Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


Бухгалтер 911, ноябрь, 2020/№48
Печатать

Контрагент-должник ликвидируется: когда списывать задолженность?

Казанова Марина, налоговый эксперт
Один из контрагентов-должников по данным ЕГР находится «в стані припинення». Если мы не выставляем свои требования к нему, можно ли сразу признать задолженность безнадежной? Не будет ли преградой для невключения в расходы суммы дебиторки тот факт, что мы не предъявляли требований к должнику? Если мы — предприятие-малодоходник, можно ли не ориентироваться на «налоговые» критерии безнадежной задолженности? Нужен приказ на списание безнадежной задолженности или достаточно бухсправки?

Итак, ситуация у нас такая. У предприятия есть дебиторская задолженность, по которой еще не истек срок исковой давности, но есть информация в ЕГР о том, что контрагент, по которому возникла эта задолженность, находится в стадии ликвидации. Интересует вопрос признания/списания задолженности как безнадежной.

Налоговые критерии «безнадежности»

В первую очередь давайте обратим внимание на критерии безнадежной задолженности из НКУ (о «бухучетных» скажем дальше). Подпункт 14.1.11 НКУ определяет, в частности, следующие признаки безнадежной задолженности:

— истечение срока исковой давности по задолженности (п.п. «а» п.п. 14.1.11 НКУ) — общее основание;

— задолженность субъектов хозяйствования, признанных банкротами в установленном законом порядке или прекращенных как юридические лица в связи с их ликвидацией (п.п. «з» п.п. 14.1.11 НКУ).

Стоит учесть, что в нашем случае предприятие-должник пока еще находится в стадии ликвидациив стані припинення»). Поэтому основания для списания задолженности по п.п. «з» п.п. 14.1.11 НКУ еще не наступили. Когда они наступят?

По сути, ликвидация предприятия может происходить либо (1) по процедуре банкротства, либо (2) по процедуре, не связанной с банкротством. В конечном итоге результат один и тот же — ликвидация предприятия. Но:

— если ликвидация не связана с банкротством, то задолженность будет соответствовать признакам безнадежной по п.п. «з» п.п. 14.1.11 НКУ, только когда предприятие-должник будет ликвидировано. При этом юрлицо считается прекращенным (ликвидированным) со дня внесения в ЕГР соответствующей записи (ч. 5 ст. 104 ГКУ). Поэтому основанием для признания задолженности ликвидированного предприятия безнадежной будет запись из ЕГР о госрегистрации прекращения юридического лица по причине ликвидации (стан — «припинено»);

Это неоднократно отмечали и налоговики (см., в частности, письма ГФСУ от 28.03.2019 г. № 1321/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, ГУ ГФС в г. Киеве от 14.01.2019 г. № 113/ІПК/26-15-12-03-11 и ОКП ГФС от 26.01.2018 г. № 299/ІПК/28-10-01-03-11).

— если ликвидация происходит по процедуре банкротства, то достаточным условием для признания задолженности безнадежной является наличие постановления хозяйственного суда о признании должника банкротом (письмо ГНСУ от 23.09.2020 г. № 3970/ІПК/99-00-05-05-02-06). То есть в общем случае ждать ликвидации предприятия-банкрота для признания задолженности безнадежной не нужно.

Итак, мы выяснили: только записи в ЕГР о том, что предприятие находится в стадии ликвидации для того, чтобы списать задолженность по п.п. «з» п.п. 14.1.11 НКУ, недостаточно!

Идем дальше. В нашей ситуации предприятие не заявляет и не планирует заявлять требований к должнику. Меняет ли это суть дела?

Начнем с ситуации, когда предприятие заявляет требования к должнику (как это предусмотрено процедурой ликвидации) и предприятие включают в Реестр требований кредиторов. В таком случае предприятие должно «идти» именно по «ликвидационному» п.п. «з» п.п. 14.1.11 НКУ (см. выше). То есть признать задолженность безнадежной оно может, когда появится запись в ЕГР о том, что предприятие-должник ликвидировано. Либо если должник признан банкротом — когда есть соответствующее постановление хозяйственного суда.

Важно! Воспользоваться в этом случае «общим» п.п. «а» п.п. 14.1.11 НКУ (истечение сроков исковой давности), если, например, сроки исковой давности истекают в периоде, когда предприятие-должник еще находится в стадии ликвидации, но не ликвидировано — оно не может. Поскольку если предприятие включено Реестр требований кредиторов, то:

— во-первых, это свидетельствует о том, что должник признал задолженность, а значит, течение срока исковой давности прерывается (ст. 264 ГКУ);

— во-вторых, это значит, что предприятие реализовало свое право на принудительное взыскание задолженности. Соответственно ссылаться на исковую данность оно уже не может.

А если, как в нашем случае, предприятие не заявляло требования к должнику? По сути, в таком случае, если предприятие не внесено в Реестр требований кредиторов, то оно может воспользоваться для списания задолженности и п.п. «а» п.п. 14.1.11 НКУ (истечение сроков исковой давности). То есть может признать задолженность безнадежной по одному из двух событий (которое приходится ранее):

либо в периоде истечения срока исковой давности по такой задолженности*;

* Не забывайте о том, что на срок действия карантина продлеваются, в частности, сроки давности, установленные ст. 257, 258, 362, 559, 681, 728, 786, 1293 ГКУ (п. 12 Заключительных и переходных положений ГКУ). Полезные детали найдете в статье «Списание безнадежной задолженности в период карантина» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 17).

либо в периоде ликвидации предприятия (в случае банкротства — признания должника банкротом).

Еще раз приходим к выводу: даже если предприятие не заявляет свои требования к предприятию-должнику, которое находится в стадии ликвидации, то это все равно не основание для досрочного признания задолженности безнадежной.

Можно ли ориентироваться только на бухгалтерские критерии «безнадежности»?

По сути, если предприятие — плательщик налога на прибыль — малодоходник, то для него налоговые критерии признания задолженности безнадежной из п.п. 14.1.11 НКУ для целей налога на прибыль и не обязательны. Можно руководствоваться исключительно критериями безнадежности из НП(С)БУ 10 .

А п. 4 П(С)БУ 10 определяет безнадежную дебиторскую задолженность как текущую дебиторскую задолженность, в отношении которой существует уверенность в ее невозврате должником или по которой истек срок исковой давности.

Учитывая, что наш должник находится в стадии ликвидации, а мы не собираемся заявлять требования к нему, то, по сути, предприятие практически уверено, что долг ему не вернут.

Но можно ли в этом случае считать эту задолженность действительно той, в отношении которой «существует уверенность о ее невозврате»? Мы бы не рекомендовали идти по такому пути.

Дело в том, что условие «задолженность, в отношении которой существует уверенность в ее невозврате» можно трактовать довольно широко. С одной стороны, в бухучете признание безнадежной задолженности — это управленческое решение. Поэтому, имея на руках все очевидные факты того, что задолженность не будет погашена, можно, не дожидаясь даты ликвидации должника, списать такую задолженность. Но ваши суждения на этот счет могут отличаться от суждений тех же налоговиков. И предприятию нужно все-таки иметь обоснования того, что по этой задолженности существует 100 % уверенность в ее невозврате. С юридической точки зрения — раз предприятие еще не ликвидировано, говорить о том, что задолженность на 100 % не будет погашена, нельзя (даже если вы не заявляли требований к должнику).

И налоговики тоже будут в этом случае настаивать, что, по сути, задолженность еще не соответствует признакам безнадежной.

Поэтому мы бы рекомендовали ориентироваться на налоговые критерии признания задолженности безнадежной даже предприятиям-малодоходникам.

Хотя если речь идет о «денежной» дебиторской задолженности (т. е. когда вы отгрузили товары / предоставили услуги, но оплату за них не получили), под такую задолженность предприятие должно было создавать резерв сомнительных долгов (РСД), как только возникли сомнения в отношении ее погашения (Дт 944 — Кт 38). Расходы по такой задолженности, по сути, возникли уже в момент начисления резерва. А в момент, когда сомнительная задолженность соответствует признакам безнадежной, она просто подлежит списанию с баланса (Дт 38 — Кт 361). И на налоговый учет предприятия-малодоходника списание безнадежной задолженности никак не влияет (поэтому период признания задолженности безнадежной в этой ситуации не столь и принципиален для предприятия-малодоходника). И только если начисленного РСД недостаточно, остаток безнадежной дебиторской задолженности списывают в состав прочих операционных расходов (Дт 944 — Кт 36) в периоде признания задолженности безнадежной.

