Собственник жилья в любое время может выписать не члена семьи

24.12.16

Статьи 383, 391 ГК предусматривают право требования собственника о защите нарушенного права собственности на жилое помещение, здание, квартиру и т.д. от любых лиц, в том числе лиц, которые не являются и не были членами его семьи, информирует ЮРЛИГА.

Собственник имеет право требовать от лиц, которые не являются членами его семьи, а также не относятся к кругу лиц, которые постоянно проживают вместе с ним и ведут с ним общее хозяйство, устранения нарушений своего права собственности в любое время.

Частью первой статьи 383 ГК и статьей 150 ЖК УССР закреплены положения, согласно которым граждане, имеющие в частной собственности дом (часть дома), квартиру, пользуются им (ею) для личного проживания и проживания членов их семей и других лиц, имеющих право распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению.

Частью первой статьи 156 ЖК УССР предусмотрено, что члены семьи собственника жилого дома, проживающие вместе с ним в доме, который ему принадлежит, пользуются жилым помещением наравне с собственником дома, если при их вселении не было иного соглашения о порядке пользования этим помещением. Аналогичную норму содержит и статья 405 ГК.

В соответствии с частью четвертой статьи 156 ЖК УССР к членам семьи собственника относятся лица, указанные в части второй статьи 64 настоящего Кодекса, а именно супруги, их дети и родители. Членами семьи собственника могут быть признаны и другие лица, если они постоянно проживают вместе с ним и ведут с ним общее хозяйство.

По содержанию указанных норм правом пользования жильем, которое находится в собственности лица, имеют члены семьи собственника наравне с собственником дома, если при их вселении не было иного соглашения о порядке пользования этим помещением, а также другие лица, если они постоянно проживают вместе с ним и ведут с ним общее хозяйство.

Согласно положениям статьи 391 ГК собственник имущества имеет право требовать устранения препятствий в осуществлении им права пользования и распоряжения своим имуществом.

Такая правовая позиция была изложена Верховным Судом Украины в постановлении от 16 ноября 2016 года по делу № 6-709цс16.