Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


08.09.16
39611 30 Печатать

Як правильно скласти Акт наданих послуг оренди

Мінфін України в листі від 30.05.2016 р. № 31-11410-09-10/15182 розглянув питання щодо первинних документів при виконанні договору оренди.

Правовідносини щодо нарахування та сплати орендної плати регулюються договором про оренду з урахуванням норм Цивільного кодексу України та Господарського кодексу України. Проте для підтвердження господарської операції з надання й отримання послуг з оренди майна протягом звітного періоду договору про оренду недостатньо, тому необхідне складання окремого первинного документа.

Для здійснення орендних платежів, як правило, складається Акт виконаних робіт (послуг), який є підставою для розрахунків, порядок котрих визначається договором про оренду, та підписується посадовими особами орендодавця та орендаря.

При цьому якщо умовами договору про оренду встановлено окремий первинний документ, який є підтвердженням для розрахунків із надання послуг (оренди майна), то складається первинний документ, визначений таким договором.

Первинний документ про передання майна в оренду складається після укладання відповідної угоди при фактичному переданні об’єкта оренди від орендодавця до орендаря.

Якщо ж первинний документ підтверджує факт користування об’єктом оренди орендарем протягом певного періоду, то в ньому має зазначатися вартість відповідної послуги (надання майна в оренду) протягом цього періоду. Датою складання такого первинного документа є, відповідно, дата його підписання.

По материалам Інтерактивна бухгалтерія

Бухгалтер 911 подчеркивает: содержание авторских материалов может не совпадать с политикой и точкой зрения редакции. Среди авторов материалов, которые публикуются, есть не только представители редакционной команды.

Информация, представленная в конкретной публикации, отражает позицию автора. Редакция не вмешивается в авторские материалы, не редактирует тексты и, следовательно, не несет ответственности за их содержание.

Комментарии
  • Юра Г.
08.09.16 07:16

Датою складання такого первинного документа є, відповідно, дата його підписання. - ЧТО ЗА БРЕД?

Ответить
  • Валентина
08.09.16 15:50

Юра Г., все правильно, дата складання за серпень 31.08.- дата підписання 31.08

Ответить
  • Валентина
08.09.16 15:51

якщо оренда за 20 днів то дата складання 20.08- підписання 20.08

Ответить
  • Юра Г.
08.09.16 07:17

Не забывайте в первичных документах указывать МІСЦЕ СКЛАДАННЯ.

Ответить
  • 911
08.09.16 08:53

Юра Г., не всі документи мають цей реквізит, наприклад кб2 Довідка про вартість буд робіт не має вказаного реквізиту

Ответить
  • Татьяна
08.09.16 09:06

911, А що вам забороняє дописувати місце складання? Ми так дооформлюємо

Ответить
  • 911
08.09.16 09:17

Татьяна, програма в якій формується документ, ні ну можна звичайно експортувати у ворд потім дописати місце і роздрукувати, але як на мене це ідіотізм є безліч первинних без місця складання - улюблена податківцями ТТН, накладна внутрішнє переміщення, ПКО, РКО, да міліон давайте у всіх дописувать місце складання)))) а то нам робити нефіг

Ответить
  • Собсно говоря
08.09.16 09:33

Аренда не услуга и не работа. Пользование имуществом подтверждается актом приема-передачи такого имущества. Нормальным бухгалтерам этого должно быть достаточно. Аналогия - кредит (пользование деньгами). Никто не оформляет акта приемки-передачи услуг по кредиту.

Ответить
  • 911
08.09.16 09:44

Собсно говоря, ну не згоден - скажімо возьмемо оренду приміщення - 01.09.16 ви оформили акт передачі, якими документами ви щомісяця будете нараховувати орендну плату? + комуналку?

Ответить
  • Собсно говоря
08.09.16 13:56

911, П.9 ПСБУ 14 гласит:"9. Належна за користування об'єктом операційної оренди плата визнається витратами згідно з Положенням (стандартом) бухгалтерського обліку 16 "Витрати" на прямолінійній основі протягом строку оренди або з урахуванням способу одержання економічних вигод, пов'язаних із використанням об'єкта операційної оренди. ...". Т.е. без каких-либо актов показываем расходы пропорционально количеству дней/месяцев/лет пользования. Для коммуналки достаточно расчета (если пропорционально площади) + счет. Желательно получить заверенные копии коммунальных счетов арендодателя, но это уже почти излишество.

Ответить
  • Изумленный
08.09.16 10:00

То налоговая кричит что аренда не услуга. Такого мнения были и местные органы власти которые отказывались оставлять акты и вместе с налоговой твердили что платежного достаточно. Теперь обратное. Это что, кадровый дефицит сказывается на качестве законов и разъяснений?

Ответить
  • Бухгалтер или нет
08.09.16 11:05

Если составлять акты оказания услуг - значит в спорном моменте "аренда: услуга или нет" встать на сторону "аренда - услуга". Соответственно фирма, которая сдает нежилые помещения в аренду, должна купить и поставить РРО?

Ответить
  • 111
08.09.16 11:54

Бухгалтер или нет, из закона про рро

Ответить
  • 111
08.09.16 11:54

Бухгалтер или нет, вы можете загнать деньги и на р/с. Все указываете в договоре, нал безнал и пр. Если расчеты за товары и услуги идёт по безналу то рро необязателен ( из закона про про)

Ответить
  • 911
08.09.16 11:20

Бухгалтер или нет, ЗАЧЕМ РРО? где логика? "єсли оренда = услуга значит ставим РРО" - где такое написано?

Ответить
  • Бухгалтер или нет
08.09.16 11:57

911, Напомним, что действие Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее – Закон № 265) распространяется на всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с помощью платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.). При этом расчетной является операция по приему от покупателя наличных средств, платежных карточек и т. п. в месте реализации товаров (услуг). Однако в Законе № 265 нет определения термина «услуга». Поэтому непонятно, надо ли применять РРО при расчетах за аренду. Согласно Гражданскому кодексу (далее – ГК) договор аренды не относится к договорам о предоставлении услуг. Объясняется это тем, что предметом договора аренды является непотребляемая вещь или имущественные права. А предметом договора об оказании услуг является сама услуга. Причем любая услуга потребляется в процессе ее оказания – такова суть этого понятия. То, что аренда – это не услуга, разъяснял и Минюст в письме от 23.12.04 г. № 8-11-19. Таким образом, арендные правоотношения и отношения в сфере торговли, общественного питания и услуг имеют разное правовое происхождение. А значит, расчеты за аренду не должны подпадать под действие Закона № 265. К такому же выводу пришел ВАСУ (см. постановление от 06.11.13 г. по делу № К-52582/09). Исходя из вышесказанного, мы считаем, что арендодатель может оформить прием наличных арендных платежей приходным кассовым ордером (без применения РРО).

Ответить
  • 911
08.09.16 12:27

Бухгалтер или нет, хм всеодно логіки "якщо оренда= услуга то РРО"не наблюдається, це все одно що казати що якщо ти турист то тобі потрібна віза в македонію, да тим туристам які їдуть туди вона потрібна, але вона нафіг не потрібна тим хто подорожує по Україні, чи навіть за кордон але скажімо не в македонію а в гватемалу. Тобто використання РРО виходить із того що орендодар ФОП і не просто фоп, а фоп е-нної групи і не просто такої гупи, а й має діло з готівкою, не через те що оренда то послуга. ТОВ на загальній системі яке отримує орендну плату по перерахунку РРО не потрібен в не залежності від того чи оренда послуга чи ні. це що до першої частини. 2 якщо оренда то не послуга - то дайте відповідь, що це тоді по вашому, товар чи робота чи що за невиданий звір? за що вам платять орендарі, на підставі якого документа вони включають оренду у витрати?

Ответить
  • 111
08.09.16 15:04

911, аренда это аренда, но не услуга. В расходы на основании платежного поручения выписки из банка тощо.

Ответить
  • 911
08.09.16 15:33

111, а о тут можна повільніше і на пальцях,- якщо оренда то не послуга то оскільки обєктом оподаткування ПДВ є товари роботи і послуги і тд. замітьте в ст 185. окремо оренди як такої немає, а є тільки товари роботи і послуги. то приходимо до висновку, що або оренда ВНЕЗАПНО не обкладається ПДВ від чого думаю охуєю і я і податківці - або ви десь запизділись і оренда все ж таки послуга?

Ответить
  • Кузя
08.09.16 22:34

911, справедливости ради нужно отметить что аренда это вид пассивного дохода и стоит в одном ряду с роялти и процентами с целью налогообложения доходов нерезидентов, к примеру. Просто у нас из деловой локальной практики вытекает что это услуга. Но и ПсБу и МСФО рассматривают эти операции как финансовые, а не как услуги. Так что, с целью применения НДС ( ещё бы - поле непаханое) это услуга. Но по сути -нет. Я соглашусь с Вашим оппонентом в этом случае.

Ответить
  • 911
09.09.16 11:51

Кузя, ні ну так не можна це не Кіт Шредінгера який одночасно і живий і мертвий

Ответить
  • 111
08.09.16 17:36

911, налоговики сами приравнивают договоры аренды к услугам в целях налогообложения но признают что эти две сферы регулируются разными положениями в ГК, и соответственно деловодство разное

Ответить
  • Инга
08.09.16 12:00

Из практики, при проверках деньги за аренду должны заходить или безналом, или через РРО.

Ответить
  • ***
08.09.16 13:19

В стране банков больше, чем мышеловок. Зачем искать доп приключения с ДФС?Все через безнал.

Ответить
  • Fanufan
08.09.16 14:50

Коллеги, имеется законопроект 4646-1, который меняет определение первичного документа, после его принятия, договор аренды будет считаться первичным документом, и акты оказанных услуг по аренде не нужно будет подписывать

Ответить
  • 911
08.09.16 15:43

Fanufan, моя така думка - нема акту нема послуги, договір то лише домовленість що в майбутньому субєкт А бере в субєкта Б якусь фігню і платить за неї стільки то юанів, і підписується він на певну дату і ніяк не може визначати фак того що такі відносини склалися в майбутньому. субєкт А міг не надати а субєкт Б міг не взяти, або взяти більше/менше/ на інший термін.... договір це лише домовленість....

Ответить
  • Fanufan
08.09.16 16:08

911, да, полностью с Вами согласен, но аренда, это нечто иное, факт пользованием имущества подтверждается тем, что имущество было передано по акту приема-передачи и по окончании отчетного/расчетного периода не было возвращено арендодателю и за этот период Вы обязаны заплатить арендную плату, сумма которой (даже с учетом корректировок и индексаций) определена исключительно договором. о каких актах оказанных услуг может идти речь в данном случае, мое мнение - это абсолютно лишний документ при аренде, но т.к. ЗУ о бух учете определено, что первичный документ это документ, подтверждающий факт совершения хоз операции и составляется он по завершении или во время осуществления хоз операции, то он нужен (хотя повторюсь, это ненужное обложение бумажками), в новой редакции определения первичного документа нет слов о подтверждении совершения хоз.операции, поэтому после принятия законопроекта, о котором писал выше - первичным документом при аренде будет считаться сам договор.

Ответить
  • 911
08.09.16 16:25

Fanufan, з приводу "но аренда, это нечто иное" - в принципі так згоден, що це плата за користування майном, але є сурові реалії..... ми бухгалтера між собою можем називати оренду як захочемо, але в ПКУ є товари роботи і послуги все, крапка. Припустимо ми бухгалтера завтра всі подумаємо і скажем що комісія банку це по суті не послуга,і почнемо її називати КРАКОЗЯБРА, і скажемо податківцям - ну от у вашому пку про кракозябру ні слова значить все ніякого оподаткування, пашлі вон пратівниє.....правда якось тупо буде......

Ответить
  • Fanufan
08.09.16 16:45

911, я не настаивал на том, что акты по аренде в настоящий момент не должны оформляться, есть множество разъяснений и ГФС и МФУ и даже судов, что акты по аренде должны быть, т.к. должен быть документ (первичный), подтверждающий факт осуществления хозяйственной операции, как того требует закон о бух учете и фин отчетности.я своим комментарием сообщил, что в новом определении первичного документа можно будет акты не оформлять, т.к. документ именно фиксирующий факт осуществления хоз.операции не нужен будет, в новом определении: "первинний документ - документ, який містить відомості про господарську операцію" и все.и в ст.9 вышеупомянутого закона было: "Підставою для бухгалтерського обліку господарських операцій є первинні документи, які фіксують факти здійснення господарських операцій. Первинні документи повинні бути складені під час здійснення господарської операції, а якщо це неможливо - безпосередньо після її закінчення....."а, надеюсь станет:"Підставою для бухгалтерського обліку господарських операцій є первинні документи.... "

Ответить
  • Марина
16.07.17 12:20

Добрый день! Скажите, пожалуйста, какие нужны документы, при сдаче в аренду зала в сельском доме культуры, для проведения платной дискотеки. Я директор дома культуры в селе, один молодой человек хочет арендовать зал и провести платную дискотеку. Какие должны быть документы, и как можно провести через сельсовет???

Ответить
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям