Закрыть ФЛП без проверки будет невозможно: Нацбанк инициирует важные изменения

06.10.25

Организаторы схем с использованием "дропов" научились обходить ограничения Нацбанка, открывая фиктивных ФОПов. Как на это отреагирует государство? Об этом спрашивает "Экономическая правда".

Уже год украинцы живут в условиях ограничений на переводы денег между счетами. 1 октября 2024 года Нацбанк запретил переводить с карты на карту более 150 тыс. грн в месяц. Цель – борьба с так называемыми денежными мулами или "дропами". По подсчетам НБУ, схемы с их использованием ежегодно наносили государству миллиарды гривен убытков.

С тех пор ограничения на переводы между картами эволюционировали. Вместе с ними изменились и схемы использования "дропов". Теперь злоумышленники не просто торгуют доступом к банковским счетам граждан, а перешли к созданию фиктивных физических лиц-предпринимателей.

Как организаторы схем обходят ограничения НБУ и как ответит государство?

"Дропы" и как с ними бороться

"Дропом" называют человека, который продал доступ к своему банковскому счету третьим лицам. Последние используют эти счета для денежных переводов, "прогоняя" через них большие объемы средств вне надзора государства.

Как это работает? Благодаря банковской тайне государство не видит переводы между картами физических лиц, не требует облагать налогом такие операции или как-то о них отчитываться. Поэтому использование счетов граждан стало прикрытием для крупных бизнесов и преступников, которые пытаются скрыть масштабные транзакции от налоговой службы, финансового мониторинга и правоохранителей.

Обычно на одного "дропа" оформляют несколько банковских счетов в нескольких банках. "Клиенту" таких схем продают сразу большое количество счетов физических лиц. Владелец счета, то есть "дроп", получает за это 0,8-4 тыс. грн в неделю, что несоизмеримо с его рисками.

"Дропов" используют для широкого круга операций: от обслуживания потоков в нелегальных онлайн-казино до финансирования терроризма или диверсионных действий России на территории Украины; от торговли на криптобиржах до выплаты "серых" зарплат крупным бизнесом. В результате лицо, которое продает свой счет организаторам схем, правоохранители могут привлечь к ответственности за соучастие в преступлениях.

Более того, данные об операциях "дропов" может получить и налоговая, которая считает все входящие платежи доходом и начисляет на них налоги. Так, одному из "дропов", через счет которого в 2023 году "прогнали" 9,5 млн грн, налоговая начислила 2,3 млн грн налогов и штрафов, писало издание Forbes. Такие случаи не единичны.

Несмотря на риски получить серьезные проблемы с законом и испортить свою кредитную историю, в Украине есть немало желающих продавать свои банковские данные. Поэтому к борьбе со схемами с использованием "дропов" подключился Нацбанк.

1 октября 2024 года вступили в силу ограничения НБУ по объему исходных операций с одной карты в размере 150 тыс. грн в месяц. Их ввели на полгода. Ожидалось, что за это время Нацбанк совместно с другими органами власти разработает более эффективные механизмы противодействия "дропам". Однако ощутимого прогресса, прежде всего в законодательной сфере, за это время не произошло, а продолжать действие административных ограничений регулятор не захотел.

Поэтому в декабре 2024 года в помещении НБУ при его содействии крупнейшие банки подписали меморандум, в рамках которого договорились еще сильнее ограничить переводы с карты на карту. Так, лимит на переводы с июня 2025 года уменьшился до 100 тыс. грн в месяц, а для рискованных клиентов, которые не имеют подтвержденных источников доходов, – до 50 тыс. грн. Кроме того, банки согласились ограничить количество открытых карт на одно физическое лицо и усилить борьбу с мошенничеством.

В апреле 2025 года в Нацбанке сообщили, что в результате действия ограничений объемы переводов с карты на карту сократились на 80 млрд грн в месяц: с 250 млрд грн до 170 млрд грн.

Несмотря на такие успехи, схемы с использованием "дропов" не исчезли. Один из их организаторов дал понять, что после введения лимитов спрос на его услуги только вырос, а значит, злоумышленники начали увеличивать количество "дропов" в своих схемах.

Эволюция "дропов"

Хотя на данный момент Нацбанк официально не противодействует "дропам", а ограничения на переводы с карты на карту устанавливают банки, он не отказался от идеи искоренить эти схемы. Ключевым решением в этом направлении там считают создание так называемого реестра "дропов".

По задумке, туда попадут все люди, которые когда-либо продавали доступ к своим банковским счетам. Попадание в реестр усложнит взаимодействие с банковской системой: лицу будет сложнее открывать новые счета, а на открытые будут распространяться более жесткие ограничения на переводы. Со временем человек сможет выйти из реестра "дропов", если выполнит определенные условия. Какие именно – пока неизвестно, так как создание реестра находится лишь на этапе идеи.

Пока же реестр "дропов" не запущен, организаторы схем не стоят на месте и придумали, как обходить ограничения на переводы. Для этого они не просто покупают у "дропов" доступ к банковским счетам, а оформляют их физическими лицами-предпринимателями (ФОПами).

Дело в том, что банковские ограничения распространяются только на счета граждан, тогда как к бизнес-счетам (в частности ФОПов) никаких ограничений не применяют. При этом один ФОП может открыть несколько таких счетов, увеличивая возможности для злоумышленников "прогонять" нелегальные деньги.

Безусловное преимущество "ФОП-дропов" перед "классическими" "дропами" – объемы транзакций. Если через один счет физического лица за месяц можно перевести до 100 тыс. грн, то для ФОПа единственное ограничение – установленный законодательством лимит, в пределах которого разрешается находиться на упрощенной системе налогообложения.

В 2025 году лимит для ФОПов третьей группы упрощенной системы налогообложения составляет 1 167 минимальных зарплат – 9,336 млн грн. С ростом минимальной зарплаты в 2026 году этот лимит превысит 10 млн грн. Таким образом, один счет "ФОП-дропа" может пропускать столько же средств, сколько 100 "дроп-счетов" граждан.

Недостаток использования ФОПов в "дроп-схемах" в том, что на входящие платежи нужно заплатить единый налог и военный сбор – всего 6% от суммы. Кроме того, ФОП должен уплатить единый социальный взнос (22% от минимальной зарплаты или 1 760 грн в месяц). Однако на миллионных объемах незаконных переводов такая цена не выглядит неподъемной.

Еще один недостаток – более сложное администрирование ФОПа по сравнению с счетами физических лиц и возможность налоговых проверок.

Нацбанк уже начал фиксировать таких обновленных "дропов". Как передает один из собеседников ЭП в регуляторе, НБУ нашел около 400 "ФОПов-дропов" в "Райффайзен банке". В ответ на запрос ЭП в банке отметили, что проверка НБУ еще продолжается и до ее завершения они не комментируют ее результаты.

Определенные ограничения по счетам ФОПов предусмотрены в подписанном банками меморандуме. В частности, он требует усиленно проверять ФОПов первой группы упрощенной системы налогообложения и реагировать на нетипичное поведение ФОПов (например, резкое увеличение количества и объемов операций).

Похоже, такие меры предосторожности не сработали, поэтому в ситуацию снова приходится вмешиваться НБУ.

Слишком просто закрыть бизнес

В начале сентября Нацбанк направил письмо Министерству цифровой трансформации и госпредприятию "Дія", в котором пытался привлечь внимание к регистрации "ФОПов-дропов".

"По имеющейся у Национального банка информации, существует проблема использования счетов ФОПов "дропами" с противоправной целью, в том числе для уклонения от налогообложения", – говорится в письме НБУ, текст которого есть в распоряжении ЭП.

Что отличает обычного ФОПа от "ФОПа-дропа"? Как правило, такие ФОПы имеют несколько открытых счетов в разных банках, через них проходят большие объемы средств без логического объяснения вида деятельности, они используют фиктивные договоры и существуют недолго.

"Именно быстрый и короткий цикл осуществления транзакций по счетам таких ФОПов, а также автоматическая регистрация прекращения предпринимательской деятельности ФОПов в определенных случаях делает невозможным для поставщиков платежных услуг качественный анализ и принятие мер предосторожности", – жалуются в Нацбанке.

Там добавляют, что текущее законодательство не содержит ограничений для регистрации закрытия бизнеса ФОПом. Хотя такое закрытие – это одно из оснований для проведения внеплановой проверки налоговой, однако прямого требования осуществлять такую проверку не существует.

Также ни в законе, ни в инструкциях Нацбанка нет никаких ограничений по количеству открытых бизнес-счетов на одного ФОПа, что позволяет злоумышленникам оформлять сразу несколько таких счетов в разных учреждениях, значительно увеличивая возможности для перевода средств через одного "дропа".

"В результате такие ФОПы за короткий промежуток времени проводят операции в значительном размере с использованием большого количества счетов, открытых у разных поставщиков платежных услуг, что может не соответствовать условиям упрощенной системы налогообложения", – говорится в письме НБУ.

Чтобы противодействовать "ФОП-дропам", Нацбанк предложил Минцифры внести изменения в работу автоматизированных сервисов "Дії". В частности, там предлагают усложнить процесс закрытия ФОПа. По мнению НБУ, этот процесс должен состоять из нескольких этапов:

  • проверка информации об обороте средств ФОПа и полноты уплаты налогов;
  • подготовка и подача проекта ликвидационной декларации, которая в автоматизированном режиме будет подаваться сразу после закрытия и содержать данные об оборотах средств за соответствующие периоды;
  • регистрация прекращения предпринимательской деятельности физического лица.

Если эти изменения будут внесены, то они коснутся всех малых предпринимателей. Однако это вряд ли существенно усложнит им жизнь.

По словам собеседника ЭП в Нацбанке, даже через месяц после отправки письма в Минцифры там до сих пор не ответили. Похоже, через год активной борьбы Нацбанка фраза организатора "дроп"-схем не потеряла актуальности: "Дропы" будут жить всегда".