Минэкономики о реформе трудового законодательства

26.12.19

В интервью РБК-Украина министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов рассказал, чего ожидать от реформы трудового законодательства.

Минэкономики будет регулировать рынок труда. Можете назвать топ-3 идеи относительно детенизации?

- Трудовой кодекс, вернее законодательство о трудовых отношениях, решение задолженности по заработной плате и повышение квалификации.

- Когда будет презентация этого документа?

- Есть определенные спекуляции, но мы попробуем вынести это на правительство в ближайшее время. Обсуждения постоянно идут с профсоюзами и бизнесом. Оказалось, что профсоюзы очень организованы, бизнес их очень не любит. Но когда мы просим их встретиться, то профсоюзы готовы приходить, а бизнес нет.

- Почему?

- Не знаю, не хотят себе негатив. Говорят: "Вот наша позиция, вы за нее бейтесь, а мы не придем, зачем нам с этими профсоюзами негатив себе набирать". Не все, но большинство. Это тоже безответственно, потому что задача правительства где-то быть лидером, а где-то арбитром, балансировать интересы всех. Когда одна часть более активная, а другая говорит: "Ну знаете, сделайте работу немножко сами, мы вам не будем помогать" – это нормально, но усложняет процесс и снижает шансы наилучшего компромисса.

- Просто приходилось читать о якобы идее Минэкономики, что там будет достаточно много нагрузки на работника и более лояльные вещи для бизнеса. В частности об увольнении женщин в декрете. В ваших предложениях этого нет?

- Нет, это манипуляции. Но давайте здесь поговорим о философии. Сегодня на качественных работников охотится бизнес, нельзя найти, их мало. Поэтому лучшая защита для людей – это конкуренция за них. Мне не нужен профсоюз, или премия в министерстве, потому что я знаю, что когда закончу, то найду себе варианты. Есть спрос на то, что я научился делать еще до прихода сюда.

Мы знаем, что компании сегодня не могут найти людей. Мы пытаемся защитить тех, за кого не конкурирует бизнес, потому что они не нужны бизнесу. Если бы у нас было много людей, а вакансий было бы ноль, тогда было бы понятно, почему мы защищаем. Сейчас у нас очень много вакансий и много людей, которые эти вакансии не готовы заполнить, потому что не готовы инвестировать в повышение своей квалификации, в развитие мягких навыков и тому подобное.

Таким образом мы цементируем плохой статус-кво. Поэтому я не вижу проблемы в том, чтобы дать возможность работодателям выбирать, какие им нужны работники. Потому что таким образом, на самом деле, будет большая конкуренция между ними за работника.

- Когда это законодательство может быть принято?

- При любом правительстве.

- То есть вы не ожидаете, что это произойдет в ближайшее время, дедлайна нет?

- Нет. Есть указ президента, который просит подать до конца года в Кабинет министров. Мы подадим, но правительство может не согласиться с нашей позицией, потому что разные мнения, это комплексная реформа.

- Налогообложение зарплатного фонда. Какие перспективы снижения ЕСВ?

- Я за снижение в целом всех налогов на труд. Но как Пенсионный фонд наполнять? Для финансиста это важно, а для меня как для экономиста это дополнительная нагрузка на операции с трудом. Задача министра экономики проста, на самом деле – рабочие места и высокие зарплаты. Для того, чтобы были высокие зарплаты, нужно на них снижать налоги.

- Есть ли у вас идеи объединить ЕСВ и НДФЛ?

- Это уже к Министерству финансов. Я даже не понимаю проблемы.