===Якщо до вас прийшли... або Поведінка під час перевірок===

Svtl
ЗнатокЗнаток
Повідомлень: 29
З нами з: 10 грудня 2012, 04:02
Дякував (ла): 1 раз
Подякували: 17 разів

Повідомлення Svtl »

по правде сказать сам присела на сайт по проверкам (я тоже на них не работаю:))) читаю и понимаю как все таки важно знать свои права! buhgaltr911 спасибо за возможность делиться опытом!!!

оляля
Акула НКУ
Акула НКУ
Повідомлень: 7529
З нами з: 03 лютого 2011, 04:05
Дякував (ла): 1061 раз
Подякували: 4945 разів

Повідомлення оляля »

Як спілкуватися з податковою інспекцією.

Ще зовсім недавно, коли податковій службі було надано право безпідставно списувати гроші з розрахункових рахунків підприємств за рішенням податкової інспекції, завданням кожного перевіряючого було за всяку ціну отримати «гарний» акт перевірки. Отримаеш «поганий», нехай навіть безграмотно складений, з явно сфабрикованими «порушеннями», — пиши пропало. І гроші спишуть, і до кримінальної відповідальності можуть залучити. Навіть якщо потім ви доведете свою повну невинність у суді, спробуйте одержати назад списані гроші

Із уведенням у чинність Закону України « Про порядок погашення зобов'язань платників податків перед бюджетом і державними цільовими фондами» податкова служба втратила право за своїм розсудом спустошувати розрахункові рахунки підприємств. Тепер вона повинна зі своїм «поганим» актом перевірки звернутися до суду з позовом про стягнення із провиненого підприємства, сум недоїмки й довести вашу провину

Отже, ваше завдання — заплутати його, допомогти зробити якнайбільше помилок в акті перевірки, допомогти написати настільки «поганий» акт, щоб цього не міг не помітити навіть самий лояльний до податківців суддя

ВАША МЕТА — стати для податківців «нерентабельним» підприємством тобто таким, у якого, безсумнівно, є гроші, але щоб здерти з вас хоча б копійку, потрібно витратити безліч сил, часу й здоров'я. ДО «нерентабельних», тобто «дуже розумним», що вміють відстоювати свої інтереси, намагаються ходити як можна рідше, не дзвонять і не просять перелічити податок достроково для виконання «плану мобілізації», не канючать про «дрібні послуги».

Щоб стати справжнім мисливцем на митарів, навчитеся розставляти «пастки».

«ПАСТКА» № 1: СПІЛКУВАННЯ

Спілкуйтеся з податковими органами тільки письмово

Не дзвоніть своєму інспекторові й не бігайте на консультації. Усі його усні роз'яснення — не більш ніж набір звуків, від яких він потім з легким серцем може відмовився. Більш того, рядовий інспектор може мати свою власну точку зору на проблему, по-своєму тлумачити норми закону

«ПАСТКА» № 2: ЗАПРОШЕННЯ В ПОДАТКОВУ

Часто податківці надсилають керівникам підприємств листа з вимогою прибути в зазначене місце й у певний час для подання пояснень по якомусь питанню. Дійсно, інспектора мають право запрошувати вас до себе, але немає закону, який визначив би ваш обов'язок з'являтися на їх заклик

Спілкуйтеся з податківцями по можливості письмово. Напишіть, що бажаете детально описати коло, що цікавлять їхніх питання, з якими документами, по яких фірмах і за який період часу вони прагли б ознайомитися. Якщо ваші пояснення їм дійсно потрібні, про що вони повідомляють вас, ви спокійно, без поспіху можете підготувати документи й пояснення й відіслати їх поштою. Ваші письмові пояснення будуть сприйняті однозначно, що й стане запорукою від повторного виклику по тому ж питанню

«ПАСТКА» № 3: ПДВ

ПДВ — головний «годувальник» бюджету, але в той же час і головний його «розтратник». Тому податківці так неохоче відшкодовують його. ( Серед безлічі вивертів, вигаданих ними для того, щоб скоротити бюджетні відшкодування, — фокус із податковими накладними. Щось у накладній не так (не та печатка, немає повної адреси й т.п.) — і немає податкового кредиту

На практиці часто доводиться зустрічатися із ситуаціями, коли ті, з ким нам доводить мати справа, є природніми монополістами: энерго- і теплопостачальні компанії, залізниці, оператори телефонного зв'язку і т.д., не особливо опікуються про правильність і своєчасності заповнення податкових накладних

Не чекайте, коли вас «тикне носом» у неправильно заповнену накладну перевіряючий. І не бігайте за контрагентом, прохаючи, щоб він виправив свої помилки. Скористайтеся правом, яке вам надала ст. 7.2.6. Закону України « Про податок на додану вартість»: «У випадку порушення продавцем порядку виписування податкової накладній... покупець має право звернутися до кінця поточного податкового періоду з відповідною заявою в орган державної податкової служби по своєму місцезнаходженню. До заяви додаються копії товарних чеків або інших розрахункових документів, що засвідчують придбання товарів (робіт, послуг). Вчасно подана заява є підставою для включення в податковий кредит сум ПДВ...»

