Чат 911

Получайте
новости почтой!

18.09.16
9853 28 Печатать

Мокрое дело: что принесет отмена печатей в Украине

Новая инициатива парламентариев – это шаг на пути в Европу или помощь мошенникам? В вопросе поможет разобраться Forbes.net.ua

ГЛЕБ СЕГИДА, управляющий партнер юридической фирмы «Правовест»

Принятый в первом чтении 8 сентября законопроект №4194, которым отменяется обязательное использование печатей юридическими лицами и физлицами-предпринимателями, был радостно воспринят интернет-сообществом Украины. Большинство наших прогрессивных соотечественников осознают, что мокрые печати, как и многие материальные атрибуты ведения бизнеса (документация на бумажных носителях, трудовые книжки, личное присутствие для заключения договора с банком и пр.) – это пережитки прошлого. Однако юристы, каждый день сталкивающиеся с корпоративными конфликтами, рейдерством и прочим мошенничеством, понимают, что подобные «упрощения» могут обернуться огромными проблемами для бизнеса.

Первая «печатная революция» в Украине была намечена еще на 2014 год – именно тогда формулировки вокруг слова «печать» в отечественном законодательстве с «должна быть» заменили на «может быть». Таким образом, законотворцы оставили на выбор самих предпринимателей, использовать ли им печати и требовать ли их использование от своих контрагентов.

Время расставило все по местам – бизнес не захотел добровольно отказываться от мокрых печатей: все как использовали их, так и продолжили это делать. Понять предпринимателей легко – уровень мошенничества в стране и так высок, а наличие печати хоть ничего и не гарантирует на 100%, но повышает уровень доверия к документу, на котором она стоит.

И вот теперь Верховная рада находится в шаге от полной отмены использования печатей в хозяйственной деятельности. В качестве главного аргумента в пользу такого решения приводится опыт развитых стран, большинство из которых уже отказались от оттисков на документах, а обходятся лишь росписью представителей сторон на бумаге.

Довод абсолютно верный, и с ним спорить тяжело. Как и с тем, что уровень преступности, мошенничества, коррупции в госорганах Украины намного выше, чем на Западе. К этому еще стоит добавить неработающие законы и практически нулевое доверие к судебной системе (и не безосновательное).

Совсем недавно в Украине была проведена другая «современная и европейская реформа» в сфере государственных реестров прав собственности и возможностей вносить в них изменения. Напомню, с 2016 года любой нотариус имеет право вносить изменения в государственные электронные реестры относительного любого имущества и корпоративных прав.

Как результат, с начала года уровень рейдерства в Украине возрос в десятки раз: число рейдерских атак только за январь-август уже измеряется тысячами. И только после ряда резонансных дел, в которых уже «поучаствовали» крупные иностранные фирмы, а также обнародования проблемы, Минюст начал координировать свою работу с МВД. В итоге был подготовлен пакет изменений в законодательство для борьбы с рейдерством.

Можно предположить, что законопроект об отмене печатей будет принят во втором чтении и в целом осенью этого года. Он вступит в силу через три месяца после публикации, и у органов исполнительной власти будет еще три месяца на приведение в соответствие новому закону своих нормативных документов. Таким образом, «печатная революция» может произойти весной следующего года.

В юридической среде это порождает опасения, что весной-2017 Украину захлестнет волна рейдерских атак и корпоративных конфликтов. На фоне коррумпированной судебной системы это приведет к катастрофе в плане условий ведения бизнеса в нашей стране.

Вспомните, что первым делом пытаются заполучить рейдеры в случае силового захвата предприятия – печать. Несмотря на то, что печати можно подделать, именно контроль над печатью является одним из признаков контроля над бизнесом.

А теперь просмотрите всю свою документацию и представьте, что на ней нет ни одной печати, а просто какие-то непонятные закарлючки внизу страницы (именно так выглядит подпись многих людей).

И теперь представьте, что будет стоить мошенникам сделать точно такой же документ, и прийти с ним к государственному регистратору, или в банк, и к партнеру-мошеннику и заключить с ним «договор» от имени вашей компании.

Теперь к партнерам по бизнесу придется присматриваться еще внимательнее, так как им ничего не будет стоить написать свой «протокол» собрания акционеров или учредителей.

