Так все же, от какого именно дня отсчитывать 10 дней предельного срока уплаты налога, предписанных абз. 1 п. 57.1 НКУ, — от календарного дня после предельного срока подачи декларации без учета переноса (т. е. фактически от выходного или праздничного — если так случилось) или уже с учетом такого переноса (т. е. от дня после фактического последнего дня предельного срока подачи декларации — следующего за выходным или праздничным — ближайшего операционного дня)?
Решение дела судом
Имеем позитивное постановление ВСУ от 09.06.2015 г. по делу № 21-18а15. Внимание: окончательное и не подлежащее обжалованию! ВСУ: (1) указал, что норма п. 57.1 НКУ не содержит ссылки конкретно на п.п. 49.18.1 этого Кодекса, устанавливающий предельные сроки подачи налоговых деклараций, а только общее понятие — «предельный срок, предусмотренный этим Кодексом для подачи налоговой декларации, кроме случаев, установленных этим Кодексом»; (2) отметил, что в п. 49.20 НКУ нет понятия «переносится», а использован термин «считается», не допускающий двузначных трактовок (!); (3) применил норму п. 56.21 НКУ относительно правоты плательщика в ситуации, когда законодательство может трактоваться неоднозначно.
Короче, для нас ценен окончательный и не подлежащий обжалованию вывод ВСУ: в случае если последний день предельного срока подачи налоговой декларации пришелся на выходной или праздничный день и из-за этого был перенесен на ближайший следующий операционный (банковский, рабочий) день, то 10-дневный срок уплаты налога по поданной декларации начинает отсчитываться от дня после ФАКТИЧЕСКОГО (т. е. перенесенного) последнего дня подачи. Точка.
Позиция налоговых органов
Пятнадцать лет налоговики утверждали, что 10-дневный срок уплаты, установленный нынче абз. 1 п. 57.1 НКУ, следует отсчитывать строго от дня после последнего календарного дня предельного срока подачи декларации, даже если этот день — выходной или праздничный. Для иллюстрации такой их позиции можно указать, в частности, на: (1) Обобщающую налоговую консультацию, утвержденную приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1171, и (2) консультацию в категории 135.02 ЗІР.
Но «и на старуху бывает проруха».
В письме от 09.10.2015 г. № 21492/6/99-99-15-04-02-15 ГФСУ уже прямо отмечает, что при «празднично-выходных» переносах следует учитывать правовую позицию ВСУ, изложенную в постановлении от 09.06.2015 г. по делу № 21-18а15.
Налоговики, похоже, уже готовы прислушаться «к голосу разума» и «ретранслируют» выводы ВСУ, что 10-дневный срок уплаты налога по поданной декларации начинает отсчитываться от дня после фактического (т. е. перенесенного) последнего дня подачи.
Мнение редакции
ВСУ прав на все сто! Жаль только, что не в отношении НДС. Проблема заключается в том, что в отношении НДС предельный срок подачи декларации (20 календарных дней) и месячный базовый отчетный (налоговый) период установлены специальным п. 203.1 НКУ, а 10-дневный предельный срок уплаты — специальным п. 203.2 этого Кодекса. Причем — внимание! — начало течения этого срока в этом же п. 203.2 НКУ прямо привязано ни к какому-то там «рабочему дню», а конкретно к последнему дню соответствующего предельного срока, предусмотренного п. 203.1 этого Кодекса для подачи налоговой декларации. И тут во весь рост встает вопрос о приоритете норм: по общему правилу — специальных над общими.
Перенос предельного срока подачи НДС-декларации из-за попадания последнего дня такого срока на выходной/праздничный день. Здесь норма п. 49.20 НКУ — уникальная, а значит, и приоритетная! Причем для любого предельного срока подачи (поскольку она не ссылается лишь на сроки из п. 49.18 НКУ).
То есть, если последний день предельного срока подачи НДС-декларации пришелся на выходной или праздничный день, то на основании п. 49.20 НКУ последним днем этого срока считается ближайший следующий операционный день.
Перенос предельного срока уплаты НДС из-за попадания последнего дня предельного срока подачи декларации на выходной/праздничный день. А вот здесь в отношении дня, с которого начинает течь 10-дневный предельный срок уплаты НДС, можно усмотреть конфликт норм и спорить, какая норма «специальнее»: (а) жестко привязанный к календарю последний день предельного срока подачи НДС-декларации согласно специальному п. 203.1 (и идентичному ему — общему п.п. 49.18.1) НКУ — на том основании, что, дескать, норма п. 203.2 НКУ признается специальной по отношению к общей норме абз. 1 п. 57.1 этого Кодекса, или напротив — (б) день, считающийся последним, т. е. перенесенный на ближайший операционный (рабочий) день, — на том основании, что «переносная» норма (т. е. п. 49.20 НКУ)признается специальной и приоритетной по отношению к «жесткой» норме п. 203.2 НКУ. Ну хотя бы потому, что последняя перенос срока вообще не регламентирует… Вот тут бы ВСУ и применить норму п. 56.21 НКУ относительно так называемого конфликта интересов, прямо назвав п. 49.20 этого Кодекса приоритетным над его же п. 203.2. Ан нет — в постановлении, касающемся НДС, ВСУ о ст. 203 НКУ, к сожалению (что подозрительно), смолчал…
Не исключено, что налоговики пропустят этот нюанс «мимо ушей» (в упомянутом ранее письме не содержится на счет НДС каких-либо оговорок), но гарантировать этого нельзя.
Поэтому в «переносном» вопросе можно порекомендовать касательно НДС придерживаться осторожного (привычного нам) подхода.
При этом напомним: основная задача плательщика НДС сейчас — обеспечить «в сроки, предусмотренные НКУ для самостоятельной уплаты обязательств по НДС» наличие средств на НДС-счете в достаточных для их погашения объемах ( п. 40 подразд. 2 разд. XX НКУ).
Напоследок еще раз обращаем внимание плательщиков налогов на то скорбное обстоятельство, что в случае, если последний день срока уплаты налога пришелся на выходной или праздничный день, его уплату следует произвести заблаговременно! «Уплато-переносных» норм в НКУ нет!