Продажа ключей активации программного продукта: право на НДС-льготу отстаиваем в суде

06.08.18

В течение определенного периода плательщик НДС осуществлял операции по продаже ключа активации для программного продукта. Данные операции предприятием были отнесены в состав освобожденных от НДС операций, на основании п. 261 подраздела 2 р. ХХ НКУ.

Однако, налоговики пришли и заявили, что никакой поставки программного обеспечения здесь не было — плательщик НДС не передавал право интеллектуальной собственности на программный продукт потребителям, а передавал только право использования объекта интеллектуальной собственности другим потребителям. Поэтому, операции по продаже ключей активации программного продукта не освобождаются от обложения НДС, а подлежат налогообложению в установленном порядке.

Соответственно, такому плательщику НДС были доначислены налоговые обязательства по НДС и начислены штрафные санкции.

Не согласившись с этим, плательщик НДС обратился в суд. Однако, днепропетровские судьи поддержали контролеров (см. постановление Днепропетровского окружного административного суда от 11.12.2017 г. по делу № 804/4301/17).

Тогда плательщик НДС решил подать апелляцию. Судьи апелляционной инстанции признали, что ссылки налоговиков на то, что плательщик НДС осуществлял реализацию только кода активации программного продукта, нельзя рассматривать как поставки товара, поскольку данный код давал только право пользования программным продуктом в течение определенного времени, является неправомерным. Ведь, даже при условии неправильного определения в фискальных чеках названия продукта («ключ активации» вместо «программный продукт») ключ активации приложения является неотъемлемым компонентом/составной приложения, который обеспечивает использование функциональных возможностей определенных версий, а следовательно является программной продукцией в понимании предписаний п. 261 подраздела 2 р. XX НКУ.

Итак, судьи апелляционной инстанции считают, что плательщиком НДС правомерно не осуществлялось обложение НДС операций по поставке программного продукта.

Такие выводы были сделаны в постановлении Днепропетровского апелляционного административного суда от 01.03.2018 г. по делу № 804/4301/17.