Другое дело, если под дебиторскую задолженность резерв не создается. А он не создается для «товарной» дебиторки по выданным авансам (когда оплату перечислили, но товары/услуги под нее не получили). Также РСД могут не создавать плательщики налога на прибыль — микропредприятия. Такие субъекты хозяйствования могут отражать и «денежную» текущую дебиторскую задолженность в балансе по ее фактической сумме (т. е. создание резерва для них необязательно). На это указывает п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 (ср. ).

В таком случае (если резерв не создается) на расходы сумма задолженности (Дт 944 — Кт 371) попадет именно в момент, когда она превратится в безнадежную (будет соответствовать признакам безнадежности). И в этом случае «досрочное» списание задолженности вызовет претензии со стороны налоговиков.

Если мы не выставляем требования к должнику, не будет ли это считаться основанием для невключения в расходы суммы дебиторской задолженности? Нет, не будет. Хотя раньше с этим было не все так просто. Были разъяснения, в которых налоговики твердили, что, например, по п.п. «а» п.п. 14.1.11 НКУ (общий случай — истечение срока исковой давности) безнадежной можно признать задолженность только лишь при условии, что соответствующие меры по ее взысканию не привели к позитивным результатам (см. письма ОКП ГФС от 07.03.2018 г. № 925/ІПК/28-10-01-03-11).

Однако на сегодняшний день фискалы под влиянием Минфина (см. Обобщающую налоговую консультацию, утвержденную приказом Минфина от 03.04.2018 г. № 400) изменили свою точку зрения. Теперь они соглашаются с тем, что истечение сроков исковой давности является исключительным и достаточным критерием для признания задолженности безнадежной согласно п.п. «а» п.п. 14.1.11 НКУ, независимо от того, обращался ли кредитор в суд с целью ее взыскания.

Об этом говорится, в частности, в письмах ГНСУ от 22.10.2019 г. № 917/6/99-00-07-02-02-15/ІПК, ГУ ГФС в Черкасской обл. от 18.06.2019 г. № 2773/ІПК/23-00-12-0119 и ГФСУ от 16.05.2019 г. № 2198/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Соответственно это же правило можно распространить и на другие критерии признания задолженности безнадежной. Достаточно того, что задолженность соответствует хотя бы одному критерию безнадежности.

Нужно составлять приказ по предприятию для списания безнадежной задолженности или достаточно бухсправки?

На самом деле в бухнормативке прямо не прописано, какими именно документами должно оформляться списание безнадежной задолженности. Каждое предприятие (в том числе и учитывая его масштабы, количество контрагентов) решает этот вопрос для себя самостоятельно.

Но отметим, что, например, «инвентаризационное» Положение № 879** (п. 7.5 раздела III) предусматривает составление справки о дебиторской и кредиторской задолженностях, в отношении которых срок исковой давности истек, с указанием наименования и местонахождения таких дебиторов или кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности.

** Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

Считаем, что и в других ситуациях списания безнадежной задолженности (не связанной с истечением срока исковой давности) нужно составить как минимум подобную справку, подтверждающую, что задолженность соответствует признакам безнадежной. А далее на ее основании — приказ на списание задолженности и потом уже бухсправку.

Хотя, по-хорошему, на предприятии должна быть создана комиссия по признанию дебиторской и кредиторской задолженности безнадежной, в состав которой может входить юрист, бухгалтер, директор. И при наличии задолженности, которая может соответствовать признакам безнадежной, бухгалтер должен подавать в эту комиссию информацию о наличии такой задолженности. А далее комиссия на основании документов, подтверждающих существование задолженности, определяет, соответствует эта задолженность критериям безнадежности или нет. Если соответствует — выносит решение о необходимости ее списания. И на основании утвержденного руководителем предприятия протокола комиссии бухгалтер делает бухсправку и отражает списание задолженности в учете.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям