Данные Системы учета данных регистраторов расчетных операций как основание для проверки

08.09.25

Использование контролирующим органом данных Системы учета данных регистраторов расчетных операций (СОД РРО) во время фактической проверки является правомерным, поскольку эти данные – налоговая информация, которая отражает расчетные операции налогоплательщика и может использоваться для установления нарушений законодательства.

Такой вывод сделал Кассационный административный суд в составе Верховного Суда.

В деле, которое рассматривалось, общество с ограниченной ответственностью оспорило налоговое уведомление-решение, которым Главное управление ГНС в Запорожской области применило штраф за нарушение пунктов 1, 2 ст. 3 Закона Украины «Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг» вследствие осуществления расчетных операций без применения РРО — как в случае продажи товаров за наличные, так и через платежные терминалы, а также путем реализации алкогольной продукции без указания реквизитов акцизных марок в фискальных чеках.

Истец считал, что фактическая проверка была проведена безосновательно, поскольку выводы базировались исключительно на данных СОД РРО, которые не являются надлежащим доказательством, и что проверка охватывала предыдущие периоды, которые выходят за пределы предмета фактической проверки.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, признав правомерность действий налогового органа и проведение проверки в рамках действующего законодательства.

КАС ВС кассационную жалобу оставил без удовлетворения, а решения судов предыдущих инстанций – без изменений.

Верховный Суд указал, что данные СОД РРО, которые содержат электронные копии расчетных документов и фискальных отчетов, являются налоговой информацией в соответствии с пунктами 72.1, 74.1 НК Украины и Порядком функционирования Системы учета данных регистраторов расчетных операций, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 5 августа 2020 года № 477. Эти данные отражают все расчетные операции плательщика, включая наличие обязательных реквизитов, таких как цифровое значение штрихового кода марки акцизного налога. 

Суд установил, что нарушения, в частности отсутствие в фискальных чеках реквизитов акцизных марок при реализации алкогольных напитков, подтверждены копиями фискальных чеков, z-отчетами и другими первичными документами. Истец доказательств, опровергающих эти нарушения, не предоставил. 

Постановление ВС от 7 августа 2025 года по делу № 280/6835/23 (производство № К/990/29546/25) .