Критические потребности бизнеса на деоккупированных и прифронтовых территориях

26.06.25

Почти 15% украинских компаний ведут деятельность на деоккупированных и прифронтовых территориях — и большинство из них остаются наедине с вызовами: нехватка кадров, закрытые кредиты, отсутствие механизмов компенсации расходов. При этом предпринимателей крайне важно привлекать к процессам планирования развития громад, что критически необходимо для эффективного восстановления. 

Об этом во время ​​мероприятия «Развенчание мифов о рисках ведения бизнеса в прифронтовых областях Украины», организованного Европейской Бизнес Ассоциацией, сообщила глава Комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, руководительница партии «Слуга Народу» Елена Шуляк. 

«Сегодня в громадах, несмотря на военное положение и риски безопасности, происходит обновление стратегий развития, создается новая градостроительная документация. Даже на прифронтовых территориях, таких как в Харьковской области, уже есть планы пространственного развития. Но при этом бизнес практически не вовлечен в их формирование», – пояснила парламентарий.

Она подчеркнула, что планирование является основой способности громады, а значит и возможностей для развития предпринимательства. Поэтому участие бизнеса в этом процессе должно стать нормой.

«Мы уже научились привлекать жителей, ветеранские сообщества, внутренне перемещенных лиц. Но бизнес – не менее важный игрок. Его идеи стоит воплощать. Нужно менять подход и привлекать бизнес ко всем этапам стратегического планирования», – добавила Елена Шуляк.

Она обозначила три ключевые потребности предпринимателей: кадры, доступ к финансам и верификация потерь. Первое – это человеческий капитал. Возвращение украинцев, переквалификация, обучение под нужды экономики – это, отмечает парламентарий, проблема не только бизнеса, но и всего государства. 

«Второе – доступ к финансированию. Правительственные программы, в частности «5-7-9», прекрасно работают, но банки часто отказываются кредитовать предпринимателей из-за рисков. Здесь нужны инструменты страхования рисков», – сказала она.

При этом к программам могут присоединяться и местные власти. Как пример Шуляк привела практику Киевской области, где областная администрация полностью компенсирует процентные ставки для предпринимателей в рамках кредитования «5-7-9».

«В Киевской области, которая не является прифронтовой, уже работают сотни предприятий, которые получили доступ к льготным кредитам благодаря местным программам. Ставка – ноль процентов. Аналогичные механизмы должны заработать и в громадах, которые ближе к фронту», – убеждена она.

Отдельно Шуляк подчеркнула проблему учета потерь бизнеса. На сегодняшний день громады слабо работают над внесением соответствующей информации в Реестр поврежденного и уничтоженного имущества (РПЗМ).

«Имеем постоянный запрос от бизнеса: они хотят иметь документы, которые подтверждают уничтожение или повреждение имущества. Это нужно и для будущих компенсаций, и для международной адвокации. РПЗМ – единственный верифицированный источник для государственных решений. К сожалению, не все громады ответственно относятся к этому», – пояснила она.

Хотя на данный момент компенсация касается только физических лиц, Шуляк подчеркнула необходимость поиска решений для поддержки бизнеса. Речь идет, в частности, о возмещении техники или оборудования, которое позволяет как можно быстрее восстановить деятельность.

«В парламенте уже зарегистрировано несколько точечных инициатив. Например, законопроект № 11181 о замораживании выплат по кредитам для предпринимателей с временно оккупированных территорий. Но этого недостаточно – нам нужна комплексная законодательная база по экономическому восстановлению», – отметила Шуляк.

Она подчеркнула: восстановление – это не только о разрушенной инфраструктуре, но прежде всего о перезапуске экономики. Именно развитие бизнеса должно быть в фокусе любой государственной политики в сфере восстановления.