Кто претендует на должность бизнес-омбудсмена

12.03.13

   forbes.ua
   
   Правительство завернуло предложение Виктора Януковича о защитнике прав предпринимателей. Но в Администрации президента от этой затеи отказываться не намерены
   
   Власть планирует упростить жизнь предпринимателей. Вопрос о создании должности уполномоченного по защите прав бизнеса президент называет в числе первоочередных. Осталось решить два вопроса: определить полномочия бизнес-омбудсмена и подыскать подходящего кандидата.
   
   Не исключено, что им станет не один человек, а коллегиальный орган. «Например, уже существующая структура или бизнес-сообщество. Насколько такой институт будет эффективным, зависит от того, кто им будет руководить», – поясняет Андрей Забловский, глава секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины. Forbes выяснил, чьи кандидатуры власть рассматривает на роль адвоката бизнеса.
   
   Вопрос с открытой датой
   
   О том, что права предпринимателей в Украине должен защищать отдельный человек или целая структура, периодически говорили политики разных уровней. Министр социальной политики Наталья Королевская предлагала создать институт бизнес-уполномоченного при Верховной раде. Ее предшественник на должности министра, нардеп-регионал Сергей Тигипко лоббировал идею создания отдельного госоргана, который бы помогал бизнесу решать судебные споры с чиновниками и фискалами.
   
   Теперь эту идею под личный контроль взял президент. К этому Виктора Януковича подтолкнул президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сума Чакрабарти. Британец в начале февраля нынешнего года заявил, что банк продолжит инвестировать в Украину на том же уровне, а это около $1 млрд в год, только если бизнес-климат в стране будет улучшен. «Мы хотим создать независимый орган для рассмотрения жалоб наших клиентов – инвесторов относительно действий власти», – сказал Чакрабарти.
   
   ЕБРР помогал создавать должность бизнес-омбудсмена в России, где тот работает при президенте РФ. Он отстаивает интересы компаний в судах во время рейдерских захватов и разбирательств бизнеса с правоохранительными органами. В Грузии – другой подход. Там, помимо полномочий адвоката, у бизнес-омбудсмена есть возможность инициировать поправки в Налоговый кодекс.
   
   Какие функции получит украинский бизнес-омбудсмен, должны были предложить чиновники Администрации президента и правительства. Но в Кабмине идею не поддержали. На поручение президента министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов ответил просто. В документе, копией которого располагает Forbes, он указал, что функции бизнес-омбудсмена уже выполняют чиновники из Минэкономразвития и Михаил Бродский, глава Государственной службы по предпринимательству и регуляторной политике.
   
   В ЕБРР о такой позиции правительства пока не знают. «Ни центральный офис, ни украинское представительство пока не получили официального ответа от украинской стороны», – констатирует Антон Усов, старший советник ЕБРР.
   
   Защитники кто?
   
   В АП от обязательств, взятых перед ЕБРР, отказываться не намерены. Как утверждают сразу несколько источников, близких к переговорному процессу между ЕБРР и АП, функции бизнес-омбудсмена могут взять на себя Федерация работодателей во главе с бизнесменом Дмитрием Фирташем или Ассоциация налогоплательщиков под руководством Валентины Арбузовой, матери первого вице-премьер-министра.
   
   Сама Арбузова на вопросы Forbes о будущих функциях бизнес-омбудсмена и участии ее Ассоциации в защите прав предпринимателей не ответила.
   
   В Федерации работодателей подтвердили, что кандидатура организации на роль защитника бизнеса действительно рассматривается. «Решение еще не принято окончательно. Но омбудсмен по защите прав бизнеса должен быть отдельным органом, созданным на основании закона, и однозначно с бОльшими полномочиями, чем те, которые сегодня есть у Михаила Бродского», – считает заместитель главы Совета Федерации работодателей Дмитрий Олейник.