«Многообещающая» норма. C 1 июля 2017 года, надо понимать, в качестве вознаграждения за введение режима приостановки регистрации налоговой накладной заработает абз. 3 п. 201.10 НКУ. В нем указано, что налоговая накладная и/или расчет корректировки к ней, составленные и зарегистрированные после 1 июля 2017 года, являются для покупателя таких товаров/услуг достаточным основанием для отражения налогового кредита и не требуют какого-либо дополнительного подтверждения.
Одновременно с этим по причине ненужности канет в Лету и «либеральная» норма (из последнего абзаца п. 201.10 НКУ), которая устанавливала право плательщика показать налоговый кредит по налоговой накладной, содержащей ошибки в обязательных реквизитах, не мешающих идентификации операции. Помните ее ?
«Налоговая накладная, содержащая ошибки в реквизитах, определенных пунктом 201.1 настоящей статьи (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (поставляемые товар/услугу), период, стороны и сумму налоговых обязательств, является основанием для отнесения покупателем сумм налога к налоговому кредиту.»
В абз. 11 того же п. 201.10 НКУ есть прямое указание, что такие ошибки не могут быть препятствием для регистрации налоговой накладной. Соединяем его с 1-июльской нормой о том, что составленная и зарегистрированная после 1 июля 2017 года налоговая накладная является для покупателя достаточным основанием для отражения налогового кредита и не требует какого-либо дополнительного подтверждения. И ненужность нормы из последнего абзаца п. 201.10 НКУ становится очевидной.
То есть, по сути, нововведения означают, что если налоговая накладная прошла регистрацию в Едином реестре налоговых накладных, то никаких «придирок» к ней уже не может быть. Ни ошибки в обязательных реквизитах, ни сделки с «подозрительным» контрагентом не могут быть поводом для снятия налогового кредита по операции.
С 1 июля 2017 года налоговые накладные / расчеты корректировки, зарегистрированные в Едином реестре налоговых накладных, должны «безапелляционно» подтверждать налоговый кредит.При этом введение данной нормы весьма обоснованно. Ведь с 1 июля 2017 года налоговая накладная будет проходить уже два этапа проверки в Едином реестре налоговых накладных:
1-й этап — общий (как было раньше). Так, в п. 12 Порядка № 1246* указано, что при попадании налоговой накладной в ГФС на регистрацию будет проверяться, в частности, наличие ошибок во время заполнения обязательных реквизитов налоговой накладной.
Если этот этап пройден, то никаких придирок к реквизитам налоговой накладной уже быть не должно.
Важно! Налоговая накладная по-прежнему должна давать возможность идентифицировать операцию. Иначе возникнет вопрос: а были ли основания вообще ее составлять? Но об этом скажем ниже.
2-й этап — проверка «на рисковость». На этом этапе будет отлавливаться «фиктивный» налоговый кредит по критериям рисковости. Если налоговая накладная будет соответствовать этим критериям, ее регистрацию приостановят и плательщику придется подавать налоговикам документы, необходимые для принятия решения о возобновлении регистрации налоговой накладной.
Если регистрация налоговой накладной будет приостановлена и после подачи налоговикам документов комиссия примет решение о возобновлении ее регистрации, то что еще можно «предъявить» к этой налоговой накладной во время проверки . При этом считаем, что у налоговиков нет права в ходе проверки предъявлять претензии в отношении «реальности» налогового кредита и в том случае, если налоговая накладная прошла регистрацию без всяких замечаний.
По сути, «прохождение» этого этапа означает, что налоговая накладная прошла проверку на «истинность» налогового кредита.Соответственно, если есть (1) зарегистрированная налоговая накладная и (2) первичка под нее, то есть и право плательщика на налоговый кредит. Все — больше никаких требований нет.
Надеемся, что так и будет происходить на практике. Иначе какой смысл тогда в этой многообещающей норме?!
Все ли ошибки в налоговой накладной на деле простительны? Понятно, что Единый реестр налоговых накладных не может отследить все ошибки в обязательных реквизитах налоговой накладной. Ну к примеру, ту же дату налоговой накладной или номенклатуру товаров.
Поэтому несмотря на «железное» право на налоговый кредит, налоговая накладная по-прежнему должна давать возможность идентифицировать конкретную операцию. Ведь норму о том, что право на налоговый кредит неразрывно связано с фактом приобретения или изготовления товаров/услуг ( п. 198.3 НКУ), еще никто не отменял.
То есть налоговая накладная должна давать четкое представление о том, что речь идет о поставке товара/услуги, указанных в первичке.Поэтому, к примеру, ошибочная налоговая накладная, даже если она зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных, понятное дело, не даст права на налоговый кредит.
По этой же причине с осторожностью нужно подходить и к ошибкам в: (1) дате налоговой накладной; (2) номенклатуре товаров; (3) сумме НДС и общей сумме поставки. Ведь в этом случае иногда достаточно трудно будет доказать, что речь идет именно о той операции, которая указана в первичке. Поэтому с этими реквизитами лучше не рисковать.
А вот если первичка под операцию есть и налоговая накладная позволяет определить, что речь идет именно об этой операции, то дальше в отношении такой налоговой накладной претензий быть не может.