Операция по приобретению права требования долга как объект налогообложения

26.03.13

   Практика применения налоговых норм
   
   Как известно, введение Налогового кодекса Украины не дало тех положительных результатов, на которые так надеялись и законодатель, и налогоплательщики. Этот факт доказывает то количество изменений, которые чуть ли не еженедельно вносятся в основной налоговый закон государства, нарушая один из основных принципов налогового законодательства - стабильность.
   
   Несмотря на постоянные изменения, остается значительное количество практических ситуаций, которые трудно поддаются анализу в нормах Налогового кодекса.
   
   Одной из таких ситуаций является хозяйственная операция, которая возникла недавно у авторов данной статьи.
   
   Отобразим ее на примере.
   
   Между предприятием В (новый кредитор юридическое лицо) и банком А (первоначальный кредитор) заключен договор об уступке права требования долга (кредитное обязательство, обеспеченное залогом корпоративных прав должника). Должник - юридическое лицо. По условиям указанного договора новый кредитор по уступке права требования долга оплатил первоначальному кредитору 1000 гривен.
   
   В дальнейшем новый кредитор удовлетворил требования к должнику за счет залоговых корпоративных прав, приняв их на баланс, стоимость корпоративных прав составляет 1000 гривен.
   
   Вопрос заключается в следующем: является ли указанная операция по приобретению права требования долга (предприятие В) и его реализация путем приобретения права на залоговое имущество (корпоративные права) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и налога на прибыль предприятий?
   
   Данная ситуация регулируется двумя статьями НКУ. Статья 153.5 регулирует операции уступки права требования с позиции налога на прибыль предприятий, а статья 196.1.5 - с позиции налога на добавленную стоимость.
   
   С налогом на прибыль предприятий все более-менее понятно, поскольку указанная статья 153.3 четко указывает, что в налоговом учете нового кредитора (предприятия В) все зависит от финансового результата. То есть:
   
   ● если доход полученный плательщиком налога от следующей уступке права требования обязательств третьего лица (должника) или от выполнения требования должником превышают расходы, понесенные таким налогоплательщиком на приобретение права требования обязательств должника, то полученная прибыль включается в состав его доходов;
   
   ● в случае, если расходы, понесенные плательщиком налога на приобретение права требования обязательств должника, превышают доходы, полученные таким налогоплательщиком от следующей уступки права требования обязательств третьего лица (должника) или от выполнения требования должником, то отрицательный результат не включается в состав расходов отчетного налогового периода или в уменьшение полученных прибылей от осуществления других операций по продаже (передаче) или приобретению права требования обязательств в денежной форме за поставленные товары или предоставленные услуги третьего лица.
   
   Таким образом, в налоговом учете нового кредитора отображается только прибыль от операций по уступке права требования, а расходы (убытки) не будут включены в уменьшение налогооблагаемой прибыли.
   
   В нашем примере все просто, поскольку хозяйственная операция проводится по номинальной стоимости актива 1000 грн. У нового кредитора (предприятия В) не возникнет ни прибыли, ни убытка, что свидетельствует об оставлении валюты баланса в тех же абсолютных значениях, как и до проведения данной операции.
   
   Диаметрально противоположная ситуация сложилась с налогообложением данной операции налогом на добавленную стоимость.
   
   Статья 196.1.5 не дает четкого ответа на вопрос, является ли операция по приобретению требования долга и его реализации путем приобретения права на залоговое имущество (в нашем случае залоговое имущество - корпоративные права) объектом обложения НДС. Законодатель во втором абз. статьи 196.1.5 четко отмечает, что не являются объектом налогообложения операция по уступке права требования по обеспеченным ипотекой кредитам (займам). Поскольку согласно ст. 575 ГК Украины ипотека - отдельный вид залога, возникает вопрос: являются объектом налогообложения НДС операция по уступке права требования по обеспеченному залогом (корпоративные права) кредиту.
   
   По нашему мнению, из анализа ст. 656 ГК Украины усматривается, что к договору уступки права требования применяются положения о договоре купли-продажи. В связи с указанным согласно статье 196.1.1 НК Украины, которая предусматривает, что купля-продажа корпоративных прав не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость, можно сделать вывод относительно того, что не являются объектом налогообложения операция по уступке права требования по обеспеченному залогом обязательству.
   
   В то же время, мы прекрасно понимаем, что ГНИ постоянно ищет пути наполнения бюджета путем доначисления обязательств по налогам и сборам, используя определенные несовершенства налогового законодательства.
   
   Поэтому советуем попробовать получить индивидуальную налоговую консультацию, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины для защиты своих прав. Напомним, что контролирующие органы предоставляют бесплатно консультации по вопросам практического применения отдельных норм налогового законодательства в течение 30 календарных дней, следующих за днем получения такого обращения данным контролирующим органом. Как следствие, не может быть принято к ответственности налогоплательщика, который действовал согласно налоговой консультации, предоставленной ему в письменной или электронной форме.
   
   Источник: Юридическая газета
   Юрий Лец
   Частная практика