Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


31.01.13
5404 37 Печатать

Обязанность подтверждения информации о неполном рабочем дне сотрудников

   На предприятии есть несколько сотрудников, занятых на полставки. Им выплачивается зарплата ниже минимального размера. Представители налоговой службы требуют подтверждения того, что эти работники действительно заняты не полностью. Обязано ли предприятие выполнять такие требования? Если да, то какими документами это предусмотрено?
   
   Согласно ст. 3 Закона об оплате труда минимальная заработная плата – это законодательно установленный размер заработной платы за простой неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ).
   
   При этом работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой никаких ограничений трудовых прав работников. В ст. 56 КЗоТ определено, что по соглашению между работником и собственником (или уполномоченным им органом) может устанавливаться неполный рабочий день (неделя), причем как при приеме на работу, так и впоследствии. В некоторых случаях собственник или уполномоченный им орган обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе определенных категорий работников: беременных женщин; женщин, которые имеют детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, в том числе, который находится на ее попечении, или осуществляют уход за больным членом семьи согласно медицинскому заключению.
   
   В соответствии с ч. 2 ст. 56 КЗоТ оплата труда при неполном рабочем дне (неделе) осуществляется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
   
   Отметим, что неполное рабочее время устанавливается при согласии сторон трудового договора: работник подает заявление, а работодатель издает приказ с указанием причин такого решения.
   
   Неполное рабочее время может устанавливаться путем:
   
   • уменьшения длительности ежедневной работы;
   • уменьшения количества дней работы в течение недели;
   • одновременного уменьшения количества рабочих дней в течение недели и количества часов работы на протяжении дня.
   
   Первичным документом учета использования рабочего времени является табель, форма которого утверждена приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. № 489. В табеле указывается полная информация об отработанном времени работника в соответствии с утвержденным графиком работы для всех или отдельных категорий работников. График работы (время начала и окончания рабочего дня или смены) может быть предусмотрен правилами внутреннего трудового распорядка.
   
   По нашему мнению, наличие перечисленных выше первичных документов на предприятии является обязательным.
   
   Кроме того, на предприятии следует разработать нормы выработки при полной и неполной продолжительности рабочего времени, а также организовать контроль за выработкой, поскольку при выработке полной нормы за время сокращенной смены работник имеет право на оплату труда в размере полной тарифной ставки.
   
   Это даст возможность предприятию обосновать правомерность начисления заработной платы ниже минимального размера.
   
   Что касается требования налоговой службы о подтверждении факта неполной занятости работников, то в соответствии с п. 75.1 НКУ органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные и фактические проверки. Согласно п. 80.1, пп. 80.2.7 НКУ в случае получения в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет органы ГНС осуществляют фактическую проверку без предупреждения налогоплательщика.
   
   Как утверждается в консультации ГНАУ, приведенной в «Единой базе налоговых знаний», учитывая то, что минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и ведения хозяйства, то органы ГНС имеют право осуществлять контроль за ее начислением.
   
   Кроме того, согласно п. 80.6 НКУ при фактической проверке предусмотрена проверка наличия надлежаще оформленных трудовых отношений, выясняются вопросы по ведению учета работы, выполненной работником, учета расходов на оплату труда, ведомости об оплате труда работника.
   
   Как видим, прямо НКУ не устанавливает необходимости иметь на предприятии документы об учете рабочего времени, но, как уже было сказано, их наличие поможет предприятию избежать проблем не только при налоговых проверках, но и в трудовых спорах, а также при других проверках полноты соблюдения законодательства о труде.
   
   Ольга Буркун
   Аудитор АФ «Курсор-Аудит»
Рубрика:

Бухгалтер 911 подчеркивает: содержание авторских материалов может не совпадать с политикой и точкой зрения редакции. Среди авторов материалов, которые публикуются, есть не только представители редакционной команды.

Информация, представленная в конкретной публикации, отражает позицию автора. Редакция не вмешивается в авторские материалы, не редактирует тексты и, следовательно, не несет ответственности за их содержание.

Комментарии
  • новичок
31.01.13 21:56

Простите Буркун, но на вопрос ответ не получен. Одно дело, какие документы есть на предприятии, а другое при сдаче 1ДФ... Представители налоговой службы требуют подтверждения...,. Нести ли все "толмуты" в налоговую доказывать что ты не верблюд?

Ответить
  • hpd56
31.01.13 22:02

Тиск державних контролюючих органів на підприємства в яких є працівники,що працюють в умовах неповної зайнятості і як наслідок отримують зарплату менше мішімальнлї (особливо характерно длс сільського господарства )-- змушує їх заганяти в "тінь" . Таким чином держава замість того щоб стимулювати вихід економіки з тіні, сама заняє її туди.(З власного досвіду)

Ответить
  • знающий
31.01.13 22:25

Основные документы, подтверждающие действительную работу с неполным рабочим днем, это- заявление работника о приеме на работу, в котором пишется собственноручно, что принимается на работу с неполным рабочим днем; второй документ-приказ, где также расписываются условия работы; третий документ- табель; четвертый- ведомость начисления заработной платы за фактически отработанное время ; и , конечно же, все условия работы с неполным рабочим днем должны быть прописаны в коллективном договоре и правилах внутреннего трудового распорядка.

Ответить
  • Rtn
31.01.13 22:44

Новичок! Я полностью с Вами согласна- ответ не получен и все остальные не о том речь ведут. когда я сдавала в бумажном виде 1ДФ, то у меня его не принимали без табелей и приказов о неполном рабочем времени. А когда начала в электронке сдавать- пока молчат. Но как мне говорили, то этими толмутами мы просто делаем за них некоторую работу.

Ответить
  • agony
31.01.13 23:00

вопрос ФОП оформил первого и единственного работника на неполный рабочий день при ставке 1/2 минимальной. обязательно ли при авансе платить НДФЛ, если в итоге при пересчете за вторую половину зарплаты по НДФЛ получается переплата и приличная, которая не перекроется в течении года и больше. НСЛ полностью покрывает зарплату работника. просто не хочется дарить государству просто так такую переплату + в случае если работник решит уволиться, то как мне ее возвращать работнику? ведь при перерасчете НДФЛ при увольнении у меня получится, что я удержала с работника сверх нормы

Ответить
  • Алена
31.01.13 23:01

столкнулась с проблемой неполного рабочего дня очень плотно( Врачи отрабатывают по 3 часа в рабочий день... естественно им платилось по-полставки...... и как результат нас вызвали на ковер , то что так нам говорили я скромно промолчу.Там была и прокуратура и налоговая и все кто хочешь.. розговор свелся к одному- полный рабочий день , неполный но платить мы обязаны не менее минимальной заработной платы если не хотим круглосуточных проверок(

Ответить
  • бух-бух
31.01.13 23:18

По совместителю относила такое письмо: ПОЯСНЮВАЛЬНА ЗАПИСКА щодо нарахування та виплати заробітної плати нижче законодавчо встановленого мінімуму Завдяки недостатніх обсягів продажу товару на ТОВ "---" (код ЕДРПОУ ---), за угодою між працівником і власником, при прийнятті на роботу, встановлений неповний робочий день, згідно з ст. 56 Кодексу законів про працю від 10.12.1971р. №322-VIII “Неповний робочий час”. Оплата праці в цих випадках провадиться пропорційно відпрацьованому часу або залежно від виробітку. Робота на умовах неповного робочого часу (неповного робочого тиждня) не тягне за собою будь-яких обмежень обсягу трудових прав працівників. Міністерство соціальної політики України в листі від 29.08.2012р. №318/13/116-12 нагадує, що норма ст.56 Кзот не обмежує права сторін трудового договору на визначення тривалості неповного робочого часу. Неповний робочий час може встановлюватися шляхом зменшення тривалості щоденної роботи - зменшення кількості годин роботи. Заробітна плата — це винагорода, обчислена, як правило, у грошовому виразі, яку за трудовою згодою роботодавець виплачує працівникові за виконану ним роботу. Розміри посадових окладів на ТОВ “---” встановлені вище законодавчо встановленого мінімуму (див.додатки) у місячному розмірі. Облік використання робочого часу на Товаристві ведеться за типовою формою “Табель обліку використання робочого часу” помісячно. Поліпшення ситуації на ринку продажу ( споживчого попиту) сприятимуть зростанню щоденної роботи і заробітної плати. Додатки: 1. штатний розпис; 2. наказ про прийом на роботу; 3. звіт про прийнятх працівників форма №5-ПН.

Ответить
  • Irina
31.01.13 23:44

Для agony Обязательно. При выплате аванса перечисляю всю сумму начисленного за текущий месяц НДФЛ, в зарплату - ничего.

Ответить
  • Л.
31.01.13 23:53

А як на мене, то авторка повністю відповіла на всі можливі питання. Читайте уважно. А при поданні 1ДФ вимагати підтвердження неповного робочого дня - це свавілля податківців! І виконувати їх забаганки - не треба! Нехай ці питання перевіряють під час перевірок! І підтвердженням тому є подання Звітів в ел.формі - одразу відпадають усі питання.... Поки що, - до перевірки. Так що не рвіть на шмаття авторку - вона дала досить потужну інформацію і щодо того якими документами обрости самому підприємству і якими статтями ПКУ апелювати у відповідь на всілякі додаткові забаганки податківців при прийнятті 1ДФ.

Ответить
  • agony
01.02.13 00:06

2Irina я понимаю что обязательно, но сами посчитайте. пусть ставка будет 580 грн. аванс: 580*55%=319 ЕСВ 319*3,6%=11,48 НДФЛ (319-11,48)*15%=46,13 вторая часть ЗП: 580-319=261 ЕСВ 261*3,6%=9,40 НДФЛ (261-573,5-9,40)=-48,29 итого, если я заплачу с авансом 46,13 грн, то у меня в итоге будет переплата. минималка в этом году повысится 1 раз в декабре. через сколько лет я перекрою эту переплату? где-то вычитала, что через 3 года все неперекрытые переплаты уходят в бюджет безвозвратно. не знаю на сколько правдива эта информация. мне что каждые 3 года просто так дарить государству деньги???

Ответить
  • Аноним
01.02.13 00:16

48,29-46,13=2,16 вы можете в следующем месяце при выплате аванса,уменьшить на переплату 2,16 НДФЛ.

Ответить
  • agony
01.02.13 00:38

2аноним спасибо. я это знаю, да вот только не понимаю, это мне что за следующий месяц опять платить ндфл 46,13-2,16=43,97, у меня опять же возникает переплата в -48,29 тогда потом уменьшаю переплату на 4,32 и т.п. пардон, это я тогда что-то много заплачу государству не за что. или я что-то где-то не допонимаю все-таки

Ответить
  • Л.
01.02.13 00:41

Для agony, Згідно статті 43 ПКУ - можете забрати на свій рахунок! Заява - у довільній формі. Там же міститься інформація, що це можна зробити в межах 3-х років - а інакше, в доход Держави. "43.3. Обов'язковою умовою для здійснення повернення сум грошового зобов'язання є подання платником податків заяви про таке повернення (крім повернення надміру утриманих (сплачених) сум податку з доходів фізичних осіб, які розраховуються органом державної податкової служби на підставі поданої платником податків податкової декларації за звітний календарний рік шляхом проведення перерахунку за загальним річним оподатковуваним доходом платника податку) протягом 1095 днів від дня виникнення помилково та/або надміру сплаченої суми. " Успіхів!

Ответить
  • agony
01.02.13 00:42

загвоздка просто в чем еще. звонила в налоговую и получила 2 разных ответа на мой вопрос. 1. в консультационном сказали НДФЛ все равно платить и пусть тянется переплата пока не перекроется, если перекроется вообще. 2. в отделе по НДФЛ сказали - не платить

Ответить
  • нива
01.02.13 01:18

Алена. Такая же ситуация. НО зам.нач.ГНИ произнесла сокровенную фразу - никто не будет работать полный день за минималку., все вы доплачиваете из кармана, поэтому ставьте себе что хотите - пол дня, четверть дня, но чтобы ЗП была не меньше минималки.И еще рассказывала, что мы попали в красную зону и к нам теперь пристальное внимание вплоть до док. проверки.

Ответить
  • Аноним
01.02.13 01:27

бух со стажем для agonu ваш расчет неправильный. В за месяц вы делаете окончателтный расчет: 580- (3,6)20,88-573,50(соц льгота) = НДФЛ нет, а 46,13 в аванс все уходит на переплату, а откуда Вы взяли 2,16 ведь у Вас же 48,29 с минусом

Ответить
  • Евгения
01.02.13 01:32

agony, мне тоже сказали, что будет переврыаться и что мы сами регулируем это - если есть переплата, то не платим. Но когда они по 1-ДФ видят ЗП меньше минимальной, то тут же происходит "сборище" всех-всех (и ГНИ, и управление труда, и прокуратура и пр.) и никого не волнует, принес ли ты подтверждение неполного дня (а оно у меня железное!) или нет. Повышай и все. Или был случай, когда мягко попросили сдать уточненку к 1-ДФ с теми цифрами, что им нужно.

Ответить
  • Л
01.02.13 01:33

А для чего тогда делается годовой перерасчет по НДФЛ.Как раз для таких ситуаций.Где недоплату доплатить,а переплата перекрывается следующими платежами.Или я неправа?

Ответить
  • agony
01.02.13 01:46

2бух со стажем тогда я еще больше запуталась. разъясните, пожалуйста в авансе я заплачу НДФЛ 46,13 в зп у меня с учетом НСЛ получается -48,29, т.е. при окончательном расчете за месяц я, якобы, НДФЛ не должна была платить в авансе, т.к. он итогово получается (-2,16), т.е. = нулю. как мне тогда в следующем месяце перекрывать получившуюся переплату в 46,13 грн? и как платить НДФЛ с аванса за следующий месяц? можно, пожалуйста, объяснить на цифрах из моего примера

Ответить
  • Аноним
01.02.13 03:18

бух со стажем для agonu в следующий аванс не платите, поскольку у Вас переплата, потом платите и так через месяц то платите, то не платите

Ответить
  • agony
01.02.13 03:45

2бух со стажем пардон, но я в итоге слишком много лишнего заплачу по НДФЛ. если это "и так через месяц то платите, то не платите" представить в таблице по годовому перерасчету НДФЛ, то я с работника удержу сверх необходимого и ни за что. если, допустим, в течении всего года ставка у работника так и останется 580 грн, то НДФЛ, по итоговому расчету зарплаты за месяц, не возникает ни разу в течении года. тогда с какого перепугу я должна через месяц "дарить" государству 46,13 грн и потом писать письма с просьбой вернуть мне деньги?

Ответить
  • ЛВ
01.02.13 04:14

Я делаю начисление аванса по отработанному времени за тек.месяц с 1 по 15 число с полным расчетом как за месяц, т. е. с учетом соц.льготы, а по месяцу полный расчет с учетом выданного аванса и перечисленных платежей... Ведь работнику положена соц.льгота(при наличии заявления на СЛ) даже если он отработал 1 день, так почему же ее не предоставить в 1 половине месяца, тем более, что 2 половину месяца он может не работать, а уволиться...

Ответить
  • agony
01.02.13 04:17

2ЛВ я с Вами полностью согласна. хотя налоговая в своей консультации так не думает, но "дарить" им деньги просто так не хочется

Ответить
  • ЛВ
01.02.13 04:28

Вот и не дарите... Вы же платите работнику по сути не аванс за ничегонеделание, а зарплату за отработаное время, а значит он имеет право на полный расчет и получение своих кровный... прочие удержания из зарплаты вы имеете право производить только по заявлению работника или по решению суда...

Ответить
  • бух-иЯ
01.02.13 04:32

Я в аванс еще и повышающий коэффициент применяю, т.е. НДФЛ еще больше выходит. При каждом следующем начислении НДФЛ учитываем сложившийся отрицательный показатель. Конечно, проще, что численность 35 человек

Ответить
  • agony
01.02.13 04:37

2бух-иЯ а зачем Вы еще используете "повышающий коэффициент"?

Ответить
  • Аноним
01.02.13 04:39

Сегодня пыталась сдать 1ДФ с маленькой з/п. Фирма без деятельности вообще, я числюсь директором, так как каму-то нужно сдавать и подписывать отчеты, а учредители далеко. Так как я как-никак наемный работник, то вынуждена начислять з/п -200,00 грн. По табелю - 4 часа в месяц. Не принимают, так как маленькая з/п. А где я ее могу взять другую даже если захочу? Год закрыт, отчеты в ПФ сданы. Скандалила минут сорок. В итоге мне сообщили, что если на предприятии работают внешние совместители (каковым я, как вы уже наверное поняли, и являюсь), то ОКАЗЫВАЕТСЯ нужно ставить код дохода 102. И вроде бы даже было разъяснение ГНАУ. По-моему чушь полная, просто попытались красиво "съехать". Сказали, с кодом 102 примем. Поеду 9 числа, думаю, в последний день будут принимать все подряд без душеспасительных бесед. "Убила" полтора часа времени (с дорогой), разозлилась, как собака, разозлила полналоговой. Кому хорошо?

Ответить
  • Irina
01.02.13 04:44

Для agony В вашем примере, по итоговому расчету за месяц, НДФЛ равен 0. Предлагвю повысить зарплату на 20 грн. (600,00-21,60(3,6%)-573,50)*0,15=0,74 грн. Платите в аванс 0,74грн., дугого варианта я не вижу. Прочитала кучу статей на эту тему различных бух. изданий, однозначных ответов нет.

Ответить
  • socol
01.02.13 05:37

Напишу как считаю зрпл , вот уже несколько лет претензий нет, в пф и гни невозрожают: каждый год на 01.01. подымаю работникам зрпл, все устроены на 50% минималки, подымаю чуть больше, в этом году 630 до 20.01 расчет 630*3,6% = 22,68 (630-537,50-22,68)*15% =5,07; ЕСВ И НДФЛ плачу все до 20 числа , а зрп. 2 раза в месяц, все по закону, а авансовые платежи никто не отменял, инспектора все сказали что больше платить и раньше можно, меньше и позже нельзя, нужно пополнять бюджет и зрпл в течении года не индексирую.

Ответить
  • норма
01.02.13 21:38

ну 102 - это, как известно, працівники за цивільно-правовими договорами, там совершенно другая песня. хотя, мне тоже самое говорили: влепить всем, у кого ниже минималки этот код, угрожали не принять. мотивировали тем, что по НК не существует понятия совместитель, и чтобы как это все обозначить целесообразно указать данный код.

Ответить
  • Новенькая
02.02.13 06:41

простите не по теме...Девочки ! пожалуйста подскажите чп на общей системе имеет право уменьшить доход к налогообложению на сумму начисленной ЕСВ на полученный за 2012 год доход? и где это отразить?

Ответить
  • В
04.02.13 02:33

По поводу кода 102-тоже слышала такое мнение,звонила в аудит. фирму сказали совместители з/ все-таки 101 так и ставлю 101.

Ответить
  • В
04.02.13 02:37

Для agony.Если у вас только один наемный на пол-ставки,при выплате з/п платите НДФЛ по минимуму 1-2 грн.,банку лишь бы была платежка.В конце месяца корректируете сумму, а при сдаче 1ДФ все же видно почему такой маленький налог если налоговая затребует дайте объяснительную.

Ответить
  • Сигитариус
04.02.13 09:37

Согласна с бух-бухом- кто долго работает-знает, грамотно оформленное письмо и с вежливым видом поданное снимает проблемы, а долго говорить как у нас плохо-нудно. да плохо, но не вижу готовых на баррикады. Поэтому будем сохранять нервы и : они нам, а мы уже приготовили в ответ... А там Бог даст....

Ответить
  • М
04.02.13 22:11

Я бы с переплатой не морочилась. Отчет 1ДФ мы делаем раз в квартал и показываем, что мы должны заплатить и фактически заплаченную сумму подоходного. Это сверяет налоговая. Согласованное налоговое обязательство. Я бы в 3й месяц квартала все переплаты выравнивала, чтоб не накапливались. А в банк можно письмо отнести о переплате, если у них вопросы возникнут. Конечно, и по итогам каждого месяца нужно смотреть, чтоб в итоге до 20го числа недоплат не было.

Ответить
  • ГавБух
05.02.13 00:13

Вернуть переплату по НДФЛ вы сможете только после проверки налоговой полноты начисления и уплаты, т.к. по 1ДФ они не проводят в лицевом начисления, а только уплату. Если вы когда-нибудь делали сверку по НДФЛ с налоговой, то там нет сум-начислено, о только уплачено и без проверки вы не докажете, что начисляли правильно. Как ни странно, но 1ДФ даже после того как ее обозвали "Налоговый расчет" не отражает согласованные налоговые обязательства по подоходному.

Ответить
  • Нат
06.02.13 10:06

Для Agony аванс 580*55%*натур.коэфф.1,176471=375,29 база налогооблажения 375,29*3,6%=13,51 375,29*15%=56,29 за месяц 580*3,6%=20,88 580-20,88=559,12 меньше 573,5, поэтому подоходный за месяц вообще не должен быть при выплате остатка зп перечисляете только ЕСВ 20,88-13,51=7,37 при выплате аванса в следующем месяце подоходный вообще не перечислять, пока не перекроется начислением. если за год зп не повыситься, то не платить подоходный вообще, у Вас переплата и ВСЕ! Использовать наткр.коэффициент НАДО! Только не знаю, к ЕСВ тоже или только для подоходного.

Ответить
Комментирование новости отключено
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям