= БУХГАЛТЕР: права, обязанность и ответственность =

Організація, зміни, створення, ліквідація бізнесу
IrinkaSvetl
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 3240
З нами з: 24 березня 2011, 04:30
Дякував (ла): 1696 разів
Подякували: 3006 разів

Повідомлення IrinkaSvetl »

В связи с непростым экономическим микроклиматом созрела необходимость создания некой обобщенной темы относительно такого тонкого вопроса как
"БУХГАЛТЕР, его права, обязанности и ответственность"

В данной теме будут аккумулироваться самые актуальные, острые и полезные факты об данной профессии, также в теме будет подборка ссылок на многие вопросы, связанные с бухгалтерской работой, которые обсуждаются на форума, этакий путиводитель

Огромная просьба НЕ задавать в этой теме вопросов, а использовать ее в информационно-познавательном виде...

Спасибо.. поехали:

1. = БУХГАЛТЕР БЕЗ ПРАВА ПОДПИСИ: права, обязанности, ответственность =
2. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst8529_--.aspx Принят главный бухгалтер
3. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst8802_-.aspx *Главный бухгалтер: уведомление органов/фондов*
4. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst5883_-----.aspx должность бухгалтера без должности главного бухгалтера
5. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst7261_----.aspx главный бухгалтер без права подписи!!!
6. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst10938_-1.aspx Форма 1-ОПП
7. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst9951_---.aspx Предприятие без гл. бухгалтера......
8. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst12683_-----.aspx Может ли главный бухгалтер быть совместителем?

1. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst6682_---.aspx Смена фамилии главного бухгалтера
http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst6538_--.aspx Последствия замены фамилии
http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst14169_----.aspx гл.бухгалтер сменила фамилию! как учесть?
2. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst2521_----.aspx Смена Гл.бухгалтера на предпреятии
3. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst14210_----.aspx Смена главного бухгалтера: порядок действий
4. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst14915_---.aspx Акт о НЕпринятии бухгалтерии!!!!

1. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst14387_--.aspx Відповідальність єдиного бухгалтера.
2. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst12550_--.aspx материальная ответственность главбуха
3. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst11783_---.aspx Уголовная ответственность "экс"-главного бухгалтера!
4. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst6896_-------.aspx Штраф за неправильное ведение и неведение бухгалтерского учета
5. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst16575_---.aspx Бухгалтер или главный бухгалтер: в чем отличие?
6. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst1 ... -----.aspx Обязанности бухгалтера: только учесть или ещё и рассказать, как правильно оформить?
7. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postsm2 ... spx#263153 = Переложить штраф на бухгалтера или Кто заплатит за ошибки? =

1. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst15601_---.aspx Глав.бух уходит в отпуск
2. http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst1 ... -----.aspx Директор и его подпись в отчетности как и.о. гл. буха


В просторах интернет:

http://buhforum.com/viewtopic.php?f=21&t=2500 Переложить штраф на бухгалтера: можно ли?


Подробнее: http://buhforum.com/viewtopic.php?f=21&t=2500



....... (продолжение следует)

IrinkaSvetl
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 3240
З нами з: 24 березня 2011, 04:30
Дякував (ла): 1696 разів
Подякували: 3006 разів

Повідомлення IrinkaSvetl »

Организация бухучета на предприятии
http://www.buhgalteria.com.ua/Hit.html?id=1713 Организация учета на предприятии: эффективная или фиктивная?

Как известно, ответственность за организацию бухучета несет собственник предприятия или уполномоченное им должностное лицо, например директор или гендиректор (ч. 4 ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV, далее – Закон №996).

Ведение бухучета на предприятии может осуществляться путем:
_ введения в штат предприятия должности бухгалтера (если он единственный в своем роде на предприятии) или создания бухгалтерской службы во главе с главбухом. С работником заключается срочный или бессрочный трудовой договор. Заключение контракта законодательством не предусматривается (ст. 21, 23 КЗоТ);
_ пользования услугами специалиста по бухучету, зарегистрированного как физическое лицо – предприниматель. С предпринимателем заключается гражданско-правовой договор о предоставлении услуг по ведению бухучета (гл. 63 Гражданского кодекса, далее – ГК);
_ ведения бухучета на договорных началах централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;
_ самостоятельного ведения бухучета и составления отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия (эта форма организации бухучета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна быть обнародована, например в АО, а также в бюджетных учреждениях).

В соответствии с Законом № 996 подчиненность главбуха (как составляющая организации бухучета) определяется работодателем и может быть определена в учредительных документах и прописана в должностной инструкции.

