29 мая проект ЕС «Право-Justice» инициировал проведение круглого стола на тему «Банкротство физических лиц в условиях военного положения».
В мероприятии приняла участие заместительница Министра юстиции Украины Виктория Васильчук. К рабочей встрече присоединились представители Департамента по вопросам банкротства Минюста, Верховного Суда, Национальной ассоциации арбитражных управляющих, эксперты Проекта ЕС «Право-Justice», судьи, арбитражные управляющие, банковское сообщество, адвокаты и ученые.
Во время круглого стола участники презентовали аналитическое исследование Проекта ЕС «Право-Justice», посвященное особенностям применения процедур банкротства физических лиц в условиях военного положения. Присутствующие обсудили проблематику реализации этих процедур в период действия военного положения, вызовы правоприменения, а также дальнейшие шаги по совершенствованию механизмов восстановления платежеспособности граждан.
«Процедуры банкротства физических лиц в условиях войны имеют прежде всего социальную направленность - дать добросовестному должнику возможность освободиться от долгов и вернуться к активной экономической жизни. Это шанс, который законодательство предоставляет тем, кто открыто декларирует свои финансовые трудности, действует в рамках правового поля и готов сотрудничать со всеми участниками процедуры», - отметила Виктория Васильчук.
Во время мероприятия присутствующие сосредоточили внимание на важности прозрачности и ответственности должника при прохождении процедуры банкротства. Как предусмотрено Кодексом Украины по процедурам банкротства, решение о подаче в суд принимает исключительно сам физическое лицо - инициировать такое дело может только должник.
В рамках обсуждения представили статистические данные по применению процедур неплатежеспособности физических лиц. Так, с начала действия Кодекса Украины по процедурам банкротства (с 19 октября 2019 года) открыто 3098 дел о неплатежеспособности физических лиц. За неполные пять месяцев 2025 года открыто 432 дела.
По состоянию на май в соответствующих процедурах находится 1580 должников, из которых 1381 в процедуре реструктуризации, а 199 в процедуре погашения долгов.
По итогам встречи участники пришли к общему мнению о важности дальнейшего совершенствования практики применения законодательства в сфере банкротства физических лиц в условиях войны, а также обеспечения баланса между интересами должников и кредиторов.