Малое предприятие не подало финансовую отчетность малого предприятия за 9 месяцев 2019 года. Чем грозит подобное нарушение?
Первое, что вас может ждать в таком случае, — административный штраф на должностных лиц предприятия в соответствии со ст. 1863 КУоАП. Напомним: ч. 1 ст. 1863 КУоАП устанавливает ответственность, в частности, за непредоставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или предоставление недостоверных сведений, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, либо с опозданием.
Размер штрафа за такие нарушения — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.).
А если должностное лицо в течение года уже привлекалось к административной ответственности за подобное нарушение, размер штрафа составит уже от 15 до 25 ннмдг (от 255 до 425 грн.).
Именно органы статистики имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 1863 КУоАП (ст. 2443 КУоАП). Поэтому вероятность схлопотать этот штраф в случае непредоставления финотчетности очень высокая (см. письмо Госкомстата от 01.11.2001 г. № 16-1-67).
А вот штрафа за неподачу финотчетности из ст. 1642 КУоАП должностным лицам обычных малых предприятий опасаться не стоит. Это «удел» учреждений и субъектов хозяйствования, связанных с бюджетными средствами.
Хуже дела обстоят, если вы являетесь малым предприятием — квартальщиком по налогу на прибыль и, кроме статистиков, обделили финотчетностью еще и налоговиков. Декларацию без довеска в виде Баланса и Отчета о финрезультатах по формам № 1-м и № 2-м налоговики могут не принять или приравнять подачу «некомплекта» к неподаче декларации. В таком случае уже маячит штраф по п. 120.1 НКУ. Размер штрафа составляет 170 грн. за каждое непредоставление или несвоевременное предоставление декларации.
Если же в течение года к предприятию уже применялся штраф за подобное нарушение, тогда сумма повторного штрафа составит 1020 грн. за каждое непредоставление или несвоевременное предоставление.
С последствиями неподачи отчетности мы с вами разобрались, а теперь рассмотрим не менее распространенные ситуации:
(1) малое предприятие вместо Финансовой отчетности малого предприятия по формам № 1-м и № 2-м подало полную финотчетность по формам из НП(С)БУ 1;
(2) малое предприятие по ошибке отчиталось по «микроформам» № 1-мс и № 2-мс вместо № 1-м и 2-м.
Что грозит и как быть в этих случаях?
Малое предприятие вместо финансовой отчетности малого предприятия (формы № 1-м и № 2-м) предоставило в органы статистики за 9 месяцев 2019 года отчетность по полной форме из НП(С)БУ 1. Чем это чревато?
В этом случае штрафоопасной ошибки нет, а значит, материальная ответственность вам не грозит. Все дело в том, что нынешняя редакция п. 2 разд. II НП(С)БУ 1 разрешает «малышам» самостоятельно определить целесообразность составления финотчетности по формам, предусмотренным этим стандартом. Проще говоря, при желании любой из «малышей» может подать вместо форм № 1-м (1-мс) и № 2-м (2-мс) полноформатный Баланс и Отчет о финансовых результатах*.
* Детали найдете в статье «Финотчетность за 9 месяцев: важные моменты» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 41).
Могут ли органы статистики привлечь к ответственности малое предприятие за предоставление отчетности за 9 месяцев 2019 года не по той форме (если вместо отчетности по «м»-форме предприятие подаст «мс»-формы)?
Выбирать самостоятельно желаемую форму отчетности НП(С)БУ 25 не разрешает.
Следовательно, предоставление не своего комплекта отчетности является нарушением правил составления финотчетности, а именно НП(С)БУ 25.
Что же за это будет?
Штраф из ст. 1642 КУоАП сразу отметаем. Во-первых, его применяют, в частности, за внесение неправдивых сведений в финансовую отчетность, а также за ее неподачу. А в нашем случае финотчетность предоставлена была, пусть и не по той форме. Нельзя в этом случае говорить и о нарушении правил ведения бухгалтерского учета, поскольку, на наш взгляд, это совсем другая категория нарушений. Во-вторых, его применяют органы Госаудитслужбы в отношении подконтрольных предприятий, связанных с бюджетными средствами.
Так что обычному предприятию этого штрафа бояться не стоит.
А вот со штрафом из ст. 1863 КУоАП не все так однозначно. Да, действительно, его налагают, в частности, за предоставление органам статистики данных для проведения статистических наблюдений не по форме, предусмотренной отчетно-статистичеcкой документацией. Но из определения отчетно-статистической документации (ч. 5 ст. 8 Закона о госстатистике) понятно, что финотчетность ничего общего с ней не имеет. К ней относятся формы отчетности, утвержденные Госстатом. Поэтому, на наш взгляд, применение этого штрафа за предоставление отчетности не по форме неуместно.
Но, к сожалению, полностью исключить возможность привлечения к ответственности по ст. 1863 КУоАП нельзя . Ведь, как мы уже сказали, за неподачу финотчетности органы статистики этот штраф применяют. Поэтому не исключено, что и в этом случае статистики закроют глаза на оговорку про отчетно-статистическую документацию да и оштрафуют должностное лицо предприятия-нарушителя на сумму от 170 до 255 грн.
Какая ответственность грозит за предоставление по итогам 9 месяцев 2019 года «чужого» комплекта отчетности налоговикам (вместо отчетности по «м»-форме подали «мс»-формы)? Нужно ли в таком случае подавать уточняющую декларацию по налогу на прибыль?
Тут все зависит от того, как вы отчитываетесь по налогу на прибыль — ежеквартально или один раз по итогам года.
Если вы являетесь годовиком для целей предоставления прибыльной декларации, а финотчетность попала к налоговикам «за компанию»: когда вы отчитывались в электронной форме перед статистикой, то никаких претензий к вам с их стороны быть не должно. Причина проста — подавать промежуточную финотчетность налоговикам вы попросту не обязаны. Поэтому главное — разобраться с отчетными формами до момента предоставления годовой декларации.
Другое дело, если вы квартальщик и должны подавать промежуточную финотчетность налоговикам (вместе с квартальной декларацией по налогу на прибыль). В этом случае чисто теоретически налоговики могут приравнять подачу декларации с «неформенной» отчетностью к неподаче декларации вообще. И соответственно оштрафовать за это предприятие по п. 120.1 НКУ.
Однако, на наш взгляд, оснований для этого у контролеров маловато. Ведь для чего, собственно, им ваша финотчетность? В основном, для того, чтобы проконтролировать правильность заполнения строк 1 и 2 декларации по прибыли. И сделать они это могут на основании формы № 1-мс ничуть не хуже, чем на основании формы № 1-м. Ведь:
— в строку строку 01 заносят показатель строки 2280 Отчета о финансовых результатах (по форме № 2-м или № 2-мс);
— в строке 02 указывают показатель строки 2290 Отчета о финансовых результатах (формы № 2-м или № 2-мс).
Согласитесь, было бы несправедливо, получив от предприятия всю необходимую для контроля информацию (пусть и не по той форме), оштрафовать его как за ее отсутствие. Так что применять к вам какие-либо штрафные санкции, в том числе по п. 120.1 НКУ, нет никаких оснований.
И еще помните: если в течение 5 рабочих дней вам не пришло уведомление об отказе в приеме декларации, она считается принятой (п.п. 49.9.2 НКУ).
Нужно ли исправлять ошибку через подачу уточняющей декларации по налогу на прибыль (УД)?
Тут нужно понимать: если вы подали финотчетность не по той форме, то в поле «Наявність поданих до Податкової декларації з податку на прибуток підприємств додатків — форм фінансової звітності» вы проставили отметки «+» не в тех клеточках. Соответственно, чтобы исправить эту ошибку, нужно подать УД.
Более того, для полного вашего спокойствия советуем к этой УД приложить финотчетность, составленную по правильным формам. Даже если суммовые показатели такой финотчетности остаются неизменными.
Правда, есть и либеральная консультация налоговиков (102.23.02 ЗІР). В ней контролеры пришли к выводу: если исправление ошибки в финотчетности не влияет на показатели декларации по налогу на прибыль, то предприятие может ограничиться предоставлением исправленной финотчетности, а УД не подавать. Строго говоря, здесь хоть и похожая, но немного другая ситуация. Хотелось бы надеяться, что налоговики и к нашей ситуации применят тот же подход.