Должностные обязанности главбуха
Определяя должностные обязанности главбуха, следует руководствоваться не только общими нормами, но и учитывать вид деятельности предприятия, его структуру. Задачи и обязанности главного бухгалтера определены в Законе № 996.
Так, согласно п. 7 ст. 8 Закона №996-XIV главный бухгалтер:
_ обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических принципов бухучета (П(С)БУ), составления и представления в установленные сроки финансовой отчетности;
_ организует контроль за отражением на счетах бухучета всех хозяйственных операций;
_ принимает участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражей и порчей активов предприятия (т. е. принимает участие в оформлении инвентаризационных документов);
_ обеспечивает проверку состояния бухучета в обособленных (филиалах, представительствах) и необособленных подразделениях предприятия.
Кроме законодательства, перечень задач, прав и обязанностей, полномочий и ответственности главбуха должен определяться в должностной инструкции.
Должностная инструкция разрабатывается и утверждается на основе Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.04 г. № 336 (далее – Справочник № 336).

Если целью внесения изменений в должностную инструкцию является добавление новых обязанностей, которые обычно выполняются другими должностными лицами, то необходимо учесть требования Справочника № 336.
Кроме того, необходимо учесть, что в соответствии с ч. 3 ст. 32 КЗоТ выполнение дополнительной работы по другой профессии является изменением существенных условий труда, о чем работодатель обязан сообщить работнику за 2 месяца.

Дополнительная работа не должна требовать другой специальности (квалификации): например, ведение кадрового учета.
Но иногда бухгалтеру выпадает счастливый билет побыть еще и юристом.
Кстати, такие отношения можно оформить не только путем внесения изменений в инструкцию, но и путем совмещения должностей или совместительства, если в штате имеется соответствующая вакантная должность (в нашем случае должность юриста). На наш взгляд, этот вопрос должен выноситься на обсуждение между работником (бухгалтером) и работодателем. Дополнительные обязанности должны дополнительно оплачиваться. В любом случае изменения и дополнения могут быть внесены в должностную инструкцию приказом руководителя только с согласия работника.

IrinkaSvetl
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 3240
З нами з: 24 березня 2011, 04:30
Дякував (ла): 1696 разів
Подякували: 3006 разів

Повідомлення IrinkaSvetl »

Если бухгалтер временно отсутствует или увольняется

Временное отсутствие главбуха.
Во время отсутствия главбуха его обязанности выполняет заместитель или другое должностное лицо, которое определяется должностной инструкцией главбуха и/или должностной инструкцией лица, которое будет его замещать. Если заместитель (или другое лицо) также отсутствует (например, совпали отпуска), то руководитель предприятия должен назначить приказом по предприятию лицо, на которое будут возлагаться функции главного бухгалтера, или выполнять эти обязанности самостоятельно. Доплата работникам за выполнение обязанностей главбуха на время его отсутствия осуществляется на основании совмещения должностей или совместительства.

Размер доплаты за замещение главбуха устанавливается колдоговором или в соответствии с генеральными и отраслевыми (региональными) соглашениями, если предприятие является их участником (ст. 97, 105 КЗоТ и ст. 15 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР). Если колдоговор на предприятии не заключен, то размер доплаты согласовывается с профсоюзом или его представителем, а если и их нет – с согласия сторон. Размер доплаты фиксируется в приказе по предприятию о поручении работнику выполнять обязанности временно отсутствующего работника.

Во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком главбух может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому, сохраняя за собой право на получение пособия по уходу за ребенком (ст. 18 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР). При работе на условиях
неполного рабочего времени сохраняется право на ежегодный отпуск полной продолжительности, а оплата осуществляется пропорционально отработанному времени (ст. 56 КЗоТ).

Подписание документов на время отсутствия главбуха.
Согласно п. 2.13 Положения, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, руководитель предприятия утверждает перечень лиц, которые имеют право давать разрешение (подписывать первичные документы) на осуществление хозяйственной операции. Рекомендуем в таком перечне предусмотреть также лиц, к которым могут переходить права и обязанности главбуха на время его отсутствия. Лицо, которое будет исполнять обязанности главного бухгалтера, будет подписывать и отчетность (в т. ч. финансовую, статистическую, налоговую).

Согласно п. 18.15 Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492 (далее – Инструкция № 492), в случае назначения лица, которое будет временно выполнять обязанности первого руководителя или главбуха, не составляется новая карточка, а лишь дополнительно подается временная карточка с образцом подписи такого лица. При этом нужно учесть, что право второй подписи:
_ принадлежит главбуху или лицу, на которого возложено ведение бухучета и отчетности, или другим уполномоченным на это лицам (п. 18.2 Инструкции № 492);
_ не может быть предоставлено лицам, которые пользуются правом первой подписи (п. 18.4 Инструкции № 492).

Внесение изменений в учетные данные налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 9.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588 (далее – Порядок № 1588), сведения об ответственных за налоговый учет лицах юрлица или обособленного подразделения (т. е. руководителя и главного бухгалтера) вносятся или изменяются органом ГНС в Едином банке данных юридических лиц на основании регистрационного заявления налогоплательщика по форме № 1-ОПП (приложение 6 к Порядку № 1588) с отметкой «Изменения», которое необходимо подать в течение 10 дней с момента назначения бухгалтера или главбуха.
Заявление по форме № 1-ОПП необходимо подавать, если главбух уволен, а на его место назначено другое лицо или его обязанности будет выполнять руководитель предприятия.
Подавать документ, подтверждающий полномочия лица, временно ответственного за ведение налогового учета и составление отчетности, Порядок № 1588 не требует.

Передача дел.
На сегодня законодательством не установлена обязательная приемка- передача дел между предыдущим главбухом и его преемником. Порядок передачи дел может определяться внутренними документами на предприятии. Если такой порядок введен, то главный бухгалтер, который увольняется, обязан передать дела своему преемнику.

Отсутствие преемника не является основанием для «задержания» бухгалтера на рабочем месте. Если главбух желает уволиться – ему достаточно предупредить работодателя за две недели и не считаться ни с налоговыми проверками, ни с отчетным периодом. В таком случае дела принимает руководитель предприятия как лицо, ответственное за ведение бухучета на предприятии (ч. 3 ст. 8 Закона № 996).

IrinkaSvetl
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 3240
З нами з: 24 березня 2011, 04:30
Дякував (ла): 1696 разів
Подякували: 3006 разів

Повідомлення IrinkaSvetl »

[center]Ответственность бухгалтера[/center]

Дисциплинарная ответственность
В рамках исполнения своих трудовых обязанностей за нарушение трудовой дисциплины бухгалтер, как и иной работник, числящийся в штате предприятия, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Она может наступить только за нарушение правил внутреннего трудового распорядка и иных документов, регламентирующих трудовую дисциплину на предприятии. Соответственно, к дисциплинарной ответственности не может быть привлечено лицо, исполняющее на предприятии обязанности бухгалтера на основании гражданско-правового договора.

Согласно ст. 147 КЗоТ Украины (далее - КЗоТ) бухгалтер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в форме выговора или увольнения. Для применения такого вида ответственности существуют сроки давности, предусмотренные ст. 148 данного Кодекса, а именно: в течение 1 месяца с момента выявления дисциплинарного проступка (без учета времени пребывания работника на больничном или в отпуске), но не позднее 6 месяцев с момента его совершения


Материальная ответственность.
Главбух несет ограниченную материальную ответственность (в пределах среднего заработка) за вред, причиненный предприятию в результате нарушения возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 130, 132 КЗоТ). В частности, в соответствии со ст. 133 КЗоТ главный бухгалтер может нести ограниченную материальную ответственность за:
_ порчу или уничтожение из-за небрежности предметов, выданных ему предприятием в
пользование (например, офисной техники);
_ вред, причиненный предприятию излишними денежными выплатами.

Статья 134 КЗоТ предусматривает полную материальную ответственность любого работника предприятия (в т. ч. главбуха или бухгалтера). Однако п. 1, 9 ст. 134 КЗоТ на бухгалтера не распространяется. Поскольку ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 134 КЗоТ, касается только работников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности. Однако Перечнем, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 г. № 447/24, не предусмотрено заключение такого договора с главбухом или бухгалтером.
А п. 9 ст. 134 КЗоТ предусматривает полную матответственность для руководителей предприятий. Так, работник несет полную материальную ответственность, например, если:
_ имущество и другие ценности были получены главным бухгалтером под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам (п. 2 ст. 134 КЗоТ);
_ вред предприятию был нанесен в результате действий, которые имеют признаки преступления, или совершенных в нетрезвом состоянии (п. 3, 4 ст. 134 КЗоТ) и др.

Гражданско-правовая ответственность
К данному виду ответственности могут быть привлечены лица, осуществляющие ведение учета на предприятии на договорной основе (внештатный бухгалтер). К таковым в соответствии со ст. 8 Закона Украины от 16.07.99 г. №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украины» относятся как частные предприниматели, осуществляющие на предприятии ведение учета, так и субъекты аудиторской деятельности - аудиторские фирмы либо сертифицированные аудиторы. Для таких субъектов предпринимательской деятельности гражданско-правовая ответственность наступает в форме возмещения причиненных убытков, которое осуществляется на основании решения суда.

Согласно ст. 22 Гражданского кодекса Украины под убытками, в частности, понимаются потери, понесенные лицом в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы, которые лицо произвело или должно было произвести для восстановления своего нарушенного права. Необходимым условием для привлечения к ответственности в виде возмещения убытков является наличие у лица вины (ст. 614 данного Кодекса). Применительно к бухгалтерскому учету убытками, понесенными предприятием в связи с ненадлежащим исполнением договора на ведение бухгалтерского учета, могут являться суммы налоговых обязательств, пени и штрафных санкций, доначисленных в результате проверок. Факт причинения таких убытков и наличие вины у бухгалтера могут быть подтверждены вступившим в законную силу решением административного суда, согласно которому предприятию отказано в иске об отмене соответствующих налоговых уведомлений-решений.

Исходя из этого, условие о порядке возмещения причиненных убытков в договоре между предприятием и привлеченными специалистами на ведение бухгалтерского учета должно стать одним из существенных.


Административная ответственность.
Этот вид ответственности и суммы применяемых санкций установлены КУоАП: ст. 1631–1634. При совершении одним лицом двух или более
правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно (ч. 1 ст. 36 КУоАП). Если же дела об обоих правонарушениях рассматриваются одним и тем же органом, взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение (ч. 2 ст. 36 КУоАП).

К данному виду ответственности могут быть привлечены должностные лица предприятия. Согласно ст. 364 Уголовного кодекса Украины (далее - УКУ) должностными лицами являются лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняют такие обязанности на основании специального полномочия. Исходя изданного определения, к должностным лицам могут быть отнесены главный бухгалтер либо бухгалтер (при единоличном ведении на предприятии бухгалтерского учета).

Что же касается лиц, привлеченных к ведению бухгалтерского учета на основании гражданско-правового договора, то они могут быть приравнены к должностным только в случае наличия в отношении их специального распоряжения (приказа) руководителя предприятия (письмо МВД Украины от 31.03.10 г. №13/3-4156). Например, в отношении частного предпринимателя, осуществляющего ведение бухгалтерского учета на договорной основе, может быть издан приказ по предприятию о возложении на него обязанностей бухгалтера.

Касательно круга правонарушений, за которые бухгалтер может быть привлечен к административной ответственности, то он установлен соответствующими положениями Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП). Прежде всего это положения главы 12 «Административные правонарушения в сфере торговли, общественного питания, сфере услуг, в сфере финансов и предпринимательской деятельности» особой части раздела II данного Кодекса.

Привлечение к административной ответственности осуществляется на основании постановления по делу об административном правонарушении. В зависимости от вида правонарушения такое постановление может быть вынесено либо уполномоченным государственным органом, либо местным судом. В том случае, если постановление выносится государственным органом, оно может быть обжаловано в 10-ти дневный срок путем подачи административного иска об его отмене в местный суд общей юрисдикции, расположенный либо по месту жительства бухгалтера, либо по месту нахождения государственного органа (здесь выбор за бухгалтером). Если же постановление по делу об административном правонарушении выносится судом, то оно может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в апелляционный суд общей юрисдикции. Порядок и процедура такого обжалования установлены ст. 294 КУоАП.

Бухгалтеру необходимо знать и о сроках давности для привлечения к административной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 38 КУоАП по административным правонарушениям, постановления по которым выносятся государственными органами, административное взыскание (в т.ч. и штраф) может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - через два месяца со дня его выявления. По административным правонарушениям, постановления по которым выносятся судами, административное взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - через три месяца со дня его выявления. Если в действиях бухгалтера содержатся признаки коррупционного правонарушения (глава 13-а КУоАП), административное взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня выявления правонарушения, но не позднее одного года со дня его совершения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или закрытии уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его закрытии.

Привлечение к админответственности (например, наложение штрафа) возможно не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения (разовое нарушение), а при продолжающемся правонарушении – не позднее чем через два месяца со дня его выявления (ст. 38 КУоАП).

Обратите внимание:
_ к разовым правонарушениям относится непредставление отчетности, платежного поручения на уплату налогов;
_ продолжающимися правонарушениями можно назвать отсутствие бухгалтерского учета, ведение его с нарушением, нарушения при начислении налогов (сборов), выявить которые можно только при проведении документальной проверки.



Уголовная ответственность.
Любое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только в случае доказательства его вины в совершении действия или бездействии, которые содержат состав преступления. Вина устанавливается только на судебном заседании. Доказательством вины является приговор суда, вступивший в законную силу.

Как показывает практика, бухгалтер (в том числе и главный) чаще всего может быть привлечен к уголовной ответственности по следующим статьям УКУ:
- ст. 212 - «Уклонение от уплаты налогов, сборов, (обязательных платежей);
- ст. 2121 - «Уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование»;
- ст. 364 - «Злоупотребление властью или служебным положением»;
- ст. 367 - «Халатность».

Согласно п. 56.22 ст. 56 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) в случае обжалования решения налогового органа о доначислении налоговых обязательств в судебном порядке, обвинение бухгалтера в уклонении от уплаты налогов не может базироваться на таком решении до разрешения судом дела по сути (исключение составляют случаи, когда обвинение базируется и на других доказательствах, собранных в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства).

Перечисленные выше статьи УКУ устанавливают возможность наступления и меру уголовной ответственности бухгалтера в зависимости от размера неуплаченных сумм налогов, сборов (других обязательных платежей) либо причиненного ущерба. Эта величина, в свою очередь, в УКУ выражена в необлагаемых минимумах доходов граждан.

