Недействительность завещания и наследование обязательной доли

05.10.25

Кто может оспорить завещание, в течение какого времени, какие последствия составления завещателем нового завещания, можно ли лишить обязательной доли в наследстве и можно ли унаследовать такую обязательную долю – об этом и другом рассказала судья Большой Палаты Верховного Суда Ольга Ступак во время Научно-практического вебинара «Заповіт і обов’язкова частка у спадщині: поглинення теорії практикою».

Ольга Ступак осветила тему «Судова практика Верховного Суду у справах про недійсність заповіту та спадкування обов'язкової частки».

В первой части доклада она обратила внимание на постановление Кассационного гражданского суда в составе ВС от 25 июня 2025 года по делу № 129/859/20, которое касается права на оспаривание завещания.

Истец просила признать недействительным завещание её бабушки, составленное в пользу её тёти – сестры отца. КГС ВС пришел к выводу, что в данном случае завещание не нарушает прав или интересов истца, поскольку наследница по завещанию не приняла наследство, его унаследовал по закону отец истца, а она может унаследовать наследство по закону от отца.

В постановлении от 19 марта 2025 года по делу № 495/1174/20 КГС ВС сделал вывод, что когда истец не входит в круг наследников, которые приняли наследство, она не является лицом, по иску которого можно оценивать законность составленного завещания, поскольку её права нарушены не были.

Докладчица рассмотрела и вопрос о сроке исковой давности по требованиям о признании завещания недействительным на примере постановления КГС ВС от 20 июня 2024 года по делу № 465/4217/14.

Суд отметил, что право на предъявление иска о недействительности завещания возникает только после смерти завещателя, и только с момента открытия наследства завещание можно оспорить, вступив в наследственные правоотношения, с чем связано приобретение лицом статуса заинтересованного лица.

Начало течения срока исковой давности по требованию о признании завещания недействительным не может начаться раньше, чем на следующий день после открытия наследства.

Также Ольга Ступак рассказала о выводе КГС ВС относительно того, что составление нового завещания предусматривает утрату силы предыдущего завещания полностью или частично (постановление от 26 июня 2019 года по делу № 369/3186/17).

Объединенная палата КГС ВС в постановлении от 1 марта 2021 года по делу № 473/1878/19 указала, что последующее ничтожное завещание не отменяет предыдущее: в случае ничтожности второго завещания речь идет не о восстановлении силы первого завещания, а о том, что совершение последующего ничтожного завещания не может отменить предыдущее завещание.

Также КГС ВС в постановлении от 24 июля 2025 года по делу № 570/2752/23 отметил, что ничтожное завещание не подлежит признанию недействительным, поскольку признание недействительным ничтожной сделки или установление ничтожности сделки не являются надлежащими способами защиты права или интереса. Подобный вывод содержится в постановлении КГС ВС от 30 января 2023 года по делу № 472/566/19.

Кроме того, Ольга Ступак на примерах правовых выводов ВС рассказала об условиях, при которых допускается подписание завещания другим лицом из-за физической невозможности завещателя (ч. 4 ст. 207 ГК Украины); требованиях к свидетелям, которые могут подтверждать составление такого завещания; требованиях к заключению о временной недееспособности завещателя при составлении завещания; удостоверении завещания секретарем сельского совета; удостоверении завещания нотариусом за пределами своего нотариального округа и др.

Во второй части доклада судья привела постановление КГС ВС от 30 мая 2018 года по делу № 483/597/16-ц, в котором говорится, что право на обязательную долю существует только при наличии завещания; гражданским законодательством не предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как лишение обязательной доли в наследстве, а возможно только уменьшение размера обязательной доли.

В постановлении от 22 апреля 2024 года по делу № 346/2744/21 ОП КГС ВС сделала вывод, что право на обязательную долю в результате принятия наследства обязательным наследником и её неоформления трансформируется в имущественное право, которое в дальнейшем подлежит наследованию наследником последнего. ГК Украины, как основной регулятор наследственных отношений, не содержит никаких ограничений или запретов на наследование такого права при отсутствии его оформления.

Ольга Ступак также проанализировала практику ВС относительно определения размера обязательной доли; субъектов права на обязательную долю (в частности, иностранных граждан); уменьшения размера обязательной доли и др.

Научно-практический вебинар «Заповіт і обов’язкова частка у спадщині: поглинення теорії практикою» организовала ОО «Цивілістична платформа».

Презентация Ольги Ступак по ссылке.