у меня круче! В связи с тем что по сравнению с прошлым кварталом у меня доход вырос, а платежи в бюджет - нет, я (цитирую слова начальника инспекции) приношу убыток государству! еще и какие-то заоблачные цифры назвала, если не ошибаюсь - 84тыс.процентов убытка #g_crazy# Что это за проценты убытка и как они это считают - так и осталось загадкой, на просьбу разъяснить сказали "у меня в списке так написано". Вобщем, 834грн к уплате с нас стребовали.
Ой да про збиток в процентному співвідношенні і мені казали, просто в мене на цей дзвінок така неадекватна реакція була, я вже їм гоаорила, що з рота лізло, мені цитують лист, а я коментую, ну що за держава, вже подала нову звітну.

Бюгюльмэ
Акула НКУ
Акула НКУ
Повідомлень: 7904
З нами з: 03 листопада 2011, 03:49
Дякував (ла): 2174 рази
Подякували: 4363 рази

Повідомлення Бюгюльмэ »

Что ж вы, барышни, разбазариваете хозяйское добро?! Начфина на вас нету! Придёт сейчас - всем раздаст на орехи, чтоб не повадно было налоговиков баловать и прогибаться по всякой мелочи )))

Відповісти

Повернутись до “Бухгалтер для Бухгалтера”