Важно! Для целей квалификации преступления и привлечения к уголовной ответственности один нмдг равен не привычным нам 17 грн., а размеру налоговой социальной льготы, установленной на соответствующий год (см. п. 6 подраздела II «Переходные положения», а также пп. 169.1.1 НКУ). В 2011 году данная величина составляет 470 грн. 50 коп. Таким образом, минимальная сумма налогов, сборов, страховых взносов, за неуплату которых наступает уголовная ответственность по ст. 212, 2121 УКУ, в 2011 году составляет 470500 грн. (1000 нмдг).

Следует обратить внимание на то, что сейчас в бухгалтерских изданиях со ссылкой на п. 58.4 ст. 58 НКУ встречается мнение, что при наличии установленной в акте проверки достаточной суммы неуплаченных налогов бухгалтер может быть привлечен к уголовной ответственности без вынесения налогового уведомления-решения. Однако на самом деле данная норма указанного Кодекса применяется исключительно в тех случаях, когда проверка была проведена уже в рамках возбужденного уголовного или оперативно-розыскного дела. Подтверждением тому являются п. 86.9 ст. 86 НКУ, а также позиция главного налогового ведомства, изложенная в письме от 25.01.11 г. №1754/7/23-8017.

Бухгалтеру также необходимо помнить, что уголовная ответственность по ст. 212 и 2121 УКУ наступает только за неуплату тех налогов и сборов, которые перечислены в ст. 14 и 15 НКУ, а также тех взносов, которые предусмотрены Законом Украины от 09.07.03 г. №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и Законом Украины от 08.07.10 г. №2464-VI «О сборе и учете единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Кроме того, следует учитывать, что при квалификации преступлений по данным статьям УКУ суммы пени и начисленных штрафных санкций не учитываются.

В заключение несколько слов хотелось бы сказать о возможности привлечения к уголовной ответственности бухгалтера, ведущего на предприятии учет на основании гражданско-правового договора. Так, в упомянутом выше письме МВД говорится о том, что такой бухгалтер, если он не получил на предприятии статус должностного лица (см. раздел - административная ответственность), может быть привлечен к уголовной ответственности исключительно в качестве пособника преступления.


[center]А это печальный опыт одной нашей форумчанки[/center]

http://news.flp.ua/2012/09/24/pochemu-b ... -i-tyurmu/ Почему бухгалтер в Украине обречен на штрафы и тюрьму
Если об этой проблеме не заговорят во весь голос — бухгалтера в Украине обречены. Нас просто задавят штрафами. Или сгноят в застенках.

Я понимаю, что вопрос, который я хочу предложить вашему вниманию, является узкопро­фильным и очень индивидуальным, и даже личным, но иной возможности решить его, не подняв обсуждение в СМИ, не вижу. Если о проблеме не заговорят во весь голос — бухгалтера в Украине обречены. Нас просто задавят штрафами. Или сгноят в застенках.

Ни для кого не секрет, что наше якобы правовое государство не особенно преуспевает в за­щите прав и свобод граждан. Но особенно страшно понимать, что в реалиях украинской дей­ствительности оказывается предельно просто сделать законопослушного человека без вины виноватым.

Моя коллега, частный предприниматель-бухгалтер, плательщик единого налога, 3 июля 2012 года получила постановление о возбуждении относительно нее уголовного дела по ст.212 ч.3 уголовного кодекса Украины. После этого дня жизнь рядового и законопослуш­ного бухгалтера-частного предпринимателя разделилась на «до» и «после». Этим постанов­лением следователь налоговой милиции вынес на свет дело, 3 года удивительным образом пролежавшее без явного движения.

В 2009 году была проведена плановая документальная проверка у физлица-предпринима­теля плательщика НДС и НДФЛ, по результатам которой одну из фирм-контрагентов пред­принимателя признали фиктивной без решения суда, сделку бестоварной. И в итоге — огром­ную якобы недоплату в бюджет в размере 1,6 млн грн.

Бухгалтер оказывала этому предпри­нимателю услуги по ведению бухучета по доверенности. По данному факту налоговой ми­лицией еще в 2009 году было возбуждено дело, в рамках которого она проходила как свиде­тель, пребывая в искреннем неведении возможных последствий. После нескольких допро­сов активные действия следователей прекратились. В итоге полученное постановление о возбуждении уголовного дела стало для бухгалтера чудовищным сюрпризом. В этом по­становлении следователь относит полную сумму ущерба на бухгалтера! И это при том, что согласно ст.212 Уголовного Кодекса Украины к уголовной ответственности по этой статье может быть привлечено исключительно лицо, обязанное уплачивать налоги, то есть сам ча­стный предприниматель, ведущий хозяйственную предпринимательскую деятельность, но никак не бухгалтер! Каким образом рядовой бухгалтер — частный предприниматель, мо­жет отвечать за действия клиента-частного предпринимателя? Наказание по этой статье бо­лее чем удручающее – штрафные санкции от 255 тысяч до 425 тысяч гривен с конфиска­цией имущества и запретом заниматься определенными видами деятельности до 3-х лет, а мера пресечения возможна только в виде залога (минимальная сумма 17 тысяч грн.), а если нет возможности оплатить такой залог – взятие под стражу! Таким образом, рядовая граж­данка Украины, исправный налогоплательщик, оказалась один на один с жерновами укра­инского правосудия.

Опять же не секрет, что в Украине правосудие является платным. А так как че­ловек не имеет финансовой возможности оплачивать положительные решения судов, суд отказал в удовлетворении ее жалобы на постановление следователя о возбуждении уго­лов­ного дела. Женщине возрастом под 50, имеющей скромный доход и не имеющей ма­шины, гаража, дачи и другого имущества, которое можно было бы продать или заложить, очень сомнительно оплатить предполагаемую сумму залога. Но в противном случае может ожидать взятие под стражу, и никому не известно, когда она оттуда выйдет и выйдет ли во­обще!

Кроме того, в официальных документах множество «ляпов», например, в тексте Ре­шения суда по жалобе на постановление следователя о возбуждении уголовного дела в двух местах упоминается «Декларация о прибыли», которая предпринимателем не подается ап­риори, по­скольку он не является плательщиком налога на прибыль. Кроме того, смущает фраза «од­нак в його податковому обліку та звітності відображалось придбання даної продукції у інших підприємств, які мають ознаки фіктивності.» Насколько я знаю, фик­тивность пред­приятия устанавливает суд (ст.205 «Фиктивное предпринимательство»). Ссылки на такое решение суда нет нигде. То есть, все шито белыми нитками…

Более того, все знакомые юристы искренне удивлены тем фактом, что уголовная ответственность в данной ситуации благополучно переносится на бухгалтера, а не на самого частного пред­принимателя. Происходит четкая замена основного виновника в данном деле; сам частный предприниматель, конечно, более финансово успешный и явно имеющий сильных покрови­телей, остается свидетелем. А дело по неуплате в бюджет 1,6 млн. грн. будет закрыто, ви­новным же назван рядовой бухгалтер, который не являлся даже его наемным работником.

Уважаемая редакция, если это дело будет решено не в пользу бухгалтера, создастся юриди­ческий прецедент, по которому можно будет привлекать не самого частного предпринима­теля, осуществляющего хозяйственные операции, а бухгалтера, стороннего человека. Работа бухгалтера в Украине становится опаснейшим занятием, ведь теперь никакой договор и но­тариально заверенная доверенность не являются защитой, а напротив, становятся ахилле­совой пятой!

Все практикующие бухгалтера знают позицию налоговой, существующую уже 20 лет: преступник всегда бухгалтер! И обратное им доказать невозможно. Хотя по факту — бухгалтер о любой хозяйственной операции узнает последним, и работает при этом за гроши. А в результате сажают гл.бухов, потому что денег у них нет, подписи везде — их, и они еще и признают их, все честно рассказывают и тем самым подписывают себе обвинитель­ный приговор. А директора врут, изворачиваются, перекладывают все на бухгалтера, дают взятки и остаются на свободе!

Уважаемая редакция, обращаюсь к вам с просьбой – помогите! Суд постановил назначить рядовому бухгалтеру залог в размере более миллиона гривен или взятие под стражу. Жиз­ненно необходимо придать общественный резонанс тому, что происходит, иначе любой гражданин Украины может оказаться в застенке за то, чего он не совершал!

IrinkaSvetl
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 3240
З нами з: 24 березня 2011, 04:30
Дякував (ла): 1696 разів
Подякували: 3006 разів

Повідомлення IrinkaSvetl »

http://www.jobs.ua/job_description/rubrics-12/ ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ: Бухгалтерия, банк, финансы, аудит

http://www.jobs.ua/job_description/view/1/ Должностная инструкция главного бухгалтера (укр.)

http://www.jobs.ua/job_description/view/21/ Должностная инструкция бухгалтера (укр.)

IrinkaSvetl
Светоч Мысли
Светоч Мысли
Повідомлень: 3240
З нами з: 24 березня 2011, 04:30
Дякував (ла): 1696 разів
Подякували: 3006 разів

Повідомлення IrinkaSvetl »

[center]ПЕРЕДАЧА ДЕЛ при смене БУХГАЛТЕРА[/center]
http://www.buhgalteria.com.ua/Hit.html?id=1049 Особенности передачи дел при смене бухгалтера
http://buhgalter911.com/yaf/yaf_postst14915_---.aspx Акт о НЕпринятии бухгалтерии!!!!
http://www.vs.com.ua/index.php?pageid=3360 За себя и за того парня?! Об ответственности нового главбуха за действия своего предшественника
http://www.dtkt.com.ua/debet/rus/2001/45/45pr16.html Что говорят налоговики об ответственности бухгалтера (2001 г) Как правильно принять бухгалтерские дела
Во время разговора с руководителем предприятия, куда меня приняли на должность главного бухгалтера, я узнала, что бухгалтерский учет на предприятии предыдущим бухгалтером велся не постоянно, поэтому, по-видимому, некоторых документов бухгалтерского учета нет.

Отказаться от этой должности я не могу: очень долго искала работу сама и направила меня на данное предприятие служба занятости. Посоветуйте, как правильно принять бухгалтерские дела, чтобы потом не было проблем ни с руководством предприятия, ни с налоговой службой.
Должность бухгалтера требует особого порядка передачи документов от бухгалтера, который увольняется, бухгалтеру, принимающему дела. Но у вас ситуация значительно лучше, чем вы думаете (это видно из письма), и вот почему.
В соответствии с Законом Украины от 16.07.99 г. №996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет владелец (владельцы) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием.

То есть при увольнении предыдущего бухгалтера, в случае если нет бухгалтера, который принял бы дела, руководитель должен принять дела от него сам лично или своим приказом поручить это сделать другому специалисту, например финансовому директору. Как правило, при увольнении бухгалтера на предприятии создается комиссия по проверке и регистрации документов, имеющихся у него в наличии.

По результатам проверки составляется акт инвентаризации, в котором фиксируется результат проверки и подается полный перечень и опись документов, имеющихся у бухгалтера, который увольняется. Это подтверждается и п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 24.01.80 г. №59, согласно которому "приемка и сдача дел при назначении и увольнении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В случае необходимости приемка и сдача дел главным бухгалтером осуществляются при участии представителя высшего органа (руководителя предприятия)".

В случае установления факта отсутствия документальных материалов руководитель должен принять соответствующее решение, с учетом п. 6.10 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. №88 ("В случае пропажи или уничтожения первичных документов, учетных регистров и отчетов руководитель предприятия, учреждения письменно уведомляет об этом правоохранительные органы и приказом назначает комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропажи или уничтожения. Для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора"). Кстати, при такой проверке не обязательно присутствие увольняющегося бухгалтера.

Следовательно, при наличии приказа руководителя о принятии вас на должность бухгалтера вам необходимо в первую очередь потребовать акт инвентаризации бухгалтерской документации и сами документы.
Сверив эти два источника, следует составить служебную записку на имя руководителя предприятия, изложив в ней состояние бухгалтерской документации.
После этого можно смело приступать к работе и добросовестно выполнять ее.
Если бухгалтер принял документы, которые велись его предшественниками, по акту приемки-передачи, то ответственность он может нести только за их хранение, а не ведение
http://profmeter.com.ua/communication/l ... /lesson72/ Акт приема-передачи дел главному бухгалтеру предприятия

http://profmeter.com.ua/content/articles/105/692/ Инструкция о передачи дел Главным бухгалтером
Инструкция о передачи дел Главным бухгалтером
В статьях, ссылки на которые приведены выше, указано, что законодательство не предусматривает официальной процедуры передачи дел от одного Главного бухгалтера другому, поэтому данная инструкция носит больше характер алгоритма действий и документа, регулирующего соответствующий бизнес-процесс.

При вступлении в должность вновь назначаемый Главный бухгалтер обязан:

- Встретиться со своим предшественником и ознакомиться с состоянием дел в бухгалтерском учете путем интервьюирования (задать интересующие вопросы). Если этого сделать невозможно или не удалось - поставить в известность об этом руководителя предприятия, который приказом назначит комиссию для приема дел Главным бухгалтером, вступающим в должность. По итогам работы комиссия должна составить акт
- Ознакомиться с местами хранения первичной документации и выборочно проверить ее наличие
- Выяснить дату последней сдачи документов в архив и найти оригинал акта сдачи документов или акта их уничтожения
- Выяснить, не изымались ли документы контролирующими органами и имеются ли об этом соответствующие документальные свидетельства
- Выяснить, были ли в последнее время на предприятии недостачи или хищения, проконтролировать наличие соответствующих документов
- Провести окончательную проверку наличия бухгалтерской документации, составить акт инвентаризации бухгалтерской документации
-В случае установления факта отсутствия каких-либо бухгалтерских документов, уведомить руководителя предприятия. Руководитель должен принять соответствующее решение. В случае, если отсутствие документов может привести к серьезным последствиям, руководитель предприятия, учреждения письменно уведомляет об этом правоохранительные органы и приказом назначает комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропажи или уничтожения.
- Оценить состояние бухгалтерского учета и, в случае наличия серьезных претензий, письменно уведомить руководителя предприятия и предложить провести аудиторскую проверку, если есть предположения о том, что предыдущим бухгалтером допускались серьезные ошибки
- Проверить наличие всех налоговых деклараций за период не менее, чем 1095 дней, провести сверку сальдо по счетам 64 и 65 с данными налоговых деклараций. Учесть, что если налоговая декларация не была представлена, то срок 1095 дней на обязательства по уплате налога начинается с даты ее предоставления. Проверить подписи уполномоченных лиц
- Ознакомиться со всеми актами проверок за последние 1095 дней и проверить уплату всех пеней и штрафов по этим актам. Результаты доложить руководителю предприятия
- Согласовать с увольняющимся Главным бухгалтером дату, на которую все учетные операции по регистрам завершены. На эту дату должны быть выполнены все бухгалтерские записи за истекший период, укомплектованы в дела первичные документы, служащие основанием для каждой выполненной записи, сформирован оборотный баланс, формы бухгалтерской и налоговой отчетности
- Подготовить к приему-передаче книги и журналы регистрации: учета счетов-фактур полученных и выданных, приобретений и продаж, регистрации банковских чековых книжек, ценных бумаг, доверенностей, контрольно-кассовых аппаратов, кассовая книга и др.
- Убедиться, что передаваемые документы подшиты в дела согласно номенклатуре дел, разработанной на предприятии. Номенклатура дел представляет собой список заглавий (наименований) дел и журналов (книг) регистрации, заводимых на предприятии, с указанием сроков их хранения. Если необходимые журналы (книги) отсутствуют, об этом делается соответствующая запись в акте приемки-передачи, а журнал (книга) заводится со дня приема дел
- Если аудиторская проверка не проводится, провести выборочную проверку первичных документов. Проверить правильность их оформления, наличие подписей уполномоченных лиц, отражение в учете Все выявленные в ходе проверки нарушения, ошибки и неточности указать в акте приемки-передачи дел
- Если увольняющийся Главный бухгалтер нес материальную ответственность, провести инвентаризацию по участкам ответственности. Назначить полную инвентаризацию, если на дату обязательной инвентаризации, определенной в учетной политике предприятия, инвентаризация не проводилась
- Если увольняющийся главбух совмещал должность кассира - провести инвентаризацию кассы
- Ознакомиться с результатами инвентаризаций за прошедший год и проверить, были ли приняты меры по их результатам
- Подготовить для подписи акт приема-передачи дел.

Примерная форма Акта приема-передачи дел
г. _______
Общество с ограниченной ответственностью
_________________
«____» __________ 2009 года


Акт приема-передачи дел
Мы, нижеподписавшиеся,
Генеральный директор ООО _______________ Иванов И.И.
Главный бухгалтер (который увольняется) Петрова П.П
Главный бухгалтер (который назначается) Сидорова С.С.

Подписали настоящий акт о том, что при увольнении Главного бухгалтера ООО ____________ Петровой П.П.. и назначении Главным бухгалтером ООО ____________ Сидоровой С.С. при передаче дел выявлено следующее:

Первичные документы, согласно которым велся учет хозяйственных операций, находятся на предприятии, сгруппированы по видам хозяйственных операций и хранятся в отведенных местах.
Перечень первичных и учетных бухгалтерских документов, которые передаются, составлен в виде реестров и прилагается к настоящему акту.

Инвентаризация первичных документов на предмет выявления их наличия в полном объеме не проводилась. С целью контроля наличия первичных документов была проведена выборочная инвентаризация.

При выборочной проверке наличия первичных документов выявлено отсутствие ряда первичных документов, перечень которых составлен в виде реестра и прилагается к настоящему акту.

Бухгалтерская документация (регистры учета) находится на электронных носителях и на момент передачи дел доступна для ознакомления. Перечень бухгалтерских документов (регистров учета) составлен в виде реестра и прилагается к настоящему акту.

Проведенная выборочная проверка бухгалтерской отчетности показала, что бухгалтерский учет велся в соответствии с действующим законодательством Украины, однако имеет ряд недостатков, которые перечислены в виде реестра замечаний, который прилагается к настоящему акту.

Последняя проверка контролирующими органами проводилась в июле — августе 2007 года. Результаты проверки оформлены в акте « Про результати комплексної планової виїздної документальної перевірки дотримання вимог податкового та валютного законодавства України ТОВ _______________ за період з 01.01.2006 по 31.03.2007 р.» №.__________ от 17.08.2007 г. на 47 страницах. Штрафы, недоимки и административные штрафы, начисленные по результатам проверки, на момент передачи дел уплачены в полном объеме.
Деятельность предприятия за период с 01 апреля 2007 года на момент передачи дел контролирующими органами не проверялась.
Лица, подписавшие настоящий акт передачи дел свидетельствуют, что на момент передачи дел у них нет сведений относительно наличия документов, которые могли бы свидетельствовать об иных результатах деятельности предприятия, чем те, которые указаны в бухгалтерской отчетности и бухгалтерских регистрах.

Подписи сторон:

_________ Генеральный директор ООО ______________ Иванов И.И.
_________ Главный бухгалтер (который увольняется) ООО _________ Петрова П.П.
_________ Главный бухгалтер (который назначается) ООО _________ Сидорова С.С.

Приложения:

1.Реестр бухгалтерских документов.
2.Реестр недостающих документов.
3.Реестр замечаний к бухгалтерской документации.

Відповісти

Повернутись до “Організаційні питання”