Сайт для бухгалтерів №1 в Україні

Отримуйте
новини поштою!


10.09.18
50978 36 Друкувати

Что важно знать бухгалтеру ООО в дополнение к тому «что важно знать директору ООО с 17.06.2018» (формы бухгалтерских справок о чистых активах ООО)

Автор: Сергей Гонтаровский, аудитор, аудиторская фирма "Триада".

С учетом новых требований к ООО наши специалисты разработали формы бухгалтерских справок о размере чистых активов общества. Это является дополнением к нашему предыдущему материалу «Что важно знать директору ООО с 17.06.2018 г.».

Первая справка предназначена для сравнения суммы договора с величиной чистых активов и для подтверждения права руководителя компании подписать соответствующий договор (как известно, если сумма сделки 50% и более чистых активов ООО, такая сделка должна обязательно быть согласована общим собранием участников).

Вторая справка предназначена для ежеквартального контроля за снижением/увеличением чистых активов (как известно, если чистые активы снизились более чем на 50% по сравнению с прошлым годом, руководитель компании обязан созвать общее собрание собственников не позднее, чем 60 дней со дня такого снижения; игнорировать это требование нежелательно, поскольку если не будет созвано общее собрание при снижении чистых активов и через 3 года со дня снижения стоимости чистых активов вдруг произойдет банкротство ООО, то директору по обязательствам компании придется отвечать всем своим личным имуществом).


ТОВ «________________________»

Код ЄДРПОУ: _____________________

 

 БУХГАЛТЕРСЬКА ДОВІДКА №1

про вартість чистих активів

станом на  ____    ___________ 20__р.


Бухгалтерська довідка складена з урахуванням вимог статті 44 Закону  від 6 лютого 2018 р. N 2275-VIII та призначена для порівняння суми відповідного договору з величиною чистих активів і для підтвердження права керівника компанії підписати цей договір.

Згідно з даними балансу (бухгалтерського обліку) на ____________ 20__ р.. вартість чистих активів склала ____________ тис.грн.

 

Головний бухгалтер _________________
(підпис)
                                          ____________________
(ініціали і прізвище)
Виконавець   ___________________
(підпис)
                                          ____________________
(ініціали і прізвище)
«___» __________________ 20__ р.  

 


ТОВ «_________________________»

Код ЄДРПОУ: _________________

 

БУХГАЛТЕРСЬКА ДОВІДКА №2
про зміну чистих активів

станом на  ____    ___________ 20__р.

 
Бухгалтерська довідка складена з урахуванням вимог статті 31 Закону  від 6 лютого 2018 р. N 2275-VIII та призначена для щоквартального контролю за зниженням / підвищенням чистих активів.

Вартість чистих активів згідно з даними балансу (бухгалтерського обліку):

    дата сума тис.грн.
1 на кінець звітного кварталу на ____________ 20__ р.  
2 на кінець попереднього року на ____________ 20__ р.  
3 Різниця =1 — 2 (при зменшенні «-», при зростанні «+»)    

Таким чином, дана бухгалтерська довідка засвідчує, що вартість чистих активів поточного періоду зменшилась / не зменшилась більше, ніж на 50% порівняно з минулим роком.

(підкреслити)

У зв’язку з цим, відповідно до ч.3 ст.31 Закону України від 6 лютого 2018 р. N 2275-VIII скликання загальних зборів учасників Товариства в поточному періоді вимагається / не вимагається.

(підкреслити)

Головний бухгалтер _________________
(підпис)
                                          ____________________
(ініціали і прізвище)
Виконавець   ___________________
(підпис)
                                          ____________________
(ініціали і прізвище)
«___» __________________ 20__ р.  

 


Бухгалтер 911 наголошує: зміст авторських матеріалів може не співпадати з політикою та точкою зору редакції. Серед авторів матеріалів, що публікуються, є не лише представники редакційної команди.

Викладена інформація в конкретній публікації відображає позицію автора. Редакція не втручається в авторські матеріали, не редагує тексти, тож не несе відповідальності за їх зміст.

Коментарі
  • Mariya A.
10.09.18 08:21

Спасибо.
Ко мне уже прилетела "первая ласточка" от поставщика с просьбой предоставлять ежеквартально баланс, либо бухсправку, либо протокол собрания. Причем с просьбой проанализировать "вже існуючий договір", которому семь лет! 
Там все "интересно" и принципиально показывались убытки. Теперь выгребаю )))
Набросала "Рішення засновника" здійснювати правочини на будь-які суми незалежно від вартості чистих авктивів...
Но подойдет ли контрагентам одна бумажка раз и навсегда - вопрос....
Печально, что, пуганные "фиктивными сделками" бухи, сейчас начнут выносить друг другу мозг (((, хотя фиктивность здесь не при чем - здесь ответственность конечных бенефициаров за последствия...
И почему именно бухи?...

Відповісти
  • Оксана
10.09.18 10:51

Mariya A.,Закон про тов /увы/стоит выше Вашего "Рішення засновника" здійснювати правочини на будь-які суми незалежно від вартості чистих авктивів.Поэтому ,оно -ни о чём.
Я тоже "пуганная" фиктивными сделаками.Неделю буквально назад-мой поставщик предоставил документы и ТТН и видаткову накладну -подписанную директором ,который был в отпуске ЗАГРАНИЦЕЙ.И она не понимаетмоих "переживаний"..
А я не понимаю,Mariya A.
  : почему у ГЛАВНЫХ бухгалтеров нет понятия о Профессиональной этике((

Відповісти
  • sv
10.09.18 11:34

Оксана, если у вас много контрагентов и нет доступа к инсайдеру - вы никогда не узнаете где были подписанты. И ваши "переживания" - холостой пробег:)))

Відповісти
  • Оксана
10.09.18 11:59

sv,я акцентировала не на этом:нюансов ,ситуаций масса.Я о том ,что Главный бухгалтер с 15 летней практикой:  сама говорит о том ,что директора нет и считает это НОРМОЙ.

Відповісти
  • Mariya A.
10.09.18 11:30

Оксана, совершенно верно. Но наоборот...
Считаю не этичным требовать от контрагентов (которых десятки) их балансы. Считаю не этичным в этих балансах и довидках рыться и, тем более, сравнивать суммы договоров с чистыми активами. Каждое предприятие должно соблюдать законодательство, само анализировать свои активы и при необходимости оформлять все нужные документы.
А если Вы о том, что отказываю коллегам... то не отказываю. Просто упомянутое мною предприятие по итогам 2017 убыточно, на 6 мес. 2018 с маленьким плюсом. Но ВСЕ сделки (уже действующие договоры) превышают 50% чистых активов.  И кроме Рішення... мне предоставить нечего... Запрос был: або баланс, або бухдовідку, або Протокол/Рішення...

Відповісти
  • Оксана
10.09.18 10:52

Оксана,
..сделками

Відповісти
  • Wonder woman
10.09.18 09:41

Mariya A., вот у меня тот же вопрос по поводу  бухов. Почему мы? Я сама внесла пункт в наш типовой договор по поводу предоставления справки по чистым активам, ибо пуганная. На нашей фирме я и юротдел, и бухгалтерия, и кадровик, и экономист. При общении с контрагентами, у которых есть юридические отделы, выяснялось, что они ни слухом, ни духом про это новшество. Объясняла, растолковывала. Отправляю им справку свою, так они втупую передирают ее и такую же мне от своего имени возвращают. Чем занимаются юристы? Причем их труд зачастую ценится дороже бухгалтерского, но я таааак разочаровалась в них в последнее время, кошмар. 

Відповісти
  • Аудитор
10.09.18 08:46

Mariya A., потому что "бухи" берут это на себя. Нет четкого разграничения обязанностей бухгалтера. Все, что связано с какими-нибудь законами и бумажками автоматически перекладывается на бухгалтера. Но не сами ли мы это допустили, коллеги?

Відповісти
  • Лара
24.06.19 15:03

Аудитор. Да не "бухи" берут все на себя, а владельцы и они же часто директора навешивают это все на главбуха небольшого предприятия со словами " если еще я юриста должен содержать, то Ваша зарплата какой должна быть?" Отбрыкиваются полностью только любовницы, жены или совсем уж супер стервы- перекладывая все это на кого то другого. А если не относишься ( либо не хочешь  относиться ) к этим 3 категориям-  ругаешься и когда не отбился- делаешь! Подчеркну- говорю о НЕБОЛЬШИХ компаниях. Все об этом прекрасно знают- только вот тут зачем- то выпендриваются " сами допустили"!!!

Відповісти
  • Mariya A.
10.09.18 09:09

Аудитор, да, Вы правы. Мои дирики пересылают мне все письма, от которых пугаются. Я отбиваюсь, как могу. Но согласитесь, что стоимость активов - это бухгалтерский вопрос.
Тут другое. Я считаю, что при заключении договоров (даже устных, что выглядит просто как счет на оплату с последующими отгрузками) каждая сторона должна анализировать свои активы и сравнивать их с суммой сделки. При необходимости составлять бухсправку и протокол. И все. А требовать друг у друга эту хрень! Увольте! Люди не начинайте только!...
Лично я ни у одного контрагента не буду требовать его "чистые активы" ни в каком виде. Пусть они сами все анализируют у себя внутри. А для себя обойдусь протоколом/решением на все сделки. Эти изменения (по идее)))) внесены не для налоговиков, а для того, чтобы не вешать всех собак на директора... А сами "собаки" будут зарыты в "выравнивании по правому краю" и ТТН...

Відповісти
  • Наталья
11.09.18 10:11

Mariya A.,я думаю, что в принципе, если есть убытки, то предоставленного решения будет достаточно. Баланс в догонку давать не нужно. Но это ж все зависит от положений договора! Как стороны, так сказать, распорядились. Ведь по факту Вы совершенно правы! ст. 44 Закона об ООО нужна в первую очередь для ответственности директора. А момент с недействительностью сделки - побочный эффект((. И то не факт, что нарушение подобного ограничения суды расценят как безусловное основание для признания договора недействительным или осуществления нереальной сделки.
К тому же, коллеги, не забывайте о ст. 46 Закона об ООО, которая позволяет общему собранию одобрить значительную сделку уже после ее заключения.

Відповісти
  • Ксеня
10.09.18 12:36

Mariya A., "Лично я ни у одного контрагента не буду требовать его "чистые активы" ни в каком виде. Пусть они сами все анализируют у себя внутри" - а если в результате этого ваша компания сделает отгрузки, контрагент не оплатит, а суд признает договор не действительным по причине отсутствия права подписи у директора, что делать будете?
Или Вы не работаете с отсрочкой платежа?
Спасибо.

Відповісти
  • Mariya A.
10.09.18 13:28

Ксеня,
1) По тому конкретному предприятию, по которому мне пришел запрос от поставщика, мы работаем ТОЛЬКО с отсрочкой платежа. Первое всегда - отгрузка. И на закупку от производителей, и на продажи. Все сроки и ответственность прописаны в договорах;
2) Есть ли право подписи у кого-либо - из стр.1495 баланса не видно. Право подписи можно глянуть в ЕДР, но и это не панацея, т.к. на время отпуска право подписи может передаваться.... и вообще, "право подписи" к этой теме отношения не имеет;
4) ст.44 в целом и п.5, в частности: "Посадові особи товариства, винні у порушенні порядку вчинення значних правочинів, солідарно відповідають за збитки, заподіяні товариству."

Где тут про фиктивные сделки?
Зачем мне чужие активы и балансы и как это повлияет на выполнение условий договоров?
Эту макулатуру на р/с не внесешь для погашения дебиторки, например.
Ну выслала я Вам свой баланс с отрицательной стр. 1495... Ну и в догонку протокол / рішення: "Можна!"... Вы откажетесь от сотрудничества? Или подождете "нужных" чистых активов?
В данном случае мое мнение, что ТОВки должны ДЛЯ СЕБЯ соблюдать закон, а не контролировать деятельность своих контрагентов. 
Дальше не дискутирую, простите...

Відповісти
  • Ксеня
10.09.18 14:12

Mariya A., "Есть ли право подписи у кого-либо - из стр.1495 баланса не видно" - не соглашусь ибо в законе четко написано - если сумма договора превышает 50% ЧА - директору низзя подписывать без отдельного на то разрешения :)
т.е. в моем понимании - я на этапе подписания договору могу предусмотреть наличие возможных хождений по судам. И дело абсолютно не фиктивности с точки зрения налоговой, а в защите интересов своей же компании...
Но каждый выбирает для себя. Спасибо за Ваше мнение!

Відповісти
  • ???
10.09.18 09:23

А чистые активы это какая строка баланса?

Відповісти
  • Бух
10.09.18 09:42

???, строка 1495 http://credo-audit.com.ua/ua/2434.html

Відповісти
  • Бухик
10.09.18 09:27

???, тоже хотелось бы знать, подскажите, пожалуйста.

Відповісти
  • Mariya A.
10.09.18 09:39

Бухик, 1495

Відповісти
  • хз
10.09.18 09:37

Спасибо большое, коллеги, что делитесь знаниями и работой! Побольше бы таких людей.. а то столько законов, что неупомнишь, что нужно подавать, а что нет. А так взял и довавил в закладки, и уже знаешь :)

Відповісти
  • Mariya A.
10.09.18 09:40

Коллеги, а кто переходил с обычного устава на модельный? Какова процедура?..

Відповісти
  • Марі
10.09.18 09:48

Mariya A.,
Процедура стандартна, ми одночасно зі зміною директора перейшли. Але це можна було зробити до змін. Зараз не переведуть, так як діючий модельний статут не відповідає законодавству. З тиждень тому була стаття, що або протягом року мають затвердити новий модельний статут, або ті, хто ним користується мають перейти на індивідуальні.

Відповісти
  • ТатьянаБ
12.09.18 11:14

У меня здесь был комментарий, но куда-то исчез...

Відповісти
  • Mariya A.
10.09.18 10:08

Марі, дякую. Розумію, що зараз не переведуть. Сподіваюсь, що модельний статут приведуть до ладу. Хочу перевести своїх.

Відповісти
  • Нона
10.09.18 12:16

Господи! совсем запуталась, Помогите! У меня один единственный собственник -"засновник"- я так понимаю мне это все не нужно ??? или нужно вникать юриспруденция совсем не мое

Відповісти
  • Оксана
10.09.18 12:31

Нона,ПОЧИТАЙТЕ ЗАКОН.надо.формальность для Вас -но надо.

Відповісти
  • Таня
10.09.18 12:50

Нона, у меня такая же ситуация. По закону нам тоже нужно все это делать, только у нас будет не протокол общего собрания учредителей, а решение учредителя (хотя, как по мне, можно и протоколом назвать). Ну он у нас будет тихо сам с собою...

Відповісти
  • Наталья
11.09.18 10:13

Таня, просто протокол подразумевает под собой главу и секретаря собрания и прочий бред (если смотреть с точки зрения одного единственного учреда). Посему решение :)

Відповісти
  • Нона
10.09.18 14:17

Спасибо, ушла в "нирвану"- читаю сие творение как китайскую грамоту, Эх

Відповісти
  • Кими
10.09.18 12:58

Дорогие бухгалтеры! Среди вас есть такие умные девочки - читаешь и уважению нет предела. Я тоже стараюсь, по мере сил, не отставать, знать по-максимуму хотя бы те разделы БУ и НУ, что непосредственно относятся к специфике работы предприятия. Но вот юридические познания у меня очень малы... Я понимаю, что даже я очень сильно буду стараться - все равно не смогу гарантированно правильно действовать в этой сфере. Может, у кого-то есть образцы этих протоколов, которые нужно оформлять на сделку свыше 50% чистых активов???  Была бы очень признательна.

Відповісти
  • Наталья
10.09.18 13:54

На какие даты нужно брать балансы?Их теперь нужно делать каждый квартал?

Відповісти
  • СВ
10.09.18 16:48

На предприятии один учредитель он же и директор и тоже все это надо? И если стр.1495 - 20.9 за 2017 год, то надо на каждую сделку делать бух.справку. Это же сколько бумаги уйдет? Мозги кипят и не представляю как это все делать.

Відповісти
  • Я
11.09.18 07:44

У меня тоже один учредитель он же директор,позвонили к юристам а они даже не слышали про этот закон,получается это все только бухгалтеру надо

Відповісти
  • 1
11.09.18 07:47

Чем конкретно утвержден алгоритм расчета "чистых активов"? 

Відповісти
  • Киев
11.09.18 08:27

Ну, все....понеслась душа в рай. Теперь все бухгалтера под каждую оплату начнут требовать баланс-протокол-справку.

Відповісти
  • Гарри К.
11.09.18 11:38

..коллеги, ну че мы "паримся"?! - ранее заключали договоры на год-три, теперь - на месяц-неделю-день//каждую поставку (дабы "вписаться" в размер своих "чистых активов").. и всего и делов-то.. не стоит усложнять себе жизнь!.. (продавцам офисной бумаги - доп.профит..второе дыхание у них открывается после казалось бы тотальной "оцифровки" документооборота и серых перспектив для них еще совсем недавно...)

Відповісти
  • Елена
25.01.19 11:13

Я думаю дробить сделку не получится, поскольку  в Законе сказано: если компания могла совершить одну крупную сделку вместо нескольких поменьше, то каждая из таких «мелких» сделок считается крупной.

Відповісти
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Ця функція доступна тільки
авторизованим користувачам