Перепечатка с сайта
Секреты еврейской Одессы: на развалинах главной синагоги готовят кошерную халу
Построенная под Пересыпским мостом в 1890-м году на деньги простых и не очень одесситов, синагога «Нахлас Элиэзер» стала центром религиозной жизни еврейской общины отнюдь не с самого начала. Полвека она была молельней только для низов иудейского населения города — в основном портовых грузчиков и биндюжников.
Но в 1953-м году советская власть решила зачем-то закрыть синагогу на Пушкинской, переделав ее в детско-юношескую спортивную школу (молельный дом на Ришельевской закрыли после революции). Так дом на Одария приобрел новый статус — главной синагоги. При нем обустроили единственную на юге Украины мацепекарню, за продукцией которой приезжали даже из Кишинева.
![Зображення](http://dumskaya.net/pics/bpicturepicture_3929255151866_46712.jpg)
И вот одним солнечным днем двадцать лет назад произошло самое страшное. Изрядно обветшавшая центральная часть здания — там, где находился молитвенный зал, — рухнула. По словам одного из прихожан «Нахлас Элиэзер» Владимира Бараца, только чудом никто не пострадал: «В час дня я еще был в синагоге на службе, а в три часа по городу поползли слухи об обрушении, – рассказывает Владимир. — На Пересыпь съехалось тогда полгорода, мы вручную разгребали завалы. К счастью, свитки Торы не пострадали».
После катастрофы еще четыре года верующие молились в уцелевшей части разрушенного дома, пока наконец не вступил в силу закон о т.н. реституции, который позволял религиозным организациям возвращать себе отобранные при Союзе культовые сооружения. Так евреи снова получили в свое распоряжение синагогу на Ришельевской, а здание на Одария опустело.
Сейчас у моста впору снимать фильмы о вампирах: ночью бывшая синагога выглядит жутковато. Главный зал, высота потолка в котором доходила до 25 метров, зарос дикой растительностью. У наполовину сохранившейся восточной стены еще можно разглядеть остатки арон а-кодеш (ковчег для хранения свитков Торы). В пыльных комнатах разбросаны пожелтевшие от времени Талмуды и прочие религиозные книги, которые почему-то не забрали за два десятка лет верующие. Тут же — неработающая электрическая ханукия и прочие предметы культа.
Члены общины несколько раз ставили вопрос о восстановлении дома, который, кстати, вполне может претендовать на статус памятника архитектуры, но, увы, денег на это нет: обычной реставрацией тут не обойдешься — здание нужно строить заново.
Хлеб по еврейскому «ГОСТу»
Сейчас на территории религиозного комплекса, в одноэтажном здании бывшей мацепекарни, работает единственный в Одессе цех по производству кошерного хлеба.
Мацу здесь, к сожалению, давно не выпекают. Работники говорят: в канун Песаха потребность одесситов иудейского вероисповедания в этом священном продукте настолько велика, что — при нынешнем штате и оборудовании — обеспечить всех нуждающихся не получится, как бы этого ни желало руководство общины. Ведь маца — это не просто пресная лепешка, это лепешка, изготовленная особым образом. В частности, от замеса до выпекания должно проходить не более 18 минут, а подобная скорость под силу далеко не каждому предприятию. Так что, в настоящее время хлебцы привозят в Одессу из Днепропетровска, чьи мацепекари пока удерживают монополию на украинском рынке.
В наше время основная специализация пекарни на Одария — кошерная сдоба, прежде всего знаменитая хала, прочно вошедшая в рацион не только евреев, но и горожан других национальностей. Халу пекари готовят только для Шаббата (в четверг), в другие дни делают обычный дрожжевой хлеб — хамец, — который передают еврейским интернатам и школам.
Рабочий процесс стартует в 18:00 и заканчивается в полночь. Люди трудятся весело, с шутками-прибаутками, но при этом строго соблюдают все прописанные в Талмуде процедуры. От ошибок страхует отшлифованная веками система контроля качества, которой могут позавидовать не только госорганы стандартизации, но и ОТК крупных частных компаний.
За всем процессом производства, от выбора посуды до упаковки кошерного хлеба, зорко надзирает специальный человек — машгиах. В одесской пекарне его функции выполняет 21-летний Давид, который начал учиться премудростям кашрута с четвертого класса! Именно ему в день, предшествующий Шаббату, главный раввин Одессы Шломо Бакшт отдельным распоряжением доверяет руководить выпеканием халы.
![Зображення](http://dumskaya.net/pics/bpicturepicture_4429665951895_35328.jpg)
От Давида здесь зависит почти все. Он включает и разогревает печь, просеивает муку, перебирает кунжут (кашрут запрещает употреблять в пищу насекомых), разбивает каждое яйцо, проверяя, чтобы под скорлупой были только чистые желток и белок, без кровяных сгустков и тем более кровяного кольца (формирующейся кровеносной системы цыпленка).
Когда тесто замешано, машгиах, напевая особую молитву, отделяет от общей массы ритуальный кусок. В былые времена его отдавали нуждающимся, а сейчас просто сжигают.
![Зображення](http://dumskaya.net/pics/bpicturepicture_7388800051898_62084.jpg)
Специальным образом сплетенные халы укладывают на противни, посыпают кунжутом, после чего загружают в огромную печь. В ноль часов ноль минут пятницы готовую халу заворачивают в пищевую пленку и приклеивают к каждой личную печать раввина. Печать эта — своеобразный аналог значка ГОСТа, свидетельство того, что продукт высококачественный и соответствует всем религиозным требованиям.
![Зображення](http://dumskaya.net/pics/bpicturepicture_7702915451901_51160.jpg)
Затем хала уезжает в главную синагогу на Ришельевской, где уже утром любой желающий сможет купить себе праздничный еврейский хлеб.