К народному депутату Нине Южаниной обратились со следующими вопросами:
Харьковский бизнес страдает от атак рос. шахедов и ракет: возможно ли на государственном уровне ввести компенсацию за утраченное имущество (производственное оборудование, например)?
Украинские банки не кредитуют компании, а страховые компании не страхуют объекты, которые расположены ближе чем 100 км от линии фронта. Возможно ли применить механизм государственных гарантий?
"Конечно, у меня был ответ от имени государственных институтов, так как ранее уже были аналогичные обращения от бизнеса, и, соответственно, я официально направила вопрос в правительство. Ответ от Минэкономики впечатляющий:
Минэкономики не имеет полномочий по сбору статистической информации относительно количества предприятий и стоимости оборудования и оснащения этих предприятий, которые были повреждены и/или уничтожены в результате вооруженной агрессии российской федерации".
А кто же тогда в Правительстве их имеет?
В Минэкономики советуют бизнесу:
1) брать банковские кредиты по программе "5-7-9" или
2) подавать документы для получения грантов на создание или развитие производств перерабатывающей промышленности.
На бумаге написано, что восстановление разрушенных в результате военной агрессии основных средств субъектов предпринимательства отнесено к приоритетным направлениям кредитования по программе ("5-7-9"), которые предусматривают увеличенную максимальную сумму кредитов, а именно – до 150 млн гривен.»
Только вот уполномоченные банки (сейчас их 46) осуществляют отбор, проведение оценки кредитоспособности и кредитование субъектов предпринимательства в соответствии с собственными правилами, процедурами и банковскими продуктами.
ЕБРР может предоставить государственному Укрэксимбанку гарантийный инструмент на сумму до 50 миллионов евро для покрытия до 50% кредитного риска по портфелю новых займов, которые банк будет выдавать малым и средним предприятиям (МСП).
Целью проекта является поддержка кредитования украинских частных компаний, работающих в первичном и вторичном сельском хозяйстве и других критически важных отраслях, в частности в пищевой промышленности, розничной торговле и логистике - сообщил ЕБРР на своем сайте.
Эти средства позволят МСП модернизировать оборудование и технологии в соответствии со стандартами ЕС.
Кроме того, предприятия, которые будут соответствовать установленным критериям, смогут получить техническую помощь и инвестиционные стимулы, финансируемые ЕС, после завершения реализации своих проектов.
Смогла ли власть и доносила ли вообще актуальность вопроса для города Харьков?
Почему не решаются вопросы покрытия военных рисков, или назовите их по-другому для таких городов/регионов? Как там должен работать бизнес?
Ведь, например, в 2023 году специальный фонд кризисного реагирования ЕБРР уже выделял Укрэксимбанку €25 млн на покрытие риска.
Международная финансовая корпорация (IFC) планирует взять на себя 50% рисков портфеля новых кредитов, гарантий, лизинга и других приемлемых инструментов государственного ПриватБанка на общую сумму до $100 миллионов для ММСП, в том числе в сфере агробизнеса и ММСП, владельцами которых являются женщины.
Ожидается, что проект будет поддержан участниками смешанного финансирования в рамках Программы действий по повышению экономической устойчивости (ERA) для Украины. Как отмечается на сайте корпорации, ее совет директоров может рассмотреть этот проект еще в июне этого года.
Для увеличения объемов кредитования ММСП, возглавляемых женщинами, IFC при поддержке Нидерландов обеспечит стимулы на основе результатов деятельности в размере до $0,8 млн.
Надеюсь, в перечень рисков, которые будут покрыты международными партнерами, включены и военные риски, наличие которых является наиболее сдерживающим фактором для предоставления кредитных средств в восточных и центральных регионах. А государство, в свою очередь, должно подключиться к софинансированию страхового покрытия таких проектов, — сообщила Н. Южанина.