Отже, якщо вам неправильно виписали податкову накладну — пишітье відповідну заяву, додавайте копії чеків, товарних накладних і здавайте все це в канцелярію своєї податкової інспекції під розпис. Зробивши це, ви автоматично позбавите себе від несправедливих обвинувачень і необхідності щось доводити, не говорячи вже про фінансову сторону питання

"ПАСТКА" № 4: «ФІКТИВНІ» ФІРМИ
Одне з найстрашніших обвинувачень, висунутих податківцями підприємствам, — це відносини з «фіктивними» фірмами ( незважаючи на те, що в жодному законі не написане, що таке «фіктивна» фірма і як її виявити). Щоб у податківцівне було підстав обвинуватити вас у співробітництві з «фіктивними» фірмами, потрібно щомісяця (або щотижня) посилати на ім'я начальника податкової інспекції лист наступного змісту: «Наше підприємство планує укласти торговельну угоди з такими підприємствами: (далі йде список фірм). Оскільки ми не маємо повноважень перевірити їх, прошу Вас проінформувати, чи є ці фірми фіктивними». Природно, податківці не будуть перевіряти по вашім проханню ваших же контрагентів «на лояльність». На такий лист може прийти відповідь наступного змісту:


«Дані підприємства не є на обліку в нашої ДПІ. Ця інформація є в ДПІУ...» Така відповідь — як охоронна грамота для підприємства. Тепер на твердження податкового міліціонера: «Я вважаю, що ваш контрагент — «фіктивна» фірма», ви можете сміло відповісти: «А звідки ви знаєте? Ви одержали із ДПІУ офіційний папір по цій фірмі? Якщо так, то чому ви мене не проінформували? А якщо немає будемо вважати, що питання закрите».

«ПАСТКА» № 5: НЕ СТВОРЮЙТЕ ПЕРЕВІРЯЮЧОМУ КОМФОРТНИХ УМОВ

Не створюйте ревізорові комфортних умов. Ви не зобов'язано надавати йому автомобіль, годувати обідами і т.д. Надайте для перевірки абсолютно порожню кімнату, лише зі столом і табуреткою. Чому табуреткою? Сидіти незручно, притупляється увага

Ні калькулятора, ні канцелярських приналежностей, а головне — телефону в кімнаті бути не повинне. Усі розмови по телефону перевіряючий нехай веде із сусідньої кімнати, у присутності компетентного співробітника підприємства

«ПАСТКА» № 6: ФІКСУЙТЕ ЧАС РОБОТИ ЩО ПЕРЕВІРЯЄ

Фіксуйте час приходу й закінчення роботи перевіряючого. Що це вам дає? Якщо перевірка затягнеться надовго, перевищивши по тривалості покладені 30 днів, у вас буде можливість продемонструвати податковій службі, що її співробітники неефективно використовували виділене для перевірки час і заперечити її продовження.

«ПАСТКА» № 7: ВИ ДАЄТЕ ДОКУМЕНТИ ТІЛЬКИ ПІД РОЗПИС

Заведіть журнал надання перевіряючим документів і вимагайте, щоб за кожний з них перевіряючі розписувались. Описуйте в журналі кожну видану папку з документами із вказівкою кількості сторінок. Наприкінці дня здавайте документи назад у бухгалтерію. До початку перевірки заведіть порядок надання додаткових документів, допустимо, з 12-00 до 12-10, з 14-00 до 14-10 і з 16-00 до 16-10.

Чого ви цим доб'єтеся? По-перше, вам не висунуть обвинувачення в тому, що ви не надали якісь документи, по-друге, ви підстрахуете себе від розкрадання документів, по-третє; ви заощадите власний час, при цьому відволікаючи перевіряючого на виконання якихось процесуальних дій

«ПАСТКА» № 8: НЕ ДОПОМАГАЙТЕ, ЩО ПЕРЕВІРЯЄ

Основною помилкою багатьох бухгалтерів підприємств є бажання допомогти перевіряючим розібратися в документах. Що для цього тільки не робить бухгалтер: і таблиці складае, і нормативку прикладає, і роз'яснює норми законів, і копіює, і підраховує...

Не надавайте ревізорові ніяких зведених таблиць, додаткових звітів і інших документів, не передбачених законодавством. Не допомагайте йому робити його роботу

Не робіть і не надавайте перевіряючому ніяких копій без його письмового запиту. Маючи офіційний запит, ви із чистою совістю віднесете витрачені на копії суми у валові витрати

«ПАСТКА» № 9: НЕ СПІЛКУЙТЕСЯ З ПЕРЕВІРЯЮЧИМ

Забороніть співробітникам підприємства спілкуватися з перевіряючими. І самі без нестатку не вступайте з ним у дискусії й не давайте пояснення

Якщо питання в інспектора все-таки виникнуть, поспілкуйтеся з ним: розмовляйте багато, голосно й ні про що.

«ПАСТКА» № 10: НЕ ВЧІТЬ КОНТРОЛЕРА

Ні для кого не секрет, що не всі перевіряючі мають достатню кваліфікацію й досконально знають закони. Якщо перевіряючий попросить вас підтвердити законність тієї або іншої операції відповідним нормативним актом, не влаштовуйте йому курси підвищення кваліфікації. Порадьте йому відбити цю операцію в акті й зробити самостійні висновки. Помилки з посиланнями на «не ті закони» і наступні із цього висновки — для вас зайвий козир при заперечуванні акту перевірки

Не виконуйте вимоги, що виходять за рамки документальної перевірки вашого підприємства. Ви не зобов'язані, та й не маєте повноважень доводити, що ваш контрагент — чесний платник податків

«ПАСТКА» № 11: НЕ ЙДІТЬ НА КОМПРОМІС

Коли перевірка підходить до кінця, інспектор може запропонувати вам обговорити вже написаний акт і прийти до консенсусу. Аргументація таких дій приблизно така: «Я у вас знайшла порушення, але вони спірні. Ви ж знаєте, яке в нас законодавство. Давайте разом подивимося й вирішемо, що робити...»

Майте на увазі, нібито йдучи вам назустріч, інспектор насправді пропонуе вам виправити в акті явні ляпсуси, допущені перевіряючим. Не піддавайтеся на цей виверт

Якщо ж вам говорять: «Ви мені симпатичні, не хочеться вас штрафувати, але в мене є начальство, воно змушує. Чому б вам не сходити до нього й самому не переконати його, знайте вас елементарно «розводять». Начальник відділу не несе ніякої відповідальності за акт перевірки, адже його підписує не він, а сам перевіряючий. Тому походи в начальницькі кабінети потрібні не вам, а вашому перевіряючому, він вашими руками знімає із себе відповідальність за акт з помилками

«ПАСТКА» № 12: НЕ БІЙТЕСЯ ПОМСТИ

Позбудьтеся страху, що інспектор згодом захоче якимось образом помститися вам

По-перше, ви дієте в рамках закону (а в якому законі сказане, що ви зобов'язано пестити й плекати перевіряючих. В інспекторів просто не буде приводів вас покарати

По-друге, не забувайте, що ціль перевірки — відібрати у вас гроші будь-яким способом. Якщо ви їх не віддаєте виходить, ваше підприємство для податківців «нерентабельне» і, значить із ним треба швидше «зав'язувати» і бігти з перевіркою на інше підприємство, де керівники більш покладисті

«ПАСТКА» № 13: НЕ ПІДПИСУЙТЕ АКТ У ПОДАТКОВІЙ

Підсумок перевірки — підписання акту. Часто податківці по телефону пропонують вам прибути в інспекцію й підписати акт. Яку мету вони переслідують? Сподіваються, що ви похапцем забігши в податкову, не зможете як слід ознайомитися з актом і аргументовано викласти свої заперечення

Як протидіяти їх «підступному плану»?

Насамперед, організуйте місцеве відрядження, виписавши посвідчення про відрядження з формулюванням «підписання акту документальної перевірки, що проводився з такого-те по таке-те число».

У канцелярії податкової інспекції не забудьте поставити відмітку « прибув-убув». Потім, ознайомившись із актом, викладете свої заперечення приблизно так: «З багатьма положеннями акту не згодний. Оскільки мене запросили в ДПІ для підписання акту, у мене не було достатнє часу для детального й аргументованого викладу своїх заперечень. Свої заперечення викладу в письмовій формі й надам на ім'я начальника ДПІ протягом двох днів з моменту підписання».

И ще. Настійно рекомендую вам, підписуючи акт перевірки, розписуватися на кожній його сторінці, перекреслюючи зворотну сторону сторінки буквою «Z». Щоб зайвого не вписали

«ПАСТКА» № 14: НЕ ЧЕКАЙТЕ РІШЕННЯ ПО АКТУ

Якщо акт не влаштовує й ви бачите явні порушення, допущені перевіряючим, не чекайте рішення по акту. Перевіряючий - посадова особа державної служби, і його підпис на акті є не що інше, як дії, спрямовані на заподіяння вам збитку. Тому відразу подавайте заяву в прокуратуру, кваліфікувавши його дії по статтях Кримінального Кодексу України 336 «НЕДБАЛІСТЬ» або 337 «ПОСАДОВА ПІДРОБКА». Копію такої заяви відішліть начальникові податкової інспекції. Іноді такої заяви досить, щоб начальник ДПІ серйозно віднісся до ваших заперечень і виніс рішення у вашу користь


оляля
Акула НКУ
Акула НКУ
Повідомлень: 7529
З нами з: 03 лютого 2011, 04:05
Дякував (ла): 1061 раз
Подякували: 4945 разів

Повідомлення оляля »

Існують дві протилежні позиції у взаєминах підприємців (або їх бухгалтерів) з податковими органами. Першу можна умовно назвати “оборонною”. Друга позиція – “наступальна”.

«Оборонна стратегія» спілкування з податківцями: зважена оцінка ситуації, коли платник податків уникає конфронтації з податковою інспекцією, а судовий розгляд ініціює лише у винятковому випадку, якщо мова йде про прямі втрати. В іншому у платника податків і податкової інспекції складаються партнерські взаємини.

«Наступальна стратегія» спілкування з податківцями: платник податків при цьому веде себе більш агресивно і не тільки не уникає суду, але в певних випадках і сам його ініціює.

Яка з представлених позицій вам ближче – вирішуйте самі. На практиці ніщо не заважає вам застосовувати комбінований підхід: в якихось випадках оборонятися, а в якихось – наступати. У будь-якому випадку, пам’ятайте про те, що основний грошовий виграш, як правило, «на потоці», а виходить, що жертвами стають найбільш податливі, що легко здаються. Тому найчастіше загальне відчуття порядку і сили, що виходить від платника податків, превентивно працює сильніше, ніж конкретний запит.

Переважна кількість платників податків не знають правил, і тому держава, найчастіше в особі співробітників держорганів, користується цим. Платники потрапляють у безглузді ситуації через незнання ситуації: що може зробити податкова інспекція, а що не може; за що треба платити податок, а за що ні. Ми проаналізували типові помилки, яких припускаються при цьому спілкуванні, і пропонуємо деякі рекомендації щодо їх усунення.

Помилка 1. Загальний невірний емоційний підхід

Виявляється в емоційних спробах «шукати істину», «боротися за правду», в хаотичних спробах «домовитися» з представником установи безпосередньо або через знайомих – замість спокійного, впевненого спілкування суб’єкта, який знає про свої і податкової інспекції права та обов’язки.

Тут треба пам’ятати, що істина ховається тим краще, чим старанніше її шукають методом проб і помилок. Але істина часто приходить сама, коли виконується правильна технологічна процедура.

При цьому, якщо ви своїм виглядом або тоном дасте працівнику податкової інспекції зрозуміти, що не вважаєте його рівним собі партнером, не поважаєте його, то робочі взаємини налагодити не вдасться. Тому треба розгорнути технологію нападаючого проти самого нападника.

Рекомендація 1: демонструйте лояльність і впевненість у своїх силах, грунтуючись на законодавчо закріплених процедур і повноваженнях податкових органів.

Помилка 2. Віра в подарунки і домовленості

Помилка 2 – припущення, що простіше відкупитися. Вона може проявлятися також у неготовності до спілкування за встановленими правилами (процедурного спілкування). Власне, ця помилка є зовнішнім проявом певного внутрішнього страху перед податковою.

Здається, що з податковою інспекцією потрібно будувати партнерські відносини виключно в діловому руслі. У цьому випадку, за аналогією з партнерами по бізнесу, буде діяти принцип, за яким чим сумлінніше обидві сторони виконують свої обов’язки, тим краще вони будуть взаємодіяти і, відповідно, краще один до одного ставитися.

Рекомендація 2: не треба боятися йти офіційним шляхом, не варто намагатися обійти регламент.

Помилка 3. Усне спілкування з податковими органами

Ось найбільш характерні прояви цієї помилки: «Я в податковій запитаю». Власне, помилка полягає тільки в останньому слові. Очевидно, при такому формулюванні ви апріорі впевнені в тому, що відповідь інспектора неодмінно буде істинною.

Між тим будь-який бухгалтер або підприємець, який давно займається реальним бізнесом, справедливо засумнівається в цьому. І справа тут не обов’язково в некомпетентності або зловмисності інспектора. Справа може бути в його звичайній завантаженості. Він просто «зкине проблему», після чого щиро «забуде» свої слова (закон цього не забороняє). Справа може бути також в заплутаності законодавства. Тому в більшості випадків не слід усно консультуватися у відповідному органі по питанню, що вас цікавить .

Якщо інспектор помилиться (навіть не бажаючи цього), наслідки прийнятого вами рішення на основі помилкової думки інспектора доведеться розсьорбувати вам, а не йому. Тому слід підстрахувати себе письмовою відповіддю. З цією метою не посоромитися зробити письмовий запит через канцелярію інспекції, зберігши для себе завірену в канцелярії ж копію.

Надалі, якщо відповідь виявиться помилковою, на цей документ можна буде посилатися, як на документ податкової інспекції. При цьому звертаємо увагу, що проходження помилковим відповідям податкової інспекції не позбавить вас від податкових санкцій у разі неправильної сплати податків. Просто сам письмовий запит скорочує вірогідність помилкової відповіді податківців (які бувають часто-густо).

Рекомендація 3: будь-яке спілкування з податківцями – через папір.

Таким чином, успіх від спілкування з податковими контролерами визначається в основному обізнаністю про арсенал прав і багаж обов’язків платника податків та вашою впевненістю у правильному виборі тактики в боротьбі за свої податкові інтереси.


оляля
Акула НКУ
Акула НКУ
Повідомлень: 7529
З нами з: 03 лютого 2011, 04:05
Дякував (ла): 1061 раз
Подякували: 4945 разів

Повідомлення оляля »

Існують особливі норми поведінки службовців державних органів, які вони зобов'язані брати до уваги при контакті з громадянами та представниками яких організацій. Був складений звід законів, що упорядковують поведінку інспектора. Він носить назву «податкового кодексу російської федерації». Якщо говорити більш конкретно, то мова про відповідальність посадових осіб і податкових органів йде в п'ятому розділі кодексу. Суть законів полягає в тому, що податковий інспектор працює для підприємця, а не навпаки. Тобто, всі спірні ситуації вирішуються на користь платника податків.
В першу чергу підприємець повинен розглянути рішення податкової служби, що є метою і предметом перевірки. Потрібно зосередити увагу на тому, щоб своєчасно усунути всі зазначені в документах недоліки. Також слід призначити відповідальну особу, яка буде контактувати з перевіряючими та здійснювати інструктаж персоналу. Важливо надавати інспектором всі необхідні документи, не надаючи зайвої інформації. Можна виконати вимогу інспектора в наданні документів не відразу, виправляючи небудь недоліки, однак не слід тягти час: це буде сприйнято, як спроба приховати інформацію або підробити документи, і послужить приводом для подальших звинувачень.
Вступати в суперечку з представниками податкової служби можна, а в деяких випадках навіть потрібно, однак важливо робити це з розумом, грамотно і відповідно до існуючого законодавства. Не забороняється за законом, і стежити за порушеннями з боку податкових інспекторів, а значить, не варто лінуватися фіксувати помічені порушення. В першу чергу, потрібно виконати перевірку акту, ознайомившись зі списком виявлених інспектором порушень. Якщо які-небудь викликають у вас сумніви, то ви вправі заявити про це. Однак робити це потрібно вкрай коректно. Не забувайте, податкові інспектори – теж люди, тобто можуть нервувати, дратуватися, а може просто мати поганий характер. Це цілком може вплинути на процес перевірки та складання ними актів. Тому підприємцю варто постійно стежити за собою, бути доброзичливим і не давати приводів до виникнення конфліктів.



оляля
Акула НКУ
Акула НКУ
Повідомлень: 7529
З нами з: 03 лютого 2011, 04:05
Дякував (ла): 1061 раз
Подякували: 4945 разів

Повідомлення оляля »

Оскарження податкового рішення. Рецепт від західно консалтингової групи
http://www.zkg.com.ua/yuridichni-poslug ... ennya.html

оляля
Акула НКУ
Акула НКУ
Повідомлень: 7529
З нами з: 03 лютого 2011, 04:05
Дякував (ла): 1061 раз
Подякували: 4945 разів

Повідомлення оляля »

І ще в копілочку знань, хай не пригодиться!
http://www.advice.in.ua/articles/43.vye ... ochiy-.htm



оляля
Акула НКУ
Акула НКУ
Повідомлень: 7529
З нами з: 03 лютого 2011, 04:05
Дякував (ла): 1061 раз
Подякували: 4945 разів

Повідомлення оляля »

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ...
Главная статья
Налоговые проверки
Компетентное мнение
Фактичні перевірки за Податковим кодексом
Документальная плановая налоговая проверка
Внеплановые проверки по НК
Полномочия налоговой в области погашения налогового долга
Обсуждение на форумах
Выездные проверки по-новому
Запрос налоговой милиции о предоставлении пояснений
Официальная позиция
Председатель ГНАУ: админарест может действовать до устранения причин его применения
Документальное обеспечение
Возражение к акту проверки
Налоговая служба пришла с внеплановой проверкой

Потребовать у пришедших служебные удостоверения
К сожалению, НК так и не закрепил обязанности сотрудников налоговой службы предъявлять свои служебные удостоверения. Единственным документом, на основании которого у налогоплательщиков остается право требовать служебное удостоверение, остается форма (бланк) направления на проверку, приведенная в приложении 2 к Методическим рекомендациям относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок плательщиков налогов (приказ ГНАУ от 27.05.2008 № 355). В нем указано, что направление на проверку действительно только при условии предъявления служебного удостоверения.
Дополнительной аргументацией в пользу такого требования является вполне обоснованная и логичная неуверенность налогоплательщика в том, что пришедшие люди действительно являются сотрудниками налоговой службы. При отказе в предъявлении удостоверения можно вызывать милицию по телефону 102.



Переписать все, что указано в служебных удостоверениях
(Ф. И. О., должность, представляемый орган, серию и номер удостоверения, дату выдачи, срок действия)
Такое право налогоплательщиков не закреплено законодательно, однако оно имеет под собой достаточные основания и активно применялось и применяется на практике. Ведь налогоплательщик не может быть уверен, что пришедшие люди являются сотрудниками налоговой службы. Кроме того, переписав данные пришедших, можно будет более эффективно обжаловать их незаконные действия.
Проверяя удостоверения и переписывая все на чистый лист бумаги, следует помнить о следующих требованиях к удостоверению (они определены в пунктах 8 – 11 Инструкции о порядке выдачи, хранения и уничтожения удостоверения должностного лица органов государственной налоговой службы Украины, утвержденной приказом ГНИУ от 21.06.96 г. № 55):
– удостоверение должно быть заполнено на украинском языке;
– записи в удостоверении должны быть выполнены аккуратно, ручкой с пером, тушью черного цвета;
– фотокарточка владельца удостоверения должна быть размером 30 х 40 мм и исполнена на светлом фоне на матовой бумаге;
– лицо, изображенное на снимке, должно быть без головного убора, мужчины – с галстуком;
– фотокарточка приклеивается в удостоверение клеем;
– подпись руководителя органа государственной налоговой службы Украины в удостоверении скрепляется гербовой печатью;
– выдача удостоверений с исправлениями и помарками запрещается;
– удостоверение должно быть продлено на текущий год.



Перезвонить в орган налоговой службы
Цель такого звонка – проверить наличие соответствующих полномочий у лица, осуществляющего проверку. Право на такой звонок закреплено за субъектами предпринимательской деятельности п. 8 Порядка ведения Журнала регистрации проверок, утвержденного приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.98 № 18.



Потребовать предъявить копию приказа о проведении внеплановой проверки
А вот это право налогоплательщика и, соответственно, обязанность сотрудников налоговой службы прямо предусмотрены п. 78.4 НК. Согласно указанной норме документальная выездная проверка может осуществляться только при условии вручения налогоплательщику под расписку копии приказа о проведении документальной внеплановой проверки.
Невручение копии приказа под расписку является основанием для отказа в допуске к проведению проверки.



Потребовать предъявить направление на проверку
Обязанность сотрудников налоговой службы предъявить направление на проверку предусмотрена п. 81.1 НК. Согласно указанной норме в направлении на проверку должны быть указаны:
– дата выдачи;
– наименование органа государственной налоговой службы;
– реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки;
– наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица – налогоплательщика, который проверяется);
– цель, вид (плановая или внеплановая), основания;
– дата начала и продолжительность проверки;
– должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.
Направление на проверку является действительным при наличии подписи руководителя органа ГНС или его заместителя, скрепленной печатью органа ГНС.
Непредъявление налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) направления на проведение проверки или предъявления направления, оформленного с нарушением установленных требований, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц органа ГНС к проведению документальной выездной или фактической проверки (прямая норма п. 81.1 НК).



Удостоверится в наличии оснований для проведения внеплановых проверок
Большинство оснований для проведения документальной внеплановой проверки указано в п. 78.1 ст. 78 НК.
Среди перечисленных оснований новыми или относительно новыми являются:
– подача налогоплательщиком уточняющего расчета по соответствующему налогу за период, который проверялся органом государственной налоговой службы. Это абсолютно новое основание для проведения внеплановых проверок. Порядок подачи уточняющего расчета урегулирован ст. 50 НК. При этом подача уточнений в составе налоговой декларации за следующий налоговый период основанием для назначения внеплановой проверки не является;
– подача налогоплательщиком возражения к акту проверки или жалобы на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, когда налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Ранее основанием для проведения проверки служила жалоба на нарушение законодательства должностными лицами органа ГНС во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки (п. 4 ч. 6 ст. 11 1 Закона «О государственной налоговой службе» (далее – Закон о ГНС). То есть жалоба на нарушения, допущенные налоговиками в ходе проверки, не больше не могут влечь за собой новую проверку;
– начало процедуры реорганизации юридического лица (кроме преобразования) прекращение юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета плательщика налогов. Ранее основанием для проверки служили процедуры. Ранее согласно п. 6 ч. 6 ст. 11 1 Закона о ГНС проверки могли проводиться при реорганизации (ликвидации) юридического лица;
– получено постановление суда (постановление суда) о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам, находящимся в их производстве. Ранее основанием для проверки служило заведение органами налоговой милиции оперативно-розыскного дела (п. 7 ч. 6 ст. 11 1 Закона о ГНС). Таким образом, при проведении проверки на этом основании следует смело требовать постановление следователя или суда.
– получение информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе вследствие незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами по закону, а также осуществление лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации.. Сравнительное новое положение. Ранее нечто похожее называлось внеочередной проверкой и регулировалось п. 1-1 ст. 11 Закона о ГНС. При этом источники такой информации ни НК, ни подзаконными актами не определены.
С Закона о ГНС в НК «перекочевали» следующие основания:
– по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;
– налогоплательщиком не представлены в установленный законом срок налоговая декларация или расчеты, если их представление предусмотрено законом;
– выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;
– плательщиком представлена декларация, в которой заявлено к возмещению из бюджета НДС, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V НК, и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривен. Перечень таких оснований указан в постановлении КМУ от 27.12.2010 № 1238.
– по налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким налогоплательщиком пояснений и документального подтверждения на письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня его получения;
– органом государственной налоговой службы высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц органа государственной налоговой службы низшего уровня осуществлена проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом низкого уровня, и выявлено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение при проверке вопросов, которые должны быть выяснены в ходе проверки для вынесения объективного заключения о соблюдении налогоплательщиком требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.
Впрочем, указанный перечень не является исчерпывающим. Еще два основания для проведения внеплановых проверок указаны в разделе III НК, посвященном налогу на прибыль:
– отрицательное значение объекта налогообложения декларируется на протяжении четырех последовательных налоговых периодов (п. 150.3 НК);
– стоимость объекта финансового лизинга, который впервые или повторно вводится в эксплуатацию, определяется договором в сумме, являющейся меньшей от стоимости расходов на его приобретение (п. 153.7 НК);
Кроме того, согласно п. 44.7 НК налоговый орган может назначить документальную внеплановую проверку в случае получения им от налогоплательщика документов, отсутствовавших при проведении проверки (или помеченных как отсутствующие) после ее завершения. О том, должна быть такая проверка выездной или наоборот невыездной, не уточняется. Следовательно, может быть и той, и другой.
Если налоговики пришли с направлением на проведение выездной внеплановой проверки на иных основаниях или с нарушением установленного порядка применения этих оснований (например, без предварительного запроса по п. 78.1.1 и п. 78.1.4), их можно не допускать к проведению проверки.



Предложить проверяющим расписаться в соответствующей графе Журнала посещений
Ведение Журналов посещений предусмотрено п. 7 Указа Президента «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 № 817/98. Его форма и порядок заполнения определены приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г. № 18. Указом, в частности, определено, что отказ представителя контролирующих органов от подписи в Журнале является основанием для недопуска его к проведению проверки.
НО: Понятие контролирующие органы может был растолковано сначала проверяющими, а затем и судами как органы, которые подпадают под действие Закона «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». П. 12 ст. 4 этого Закона предусмотрена обязанность проверяющих расписаться в таком журнале. Но органы налоговой службы с 01.06.2010 года не подпадают под действие Закона «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Не предусмотрено обязанности расписываться в Журнале посещений и в НК. А потому отказывать в недопуске должностных лиц на основании Указа Президента от 23.07.98 № 817/98 (U817_98), в котором речь идет о контролирующих органах без их детализации, лучше поостеречься. Такое основание для отказа могут применять только наиболее смелые налогоплательщики.





Отказать в допуске к проверке
Если хотя бы одно из требований законодательства, на которых был сделан акцент выше, не было соблюдено сотрудниками налоговой службы, то налогоплательщик имеет полное право отказать в допуске к проведению проверки.

Допустить к проверке
Если оснований для отказа в допуске к проверке нет, но нужно потянуть время, можно отказаться от подписания направления на проверку. В таком случае сотрудники налоговой службы должны будут составить акт, свидетельствующий о таком отказе.





Последствия
Сотрудники налоговой службы либо уйдут мирно без составления каких-либо документов (если приходили в расчете на лояльность и/или неосведомленность налогоплательщика), или составят акт, которым засвидетельствуют факт отказа.
Составление такого акта в дальнейшем может послужить основанием для наложения административного ареста налогоплательщика (обоснованность ареста в течение 96 часов должен проверить суд), а также для обжалования действий налогоплательщика в суде.









Следить за сроками проверки
Длительность внеплановых выездных проверок не должна превышать 15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, 10 – для средних и 5 дней – для субъектов малого предпринимательства.
Продление сроков проведения проверок возможно по решению руководителя органа государственной налоговой службы не более чем на 10 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, в отношении субъектов малого предпринимательства – не более чем на 2 рабочих дня, других налогоплательщиков – не более 5 рабочих дней.
Кроме того, срок проведения внеплановой проверки крупных налогоплательщиков может быть прерван по приказу руководителя органа ГНС на срок, не превышающий 30 рабочих дней. Копия приказа о приостановлении проверки должна быть вручена не позже следующего дня налогоплательщику или уполномоченному им лицу под расписку.





Следить за ходом проверки
Допустив работников налоговой службы к проверке, не следует расслабляться и позволять им беспрепятственное ознакомление со всеми документами.
При проведении проверок следует помнить следующее:
1) налоговики согласно п. 20.1.8 НК имеют право только на ознакомление с оригиналами документов;
2) налоговые органы не имеют права изымать оригиналы первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов (п. 85.5 НКУ). Изъятие возможно только в случаях, предусмотренных УПК или по решению суда;
3) налоговые органы имеют право на получение копий только тех документов, которые относятся к предмету проверки (п. 85.8 НК);
4) копии предоставленных документов должны быть заверены налогоплательщиком и скреплены печатью;
5) получение копий документов должно сопровождаться составлением описи, копия которой должна вручаться под подпись налогоплательщику или его законному представителю.
6) при отказе в передаче копий документов (не оригиналов!) должностные лица ГНС обязаны составить акт, свидетельствующий о факте отказа, с указанием ФИО налогоплательщика (его законного представителя) и перечня документов, которые ему предложено предоставить. Такой акт должен быть подписан должностным лицом органа ГНС и налогоплательщиком или его законным представителем;
7) если должностное лицо органа ГНС отказывается от учета документов, предоставленных налогоплательщиком при проведении проверки, последний имеет право до окончания проверки отослать копии таких документом письмом с уведомлением о вручении и описанием вложения или предоставить непосредственно контролирующему органу, назначившему проверку.
В идеале следует разместить налоговиков в отдельном помещении и выделить сотрудника, который будет подносить им запрашиваемые ими документы. Также рекомендуется снимать на фото и/или видео (желательно стационарными камерами) как процесс допуска налоговиков к проверке, так и сам ход проверки.
Правда, это не значит, что никуда дальше отведенного помещения налоговики не пойдут. Они имеют право доступа при проведении проверок в территории, помещений (кроме жилья граждан) и другого имущества, используемого для осуществления хозяйственной деятельности, а также право требовать предоставления полномочных лиц для совместного снятия показаний внутренних и внешних счетчиков.



Получить документы, оформляющие результаты проверки
По результатам проверки органы ГНС составляют акт или справку. Акт составляется при выявлении нарушений. Справка – при их отсутствии. Оба документа должны быть составлены в письменной форме и подписаны как налоговым органом, так и налогоплательщиком.
При несогласии налогоплательщика с заключениями акта проверки он обязан подписать такой акт с замечаниями, которые он может подать вместе с подписанным актом проверки или отдельно.
Один экземпляр акта или справки по результатам внеплановой выездной проверки должен быть вручен в день его подписания или отказа от подписания или выслан налогоплательщику. При отказе от налогоплательщика (его представителей) от получения акта (справки), этот документ должен быть выслан ему заказным письмом с уведомлением о вручении.



Обжаловать результаты проверки
Налогоплательщик имеет право обжаловать как акт проверки, в котором отражены определенные нарушения, так и факты, отображенные налоговыми органами в справке, выдаваемой по результатам проверки. Обжалование происходит путем подачи возражений против акта (справки) в течение 5 дней с момента получения акта (справки).



Евгений Даниленко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»

Відповісти

Повернутись до “Перевірки, штрафи”