* О том, что это за форма и как ее подать, вы могли прочитать в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 20.
Полагаем, каждый, кто читает эту статью, в курсе проблем с формой 4. Причины этого, в большинстве, на поверхности: несовершенство ПО госрегистраторов, недостатки в организации их работы, запоздалое обновление формы 4 и т. п. И как видите, субъекты хозяйствования здесь не при чем (более того, многие даже старались сдать эту форму в начале года, но госрегистраторы их, как правило, «отфутболивали»).
Только положения дел это, увы, не спасает. Срок пропущен. А значит, налицо нарушение закона. Что за это грозит, вы, должно быть, помните — ст. 16611 КУоАП (см. врезку). Но здесь сразу всплывает ряд вопросов.
За неподачу юрлицом госрегистратору сведений о бенефициаре на его руководителя или лицо, уполномоченное действовать от его имени (исполнительный орган), налагают штраф в размере от 5100 до 8500 грн.
Несвоевременная подача ≠ неподача
Предположим, что форму 4 вы хоть и с опозданием, но все же подали. Например, вы сделали это 28 мая. Могут ли вас в таком случае привлечь к ответственности? Строго говоря, нет. Дело в том, что ст. 16611 КУоАП устанавливает штраф именно за неподачу этих сведений (без привязки к определенным срокам), а в данном случае они поданы. Тем более, если посмотрите на другие статьи этого Кодекса, то обнаружите: в тех случаях, когда по КУоАП штрафуют за несвоевременную подачу каких-либо сведений, в нем об этом прямо говорят. Подтверждают это, в частности, ст. 96, 1163, 1631 — 1632 КУоАП и т. п. Так что если вы не успеете подать форму 4 до истечения отведенного срока (25 мая), не отчаивайтесь. Ведь главное, чтобы эта задача была выполнена до момента проведения проверки.
Правда, предупреждаем: данный вывод продиктован строгим и, мы бы даже сказали, буквальным прочтением закона, чем проверяющие нередко пренебрегают ☹. Другое дело, что даже если их подход будет иным, считаем, штраф вам все равно не грозит. О том, почему, читайте дальше.
Процедура наложения штрафа
Это еще одна проблема. В прошлом номере «Бухгалтер 911» мы уже говорили, что составлять протоколы по ст. 16611 КУоАП уполномочены субъекты государственного финмониторинга ( ст. 255 КУоАП). К ним, в частности, относятся: госфинмониторинг, НБУ, Минюст ( ч. 3 ст. 5 Закона № 1702**). Вместе с тем, как они будут это делать, до конца не известно.
Налагает же этот штраф только суд ( ст. 221 КУоАП).
Дать более-менее точный прогноз можно разве что по контролю данного вопроса в отношении субъектов первичного финмониторинга (далее — СПФ). Напомним, что согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 1702 это: банки, страховщики, ломбарды, специально определенные СПФ (в частности, аудиторские фирмы, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, юридические услуги) и т. п. Во исполнение этого Закона чиновники утвердили Порядок № 436***, который описывает порядок проведения/оформления проверок госфинмониторингом субъектов предпринимательства, предоставляющих посреднические услуги в операциях купли-продажи недвижимости. Этот документ предусматривает, что в процессе плановой проверки госфинмониторинг проверяет, в частности, установление СПФ (см. п. 4 разд. II Порядка № 436):
*** Порядок проведения проверок Государственной службой финансового мониторинга Украины субъектов первичного финансового мониторинга, утвержденный приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 436. Он вступает в силу со дня официального опубликования (на момент подготовки номера этого еще не произошло).
— своего бенефициара, регулярное обновление и хранение информации о нем и предоставление их госрегистратору в случаях и объемах, предусмотренных законодательством. Здесь вопросов нет. Если СПФ является юрлицом, то на него в общем порядке распространяется требование об установлении своего бенефициара и внесении сведений о нем в ЕГР. Если во время проверки госфинмониторинг выявит, что этого сделано не было, то составит протокол. Сам же штраф, как мы уже говорили, наложит суд;
Правда, строго говоря, проверяющие смогут составить такой протокол не раньше, чем они получат обновленную под Закон № 1702 инструкцию по его составлению.
— конечного бенефициара клиентов-юрлиц. Правда, учтите: даже если госфинмониторинг обнаружит отсутствие подобных сведений, то в данном случае это будет основанием для ответственности СПФ, а не клиента-юрлица.
При этом обратите внимание на важный нюанс: наличие/отсутствие сведений в ЕГР о бенефициаре устанавливают в процессе плановой проверки СПФ. Не иначе. Это значит, что госфинмониторинг не вправе, к примеру, самостоятельно проверить ЕГР на предмет наличия/отсутствия этих сведений, после чего составить протоколы и направить их скопом нарушителям.
Видимо, утверждения похожих правил стоит ожидать и в отношении других СПФ. Разве что контролировать их будет уже не госфинмониторинг, а другой орган, осуществляющий госрегулирование и надзор за соответствующим СПФ по ч. 1 ст. 14 Закона № 1702. Так, например, субъектов хозяйствования, предоставляющих юридические услуги,
в этой сфере контролирует Минюст ( п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 1702) — он же, к слову, должен утвердить и соответствующий порядок.
Вы при этом можете спросить: а как же все остальные? Ведь включать в ЕГР сведения о своих бенефициарах должны не только СПФ, но и другие юрлица. Да, так и есть. Но в отношении них определенности вообще нет ☹. Особенно если учитывать, что субъекты государственного финмониторинга должны взаимодействовать прежде всего с СПФ. В любом случае нужно ждать утверждения «нормативки». А до этого момента о привлечении таких лиц к ответственности по ст. 16611 КУоАП можно даже не заикаться.
Поможет ли мораторий на проверки?
Здесь вас ожидают хорошие новости. Вы, скорее всего, помните, что сегодня действует мораторий на проверки, установленный****:
— Законом № 76***** — до июля;
— Законом № 71****** — в течение 2015 — 2016 годов. Касается субъектов хозяйствования с доходом за предыдущий год до 20 млн грн. (кроме нескольких исключений).
**** Ознакомиться с ним вы могли в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 5.
Такие проверки в общем случае могут проводиться лишь по разрешению Кабмина. Но распространяется ли данный мораторий на проверки, с которыми вы ознакомились в предыдущем разделе? По нашему мнению, да. Тем более что в отношении них Кабмин подобных разрешений не выдавал.
Заметьте: по ряду контролирующих органов Кабмин подобные разрешения уже дал. Причем это не локальные разрешения, которые касаются конкретного лица, а глобальные — разрешающие тому или иному органу проводить проверки в отношении множества лиц (см., в частности, распоряжение Кабмина от 28.01.2015 г. № 317-р).
Правда, с подачей формы 4 в любом случае лучше не затягивать. Ведь нередко проверяющие этот мораторий под тем или иным предлогом игнорируют (это, к примеру, касается «нетрудоспособного» Фонда). И в таком случае вам будет полезно помнить, что это нарушение является длящимся, а потому штраф за него могут наложить не позднее чем через 3 месяца с даты его выявления (ст. 38 КУоАП).
Вместо итога
Судя по настроениям посетителей нашего портала (buhgalter911.com), да и в целом по стране, многие ожидают, что необходимость подачи сведений о бенефициарах все-таки отпадет. Произойдет это или нет, предсказать невозможно. Но в любом случае рассчитывать на это мы бы пока что не стали (особенно с учетом того, что данные требования существуют и за рубежом). В этом ключе более реальной перспективой является продление сроков для подачи формы 4.
На сегодня в ВРУ зарегистрировано уже два законопроекта по этому вопросу. Остается надеяться, что медлить с их принятием народные избранники не будут.