Переоценки валюты на конец квартала

Товари, ОЗ, НМА, капітальні інвестиції
Ольга24
Высший разум
Высший разум
Повідомлень: 715
З нами з: 05 квітня 2012, 03:23
Дякував (ла): 270 разів
Подякували: 349 разів

Повідомлення Ольга24 »

Helen_Marlen писав:
Тюша писав:
Оля-ля писав:Так что, получается, что все монетарные статьи надо в налоговом учёте пересчитывать только, если они остаются на 31.12.?
ну, судя, по этой консультации-то да.
Получается, что в бухучете я сдаю баланс в статистику с пересчетом на каждую дату валюту.
Потом, перед составлением годового баланса и деки по прибыли переоценку по периодами удалить и провести только на 31 декабря?

Чтобы балансы на 31.12 были одинаковые в налоговом и бухучете?

ТО есть так, как я первоначально мыслила.

Да . Будите вы удалять или нет, результат ели свернуть - и + будет одинаковый, но для того чтобы корректно заполнить деку по прибыли считаем на 31.12.

Аватар користувача
Тюша
Акула НКУ
Акула НКУ
Повідомлень: 8701
З нами з: 24 березня 2010, 04:42
Дякував (ла): 2125 разів
Подякували: 5234 рази

Повідомлення Тюша »

Helen_Marlen писав:
Тюша писав:
Оля-ля писав:Так что, получается, что все монетарные статьи надо в налоговом учёте пересчитывать только, если они остаются на 31.12.?
ну, судя, по этой консультации-то да.
Получается, что в бухучете я сдаю баланс в статистику с пересчетом на каждую дату валюту.
Потом, перед составлением годового баланса и деки по прибыли переоценку по периодами удалить и провести только на 31 декабря?

Чтобы балансы на 31.12 были одинаковые в налоговом и бухучете?

ТО есть так, как я первоначально мыслила.
ну как-то так получается, скажем не удалить, а свернуть сальдо.

Ольга24
Высший разум
Высший разум
Повідомлень: 715
З нами з: 05 квітня 2012, 03:23
Дякував (ла): 270 разів
Подякували: 349 разів

Повідомлення Ольга24 »

Ольга24 писав:
Оля-ля писав:
Ольга24 писав: Т.Е. метод старый, а письмо новенькое.
Я не перечисляю положит. кур. разницу и не собираюсь.
Боже, первый раз слышу о таком. Просветите в данном вопросе: это всё при возврате предоплаты нерезиденту (экспорт) или нам возвращают деньги (импорт)?
В моем случае - нам возвращаю аванс по импорту (в связи сроками по ВЭД 90 дней).
Если нужно можем развернуть данную тему у меня есть ссылка на Постанову Днепропетровского суд и консультация .

Оля-ля
Высший разум
Высший разум
Повідомлень: 714
З нами з: 01 жовтня 2012, 04:11
Дякував (ла): 496 разів
Подякували: 142 рази

Повідомлення Оля-ля »

Та пока не надо. У меня возвратов слава богу нет. Если возникнет вопрос, я вам в личку напишу. Можно?

Ольга24
Высший разум
Высший разум
Повідомлень: 715
З нами з: 05 квітня 2012, 03:23
Дякував (ла): 270 разів
Подякували: 349 разів

Повідомлення Ольга24 »

Оля-ля писав:Та пока не надо. У меня возвратов слава богу нет. Если возникнет вопрос, я вам в личку напишу. Можно?
Ок. #smile3#

Helen_Marlen
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 2200
З нами з: 01 липня 2011, 02:45
Дякував (ла): 406 разів
Подякували: 260 разів

Повідомлення Helen_Marlen »

Ольга24 писав:
Оля-ля писав:Та пока не надо. У меня возвратов слава богу нет. Если возникнет вопрос, я вам в личку напишу. Можно?
Ок. #smile3#
А я бы не отказалась. Можно ссылочку? Я тоже об этом что-то когда-то слышала...Давненько помню, была ситуация, сумма была маленькая, ничего не перечисляла.
Но вообще это жесть..Ты не просто там платишь, допустим, налог на прибыль...Ты вообще должен отдать ВСЮ разницу...А через 90 дней курсы нынче сами знаете какие...


Ольга24
Высший разум
Высший разум
Повідомлень: 715
З нами з: 05 квітня 2012, 03:23
Дякував (ла): 270 разів
Подякували: 349 разів

Повідомлення Ольга24 »

Helen_Marlen писав:
Ольга24 писав:
Оля-ля писав:Та пока не надо. У меня возвратов слава богу нет. Если возникнет вопрос, я вам в личку напишу. Можно?
Ок. #smile3#
А я бы не отказалась. Можно ссылочку? Я тоже об этом что-то когда-то слышала...Давненько помню, была ситуация, сумма была маленькая, ничего не перечисляла.
Но вообще это жесть..Ты не просто там платишь, допустим, налог на прибыль...Ты вообще должен отдать ВСЮ разницу...А через 90 дней курсы нынче сами знаете какие...
Откроем новую тему или писать сюда ?

Helen_Marlen
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 2200
З нами з: 01 липня 2011, 02:45
Дякував (ла): 406 разів
Подякували: 260 разів

Повідомлення Helen_Marlen »

Ольга24 писав:
Helen_Marlen писав:
Ольга24 писав: Ок. #smile3#
А я бы не отказалась. Можно ссылочку? Я тоже об этом что-то когда-то слышала...Давненько помню, была ситуация, сумма была маленькая, ничего не перечисляла.
Но вообще это жесть..Ты не просто там платишь, допустим, налог на прибыль...Ты вообще должен отдать ВСЮ разницу...А через 90 дней курсы нынче сами знаете какие...
Откроем новую тему или писать сюда ?
По моему вопросы мы общими усилиями выяснили правду (назовем это так), точнее установили механизм.
Если можно, то здесь продолжим.

Ольга24
Высший разум
Высший разум
Повідомлень: 715
З нами з: 05 квітня 2012, 03:23
Дякував (ла): 270 разів
Подякували: 349 разів

Повідомлення Ольга24 »

Мы имеем консультацию из базы вот :
Який порядок направлення до Державного бюджету України позитивної курсової різниці, яка виникає при продажу валюти уповноваженими банками на міжбанківському валютному ринку України відповідно до вимог ст. 5 Закону України від 23.09.1994 № 185/94-ВР «Про порядок здійснення розрахунків в іноземній валюті», та яка передбачена відповідальність до резидента у разі не направлення до Державного бюджету України зазначеної курсової різниці?

Позитивна курсова різниця, яка виникає при продажу валюти уповноваженими банками на міжбанківському валютному ринку, повинна перераховуватись резидентами на код бюджетної класифікації 21081000 «Пеня за порушення термінів розрахунків у сфері зовнішньоекономічної діяльності, за невиконання зобов’язань та штрафні санкції за порушення вимог валютного законодавства».
За порушення вимог, передбачених статтею 5 Закону №185, до суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності можуть бути застосовані санкції, передбачені статтею 37 Закону України «Про зовнішньоекономічну діяльність».
Повна:
Відповідно до статті 5 Закону України від 23.09.94 №185/94-ВР «Про порядок здійснення розрахунків в іноземній валюті» зі змінами та доповненнями (далі – Закон №185) у разі порушення резидентами строків, установлених Національним банком України відповідно до статті 3 цього Закону, придбана валюта продається уповноваженими банками протягом 5 робочих днів на міжбанківському валютному ринку України. При цьому позитивна курсова різниця, що може виникнути за такою операцією, щоквартально направляється до Державного бюджету України, а негативна курсова різниця відноситься на результати господарської діяльності резидента.
Продаж такої валюти здійснюється уповноваженими банком без доручення клієнта.
При цьому позитивна курсова різниця, що може виникнути повинна перераховуватись резидентами на код бюджетної класифікації 21081000 «Пеня за порушення термінів розрахунків у сфері зовнішньоекономічної діяльності, за невиконання зобов’язань та штрафні санкції за порушення вимог валютного законодавства».
За порушення вимог, передбачених статтею 5 Закону №185, до суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності можуть бути застосовані санкції, передбачені статтею 37 Закону України 16 квітня 1991 року №959-XII «Про зовнішньоекономічну діяльність» із змінами і доповненнями.
Роз’яснення з даного питання надані листом НБУ від 13.05.2008 р. №13-116/2065-6286.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА КОД БЮДЖЕТНОЙ КЛАСИФ. на который нужно перечислить пол. кур. разницу, НУ БРЕД ПОЛНЫЙ .

И НОВОЕ ПИСЬМЕЦО НАЦБАНКА :

Нацбанк України в листі від 26.03.2014 р. № 29-207/12713 роз’яснив, що резиденти України перераховують позитивну курсову різницю, яка виникла у випадку продажу іноземної валюти, поверненої нерезидентом, до Державного бюджету України. Про це чітко зазначає ст. 5 Закону України «Про порядок здійснення розрахунків в іноземній валюті» від 23.09.1994 р. № 185/94-ВР (далі — Закон № 185).
Нагадаємо!
Нацбанк має право встановлювати строк, протягом якого куплена резидентом на міжбанківському валютному ринку України інвалюта для забезпечення виконання зобов'язань перед нерезидентом має бути використана за призначенням, і порядок її продажу в разі недотримання резидентом цього строку. У разі порушення резидентами цих строків придбана валюта продається вповноваженими банками протягом 5 робочих днів на міжбанківському валютному ринку України. Разом із тим позитивна курсова різниця, що може виникнути за такою операцією, щоквартально направляється до Державного бюджету України, а негативна курсова різниця відноситься на результати господарської діяльності резидента (ст.ст. 3, 5 Закону № 185).
Водночас Нацбанк наголосив, що ані Законом № 185, ані іншими законодавчими актами України на вповноважені банки не покладено обов'язок щодо здійснення такого перерахування без доручення клієнта, а тому резидент самостійно відповідає за щоквартальне перерахування позитивних курсових різниць до Держбюджету України у визначених законодавством випадках.

НАЦІОНАЛЬНИЙ БАНК УКРАЇНИ
ЛИСТ
від 26.03.2014 р. № 29-207/12713
Щодо перерахування сум позитивної курсової різниці до Державного бюджету України
Національний банк України розглянув <...> звернення, надіслане Міністерством фінансів України щодо перерахування сум позитивної курсової різниці до Державного бюджету України, і зазначає таке.
Статтею 3 Закону України "Про порядок здійснення розрахунків в іноземній валюті" (далі - Закон) Національному банку України надано право встановлювати строк, протягом якого куплена резидентом на міжбанківському валютному ринку України іноземна валюта для забезпечення виконання зобов'язань перед нерезидентом має бути використана за призначенням, і порядок її продажу в разі недотримання резидентом цього строку.
Статтею 5 Закону визначено, що при порушенні резидентами встановленого строку, протягом якого куплена резидентом на міжбанківському валютному ринку України іноземна валюта для забезпечення виконання зобов'язань перед нерезидентом має бути використана за призначенням, ця валюта продається уповноваженими банками протягом 5 робочих днів на міжбанківському валютному ринку України. При цьому позитивна курсова різниця, що може виникнути за такою операцією, щоквартально направляється до Державного бюджету України, а негативна курсова різниця відноситься на результати господарської діяльності резидента.
Норма пункту 7 розділу III Положення про порядок та умови торгівлі іноземною валютою (далі - Положення № 281) зобов'язує уповноважені банки продати без доручення клієнта-резидента не пізніше ніж на наступний робочий день після дня зарахування на розподільчий рахунок повернені на адресу резидента у зв'язку з тим, що взаємні зобов'язання частково або повністю не виконані, кошти в іноземній валюті, які були куплені та перераховані на користь нерезидента. Також ця норма Положення № 281 дублює норму Закону щодо необхідності щоквартального перераховування до Державного бюджету України позитивної курсової різниці, що може виникнути за такою операцією, та віднесення на результати господарської діяльності резидента негативної курсової різниці.
Виходячи з викладеного, резиденти України перераховують позитивну курсову різницю, що виникла у випадку продажу іноземної валюти, поверненої нерезидентом, до Державного бюджету України. Слід зазначити, що Законом або іншими законодавчими актами України на уповноважені банки не покладено обов'язок щодо здійснення такого перерахування без доручення клієнта.
Відповідно до статті 2 Закону України "Про Національний банк України" (далі - Закон про Національний банк) Національний банк України є особливим центральним органом державного управління, який згідно з частиною другою статті 19 Конституції України діє лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України.
Закон про Національний банк, а також Декрет Кабінету Міністрів України від 19.02.93 р. № 15-93 "Про систему валютного регулювання і валютного контролю" не наділяють Національний банк повноваженнями визначати суму курсової різниці, що підлягає перерахуванню до Державного бюджету України.
Враховуючи зазначене, пропонуємо звернутися за відповідними роз'ясненнями до Державної податкової служби України.
Водночас зазначаємо, що власні кошти юридичних осіб та фізичних осіб - підприємців в іноземній валюті, що були перераховані на користь нерезидента за зовнішньоекономічними договорами та повернені нерезидентом у зв'язку з тим, що взаємні зобов'язання між сторонами повністю або частково не виконані, підлягають обов'язковому продажу відповідно до вимог постанови Правління Національного банку України від 14.11.2013 р. № 453 "Про зміну строків розрахунків за операціями з експорту та імпорту товарів і запровадження обов'язкового продажу надходжень в іноземній валюті" (далі - Постанова № 453). Постановою Правління Національного банку України від 15.11.2013 р. № 457 встановлено вимогу, згідно з якою надходження в іноземній валюті 1-ї групи Класифікатора іноземних валют та банківських металів та у російських рублях, на які поширюються вимоги Постанови № 453, підлягають обов'язковому продажу на міжбанківському валютному ринку України в розмірі 50 процентів.
В. о. заступника Голови
В. Приходько

Ольга24
Высший разум
Высший разум
Повідомлень: 715
З нами з: 05 квітня 2012, 03:23
Дякував (ла): 270 разів
Подякували: 349 разів

Повідомлення Ольга24 »

http://www.buhgalteria.com.ua/Hit.html?id=3621

Поводом для написания данного материала послужили тревожные обращения читателей по некоторым специфическим вопросам, связанным с обязательной продажей валюты. Внимание авторов привлекла ситуация, описанная в одном из писем:«Предприятие сейчас проходит валютную проверку. Проверяющие доначислили огромную сумму для перечисления в бюджет, названную «положительной курсовой разницей, возникшей в связи с продажей валюты» (продавалась валюта, которая не была перечислена нерезиденту из-за форс-мажорных обстоятельств, и валюта, возвращенная нерезидентом по одному из контрактов)». Читатели интересуются, насколько правомерны действия проверяющих.
Очевидно, что в данном случае речь идет не об обычных курсовых разницах, которые на основании п.153.1 ст.153 НКУвключаются у предприятий в состав налоговых доходов и/или расходов. В этом плане никаких изменений в последнее время не происходило. Здесь другая история, хотя она тоже не связана с какими-либо «свежими» изменениями в законодательстве…
Откуда «ноги растут»?
Начинается эта история с Закона № 185, который «работает» в нашем законодательном поле еще с 1994 года! С этого же времени в данном Законе существует норма, сформулированная в ст.3 (хотя сегодня она изложена в несколько иной редакции, чем в далеком 1994 году, смысл ее остался неизменным). Согласно этой норме «Национальный банк Украины имеет правоустанавливать срок, в течение которого купленная резидентом на межбанковском валютном рынке Украины иностранная валюта для обеспечения исполнения обязательств перед нерезидентом должна быть использована по назначению, и порядок ее продажи в случае несоблюдения резидентом этого срока».
А в ст.5 Закона № 185 указано: «В случае нарушения резидентами сроков, установленных Национальным банком Украины в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, приобретенная валюта продается уполномоченными банками в течение 5 рабочих дней на межбанковском валютном рынке Украины. При этом положительная курсовая разница, которая может возникнуть по такой операции, ежеквартально направляется в Государственный бюджет Украины, а отрицательная курсовая разница относится на результаты хозяйственной деятельности резидента».
Аналогичная норма содержится в п.6 раздела III Положения № 281. А согласно п.7—8 раздела III этого же документа, помимо не использованной в установленный срок приобретенной валюты, обязательной продаже подлежит также купленная ранее валюта, возвращенная резиденту от нерезидента в связи с неисполнением последним условий контракта. Определено, что осуществлять продажу должен субъект рынка (то есть банк) без поручения клиента-резидента, срок такой продажи — не позднее следующего рабочего дня после зачисления на распределительный счет возвращенной валюты, а возникающая при этом положительная курсовая разница тоже ежеквартально должна быть перечислена в бюджет.
На этом «ясность» требований законодательства заканчивается. Далее выстраивается череда вопросов, связанных с практической реализацией этих требований: от самых простых (как посчитать такую «положительную курсовую разницу», куда ее перечислить и когда это нужно делать) — до самых смелых (какая ответственность предусмотрена для предприятий за игнорирование этих норм).
Попытаемся на основании действующих норм законодательства разобраться с возможными вариантами ответов на эти вопросы. Начнем с обсуждения аргументов, которые могут использовать в споре с налоговиками смелые налогоплательщики.
Это не к нам…
Обязанности налогоплательщиков установлены в ст.16 НКУ. Согласно пп.16.1.4 этой статьи, плательщики обязаны«уплачивать налоги и сборы в сроки и в размерах, установленных настоящим Кодексом и законами по вопросам таможенного дела». При этом налоговым обязательством считается «сумма денежных средств, которую налогоплательщик, в том числе налоговый агент, должен уплатить в соответствующий бюджет в качестве налога или сбора на основании, в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством» (пп.14.1.156 ст.14 НКУ). Определение понятий налога и сбора, а также перечень налогов и сборов приведены в ст.6—10 НКУ. В этих нормах нет ничего похожего на налог или сбор в виде «положительной курсовой разницы», возникающей при продаже валюты.
Нельзя ее назвать и штрафной (финансовой) санкцией. Напомним, что штрафные (финансовые) санкции, которые взимаются с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, «а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности» в соответствии с пп.14.1.39 ст.14 НКУ включаются, в частности, в понятие «денежное обязательствоналогоплательщика».
Нигде в валютном законодательстве «положительная курсовая разница» не названа штрафной (финансовой) санкцией. В Законе № 185 предусмотрена только обязанность налоговых органов взыскивать с налогоплательщиков пеню за нарушение сроков расчетов в ВЭД (ст.4). Пеня — да, это финансовая санкция, но в ст.5 названного Закона или п.6—8 раздела III Положения № 281, которыми установлена обязанность по перечислению суммы «положительной курсовой разницы» в бюджет, ни о какой пене речи не идет.
Более того, можно усомниться и в полномочиях налоговых органов по взысканию сумм «положительной курсовой разницы» в бюджет. Ведь согласно пп.191.1.34 ст.191 НКУ органы доходов и сборов «обеспечивают определение в установленных настоящим Кодексом, другими законами Украины случаях сумм налоговых и денежных обязательств налогоплательщиков, применение и своевременное взыскание сумм предусмотренных законом штрафных (финансовых) санкций (штрафов) за нарушение налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы». А мы уже доказали выше, что ни налогами, ни сборами, ни денежными обязательствами, ни штрафными (финансовыми) санкциями суммы «положительных курсовых разниц» не являются.
Еще один аргумент. Согласно пп.75.1.2 ст.75 НКУ «документальной проверкой считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных настоящим Кодексом налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы». То есть опять же речь идет о той части валютного законодательства, контролировать которую должны налоговые органы. А в соответствии со ст.4 Закона № 185 органы доходов и сборов вправе по результатам документальных проверок непосредственно взыскивать с резидентов пеню, предусмотренную этой статьей. Пеню, а не курсовую разницу.
Зато в п.1 раздела V Положения № 281 указано, что «за нарушение требований, установленных разделами I—III настоящего Положения… банки несут ответственность согласно статье 16 Декрета (1) ». А ведь именно в разделе III Положения № 281сказано о том, что приобретенная иностранная валюта, не использованная в срок, или приобретенная иностранная валюта, возвращенная резиденту от нерезидента в связи с неисполнением последним условий контракта, должна быть продана банком.
В первом случае предприятие должно указать в заявлении на покупку валюты, что при нарушении сроков использования такой валюты оно поручает банку ее продать. Во втором случае от предприятия даже ничего не требуется — в соответствии с п.7 раздела III Положения № 281 валюта продается банком без поручения клиента-резидента. Причем продаваться такая валюта должна, во-первых, с распределительного счета, а во-вторых, не позднее следующего рабочего дня после ее зачисления (в более ранней редакции документа шла речь о пяти днях). А поскольку утверждение о том, что операции на распределительном счете для бухгалтерского учета предприятия имеют какое-то значение, довольно спорно (2) , это еще один аргумент в пользу неучастия предприятия в этом процессе.
Следовательно, можно утверждать, что формально ответственность за неперечисление «положительной курсовой разницы» от неиспользованной или возвращенной валюты в бюджет лежит на банках.
Но и банки от обязанности перечислять «положительные курсовые разницы» в бюджет открещиваются (3). Ведь имуществом, в том числе денежными средствами, имеют право распоряжаться только их собственники. Банки же к возникающей в учете предприятия курсовой разнице никакого отношения не имеют, тем более что и у них наверняка хватит доказательств, чтобы защитить свою «непричастность» к этому платежу.
Изучая приведенные выше аргументы, многие читатели, наверное, уже поняли, что их «обязанность» уплатить в бюджет некие «положительные курсовые разницы» довольно сомнительна. В то же время практика сегодняшних проверок валютного законодательства показывает, что доначисления в виде «положительных курсовых разниц» налоговики все же делают. Как поступать осторожному налогоплательщику, который не желает с ними спорить? Об этом — далее.
О чем идет речь?
В актах проверки по данному вопросу налоговики формулируют свою позицию логически: они считают, что сумма, подлежащая уплате в бюджет, — это разница между суммой гривен, уплаченных на МВР при приобретении иностранной валюты, и суммой гривен, полученных предприятием на том же МВР при продаже приобретенной ранее валюты. Например, 10000 долл. США было куплено на МВР по курсу 10,7 грн. за 1 долл. США. На момент обязательной продажи в связи с тем, что эта валюта не была перечислена нерезиденту или возвращена нерезидентом, курс МВР стал 11,0 грн. за 1 долл. США. Предприятию банк перечислил всю сумму гривен, полученную от продажи валюты. Тогда «положительная курсовая разница» составляет 3000 грн. ((11,0 грн. - 10,7 грн.) Ѕ 10000 долл. США).
Ведь обычные предприятия не должны зарабатывать только лишь на операции «купля-продажа иностранной валюты» — зарабатывать на такой операции могут банки. А в данном случае предприятие якобы «заработало» на этой операции прибыль. Именно таким образом рассуждают проверяющие. И именно по таким правилам они рассчитали «положительную курсовую разницу».
Но насколько такая позиция обоснована с точки зрения действующих нормативных документов?
Как известно, основным нормативным актом, регулирующим порядок расчета курсовых разниц, сегодня является ПБУ-21. Именно этот национальный стандарт определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об операциях в иностранной валюте. Согласно его п.4 курсовая разница — это разница между оценками одинакового количества единиц иностранной валюты при разных валютных курсах. В свою очередь, валютный курс — это установленный НБУ курс денежной единицы Украины к денежной единице другой страны.
Из этих определений следует очень важный для налогоплательщиков вывод: под понятием «курсовая разница» в нашем законодательстве имеется в виду именно разница между курсами валют, установленными НБУ. А вот разница, которая возникает при осуществлении операций покупки (продажи) валюты, не соответствует понятию «курсовая разница». При таких операциях у предприятия возникает финансовый результат. Но и этот финансовый результат определяется иначе, чем описано выше. В этом случае курс покупки (продажи) валюты, который действует на МВР на дату осуществления операции, сравнивается с валютным курсом НБУ, действующим на ту же дату (пп.153.1.4 ст.153 НКУ, ОНК № 574 (4)).
Согласно п.8 ПБУ-21 курсовые разницы рассчитываются по монетарным статьям баланса, выраженным в иностранной валюте на дату осуществления хозяйственной операции (в пределах ее объема) и на дату баланса. В свою очередь, монетарными статьями баланса являются «статьи баланса о денежных средствах, а также о таких активах и обязательствах, которые будут получены или уплачены в фиксированной (или определенной) сумме денег либо их эквивалентов» (п.4). То есть курсовые разницы возникают от пересчета денежных средств в иностранной валюте и валютных задолженностей в денежном выражении.
Поскольку рассматриваемые нами нормы Закона № 185 и Положения № 281 используют понятие «курсовая разница» в привязке к операциям по обязательной продаже валюты, то и расчет «курсовых разниц» для их выполнения должен производиться именно по самой валюте. Ни о каких задолженностях в иностранной валюте и, соответственно, о тех курсовых разницах, которые могут возникать по правилам бухгалтерского учета при пересчете этих задолженностей, речь в данных законодательных нормах не идет.
А значит, для выполнения норм Закона № 185 и Положения № 281 нас не интересует ни финансовый результат от продажи валюты, ни курсовые разницы от пересчета задолженностей с нерезидентами. Нам необходимо искать курсовые разницы от пересчета самой валюты.
