ГТД
-
- Светоч Мысли
- Повідомлень: 2248
- З нами з: 05 грудня 2011, 07:27
- Дякував (ла): 1752 рази
- Подякували: 2670 разів
Временная декларация при импорте
В свете последних событий, которые имели место на украинском рынке и были связаны с задержками в таможенном оформлении импортной продукции отдельных категорий, все более актуальными становится вопросы налогообложения при ввозе товаров, в том числе это касается налога на добавленную стоимость.
Сознательно упуская из вида всем известные проблемы, касающиеся методов определения таможенной стоимости, непрозрачности так называемого выборочного контроля, затягивания исслдований качественных показателей в лабораториях и так далее, хотелось бы более детально остановиться на теме использования временных таможенных деклараций при импорте.
Кто бы мог подумать, что такая необходимая процедура, без которой трудно себе представить цивилизованный алгоритм импорта, может стать объектом споров.
И снова причиной этому послужили расхождения в трактовке правовых норм налоговиками и субъектами хозяйствования. Но об этом позже, так как для всестороннего и объективного понимания проблемы необходимо обратиться к положениям таможенного законодательства.
Импорт (выпуск для свободного обращения) согласно статье 74 Таможенного кодекса Украины характеризуется как режим, в соответствии с которым иностранные товары после уплаты всех таможенных платежей и выполнения всех необходимых таможенных формальностей выпускаются для свободного обращения на территории Украины.
В статье 260 того же Кодекса определено, что если декларант или уполномоченное им лицо не владеет точными сведениями о характеристиках товаров, необходимые для заполнения таможенной декларации в обычном порядке, он может подать таможенному органу временную декларацию на такие товары при условии, что она содержит данные, достаточные для помещения их в заявленный режим, и под обязательство о представлении дополнительной декларации в срок не более 45 дней с даты оформления временной таможенной декларации.
Из указанной нормы четко видно, что уплата налогов и сборов, включая НДС, которым согласно действующему законодательству облагается таможенная стоимость импортируемых товаров, – одно из обязательных условий беспрепятственного их перемещения в свободное обращение, в том числе с использованием временной декларации.
Именно на этапе уплаты НДС, как одной из составляющих таможенных платежей при импорте, предприятия сталкиваются с проблемами, касающимися формирования налогового кредита.
Дело в том, что согласно п. 198.2 ст. 198 Налогового кодекса датой возникновения права налогоплательщика на отнесение сумм налога на добавленную стоимость в налоговый кредит для операций по ввозу на таможенную территорию Украины товаров является дата уплаты (начисления) налога по налоговым обязательствам согласно пункту 187.8 статьи 187 настоящего Кодекса.
В свою очередь, моментом возникновения налоговых обязательств в случае ввоза товаров на территорию Украины является дата представления таможенной декларации для оформления (пункт 187.8 статьи 187 Налогового Кодекса).
Налоговые органы трактуют пункт 187.8 таким образом, что в качестве таможенной декларации может рассматриваться исключительно грузовая таможенная декларация (ГТД). Такай подход налоговиков был неоднократно озвучен в ряде официальных писем и разъяснений (одно из последних – письмо Государственной налоговой службы Украины от 20.08.2012 г. N 604/0/61-12/15-3115).
Основным доводом ГНС Украины является то, что после завершения оформления временной декларации она берется на контроль в подразделении таможенного органа, а ее электронная копия - в Единой автоматизированной информационной системе Государственной таможенной службы Украины (ЕАИС). Снятие временной декларации с контроля в ЕАИС осуществляется на основании оформленной ГТД, в графе 40 которой указывается номер соответствующей временной декларации.
Таким образом, по мнению налоговой службы, импортер не имеет права на формирование налогового кредита на основании временных деклараций, поскольку моментом возникновения права на налоговый кредит является дата закрытия полностью оформленной ГТД.
Последний вывод, как и все аргументы налоговиков по данному вопросу, не выдерживают критики и вот почему:
Во-первых, следует обратить внимание на заложенную в ст. 187 Налогового кодекса формулировку «таможенная декларация». Данная норма не содержит императивного указания на определенный вид декларации и, соответственно, охватывает весь спектр таможенных деклараций, которые могут быть использованы в зависимости от конкретного вида товара, транспорта и таможенного режима.
Тем более что само понятие «таможенная декларация», содержащееся в ст. 1 Таможенного кодекса Украины, раскрывается через перечисление различных ее видов, а именно: таможенная декларация, заполненная в обычном порядке, предварительная таможенная декларация, временная таможенная декларация, периодическая таможенная декларация, дополнительная декларация.
Согласно же п. 56.21 ст. 56 Налогового кодекса Украины, в случае если норма этого Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании этого Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.
Во-вторых, главным условием возникновения права на налоговый кредит является уплата необходимых налогов и сборов, тогда как таможенная декларация только подтверждает факт перечисления импортных платежей в бюджет. Данный тезис полностью соответствует ч. 201.12 ст. 201 Налогового кодекса Украины: «В случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины документом, удостоверяющим право на отнесение сумм налога к налоговому кредиту, считается таможенная декларация, оформленная согласно требованиям законодательства, которая подтверждает уплату налога».
Также необходимо заметить, что временная декларация по своим основным свойствам ничем не отличается от ГТД:
• временная декларация, также как ГТД, имеет единую форму и процедуру применения в соответствии с Порядком выполнения таможенных формальностей при осуществлении таможенного оформления товаров с применением таможенной декларации на бланке единого административного документа, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 30.05.2012 г. № 631;
• в процессе таможенного оформления товаров с использованием временной декларации применяются все меры контроля, тарифного и нетарифного регулирования;
• субъект ВЭД, получивший согласие на подачу временной декларации, до окончания ее оформления обязан уплатить налоги и сборы в полном объеме.
Таким образом, обязательные платежи уплачиваются в полном объеме на момент таможенного оформления товаров с применением временной декларации.
Действительно, не позднее чем через 45 дней с момента выпуска товаров в свободное обращение оформляется ГТД типа «ИМ40». Однако в процессе ее оформления применяют условия уплаты обязательных платежей (размеры ставок налогов и официальные курсы валют), действующие именно на момент принятия таможенным органом временной декларации.
Это означает только одно - дата подачи временной декларации является моментом возникновения налоговых обязательств и права на формирование налогового кредита по НДС.
Несмотря на все приведенные выше аргументы, должностные лица налоговых органов на местах широко практикуют снятие сумм кредита по НДС с импортеров, которые вопреки позиции ГНСУ сформировали кредит по дате оформления временной таможенной декларации.
Позиция инспекторов в таких ситуациях вполне понятна, ведь они действуют в рамках доктрины, одобренной центральной налоговой администрацией, одновременно повышая показатели выполнения плана по наполнению госбюджета. Ее может объяснить и тот факт, что особенности функционирования электронных баз налоговой и таможенной служб не дают возможности налоговикам в онлайн-режиме отслеживать импортные поставки с использованием временных деклараций до того момента, как не будет оформлена полная ГТД.
Возможно, недавнее объединение этих двух структур в рамках единого Министерства доходов и сборов Украины позволит снять эту проблему путем унификации информационных потоков.
При всем этом, непонятной остается логика налоговой службы, которая фактически признает существования законодательно закрепленной схемы, предусматривающей «вилку» сроком в 45 дней между датой уплаты НДС и возникновением налогового кредита.
Скептики могут заметить, что это не самая большая проблема наших предпринимателей, которые и так кредитуют государство посредством задержек в возмещении НДС.
Но если спроецировать такой подход на всех импортеров, результатом будет вымывание огромных оборотных средств предприятий, что в условиях существования дефицита кредитных ресурсов крайне негативно повлияет на платежеспособность субъектов внешнеэкономической деятельности.
Не менее остро сегодня обстоят дела с самой процедурой использования временных деклараций при импорте. Все чаще в информационном пространстве звучат заявления импортеров о необоснованных задержках в таможенном оформлении грузов, особенно что касается нефтепродуктов.
Как известно, при импорте топлива таможней отбираются пробы для проведения лабораторных исследований, продолжительность которых может составлять до 45 дней. Именно поэтому во избежание простоев законодателем в ст. 260 Таможенного кодекса Украины предусмотрена норма, согласно которой таможенный орган не вправе отказать в принятии временной декларации, если выполнены все условия, установленные Кодексом.
На практике же все чаще имеют место ситуации, когда должностные лица ГТСУ отказываются принимать к оформлению временные декларации без каких-либо объяснений. Тем самым грубо нарушается правило, согласно которому отказ таможенного органа в принятии временной декларации должен быть мотивирован и сообщен в письменном виде декларанту.
Арсенал импортеров для противодействия такой позиции таможенников является не достаточно эффективным и включает традиционные инструменты: жалобы, обращения, иски. Также некоторые предприятия используют составление актов общей формы с целью фиксации неправомерных действий или бездействия должностных лиц таможни. Такие акты выполняют сразу две функции: письменного доказательство в возможном судебном разбирательстве и метода психологического давления на госслужащих, осознающих перспективу возмещения ущерба за простой.
Лукавством будет не упомянуть о коррупционной составляющей, которая является более действенным рычагом, позволяющим ускорить процесс и снять все заминки в оформлении. Хотя согласно заявлениям руководства Гостамслужбы никаких задержек в таможенном оформлении и тем более коррупции в сфере ее деятельности нет.
Вот и получается, что недавнее резонансное заявления одного из крупнейших импортеров нефтепродуктов о возможно уходе с украинского рынка ничем не обосновано.
Подводя черту под всем вышесказанным, можно с уверенностью говорить о том, что в современной Украине основополагающим остается не точность законодательных формулировок, а конъюнктурные задачи и общая доктрина функционирования системы государственных фискальных органов. Последние же все чаще рассматривают субъектов предпринимательства лишь в качестве источника сбора налоговых платежей, что не редко перерастает в незаконные формы стяжательства.
-
- Акула НКУ
- Повідомлень: 6691
- З нами з: 16 лютого 2011, 01:48
- Дякував (ла): 11443 рази
- Подякували: 8955 разів
Как сказала выше MilaA,
"К сожалению, судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива."
Мое руководство судиться без крайней необходимости не любит, поэтому я руководствуюсь окончательной ГТД.
Возможно, мы дуем на воду...
Каждый сам выбирает степень допустимого риска.
"К сожалению, судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива."
Мое руководство судиться без крайней необходимости не любит, поэтому я руководствуюсь окончательной ГТД.
Возможно, мы дуем на воду...
Каждый сам выбирает степень допустимого риска.
-
- Светоч Мысли
- Повідомлень: 2248
- З нами з: 05 грудня 2011, 07:27
- Дякував (ла): 1752 рази
- Подякували: 2670 разів
+1Elisa писав:Как сказала выше MilaA,
"К сожалению, судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива."
Мое руководство судиться без крайней необходимости не любит, поэтому я руководствуюсь окончательной ГТД.
Возможно, мы дуем на воду...
Каждый сам выбирает степень допустимого риска.
Помогите пожалуйста в рассчете НК по ГТД.
Приход на сумму 15500,75 у.е по курсу НБУ 7,993
В поле"нарахування платежу" есть такие данные: вид 020, основа нарахування 3944,55, ставка 0%, сума 0,
И ниже вид 028, основа нарахування 3944,55, ставка 20%, сума 788,91
В поле "подробиці розрахунків" 028 25860,31 грн и ЄДРПОУ нашего предприятия.
Подскажите, что это за суммы и как рассчитать НК по импорту?
Заранее спасибо.
Приход на сумму 15500,75 у.е по курсу НБУ 7,993
В поле"нарахування платежу" есть такие данные: вид 020, основа нарахування 3944,55, ставка 0%, сума 0,
И ниже вид 028, основа нарахування 3944,55, ставка 20%, сума 788,91
В поле "подробиці розрахунків" 028 25860,31 грн и ЄДРПОУ нашего предприятия.
Подскажите, что это за суммы и как рассчитать НК по импорту?
Заранее спасибо.
-
- Просвещенный
- Повідомлень: 163
- З нами з: 25 листопада 2010, 07:44
- Дякував (ла): 57 разів
- Подякували: 33 рази
020- нарахування мита. В вашому випадку 0%.
028 - Нараховується ПДВ від митної вартості товару
"подробиці розррахунків" - код 028 - загальна сумв ПДВ по ВМД, цю суму вклюємо до податкового кредиту.
028 - Нараховується ПДВ від митної вартості товару
"подробиці розррахунків" - код 028 - загальна сумв ПДВ по ВМД, цю суму вклюємо до податкового кредиту.
А как рассчитать сумму без НДС?Нататуся писав:020- нарахування мита. В вашому випадку 0%.
028 - Нараховується ПДВ від митної вартості товару
"подробиці розррахунків" - код 028 - загальна сумв ПДВ по ВМД, цю суму вклюємо до податкового кредиту.
-
- Гуру
- Повідомлень: 76
- З нами з: 26 серпня 2013, 20:53
- Дякував (ла): 1 раз
- Подякували: 74 рази
Судя по по Вашей информации, у Вас по ГТД оформлено несколько товаров. И сама ГТД на нескольких страницах.SvetA09 писав:Приход на сумму 15500,75 у.е по курсу НБУ 7,993
В поле"нарахування платежу" есть такие данные: вид 020, основа нарахування 3944,55, ставка 0%, сума 0,
И ниже вид 028, основа нарахування 3944,55, ставка 20%, сума 788,91
В поле "подробиці розрахунків" 028 25860,31 грн и ЄДРПОУ нашего предприятия.
Подскажите, что это за суммы и как рассчитать НК по импорту?
Если это так, то "вид 028, основа нарахування 3944,55, ставка 20%, сума 788,91" написано на первой странице и это к относится к товару, указанному на первой странице. Здесь 3944,55 это таможенная стоимость данного товара, а 788,91 сумма НДС по этому товару.
На последующих страницах указаны другие товары и там же есть аналогичная информация - таможенная стоимость каждого конкретного товара и сумма НДС по каждому конкретному товару. Если суммы НДС по каждому отдельно взятому товару сложить, то должна получиться сумма, указанная в поле "подробиці розрахунків" - 25860,31 грн. - сумма НДС по ГТД.
Какую сумму без НДС Вы имеете в виду и зачем она Вам?SvetA09 писав:А как рассчитать сумму без НДС?
Если перемножить 15500,75 на 7,993, то получаем 123897,49. Это будет контрактная стоимость.
Если умножить 25860,31 на 5, то получаем 129301,55. Это будет таможенная стоимость, от которой начислялся НДС.
Разница в 5404,06 может объясняться или тем, что в таможенную стоимость включена стоимость перевозки до границы, или тем, что по другим товарам у Вас есть пошлина (вид 020), увеличивающая таможенную стоимость. А может быть и то, и другое.
Посмотрите графу 12 ГТД. Если там стоит 123897,79, то 5404,06 это пошлина. Если 129301,55, то это стоимость перевозки.
-
- Просвещенный
- Повідомлень: 168
- З нами з: 30 вересня 2011, 10:03
- Дякував (ла): 8 разів
- Подякували: 1 раз
Подскажте пожалуйста никогда не сталкивалась с импортом, а вот пришлось. Нам брокеры оказалии следующее услуги: оформление документов, взвешивание, досмотр, стоянка тс и экспедиторское вознаграждение, куда это все отнести в бухгалтерском и налоговом учете?
-
- Просвещенный
- Повідомлень: 168
- З нами з: 30 вересня 2011, 10:03
- Дякував (ла): 8 разів
- Подякували: 1 раз
Подскажте пожалуйста никогда не сталкивалась с импортом, а вот пришлось. Нам брокері оказалии следующее: оформление документов, взвешивание, досмотр, стоянка тс и экспедиторское вознаграждение, куда это все отнести в юухгалтерском и налоговом учете?
в первоначальную стоимость ввозимого товараhelena-lenka писав:Подскажте пожалуйста никогда не сталкивалась с импортом, а вот пришлось. Нам брокері оказалии следующее: оформление документов, взвешивание, досмотр, стоянка тс и экспедиторское вознаграждение, куда это все отнести в юухгалтерском и налоговом учете?