Оксана 1 писав:Была статья
Расчеты по корпоративной карточке
Расчеты с использованием платежных карт относятся к безналичным расчетам с покупателями. Процесс продажи товаров, работ, услуг при оплате с помощью платежных пластиковых карт называется эквайрингом.
Чтобы принимать в оплату пластиковые карты необходимо заключить с банком договор эквайринга, в котором оговаривается порядок обеспечения организации техническими средствами (терминалы, импринтеры), авторизации карт и проценты банка.
Расчеты осуществляются следующим образом: кассир вставляет карточку в щель кассового терминала, по каналу связи сообщается номер банковского счета владельца карточки, подтверждается достаточная сумма на счете (авторизация карты) и дается команда на списание денег. Карточка возвращается владельцу.
Продажа оформляется выпиской товарных чеков (слипов), которые прокатываются на специальных устройствах. В слипе указывают: имя держателя карты, номер карты, дата покупки, сумма, тип платежной системы (VISA, Mastercard и другие), адрес организации и другую информацию. Слип заполняется под копирку в 3х экземплярах: первый - покупателю, второй - инкассатору, третий - в бухгалтерию организации вместе с кассовым отчетом. Покупатель расписывается в слипе, его подпись сверяется кассиром с подписью на карте.
Реализация при оплате пластиковыми карточками фиксируется при помощи контрольно-кассовой техники. В свете этого суммы наличных денежных средств, сданных кассиром в конце дня, не совпадают с показаниями счетчика ККТ на сумму выручки от продажи с использованием пластиковых карт.
Поэтому сумма выручки, полученной с использованием платежных карт, отражается в графе "сдано (оплачено) по документам" в журнале Кассира-операциониста . Заполняя кассовую книгу, бухгалтер на эту сумму не выписывает приходный кассовый ордер, поскольку в этом случае организация не получает наличные деньги, а оправдательным документом станет выписка банка.
Сроки инкассации слипов устанавливаются в договоре с банком. К оговоренному сроку в 2х экземплярах составляется реестр слипов: первый передается со слипом инкассатору, второй - с распиской инкассатора - остается в организации.
Инкассатор сдает в банк реестры со слипами, на основании которых на расчетный счет организации зачисляются денежные средства.
В бухгалтерском учете выручка от продажи с использованием платежных карт принимается к учету как дебиторская задолженность, т.к. денежные средства в кассу не поступают.
В бухгалтерии делают проводку: Дебет 361 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 702 "выручка от реализации". Одновременно на субсчет 903 "Себестоимость реализации" списывается себестоимость реализации.
В момент передачи реестра слипов в банк в учете делается проводка: Дебет 33 "Деньги в пути" Кредит 361 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Сумма комиссии банка отражается проводкой: Дебету 377 "Расчеты с разными дебиторами " Кредит 33 "Деньги в пути".
При зачислении денежных средств на расчетный счет - проводка: Дебет 311 "Расчетный счет" Кредит 33 "Деньги в пути". На сумму комиссии банка: Дебет 93 "Расходы на сбыт" Кредит 377 "Расчеты с разными дебиторами ".
В целях бухгалтерского учета расходы на оплату комиссионных за приобретение пластиковых карточек и их использование являются такими же расходами соответствующего отчетного периода, каковыми являются все виды комиссионных вознаграждений, уплачиваемых банкам за проведение всех прочих расчетных и кассовых операций. В частности, согласно П(С)БУ 16 «Расходы», этот вид затрат включается в состав административных расходов (См. п.18 П(С)БУ 16: «...плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков».) При этом важно не забывать о принципе начисления и соответствия, согласно которому все расходы предприятия должны признаваться (начисляться) в том периоде, в котором они понесены, т. е. независимо от факта проведения платежа. Это замечание касается прежде всего начисления платежей, относящихся не к одному, а сразу к нескольким отчетным периодам. В частности, оплата банку за годовое обслуживание пластиковой карточки. Эту сумму целесообразно зачислять сначала на счет расходов будущих периодов, а затем, по истечении каждого месяца, 1/12 часть этой суммы зачислять на счет административных расходов отчетного периода, и так до конца года.
Расходы, связанные с обслуживанием пластиковых карточек, относятся на счет административных расходов. Ведь согласно тому же принципу соответствия все зависит от того, какой вид деятельности или какой организационный сектор призвана обслуживать та или иная карточка. Например, если корпоративная карточка оформляется на имя работника отдела сбыта в целях использования ее на оплату командировочных и прочих расходов, связанных со сбытом, — затраты на ее обслуживание должны зачисляться в состав расходов на сбыт. Можно привести другие примеры, показывающие, что платежи, осуществляемые с помощью корпоративных карточек, не всегда связаны с расходами на содержание аппарата управления или с расходами, понесенными на достижение административных целей вообще.
В налоговом учете расходы предприятия на приобретение и обслуживание пластиковых карточек включаются в состав валовых расходов на основании пп. 5.2.1 Закона Украины о налогообложении прибыли как расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности. Подобно тому, как в состав валовых расходов включаются комиссионные, начисляемые банку за расчетное, кассовое и другие виды обслуживания.
Приобретение корпоративной карточки на имя сотрудника предприятия
1. Уплачено банку за изготовление карточки Дт377 Кт311 50
2. Перечислен минимальный депозитный взнос (неснижаемый остаток)* Дт313** Кт311 2000
3. Уплачено банку за годовое обслуживание Дт377 Кт311 120
4. Зачисление средств на специальный карт-счет Дт313 Дт311 40000
Начисление расходов, связанных с приобретением карточки
5. Расходы на изготовление карточки.
(Выбор номера затратного счета зависит от целей, для
достижение которых приобретается карточка.) Дт91,92, 93 и другие Кт377 50
6. Расходы на годовое обслуживание Дт39 Кт377 120
7. В т. ч. (см. проводку 6) расходы за первый месяц. (Выбор номера затратного счета зависит от целей, для достижение которых приобретается карточка) Дт91,92, 93 и другие Кт39 10
8. 8-я и все дальнейшие проводки в течение года ежемесячно повторяют 7-ю
* Здесь мы допускаем не худший вариант, т. е. когда страховой депозит и неснижаемый остаток не являются, по условиям договора с банком, различными вкладами. Хотя на практике довольно часто банки требуют от клиента, кроме внесения неснижаемого остатка, внести еще и страховой депозит на отдельный счет, т. е. эти банки хотят таким образом формировать резерв кредитных ресурсов за счет тех же лиц, которым обещают выдавать кредиты (в пределах полученного от них же депозита).
** К этому счету (313 «Прочие счета в банках) следует дополнительно открыть счет порядка «Специальный карточный счет».
Расчеты от имени предприятия посредством корпоративной карточки
1. Корпоративная карточка, оформленная на имя сотрудника, выдана этому лицу для закупки товара Дт372 Кт313 42000
2. Товар закуплен, о чем свидетельствует налоговая накладная поставщика и копия слип-чека, приложенные к авансовому отчету п/о лица:
— признан платеж;
— оприходован товар;
— начислен налоговый кредит Дт631 Кт281 Дт372 Кт631 Дт641 Кт631 12000 10000
2000
3. Корпоративная карточка передана в бухгалтерию предприятия на хранение Дт313 Кт372 30000
Относительно этого примера осталось заметить, что в случае проведения мелких закупок в розничных магазинах (например канцтовары, расходные материалы к офисной оргтехнике и т. п.) нет необходимости отражать их через счет 63 «Расчеты с поставщиками». Оприходование мелкорозничных закупок достаточно провести с кредита счета 372 «Расчеты с подотчетными лицами», уже хотя бы потому, что в таком случае закупки сделаны не у конкретного поставщика, с которым у предприятия договор, а в «первой встречной» розничной торговой точке. К тому же
слип-чек (точнее, его нижняя отрывная часть, выдаваемая покупателю) одновременно свидетельствует как об оплате, так и о передаче товара.
Существует мнение, что корпоративные пластиковые карточки в то время, пока они хранятся в кассе, следует учитывать на счете 331 «Денежные документы». Такой подход исключать нельзя, но назвать его рациональным вряд ли можно, т. к., кроме увеличения числа бухгалтерских проводок, он ничего не дает.
Однако в случаях, когда сотруднику выдается оформленная на его имя пластиковая карточка в целях использования им наличных, которые он может получить через банкомат (например для финансирования поездки в командировку), ее выдачу, действительно, имеет смысл отражать через счет 331 «Денежные документы».
Учет выручки от реализации товаров, полученной по пластиковым карточкам
Условия
• Предприятием розничной торговли в течение дня реализовано товаров на сумму 120000 грн, в т. ч. НДС — 20000 грн.
• Объем продаж по пластиковым карточкам в общей сумме выручки составил 30000 грн, в т. ч. НДС — 5000 грн.
• За проведение расчетов, согласно заключенному договору, торговое предприятие выплачивает банку комиссионные в размере 1% от объема продаж по пластиковым карточкам.
ВАРИАНТ 1. Слипы инкассируются ежедневно
1. Вьручка от продажи товаров, оплаченных в кассу наличными Дт301 Кт702 90000
2. Начислен НДС в составе выручки Дт702 Кт641 15000
3. Наличные кассир сдал на инкассацию Дт333/инк. Кт301 90000
4. Реестр слипов сдан на инкассацию Дт333/карт. Кт702 30000
5. Начислен НДС в составе выручки Дт702 Кт641 5000
После получения выписки по счетам в банке
6. Поступление денег на расчетный счет Дт311 Кт333/инк. 90000
7. Поступление денег на расчетный счет Дт311 Кт333/карт. 29700
8. Уплачены комиссионные банку-эквайеру Дт377 Кт333/карт. 300
9. Сумма комиссионных зачислена в состав расходов на сбыт Дт93 Кт377 300
ВАРИАНТ 2. Слипы инкассируются периодически
1. Выручка от продажи товаров, оплаченных в кассу наличными Дт301 Кт702 90000
2. Начислен НДС в составе выручки Дт702 Кт641 15000
3. Наличные кассир сдал на инкассацию Дт333/инк. Кт301 90000
4. Реестр слипов подготовлен к инкассации Дт361 Кт702 30000
5. Начислен НДС в составе выручки Дт702 Кт641 5000
6. Реестр слипов сдан на инкассацию Дт333/карт. Кт361 30000
После получения выписки по счетам в банке
7. Поступление денег на расчетный счет Дт311 Кт333/инк. 90000
8. Поступление денег на расчетный счет Дт311 Кт333/карт. 29700
9. Уплачены комиссионные банку-эквайеру Дт377 Кт333/карт. 300
10. Сумма комиссионных зачислена в состав расходов на сбыт Дт93 Кт377 300