Чат 911

Отримуйте
новини поштою!

09.12.20 00:00
0 Друкувати

Дати відвантаження та отримання товару не збігаються: коли відображати ПК?

Автор: Альошкіна Наталя, податковий експерт.

Постачальник відвантажив товар 30 листопада, а фактично доставив його в грудні. Видаткова накладна (ВН) на товар датована 30.11.2020 р., а в товарно-транспортній накладній (ТТН) зазначена дата отримання товару — 01.12.2020 р. В якому місяці покупець може скористатися податковим кредитом (ПК) — у листопаді чи грудні (перша подія — відвантаження товару)?

Судячи із запитання, обов’язок з доставки товару покладений на постачальника. Саме в цьому випадку дата відвантаження товару зі складу постачальника може не збігатися з датою отримання товару покупцем.

Одразу скажемо: у цій ситуації постачальник повинен скласти податкову накладну (ПН) 30 листопада. А перший звітний період, в якому в покупця виникає право на ПК (за умови реєстрації ПН в ЄРПН) — це, на нашу думку, період отримання товару покупцем, тобто грудень. А тепер по порядку.

Оскільки право на ПК покупця підтверджує, зокрема, ПН, складена та зареєстрована в ЄРПН постачальником — платником ПДВ (п. 201.10 ПКУ), важливо правильно визначити дату складання такої ПН.

Передплатіть, щоб відкрити доступ до матеріалів
Я вже передплатник

Видання для фахівців в області оподаткування та бухгалтерського обліку в усіх сферах бізнесу

450 грн/
місяць
Купити
Коментарі
  • очень злой бух
09.12.20 09:12

Да, только ДПС считает, что дата фактической отгрузки и дата расходной, 100% должна совпадать. И мозг выносят

Відповісти
  • Анна
09.12.20 09:29

А если в другой город везут? например, машина выехала 30.11,из города А, в город Б приехала 01.12

Відповісти
  • Mariya A.
09.12.20 09:51

Нам часто товар едет из другого города. Честно говоря, я даже не смотрю на ТТН. Есть приходная накладная, есть НН. Беру НН в кредит по ее дате, а не по дате ТТН. Как-то мудрёно уж слишком ))

Відповісти
  • Галина
10.12.20 17:15

Mariya A., В ПКУ ....дата отримання товару

Відповісти
  • Анна
09.12.20 09:58

Mariya A., так же делаю 

Відповісти
  • Ніна-Н
09.12.20 10:47

До чого тут фраза в останньому абзаці "важливо правильно визначити дату складання такої ПН."? А які можуть бути варіанти, якщо видаткова накл. 30.11. і в 3-му абзаці статті ви про дату складання ПН написали.

Відповісти
  • Дмитро
09.12.20 10:48

"налоговая ноябрем, а право на НК в декабре"!

Коллеги, это я что-то не то курю? А если предоплата...а если... Короче, я типа, вообще НЕ согласен с автором. Нужно смотреть договор, условия поставки и т.п. И вообще, пункты Кодекса в студию!

Відповісти
  • резидент
09.12.20 11:13

Дмитро, специально для вас написали - первое событие — отгрузка товара. По пунктам кодекса 198.2. Датою віднесення сум податку до податкового кредиту вважається дата тієї події, що відбулася раніше:

дата отримання платником податку товарів/послуг.

<...> дата отримання платником податку товарів/послуг.  Не отгрузка поставщиком, а получение покупателем. Улавливаете разницу?

Відповісти
  • Дмитро
09.12.20 11:33

резидент, я понял подоплеку, и  помню Кодекс.

Но пример, по-прежнему, некорректный!

Нужно смотреть условия поставки, нужно проверять правомерность выписки налоговой 30-м числом...

Пример, поставка СРТ-ЖД (старай инкотермс): товар передан перевозчику (тем же 30 ноября), все риски и преимущества на покупателе, но физически товар не получен. Я могу утверждать и уверен, что отобью в суде то, что выписать НН нужно 30-м и поставить в НК тоже 30!