Все уставные документы, решения юридических лиц будут удостоверяться только подписями. То есть любой человек сможет подписать протокол общего собрания общества, подать документы государственному регистратору, а поскольку регистратор не уполномочен проверять подлинность подписи, изменения, принятые на таких «общих собраниях», будут внесены в ЕГРПОУ. Таким образом, потенциально возрастет количество судебных споров о признании подобных документов недействительными, тогда как лица, ответственные за корпоративную деятельность компании, должны будут постоянно держать ситуацию на контроле.

После отмены обязательности печатей возникнет больше сомнений относительно полномочий лиц-подписантов. Доверенность может быть подписана кем угодно, и убедиться в достоверности такого документа «на месте» будет практически невозможно. Единственным вариантом решения проблемы в данном случае может стать разве что нотариально заверенная доверенность.

Недобросовестные контрагенты, приняв товары или услуги, могут отрицать факт их принятия или факт подписи на актах приема-передачи, накладных, а соответственно – и не оплачивать такие товары, работы, услуги. С другой стороны, любое лицо, имея доверенность, якобы заверенную подписью директора предприятия, сможет стать «уполномоченным представителем» и получать соответствующие выгоды.

Каким образом пытаться доказать то, что подпись подлинная или поддельная? Только через суд – он будет назначать проведение судебно-почерковедческой экспертизы, от заключения которой и будет зависеть «судьба» документа, а значит – и денег или прав собственности.

Однако, когда судебный спор будет идти за активы стоимостью в миллионы долларов, кто может гарантировать, что не будет давления на судью одной из сторон, и решение будет объективным? Судебная экспертиза может длиться до 30 дней, заключение эксперта – выноситься в срок до 10 дней. Ориентировочная стоимость данного вида исследования – от 3000 гривен. При этом чем больше «материала» для анализа экспертом, тем больше шансов того, что будет сделан правильный вывод.

Таким образом, нельзя исключать, что теперь отдельные части договоров будут прописываться от руки -для дополнительного доказательства его подлинности. Остается надеяться, что все эти предостережения будут учтены при подготовке проекта закона ко второму чтению.

Как вариант, возможно введение норм обязательного удостоверения определенных договоров и сделок нотариусом. Это приведет к определенным затратам, однако минимизирует риски подделок и манипуляций с юридически значимыми документами.

Введение процедуры двойного подписания документов также минимизирует случаи возможной подделки документов. Поскольку никакого законодательного регулирования применения двойной подписи нет, то большинство компаний прописывают процедуру его использования по своему усмотрению.

При возможном переходе компании на процедуру двойной подписи об этом стоит информировать публично, особенно в случае сотрудничества с другими компаниями. Обязательность подписания документов несколькими лицами закрепляется в уставах предприятий или во внутренних положениях или инструкциях. Право представлять компанию может быть предоставлено в соответствии с доверенностью также двум лицам, которые могут действовать совместно.

Как бы нам ни хотелось этого, но Украина пока не готова к введению многих норм ведения бизнеса, существующих в развитых странах. У нас есть намного более существенные проблемы, решив которые, бизнес-климат в Украине улучшится, и можно будет думать об отмене печатей, и о других мерах по дерегуляции. Нельзя строить дом с последнего этажа: должен быть заложен соответствующий фундамент, которого в Украине пока нет.

Рубрика:
Комментарии
  • Наталья
19.09.16 10:43

Нафига попу баян??? Кому мешают печати???

Ответить
  • Наталья
19.09.16 10:45

Для инициаторов данного законопроекта - это подтверждение их полной некомпетентности в "печатном" вопросе либо содействие мошенникам!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ответить
  • Валентина
20.09.16 10:33

Наталья, так они же и есть первые рейдеры-заказчики.

Ответить
  • Бухгалтер90
19.09.16 11:31

А как мы можем повлиять? Может петиция поможет?

Ответить
  • Ольга
19.09.16 11:36

Это ещё один шаг к уничтожению фундаментальных основ законодательной базы Украины. Бухгалтерский учет угробили, налоговую систему извратили, делопроизводство сводят на "нет". Ломать, крушить, сносить - дело нехитрое, а дальше ЧТО???

Ответить
  • Татьяна
19.09.16 12:34

Ольга, а дальше ОБРЫВ.....

Ответить
  • Александр
19.09.16 12:35

Работаю в экспертной организации и могу заверить: подделать печать достаточно просто. При этом мошенники зачастую пользуются наложением печати и при проведении почерковедческой экспертизы невозможно доказать, что подпись поддельная. Ликвидация печатей - не только уход от гнилого совка (никто в мире практически не пользуется печатями, ибо печать подделать достаточно легко, а подпись - очень сложно), но и реальный инструмент доказывания поддельности подписи в случае подделки подписи. Так что дорогие бухгалтера, сначала разберитесь в сути проблемы, а потом начинайте закатывать истерики )

Ответить
  • Работка
21.09.16 13:16

Александр, "Работаю в экспертной организации "- вам отсутствие печати увеличит доход?

Ответить
  • Люся
20.09.16 10:35

Александр, А я не поддерживаю, прочитайте внимательно статью, первым делом стремятся захватить печати, значит это важно!

Ответить
  • Виктория
20.09.16 10:45

Люся, ну если в статье написано, то это, конечно, правда) а еще знамя пытаются захватить))

Ответить
  • Это еще что
19.09.16 15:49

Александр, речь о том, что злодеям не нужно будет напрягаться и подделывать печать. Т.е. их злодейская деятельность сильно упростится. Лучше как эксперт подскажите явные признаки подделки подписей. Пора начинать тренироваться распознавать.

Ответить
  • Виктория
19.09.16 15:25

Александр, полностью с вами согласна!

Ответить
  • Анна
19.09.16 13:42

Абсолютно поддерживаю!)

Ответить
  • Елена
19.09.16 12:41

Надо же оправдывать свое существование. Чем бы Рада не тешилась, а лишь бы страну из кризиса не вытаскивать... Чем больше бардака, тем больше можно поживиться...

Ответить
  • Бух
19.09.16 13:07

Создают эти законы те, кто положил глаз на чужой бизнес. Те кто рейдерскими захватами присваивает себе не принадлежащее. Вместо того, чтобы отстаивать интересы народа, они удовлетворяют свои. Дорвались до кормушки и все под себя гребут.

Ответить
  • Валерія
19.09.16 13:26

Потрібн переходити на електронні документи й тоді проблем не буде.

Ответить
  • Виктория
19.09.16 15:24

Автор пишет полнейший бред. Печать давным-давно не регистрируется в органах МДВ - ее можно сделать в любом месте и в любом кол-ве. Поэтому душераздирающий рассказ о том, что она что-то кому-то гарантирует, не выдерживает никакой критики. Ну и как Запад выживает без такой "необходимой" вещи, как печать, - это отдельный вопрос)) загнивает, не иначе)

Ответить
  • Работка
21.09.16 13:13

Виктория, вы лично сколько раз за последние 25 лет сталкивались с подделками печатей?"как Запад выживает" - не интересно и не играет роли для нашей страны, запад - далеко не авторитет, зачем его бесконечно приводить в пример

Ответить
  • Джаконда
19.09.16 15:28

Валерія!1000000000000%

Ответить
  • Джаконда
19.09.16 15:28

1000000000000000%

Ответить
  • Учетное Дело
19.09.16 15:39

Печати - анахронизм. Но многим нравится - так пользуйтесь, никто же не запрещает.

Ответить
  • Люся
20.09.16 10:37

Учетное Дело, анахронизм - суд, который судом не является и собственные нотариусы.

Ответить
  • Татьяна
20.09.16 13:03

А теперь, уважаемые любители печати, представьте себе, что на документе есть печать, а подписи нет? Нууу...., какие дальше будут прения по этому вопросу?

Ответить
  • Работка
21.09.16 13:17

Татьяна, "представьте себе, что на документе есть печать, а подписи нет"- больше никакую глупость представить не нужно?

Ответить
  • евгения
20.09.16 21:24

Лучше печать,и две подписи руководителя и юриста,а договора нотариально заверять

Ответить
  • Cергій
21.09.16 16:34

Якщо чесно, то це просто брєд О_о

Ответить
  • Ельза
21.09.16 17:32

Два підписи на договорах або особливо важливих документах, підтвердження дійсності підписів, нотаріальне завірення - все це час і наші кошти, я повністью згідна з автором статті,що потрібно побудувати свій фундамент у власній хаті, а потім будувати хоч перший поверх! Що в нас- абсурд і анархія, а доказувати через суди свою правоту - якщо хто проходив через судові засідання - це також кошти,час !

Ответить
  • Киля
23.09.16 14:50

Печать может и пережиток прошлого, но с ней можно в суд обращаться если что. Разведется сразу Остапов Бендеров, повально будут ставить левые подписи на накладных, актах, договорах, а потом как с такими судиться за долги? или с каждой бумажкой приезжать лично на предприятия и убеждаться, что документ подписан уполномоченным лицом, а не левой ногой?

Ответить
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям