Министерство экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Украины предоставило ответ на обращение бизнес-сообщества относительно возможного расширения применения налога на добавленную стоимость для плательщиков единого налога. Позицию ведомства обнародовал Президент Ассоциации частных работодателей Александр Чумак.
Фактически речь идет о разъяснении подхода государства, который уже заложен в стратегических документах и вызывает активную дискуссию среди предпринимателей.
В ответе Минэкономики связывает тему НДС для «упрощенцев» с Национальной стратегией доходов (НСД). Именно она предусматривает:
Также министерство обращает внимание на европейский контекст: в странах ЕС нет упрощенной системы в привычном для Украины виде, но применяются специальные режимы и упрощения в рамках общей системы налогообложения.
Один из главных тезисов ответа сводится к тому, что плательщик НДС заинтересован в прозрачном администрировании, поскольку имеет право:
На этом основании Минэкономики делает вывод, что обязательная НДС-регистрация для плательщиков единого налога должна способствовать тому, чтобы реализация нелегально ввезенных или изготовленных товаров становилась экономически невыгодной.
В то же время бизнес обращает внимание, что в ответе отсутствует конкретика относительно практических аспектов, в частности:
Отдельно подчеркивается, что аргумент о налоговом кредите является релевантным прежде всего для бизнеса, который импортирует товары или работает в B2B-цепочках. Для многих ФЛП в сфере услуг или розничного B2C-сегмента расходы и риски администрирования НДС могут перевешивать потенциальные выгоды.
Стоит отметить, что ранее Министерство финансов уже озвучивало свое видение подготовки к расширению НДС для ФЛП, в частности через сервисную модель:
автоматическую регистрацию, отказ от бумажных заявлений, формирование налогового кредита, электронную накладную и декларацию «в один клик», а также переходный период с мораторием на санкции.
Подробнее об этих подходах мы писали в материале «Минфин уже готовится к внедрению НДС для ФЛП».
Таким образом, позиция Минэкономики очерчивает стратегическую логику, тогда как Минфин концентрируется на технической реализации. Для бизнеса же ключевым остается вопрос баланса между детенизацией и реальными возможностями малого предпринимательства в условиях войны.
Мы и далее следим за развитием событий и анализируем все публичные позиции органов власти, чтобы предприниматели имели полную и взвешенную картину изменений.