Відповісти
  • резидент
09.12.20 12:08

Дмитро, правомерность выписки НН не обсуждается - это дата начала физического перемещения. Если транспортное средство загружено 30.11, а приехало 01.12, ну никак НН 01.12 выписывать нельзя.  Насчет передачи рисков и выгод. Да, тут можно обсуждать. Если покупателю они перешли 30.11 и вы хотите поставить НК в ноябре, то должны утверждать, что и контроль перешел 30.11, значит и на баланс товар вы должны поставить 30.11. Тогда отстоять НК в ноябре можно. Но тут тоже не все так безоблачно.

Відповісти
  • Лена
09.12.20 10:53

У нас есть покупатели, которые не принимают документы, составленные датой 30.11 (если рассматривать этот пример), а требуют (именно требуют, а не просят) только датой приема на их склад. Мы пытались с этим бороться. но это не единичный случай. И аргументов особо нет, законодательство прописано так, что каждый понимает так, как ему удобно

Відповісти
  • Анна
09.12.20 13:01

Лена, а если товар едет несколько дней? Допустим Вы отдали на новую почту 30.11. покупатель получил 2.12. Вы им должны накладную с датой 2.12? а как же тогда новая почта? у вас декларация от них 30.11, она никак не лепится к накл.от 2.12 

Відповісти
  • Лена
09.12.20 15:43

Анна, у нас доставка ГСМ

Відповісти
  • Дмитро
09.12.20 11:45

Лена, сорри FCA, конечно

Відповісти
  • Дмитро
09.12.20 11:38

Лена, пропишите условия поставки в договоре и от этого пляшите: можно по CFA (по загрузке у Вас), а можно DAP (по выгрузке у покупателя). ИМХО, от этого и будет определяться дата выписки НН 

Відповісти
  • Андрій
09.12.20 11:36

Я вважаю, що ключовим в даному питанні є перехід права власності на товар, тобто дата складання видаткової накладної, відповідно по цій даті виписується та реєструється ПН і виникає право на ПК, а дата фактичної поставки це вже зовсім інше.

Відповісти
  • резидент
09.12.20 12:11

Андрій,перехід права власності до ПДВ прямого відношення не має. Покажіть де в ПКУ про право власності написано по відношенню до дати визначення ПЗ чи ПК.

Відповісти
  • Ніна-Н
09.12.20 13:42

резидент, я також так думаю, але є п 187.1 б) датою виникнення податкових зобов"язань з постачання  товарів.... є дата відвантаження і  є   п.14.1.191, де  постачання товарів - будь-яка передача права на розпоряджання товарами як власник... 

Відповісти
  • резидент
09.12.20 15:04

Ніна-Н,тут мається на увазі, що право власності має переходити в принципі по цій операцій, а не момент визначення податкових зобов'язань. ну наприклад. отпримуємо  попередню оплату - право власності ні на що не переходить. а ПДВ нарахувати треба.

Відповісти
  • Перекатиполе
09.12.20 12:31

В Кодексе есть определения:
п. 14.1.191 - "постачання товарів" - передача в собственность или распоряжение (продажа, лизинг)
п. 14.1.202 - "продаж (реалізація) товарів" - передача товара в собственность по договорам поставки, купли, дарения. Комисионные договора - не продажа.
п. 186.1. Место поставки - фактическое место нахождения товара на момент поставки.
п. 187.1 Б - Дата налоговых обязательств - дата отгрузки товара.
ИТАК, для выписки налоговой накладной надо определиться, что является отгрузкой. Для Продавца возможны варианты: дата загрузки в машину перевозчика, дата выгрузки на складе покупателя, или даты загрузки или выгрузки вагонов. 
Термина "відвантаження" в Кодексе нет. Значит, предприятия свободны в выборе того, что для них есть отгрузкой.
Нормально в данной ситуации за основу брать дату расходной накладной на передачу товара покупателю. А расходную привязать к условию поставки договора (склад-поставщика, передача перевозчику, место доставки указанное покупателем, склад покупателя и т.д.).

