Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


Бухгалтер 911, май, 2018/№20
Печатать

Как «клеймят» рисковых плательщиков

Казанова Марина, налоговый эксперт
Что произошло. ГФСУ приказом от 21.03.2018 г. № 144 утвердила Порядок формирования перечня рисковых плательщиков НДС* (далее — Порядок № 144). Его и предлагаем сегодня обсудить.

* Порядок формирования территориальными органами и структурными подразделениями ГФС перечня рисковых плательщиков налогов, утвержденный приказом ГФСУ от 21.03.2018 г. № 144.

Напомним, одним из «нехороших» нововведений обновленной системы блокировки налоговых накладных (НН) / расчетов корректировки (РК) стало то, что теперь при блокировке учитывается не только рисковость операции, но и соответствие самого плательщика критериям рисковости. Если плательщик признается «рисковым», то все его НН/РК (кроме тех, которые выпадают «из мониторинга») блокируются (п. 6 Порядка № 117**) независимо от того, попадает ли сама операция, указанная в НН/РК, под критерии рисковости или нет.

** Порядок приостановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 21.02.2018 г. № 117.

В качестве «бонуса», если его можно так назвать, ввели показатели позитивной налоговой истории плательщика, которые якобы должны были защитить «реальных» плательщиков НДС от блокировки. Но! Парадоксально, что критерии рисковости плательщика прописаны так, что даже если плательщик соответствует критериям позитивной налоговой истории, он вполне может очутиться в числе рисковых плательщиков.

Критерии рисковости налогоплательщика определены в письме ГФСУ от 21.03.2018 г. № 959/99-99-07-18*** (далее — Критерии рисковости). Напомним, их два вида: 1) безусловные (пп. 1.1 — 1.5 Критериев рисковости) — при соответствии которым (хотя бы одному из них) плательщик сразу признается рисковым; 2) дополнительные (п. 1.6 Критериев рисковости) — при соответствии хотя бы одному из которых решение признавать плательщика рисковым или нет принимает региональная Комиссия (ГУ ГФС области, Киева, Офиса крупных плательщиков). Наиболее опасный из этих критериев — «наявна податкова інформація, що свідчить про наявність ознак здійснення ризикових операцій платником».

*** Подробнее — в статье «Блокировка НН/РК: новые критерии рисковости — новые проблемы» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 14).

По каким признакам, на основании каких документов/информации определяется наличие у плательщика рисковых операций, нигде не сказано. А это повод для злоупотреблений со стороны фискалов.

Казалось бы, свет на эти критерии должен «пролить» утвержденный ГФСУ Порядок № 144. Но вот «ценной» информации в нем мы не найдем . В нем только описана технология включения плательщиков в перечень рисковых. Что же предусматривает Порядок № 144?

Если плательщик соответствует безусловным критериям рисковости (пп. 1.1 — 1.5 Критериев рисковости), то на такого плательщика ответственное лицо ГФС (а именно представитель подразделения оперативного управления, который входит также и в состав региональной Комиссии) готовит Учетную карточку. Опять же на основании какой информации — нигде не сказано. А далее не позднее следующего рабочего дня данные из Учетной карточки внесут в аналитическую систему ІТС «Податковий блок». С этого момента для системы уже такой плательщик будет считаться «рисковым». Единственное — Порядок № 144 требует от фискала, сформировавшего Учетную карточку, хранить в «бумажном» виде информацию, которая свидетельствует о соответствии плательщика Критериям рисковости. Но заполучить эту информацию вряд ли у вас получится.

По второму случаю (когда плательщик соответствует дополнительным критериям рисковости из п. 1.6 Критериев рисковости) — решение о признании плательщика рисковым, как мы уже указывали выше, принимается по решению региональной Комиссии (и оно протоколируется). По каким критериям Комиссия будет принимать такое решение, в Порядке № 144 не сказано. В нем только прописана обязанность председателя Комиссии незамедлительно внести принятое решение о признании плательщика рисковым в ІТС «Податковий блок».

Подача плательщиком каких-либо документов/пояснений, чтобы повлиять на «исход» такого решения, не предусмотрена.

Кстати, отметим, что решение Комиссии плательщику будет «недоступно». Ни в постановлении № 117, ни в Критериях рисковости не прописано, что оно должно быть направлено плательщику .

Еще один момент. Если плательщик соответствовал, а затем перестает соответствовать критериям из пп. 1.1 — 1.5 Критериев рисковости, то он исключается из рисковых в день, когда фискалы получат информацию об этом. Если же плательщик соответствовал, а затем перестает соответствовать критериям из п. 1.6 Критериев рисковости, то все сложнее. Решение о том, чтобы перестать считать плательщика рисковым, принять в этом случае опять-таки должна Комиссия (пока она этого не сделает, плательщик будет считаться рисковым). Только вот когда такие решения должны приниматься, на основании каких документов — не ясно .

Также Порядком № 144 утверждены формы:

1) «Рішення про врахування/неврахування Таблиці даних платника податків». Кстати, в причинах для «неучета» Таблицы в бланке Решения на первом месте мы увидим «знакомую» причину «наявність в органах Державної фіскальної служби податкової інформації, що свідчить про здійснення платником податків ризикових операцій». Причем форма Решения просто предусматривает проставление «галочки» напротив какого-то из оснований. Полей, где бы плательщику дали конкретные пояснения, какая информация подтверждает рисковость операций или свидетельствует, что плательщик не имеет достаточных ресурсов для осуществления операций, указанных в Таблице данных плательщика, не предусмотрено;

2) «Рішення про неврахування Таблиці даних платника податків» — эта форма на тот случай, если фискалы уже приняли ранее вашу Таблицу, а потом «передумали». Да, такое право у фискалов есть — в случае, если налоговикам поступила налоговая информация, свидетельствующая о предоставлении плательщиком недостоверной информации в Таблице, которая была учтена, в том числе в автоматическом режиме (п. 36 Порядка № 117). Но! В самом бланке Решения о «неучете» Таблицы мы увидим несколько иные причины для ее «неучета». На первом месте — все та же «наявність... інформації, що свідчить про здійснення платником податків ризикових операцій». На втором — «виявлено невідповідність визначених платником податків у Таблиці даних видів діяльності наявним у платника засобам/факторам виробництва». И третья непонятная — «інше» .

Как фискалы будут пользоваться критерием «наличия налоговой информации, свидетельствующей о рисковой операций плательщика», покажет практика. Но полагаем, что судебная практика несколько приструнит «аппетиты фискалов».

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям