Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


03.03.13
1060 51 Печатать

Как снижение ЕСВ повлияет на уровень заработной платы для украинцев

   Сама по себе идея снизить единый социальный взнос больше чем в два раза - до 15%, преследует вполне логическую цель – "выбелить" заработную плату. Другими словами, сделать бессмысленным для бизнеса "обналичивание" денег для выплаты заработной платы в "конвертах". Может этот метод и плохо описан в умных зарубежных книгах по реформированию мировой экономики, но зато он очень хорошо подходит для нашей жизни.
   
   Александр Охрименко, экономист, к.э.н. специально для UBR.UA

   
   Фактически, идея очень простая и понятная для нашего бизнеса: или платишь 15% ЕСВ и не создаешь себе лишних проблем, или "по старинке" обналичиваешь почти под те же 15%, но потом, если попадешься, придется "доплатить за понимание".
   
   Зная наш бизнес, можно сказать, что этот метод "пряника в кармане" может и сработать. Потому что все предыдущие методы типа "давайте стучать на работодателей", "больше проверок ГНА по выплатам заработной платы" и особенно метод "давайте установим нормативные размеры выплаты заработной платы", были явно малоэффективными. Что-что, а с проверяющими наши бизнесмены умеют общаться, а "стучать" на работодателей – это, скорее, для немцев подходит, чем для наших людей. Поэтому и решили использовать несколько другой подход. Что называется, взяли на вооружение "наши инструменты".
   
   Когда повышаются налоги, народ возмущается - и это логично, но было очень смешно читать комментарии отдельных экспертов и специалистов, которые возмущались по поводу снижения налогов. Возможно эти "специалисты" как раз имеют непосредственное отношение к "обналичке", тогда их жалобы на снижение ЕСВ до 15% вполне понятны. Никто не хочет терять заработок. Тем более - большой заработок.
   
   Еще больше смеха вызывали призывы "сначала выбелить заработную плату, а потом снижать налоги". Как раз это снижение налогов и призвано "выбелить" заработную плату. В условиях украинской экономики уже больше двадцати лет призывают "выбелить" заработную плату, но результат получается не очень. Призывами не решить эту проблему. Тут как раз и приходится использовать метод от обратного: сначала снижаем, а потом "выбеливаем".
   
   Дискуссионный вопрос, не приведет ли снижение ЕСВ до 15% к росту дефицита Пенсионного фонда, несколько надуманный. Скорее наоборот. Как раз "выбеливание" заработной платы сможет реально ликвидировать дефицит Пенсионного фонда. У нас главная проблема дефицита Пенсионного фонда заключается в том, что большую часть заработной платы платят в "конвертах". Поэтому и получается, что размер отчислений в ПФ на текущий момент высокий, а сумма поступающих денег - недостаточная. При новом ЕСВ за счет роста объема заработной платы, с которой будут удерживать 15%, увеличится сумма поступления денег в ПФ. На сегодня нет однозначного ответа на вопрос о том, сколько заработной платы платят в "конвертах", но понятно одно: эта сумма явно больше официальной заработной платы. Поэтому даже частичное "выбеливание" заработной платы способно перекрыть дефицит ПФ.
   
   Что же касается вечного вопроса, приведет ли "выбеливание" заработной платы к росту самой заработной платы, то здесь ответ более чем ясен: "белая" зарплата должна высветить диспропорции по заработной плате, которые сейчас скрывает оплата в "конвертах". В результате, явные перекосы, которые чаще всего заметны при выплате заработной платы по регионам и специалистам различных областей, будут частично ликвидированы за счет перегруппировки рабочей силы и стоимости этой самой рабочей силы. Это, прежде всего, затронет работников с наименьшим размером заработной платы на текущий момент.
   
   "Белая" зарплата просто заставит бизнес поднять оплату тем работникам, которым сейчас недоплачивают в "конвертах". Хоть работодатели и будут жестче относиться к стоимости рабочей силы. Процесс привыкания к "белой" заработной плате потребует времени и для бизнеса, и для работников.
   
   Поэтому рост зарплаты будет не столь простым для всех работников. Если сейчас "конверты" нивелируют стоимость рабочей силы, то тогда все диспропорции и разночтения будут очень хорошо заметы. Вот где действительно находится простор для реальной работы профсоюзов, где впрямь нужно заключать настоящие коллективные договора и оговаривать реальный размер оплаты труда.
   
   Любая реформа в Украине - это, прежде всего, тема для дискуссий и различных прогнозов. Хотя время потом показывает, как смешны и наивны были эти пессимистические настроения.
   
   Автор: Александр Охрименко
Рубрика:

Бухгалтер 911 подчеркивает: содержание авторских материалов может не совпадать с политикой и точкой зрения редакции. Среди авторов материалов, которые публикуются, есть не только представители редакционной команды.

Информация, представленная в конкретной публикации, отражает позицию автора. Редакция не вмешивается в авторские материалы, не редактирует тексты и, следовательно, не несет ответственности за их содержание.

Комментарии
  • Серж
03.03.13 16:08

Мне кажется, что просто обналичка упадет в цене. Борьба законописцев и великих махинаторов - это тот же бизнес.

Ответить
  • Аноним
03.03.13 20:33

снижение ЕСВ это очень хорошо. предпринемателю дествительно реально можно официально трудоустроить наемных работников 15прцентов и 36.8 это вместо них это ощутимо. стаж работы в данное время необходим. многие с момента перестройки уже 20 лет работая коаждый день и не по 8 часов не имеют возможности быть официально оформлены. и что то требовать от работодателя бесполезно . безработных полно.

Ответить
  • Бухгалтер устал
03.03.13 20:41

я думаю, что ЕСВ и П ДФО длжны быть в сумме 15%

Ответить
  • Александр
03.03.13 20:55

Бредовая идея и очень жаль, что "экономист" этого не понимает,видимо,жертва Болонской системы образования. Так вот, чтобы при таком понижении ЕСВ обеспечить сборы в Пенсионный фонд на ТОМ ЖЕ УРОВНЕ,КАК СЕЙЧАС (а нас кормят сказками, что сборы в ПФУ резко возрастут) фонд зарплаты должен возрасти на 133% или в 2,33 раза. Назовите мне того безумца-руководителя, который в одночасье начнет платить своему работнику не 1000,а 2333 грн!!! Хотите увеличить поступления в ПФУ, то ОТМЕНИТЕ ограничение зарплаты, с которой платиться ЕСВ. А то человек зарабатывает 1 млн грн в месяц, а в ПФУ с него удерживают ЕСВ лишь с 19 499 грн (с 01.01.2013)."

Ответить
  • 922
03.03.13 20:58

Нашему человеку без разницы размер начислений, потому что он вообще государству платить не хочет ни копейки - разворуют без остатка. Работодатель все равно эти деньги выжмет с работника, а работник все равно не обеспечит себе пенсию. Охрименко известный государственный тролль-поет дифирамбы "программам" только на проплаченные темы: то налог на валюту, то продажа земли, то стабильность гривны, то налог с депозитов. "Эксперт" одним словом.

Ответить
  • ****
03.03.13 21:11

И при этом кто поднимет з/п и сразу видно будет кто в конвертах платит.

Ответить
  • да
03.03.13 21:31

ЕСВ нужно однозначно снижать,слишком велик уровень нагрузки на ФОТ

Ответить
  • 922
03.03.13 21:43

2 да нет прямой зависимости зарплата-начисления, потому что между ними не математика, а человек. Вот если перестать пополнять ПФ фикцией и делать из него кормушку, если отдать самому работнику обязательство формировать себе пенсию, то все сразу же б зашевелились

Ответить
  • ;))
03.03.13 21:48

Согласна с Александром на 150%. И даже если снизят ЕСВ, ЗП никто не поднимет.

Ответить
  • Ой-ой-ой
03.03.13 21:52

Работодатель поднимет зарплату при снижении ЕСВ уже потому, что дешевле заплатить работнику, чем отдать налог на прибыль в бюджет.

Ответить
  • Бухгалтер
03.03.13 21:53

Согласна с Александром на 100%

Ответить
  • Бух
03.03.13 22:06

Александр "ОТМЕНИТЕ ограничение зарплаты, с которой платиться ЕСВ" ??? А Вас не смущает, что максимальная пенсия все-равно орграничена 3-мя минималками? Зачем платить больше?

Ответить
  • Імпосібл
03.03.13 22:19

Нехай знизять хоч до 25%. І то легше стане.

Ответить
  • A
03.03.13 22:25

Бух 04.03.2013 09:06:52 Александр Буху "ОТМЕНИТЕ ограничение зарплаты, с которой платиться ЕСВ" ??? А Вас не смущает, что максимальная пенсия все-равно орграничена 3-мя минималками? Зачем платить больше? это для нас с вами 3 минималками, а для слуг народа , судей и прокуров по- другому пенсия начисляется и по-другому ограничивается . Не вводите людей в заблуждение!

Ответить
  • 922
03.03.13 22:29

2 Імпосібл Кому легче? Работодатель все равно будет плакаться, что его обдирают. А Вы (как бухгалтер) все равно будете огребать за его действия. А действий или не будет, или будут непропорциональны сниженным начислениям. Кому нужны эти полумеры? И потом, если снизят начисления ЕСВ и оставят те 18000 годового дохода, про которые лепетали как порог для 10% НДФЛ, то где выгода работника?

Ответить
  • Леля
03.03.13 22:40

Вижу плюс в том, что все таки работника легче будет официально трудоустроить и у него будет стаж.

Ответить
  • Аноним
03.03.13 22:44

Александру "Хотите увеличить поступления в ПФУ, то ОТМЕНИТЕ ограничение зарплаты, с которой платиться ЕСВ." - И кто станет платить ЕСВ с зарплаты в миллион при отмене такого ограничения? :)

Ответить
  • Ігор
03.03.13 22:45

Одночасно з зниженням ЄСВ (для підстраховки) будуть введені індикативні зарплати. Наприклад ЗП Гол. бухгалтера в обласному центрі повинна бути не менше 4000 Грн. Отоді і заспіваємо...

Ответить
  • Бухи-Бухи
03.03.13 23:01

Размер отчислений однозначно нужно уменьшать! Отразится ли этот процесс на уровне зарплаты? У кого-то отразится, у кого-то нет...

Ответить
  • hpd56
03.03.13 23:07

Варто розділити прцівників які працюють нелегально і працівників які працюють легально в межах мінімальної зарплати.Так зниження ЄСВ вплине на першу групу працівників,а щоб вплинути на другу потрібно ше й інші додаткові міроприємства.

Ответить
  • Таша
03.03.13 23:22

у лютому, так само як і у січні цього року, план надходжень до ПФУ було перевиконано. За оперативними даними, частка ЄСВ перерахована до Пенсійного фонду склала 13,2 млрд грн. Це 102,5% від плану. Крім того, якщо порівнювати з лютим 2012 року, то надходження також збільшились на 8,5%. Така стала позитивна динаміка дозволяє прогнозувати, що пенсійні виплати для всіх громадян будуть вчасними та виплачуватимуться в повному обсязі http://www.unn.com.ua/uk/news/1192119-do-pensiynogo-fondu-u-lyutomu-nadiyshlo-13-2-mlrd-grn

Ответить
  • Злой бух
03.03.13 23:30

Я тоже за снижение ЕСВ , но больше чем уверена ("бесплатный сыр ....)", что за этим последует налог с оборота в 2,5 % и тогда многим предприятиям - КАПЕЦ!

Ответить
  • ***
03.03.13 23:31

Это Королевская сама себя похвалила. Скоро напишет, что минимальная пенсия в 500 евро уже выплачивается полным ходом.

Ответить
  • Таша
04.03.13 00:30

Посчитала намедни такое: Пусть работник сейчас получает 1147 (минималка), а начисления пусть 38% Тогда при условии начислений в 15% работодатель без ущерба для себя добавит работнику аж 230 грн. НО! При отмене соц.льготы и ставке 10% НДФЛ из 230 грн. работник получит только 169. Остальные поимеет государство. Т.е 1/4 от того, что перешло от работодателя к работнику. НУ ВОТ КОМУ ЭТО НАДО? Какое хитромудрое у нас государство...

Ответить
  • Людмила
04.03.13 00:31

Я вважаю., що деякі роботодавці і при 10%на ФОП реєструвати найманих робітників не будуть- для них це не робочі - а "нижчі сорти насенення" їм аби дохід збільшувався, а стаж, робітники , податки (заплатив 215 грн податку і данину в державу віддав),,,, Хто поважає своїх робітників реєструє їх і при більше 42%(н-д КВЕД Лісівництво і лісозаготівлі) хоча б і на мінімалку.

Ответить
  • 111
04.03.13 00:42

Я думаю, надо белым сделать траты бюджета (не на туалеты, вертолеты, и т.д.). Если бы мы все знали, что деньги из бюджета пойдут на улучшение нашей с Вами жизни, не жалко было бы платить все налоги в полном объеме со всей зарплаты. Но пока мы видим необоснованные траты во время кризса - естественно не хотим пополнять бюджет заработанными деньгами.

Ответить
  • Серж
04.03.13 00:57

111 Согласен. Но об этом почему-то предпочитают молчать даже "видные" экономисты.

Ответить
  • 922
04.03.13 01:32

111 Та да) Работнику или партнеру при таком выполнении своих обязанностей не дали б ни копейки. А государство наше НИ ПО ОДНОМУ своему обязательству не отвечает: коммуналку дерет-на выходе даже лампочку не поменяет; здравоохранение "бесплатное"; образование "бесплатное"; спортсмены жалуются до скандалов; охрана памятников - падают и забирают жизни; пенсии - подачки для 98%... И много еще чего. Та ну его на фиг с его планами на мой карман

Ответить
  • 7
04.03.13 01:33

А толку от этих изменений для простого сотрудника?)) *Приблатненные* и *приближенные* все равно больше получают без всяких изм в законах. А вот обычный сотрудник получит ли эту прибавку от дира? Врядли, т.к. сейчас любой инвалид экономит больше 30 % на ЕСВ, но никто из диров эти 30 % не выплачивает этому сотруднику. Вот такие дела!

Ответить
  • Наталья
04.03.13 01:34

Какие-то странные експерты. Да снижение ЕСВ даст в какой-то степени выбеливание зарплат. Но думаю совсем не в том объеме, которое ожидается. Сравнение со ставкой обнала не корректное поскольку обнал производится не только для выплаты черной зарплаты. Для выбеливания, даже со снижением ЕСВ, нужно время и возникает вопрос, а за счет чего будет жить ПФ? А вообще идея хорошая и в любом случае нужно когда нибудь начинать!? Но почему-то в нашем государстве все хорошие идеи превращаются в Г... что лучше бы ничего не делали

Ответить
  • Елена
04.03.13 03:01

Согласна с Александром!!!!!

Ответить
  • Алиса
04.03.13 03:16

Я посчитала ,что на сегодня налоги с минималки больше чем будет 15% с 3000,государство получит меньше в разы.Это по Киеву з/п на уровне 4000-6000 в среднем ,а по Украине этих денег нет.Если гл.бухгалтеру в Киеве со знаем ВЭД и оптимизацией предлагают 6000-7000-и считают что осчастливили за этот каторжный труд-что говорить об остальных регионах.Это популизм.Пока идет дерибан бюджета-ничего не улучшиться.Вот когда в ПФ будет профицит-тогда можно говорить о реформах.

Ответить
  • Людмила
04.03.13 03:23

У нас 2500-3000 это очень хорошая з-та (со знанием ВЭД,8 С Бухгалтерия).... Если бы еще уменьшить "левых" пенсионщиков их больше 70%, да налоги наши по назначению - может что-то бы и вышло.Да наши украинцы всеравно найдут лазейку.........

Ответить
  • Р
04.03.13 03:29

В статье забыли написать ,что еще 15% в ПФ будем удерживать из з/п работника

Ответить
  • нива
04.03.13 03:57

Согласна с Игорем. Что-то автор умолчал об индикативных зарплатах... Уменьшение нагрузки на ЗП произойдет только с внедрением индикативных ЗП.

Ответить
  • Алёна
04.03.13 04:18

О каких профсоюзах идёт речь,что это такое за понятие ?

Ответить
  • Астра ЛВШ
04.03.13 05:32

Не верю уже ничему, особенно нынешним кнопкодавам. Представляю эту реформу таким образом: допустим, снизили до 15 %, разумеется, сразу же начинается давление со стороны налоговой и пенсионного фонда на предмет увеличения размера з/платы. Никто не хочет ссориться, поднимаем размер з/платы, платим 1-2 месяца 15 %, потом следует финт ушами от законотварей и все возвращается на круги своя. Предприятия повысили з/плату, как теперь ее снизить и чем объяснить снижение? Подозрительно! Все для пополнения бюджета. Я считаю, что они сейчас лихорадочно гребут - выдавливают последнее, потому что после следующих президентских выборов вряд ли эта свора останется при власти. Надо торопиться!

Ответить
  • Бухи-Бухи
04.03.13 05:42

Тема снижения размера отчислений уже нашла отражение в прессе: http://zn.ua/ECONOMICS/ekspert-snizhenie-edinogo-socvznosa-do-15-zastavit-pereyti-kompanii-na-chistuyu-zarplatu-118139_.html

Ответить
  • Iehbr
04.03.13 07:04

Снижение их хорошо но и снижение и уменьшение всех остальных в раз 5 минимум. Или мы придложим за 5% государствам типа Германии править.

Ответить
  • Саша
04.03.13 07:13

за счет перегруппировки рабочей силы и стоимости этой самой рабочей силы. Это, прежде всего, затронет работников с наименьшим размером заработной платы на текущий момент.----а вот тут,пардон ГЛУПОСТЬ ЧИСТЕЙШАЯ-----КТО???? "перераспределять"-то будет?!и с каких пор (за 20 последних лет) кол-во рабочей силы в нашей стране(подчеркиваю в ЭТОЙ стране)находится в зависимости(????) от СТОИМОСТИ (спроса) на эту раб.силу???у нас раб силы---ВСЯКОЙ ----хоть пруд пруди-----НО это совсем НЕ ЗНАЧИТ что если бухгалтер ПЕРВОКЛАССНЫЙ,то у него "БУДЕТ" и такая же первоклассная зарплата!или если токарей мало(это сейчас действительно ДЕФИЦИТ)---то у токарей будет ХОРОШАЯ з\плата!

Ответить
  • Саша
04.03.13 07:18

На самом деле все гораздо ПРОЩЕ----нынешний "бизнесмен"---НЕ ГОТОВ платить ДОСТОЙНУЮ зарплату----хоть в "конвертах",хоть безналом!НО снижение нагрузки в виде снижения ЕСВ --НЕКОТОРОЕ облегчение для бизнеса действительно ПРИНЕСЕТ..Единственное что на повышение или понижение(понижение будет только для работника) РЕАЛЬНОЙ з\п ----НИКАК не отразится.

Ответить
  • казнить нельзя пожаловать
04.03.13 07:55

Пенсионная реформа принесет....семейная медицина....образование... теперь ЕСВ... СТАВЬТЕ ЗАПЯТУЮ ГДЕ ХОТИТЕ!

Ответить
  • Алла
04.03.13 10:55

Размер отчислений уменьшить-это оченеь хорошо.Но еще-бы обязать сделать тарификацию професии и окладов.а то и техничка,и бухгалтер и т.д.-все на минималке...

Ответить
  • из тени
04.03.13 11:37

Наше государство невозможно не обманывать. Ведь это оно через системы и органы социума не может вернуть вклады огромному числу вкладчиков Сбербанка; ведь это оно платит минимальную пенсию моей бабушке, честно отдавшей свою трудовую жизнь государственным предприятиям; ведь это оно положило на полки дела по страховкам пенсионеров-инвалидов будущего своих внуков, которым полагались выплаты по наступлению 18-летнего возраста или несчастного случая, а выплат как не было, так и не предвидится; ведь это оно на сегодняшний день имеет огромную задолженность по зарплатам гослужащим, ведь это оно может нанимать сегодня на работу на государственные предприятия на 0,75% от минимальной зарплаты и т.д. Лично я плачу хорошие проценты от выручки, заработал наёмник больше - получил больше, и люди дорожат своим рабочим местом и очень довольны. И никто из них не верит в большую, достойную пенсию, потому что все всё прекрасно видят. Когда государство покажет положительный пример отношения к рабочему человеку на бюджетном предприятии, тогда и предприниматель поверит ему в то, что от уплаченных взносов в ПФ будет зависеть пенсия, и только тогда исчезнут "конверты"

Ответить
  • Lartin
04.03.13 22:40

Подскажите кто помнит.Надо ли было начислять взносы в пенсионный фонд на декретные в июле 2005г.Спасибо

Ответить
  • Злобная Злюка
04.03.13 23:54

Ага тарификация разрядов это хорошо, только сделают как всегда через .... я кроме всего работаю в кооперативном доме мы все на минималке только уборщица получает больше, так как найти бухгалтера и председателя гораздо легче чем трезвую уборщицу и как ? а уменьшить ярмо ПФ до 15% у всех у кого только белая З/П она и увеличится . А на пенсию жить вряд ли кто то из нас рассчитывает, дожить бы до неё.

Ответить
  • Аноним
05.03.13 00:00

Для Lartin, Декретні в 2005р не обкладалися податком, ніяких взносів нараховувати не потрібно

Ответить
  • Olga_MK
05.03.13 00:01

Щоб запровадити таке зниження, я вважаю, що слід провести масово-роз"яснювальну роботу з підприємцями шляхом реклами на ТБ а інших засобах мас-медіа, адже це повинна буди спільна робота держави і роботодавців. Якщо одні знизять ставку, а інші не піднімуть зп, то держава буде в повній жо... І лише після декількамісячної роз"яснювальної роботи слід зробити пониження ставки. Для того щоб всі ринулися підвищувати зп в штатному розписі, і вносити зміни в ТД в ЦЗ слід щось придумати ще..

Ответить
  • Ната
05.03.13 01:53

Я обговаривала это снижение со своими клиентами. У юриков итак все оформлены - для них это снижение налоговой нагрузки. А ФОПы обрадовались - можно будет оформить на работу всех работников и перестать давать взятки ОБЕПу и прочим за неоформленных продавцов. А то у нас на два магазина - 2 работника - директор и бух ))).

Ответить
  • Поле чудес
05.03.13 03:17

Свежо придание, да вериться с трудом.

Ответить
  • Вера -бух
05.03.13 07:36

В Росии класную идею слушала оставить ЭСВ на мин з/п и снизить в три раза для з/п свыше 5000 руб во тогда быстро конверты уйдут в прошлое

Ответить
Комментирование новости отключено
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям