Стимулирующая валютная либерализация. Что меняется для бизнеса и почему это безопасно для валютного рынка Украины?

16.05.25

Андрей Пышный, глава НБУ, для Укринформ.

НБУ на прошлой неделе принял пакет смягчения валютных ограничений. Изменения очень важны и долгожданны для бизнеса, развития его экспортного потенциала.

Особого внимания заслуживает новый подход к регулированию валютных ограничений – стимулирующая валютная либерализация. Именно эту тему я хочу подробно разъяснить. Ведь мы планируем и дальше закладывать стимулы привлечения капитала в Украину в наши смягчающие меры.

ЧТО ИЗМЕНЯЕТСЯ?

НБУ предоставил возможность бизнесу проводить отдельные операции сверх установленных лимитов и ограничений. При одном очень важном условии – в пределах инвестиционного лимита. Этот лимит равен объему иностранных инвестиций в иностранной валюте, которые предприятия привлекут в свой уставный капитал из-за границы с 12.05.2025.

То есть: больше инвестиций = больше возможностей для бизнеса.

По сути, бизнес получил возможность осуществлять такие критически важные для его развития операции, как оплата за импорт товаров, которые поступили до 23.02.2021, расчеты по внешним кредитам, полученным до 20.06.2023. Но только в пределах средств, которые этот бизнес «привел» в украинскую экономику.

Сразу для искателей «зрады» напомню, что у нас действует мощный валютный надзор. Более того, мы предусмотрели, что операции в пределах инвестиционного лимита могут осуществляться только через один банк, что значительно упрощает задачу надзора.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Потому что задолженность предприятий по «старым» внешним кредитам колоссальна. На 1 апреля она составляла почти 14 млрд долл. основной суммы и более 7 млрд долл. – процентов. Прирост с начала полномасштабного вторжения – по 2 млрд долл. соответственно. То есть это «живые» кредиты.

Если вынести за скобки инвестиционный лимит, то погашать «старые» кредиты бизнес на сегодня не может. Разрешено оплачивать только проценты, но с определенными условиями, лимитами и только по договорам, по которым на начало широкомасштабного вторжения не было просрочки.

Резко ослабить это ограничение в НБУ нет возможности, ведь это означало бы стремительный рост спроса на валюту, что противоречит нашей задаче сохранять устойчивость валютного рынка Украины.

Такая же ситуация – и с оплатой за «старый» импорт, которая сейчас запрещена. Реальные потребности бизнеса в осуществлении таких операций в прошлом году составляли 3,2 млрд долл. Это также большая сумма для валютного рынка Украины, чтобы НБУ мог просто отменить эти ограничения.

В то же время все эти операции проводить важно. Закрытие «старых» кредитов означало бы пространство для привлечения новых инвестиций сотнями предприятий. Оплата за «старый» импорт – лучшие условия для будущих поставок из-за границы товаров, которые используются, в частности, для производства.

КАКОВ ОТВЕТ НБУ?

Мы общались с банками, бизнесом и тщательно проработали формат либерализационного пакета с международными партнерами. Решением стала концепция стимулирующей валютной либерализации, когда в смягчающие меры закладываются стимулы для привлечения инвестиций.

Приведет ли это к давлению на валютный рынок? Нет.

Еще раз, операции будут осуществляться в пределах валюты, привлеченной из-за границы. Любые значительные ситуативные колебания на рынке НБУ и далее будет сглаживать.

Истощит ли это международные резервы? Тоже нет.

Ведь операции будут осуществляться в пределах объемов иностранной валюты, которую бизнес инвестирует из-за границы.

Фактически стимулирующая либерализация – это наш ответ на текущие вызовы и реализация на практике принципа win-win.

Учитывая усиление ценового давления с прошлого года, для НБУ критически важно сохранять устойчивость валютного рынка. Из-за значительной неопределенности Нацбанк должен удерживать международные резервы на высоком уровне. Добавьте к этому существенный прогресс в направлении смягчения ограничений в предыдущие годы – получаем очень ограниченное пространство для валютной либерализации.

В то же время мы слышим бизнес. Понимаем, насколько важно стимулировать восстановление украинской экономики. Поэтому ищем и, главное, находим новые решения.