Відповісти
  • Лена
09.12.20 15:59

Перекатиполе, согласна на 100%.НО, что скажете по поводу выписки ТТН? В той же ситуации, о которой я писала выше. Машина выехала со склада 30.11, сливается на складе покупателя 01.12, РН 01.12 , а ТТН какой датой?. 

Відповісти
  • Перекатиполе
10.12.20 10:20

Для начала надо упомянуть о том, что ТТН не является документом для перехода права собственности. Этот документ сопровождает перемещение груза от грузоотправителя грузополучателю. 
ТТН выписывается грузоотправителем в дату загрузки машины, когда водитель подписывает ТТН, что принял груз к перевозке. Грузополучатель может вписать свою дату фактического получения груза. 

Відповісти
  • Лена
10.12.20 12:29

Перекатиполе,так вот всё тот же покупатель, ссылаясь на ИНК ГНИ (и такая консультация действительно есть,  и рассматривается именно такая ситуация) считает, что НН мы должны выписать по дате выписки ТТН (начало осуществления операции по отгрузке товара), а не по дате РН. Самое неприятное, что аргументировать этот бред особо нечем. Ситуация очень распространенная, а какого-то единого решения, закрепленного нормативкой, нет.  

Відповісти
  • Перекатиполе
10.12.20 13:52

Лена, бреда здесь нет, просто разные мнения, и в данной ситуации оба - правильные, имеют право быть. 

Відповісти
  • Перекатиполе
10.12.20 12:58

Лена, вы правильный вывод сделали - в законе нет определения. и каждый бухгалтер решает для себя сам, что правильно. Свободны в выборе. Кто боиться думать самостоятельно, идет за ЗІР и ИПК.
Для спокойствия можно прописать в договоре, что Датой поставки товара  является дата оформления расходной накладной на передачу товара покупателю. А в графе расходной накладной, где должен расписаться представитель покупателя - добавить поле "дата получения товара покупателем". 

Відповісти
  • резидент
09.12.20 17:28

Лена, как по мне у вас и РН и ТТН должны быть одной датой - 30.11

Відповісти
  • ***
10.12.20 10:22

У соседей, как и до 1991г "Бухгалтерский учет: товары в пути - счет 45. Счет 45 «Товары отгруженные» применяется в учете поставщика. Его используют для объединения сведений о наличии и движении отпущенных покупателю товаров во время их транспортировки."

Відповісти
  • Tatiana
01.05.25 18:41

Я только что собирала документы на разблокировку налоговой накладной и скажу честно, ТТН-ка от 27 числа и Расходная от 28 числа к ней, выглядят не комильфо. Особенно если видно по ТТН, что товар приехал ко мне 28го. Значит Продавец не мог мне выписать расходную будущим временем. Здесь можно было бы поиграться если бы транспорт был продавца. Но перевозчик со стороны, третье лицо. И вроде бы как: у продавца товар выбыл со склада (а на выбытие нужно составлять НН), товар на ответственности у перевозчика, а в дороге многое может случится и не факт, что довезет, покупатель вообще-то приходует товар документом Приходная накладная, где и отражается дата непосредственного получения товара. 
И скажу честно, из примера, когда 30.11 товар выехал, а приехал 01.12... Здесь легко налоговая может доказать, что у продавца в налоговом периоде ноября этого товара уже не было на складе, а значит на весь выбывший товар нужно составлять НН. Только если он уехал транспортом продавца, его водителем и экспедитором может спасти... вроде как товар еще оставался у продавца...на материальной ответственности у сотрудника.  

Відповісти
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Ця функція доступна тільки
авторизованим користувачам