Как изменятся условия для снижения ставки ЕСВ

27.01.15

    "Эксклюзив газеты "Дело"
   
   В результате переговоров между экспертными группами, народными депутатами и правительством появился очередной, компромиссный вариант условий для снижения ставки ЕСВ
   
   Принятый Верховной Радой 29 декабря закон о реформе социального страхования, который должен был снизить нагрузку на фонд оплаты труда, был воспринят бизнесом с большим скепсисом. По подсчетам оказалось, что выполнить условия, необходимые для получения права на применение понижающего коэффициента 0,4 к ставке Единого социального взноса, не так-то просто, но даже при снижении ЕСВ выводить зарплаты из тени невыгодно.
   
   К примеру, налоговый эксперт Юлия Дроговоз отметила, что дополнительные условия сделали невозможным снижение ЕСВ в регионах из-за того, что уровень оплаты труда там значительно ниже, чем в столице. Повысить заработную плату до требуемого уровня многие просто не могут себе позволить.
   
   С учетом всех противоречий было принято решение пересмотреть закон о госбюджете на 2015 год 15 февраля, а вместе с ним доработать и налоговую реформу. В рамках подготовки к пересмотру депутаты, экспертные группы и Государственная фискальная служба вернулись за стол переговоров, чтобы решить вопрос, в том числе со ставкой ЕСВ.
   
   В итоге появился новый, компромиссный вариант эксперимента с единым соцвзносом. Он предполагает некоторое изменение критериев, которые позволяют предприятиям применить понижающий коэффициент.
   
   
   
   По словам Андрея Журжия ("Самопомощь"), первого заместителя парламентского комитета по вопросам налоговой политики и соавтора законопроекта, норма о росте средней заработной платы была принята как компромиссная: Кабмин настаивал на 30% росте, депутаты — на 10%. При этом Журжий отмечает, что 20% рост отражает так называемый естественный рост поступлений ЕСВ, который обеспечивается повышением норм минимальной заработной платы, и, соответственно, рост зарплат на предприятии.
   
   Из нового в законопроекте появилось ограничение прироста работников — эту норму нардеп описывает как предохранитель, который должен предотвратить махинации предприятий с массовым переводом сотрудников с одного юрлица на другое.
   
   Как видно, сам коэффициент стал гибким — теперь он зависит от роста базы.
   Как считает Журжий, в такой редакции закон позволит если не снизить зарплату, то, как минимум, не увеличивать отчисления с применением коэффициента. Кроме того, смягчение условий увеличит круг лиц, которые смогут им воспользоваться.
   
   Однако коллега Журжия по комитету Оксана Продан (БПП) уверена — даже если исключить некоторые критерии, останется требование к увеличению фонда оплаты труда (базы налогообложения ЕСВ). А поскольку эта база равна базе для налога на доходы физлиц, когда мы "минусуем" 22% по ЕСВ, мы одновременно добавляем 45% по НДФЛ. В итоге фискальная нагрузка не снижается. Соответственно, нет стимула для выхода из тени.
   
   По словам Юлии Дроговоз, законопроект Журжия — "это лучше, чем было, однако такое решение все равно половинчатое". Как минимум потому, что законодатели оперируют коэффициентами вместо того, чтобы снизить ставку. "Реальное снижение ставки вызвало бы больше доверия у бизнеса", — считает она. Кроме того, с коэффициентами существует риск того, что выйдя из тени сегодня, бизнес получит увеличение налоговой нагрузки в следующем году, так как "эксперимент 0,4" по закону действует только в 2015 году.
   
   Эксперт налоговой группы Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский поясняет, что снизить саму ставку на сегодняшний день сложно еще и потому, что этому противится главный кредитор Украины — Международный валютный фонд. В МВФ считают, что снижение ЕСВ как основного источника наполнения Пенсионного фонда создаст непреодолимый дефицит. "Но мы приложим все усилия, чтобы убедить МВФ в том, что они ошибаются", — заверил Несходовский.
   
   Так или иначе, новый проект уже согласован с ГФС и направлен на согласование с Министерством социальной политики, Минфином и Пенсионным фондом, о чем сообщил Журжий. После этого еще предстоит утвердить его на Совете коалиции, и только потом законопроект сможет попасть в Раду.
   
   Мария Стасенко,
   редактор раздела "Экономика и финансы"