Поскольку согласно ПБУ-21 курсовые разницы должны рассчитываться «на дату осуществления хозяйственной операции», то получается, что для рассматриваемых ситуаций определять их нужно исходя из разницы курсов НБУ от момента зачисления такой валюты на валютный счет предприятия до момента ее продажи. Например, купленная на МВР валюта в сумме 10000 долл. США была зачислена на валютный счет предприятия по курсу НБУ 10,8 грн. за 1 долл. США. На момент ее обязательной продажи в связи с тем, что эта валюта не была перечислена нерезиденту, курс НБУ стал 11,2 грн. за 1 долл. США. Тогда «положительная курсовая разница» должна составлять 4000 грн. ((11,2 грн. - 10,8 грн.) Ѕ 10000 долл. США). Именно такая разница в курсах больше всего соответствует требованиям Закона № 185 и Положения № 281.
Куда перечислять?
Однозначного ответа на вопрос, куда перечислять «положительные курсовые разницы», ответа в законодательном поле нет. Ведь, как уже было сказано, этот платеж не входит в состав налогов и сборов, а также штрафных (финансовых) санкций, предусмотренных НКУ. В письме от 25.12.2008 г. № 27090/7/22-5017 (5) ГНАУ предлагает перечислять его «на код бюджетной классификации 21081000 «Пеня за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности, за неисполнение обязательств и штрафные санкции за нарушение требований валютного законодательства». Аналогичное разъяснение есть и в Общедоступном информационно-справочном ресурсе «ЗІР» (см. далее «Для справки»).
В какие сроки перечислять?
Ответа на данный вопрос ни в одном законодательном акте также не найти. Есть только фраза из самого Закона № 185 иПоложения № 281: «Положительная курсовая разница, которая может возникнуть по такой операции, ежеквартально перечисляется в Государственный бюджет Украины». Исходя из общей логики применения норм законодательства, можно предположить, что соответствующее перечисление необходимо осуществлять в те же сроки, которые установлены дляквартального отчетного периода. То есть в течение 10 дней, следующих за предельным сроком представления квартальных отчетных форм (40 дней, следующих за последним днем квартала). И хотя никакой отчетности по данному платежу нет, для осторожных налогоплательщиков это и будет считаться безопасным вариантом. В то же время никакая финансовая ответственность за «несвоевременное» перечисление таких сумм в бюджет никакими нормами законодательства, повторяем, не установлена.
Худший вариант...
Но, допустим, налогоплательщик не смог противодействовать налоговикам, не желает обращаться в суд, но и не платит сумму «положительной курсовой разницы» в бюджет. Тогда ему нужно учитывать то, что налоговики видят в такой ситуации возможность применения финансовых санкций, установленных ст.37 Закона о ВЭД.
Напомним, что этой статьей Закона установлены санкции «за нарушение настоящего или связанных с ним законов Украины» в виде:
наложения штрафов в случаях несвоевременного выполнения или невыполнения субъектами ВЭД и иностранными субъектами хозяйственной деятельности своих обязанностей. Размер таких штрафов определяется соответствующими положениями законов Украи¬ны и/или решениями судебных органов Украины;
применения к субъектам ВЭД и иностранным субъектам хозяйственной деятельности индивидуального режима лицензирования в случаях нарушения такими субъектами данного Закона и/или связанных с ним законов Украины, которые устанавливают определенные запреты, ограничения или порядок осуществления внешнеэкономических операций;
временного приостановления ВЭД в случаях нарушения данного Закона или связанных с ним законов Украины, проведения действий, которые могут навредить интересам национальной экономической безопасности.
Эти санкции применяются центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики по представлению органов доходов и сборов, Госфининспекции, правоохранительных органов, органов Антимонопольного комитета Украины, национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг, НБУ или по решению суда. Санкции могут быть применены к субъектам ВЭД или иностранным субъектам хозяйственной деятельности в течение трех лет со дня выявления нарушения законодательства.
________________________________________

Відповісти

Повернутись до “Облік товарів, активів”