Налоговики считают, что возмещение убытков за уничтоженное имущество облагается НДС

25.01.18

В письме от 18.01.2018 г. № 223/6/99-99-15-03-02-15/ІПК ГФСУ рассмотрела обращение налогоплательщика о порядке налогообложения НДС операций по получению средств, поступивших плательщику налога на банковский счет в качестве возмещения убытков за уничтоженное имущество.

Как указано в обращении, плательщиком в 2014 году заключен договор хранения зерна кукурузы с предоставлением услуг сушки, подработки и т.п. с контрагентом (хранитель) и условиям возврата зерна в сохранности. Хранитель не вернул в полном объеме зерно, которое было передано на хранение. Плательщик обратился в суд. Решение суда 2017 года обязало контрагента вернуть зерно в соответствующем количестве и качестве. Однако судом был изменен способ и порядок исполнения решения на взыскание с хранителя денежного эквивалента стоимости утраченного зерна.

Налоговики напомнили, что в соответствии с п. 187.1 НКУ датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров / услуг считается дата, произошедшая ранее:

а) дата зачисления средств от покупателя / заказчика на банковский счет плательщика налога в оплату товаров / услуг, или дата оприходования средств в кассе;

б) дата отгрузки товаров.

В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых налогоплательщику непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров / услуг.

Учитывая изложенное, фискалы пришли к выводу, что средства, полученные плательщиком НДС на его банковский счет в качестве возмещения убытков за уничтоженное имущество, расцениваются как компенсация стоимости такого имущества и соответственно включаются в базу обложения НДС.