Сайт для бухгалтеров №1 в Украине

Получайте
новости почтой!


Бухгалтер 911, февраль, 2022/№9
Печатать

Платежные терминалы: до и после 01.08.2022

Казанова Марина, налоговый эксперт
Вопрос. Подходит ли сейчас в качестве POS-терминала «виртуальный терминал» Монобанка или ОщадPAY? Будут ли они подходить с 01.08.2022 по новому Закону о платежных услугах1? Давайте разбираться.

1 Закон Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 1591-IX.

На сегодняшний день и Закон № 23462 (действует до 01.08.2022), и Закон о защите прав потребителей3 (в редакции, действующей до 01.08.2022) говорят о том, что субъекты хозяйствования должны обеспечить покупателю/заказчику возможность рассчитаться за товары/работы/услуги электронным платежным средством (ЭПС). Если для такого субъекта хозяйствования законодательством установлена обязанность принимать ЭПС к оплате.

2 Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 № 2346-III.

3 Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 № 1023-XII.

В свою очередь, постановление № 8784 обязывает принимать к оплате ЭПС всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг (работ) и согласно закону используют РРО.

4 Постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 № 878.

За рядом исключений. Как то торговля в населенных пунктах с численностью населения меньше 25 тыс. лиц и т. п.5

5 О чем подробнее вы могли узнать из статьи «Платежные (POS) терминалы: подборка актуальных вопросов» (журнал «Бухгалтер 911», 2022, № 5).»

Причем из постановления № 878 прямо следует, что для «приема» оплаты от покупателя ЭПС торговцу нужен именно платежный терминал:

«Количество платежных терминалов должно составлять не менее чем 50 процентов количества регистраторов расчетных операций, а в случае наличия одного регистратора расчетных операций субъект хозяйствования обязан обеспечить прием специальных платежных средств».

В свою очередь, платежный терминал по нынешнему Закону № 2346 — это электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи наличных, получения справочной информации и печати документа по операции с применением электронного платежного средства.

То есть сейчас, если вы по законодательству должны использовать РРО или программный РРО (ПРРО) и используете «физический» РРО, при этом не попадаете в исключения из постановления № 878, — то должны иметь именно платежный терминал.

С ПРРО дело пока не совсем понятно. Ведь прямо об ПРРО ничего в постановлении № 878 не сказано. Но осторожный подход, конечно же, — считать, что правила постановления № 878 в отношении применения POS-терминалов в равной степени распространяются и на тех субъектов хозяйствования, которые применяют ПРРО.

Теперь непосредственно к нашему вопросу: будут ли соблюдены требования действующего до 01.08.2022 законодательства, если мы будем использовать «виртуальный терминал» Монобанка, либо, например, ощадPAY, либо похожие инструменты (технология Tap to Phone и т. п.).

Первый способ расчета (через «виртуальный терминал» Монобанка) предусматривает, что покупатель должен отсканировать QR-код и далее либо с помощью специального приложения, либо путем «ручного» ввода реквизитов карточки осуществить оплату. То есть предполагает, как минимум, наличие смартфона у покупателя.

В таком случае не происходит прием к оплате собственно ЭПЗ. Оплата принимается с помощью платежного приложения. А законодательство требует дать возможность покупателю/заказчику рассчитаться при помощи ЭПЗ.

И если покупатель придет без смартфона, он не сможет рассчитаться ЭПЗ.

То есть такой «виртуальный терминал» проблемы не решает.

Второй (ощадPAY) предполагает, что к смартфону продавца достаточно приложить бесконтактную карточку покупателя или NFC-гаджет (то же самое имеет место в технологии Tap to Phone).

Решает ли проблему такой способ? Получается, лишь частично.Ведь нынешний Закон № 2346 (до 01.08.2022) обязывает продавца обеспечить покупателю возможность рассчитаться с помощью ЭПС без каких-либо дополнительных условий. Независимо от того, контактная карточка у покупателя/заказчика или бесконтактная. Есть у него смартфон и специальное приложение на нем или нет.

Допустим, к такому продавцу пришел покупатель с бесконтактной карточкой и без смартфона. Хочет рассчитаться картой. Но получается, мы не можем обеспечить ему такой возможности. Его права нарушены. Он идет жаловаться в Госпотребслужбу. И мы рискуем получить внушительный штраф6. Так что и в таком случае тоже есть риски ☹.

6 Больше деталей найдете в статье «Что грозит за отсутствие платежного (POS) терминала?» (журнал «Бухгалтер 911», 2022, № 6).

Что будет после 01.08.2022? Требования к субъектам хозяйствования будут сформулированы иначе.

Так, согласно новому Закону о платежных услугах с указанной выше даты:

«торговцы обязаны обеспечивать возможность осуществления безналичных расчетов за проданные товары (предоставленные услуги), в том числе с помощью электронных платежных средств и/или платежных приложений, и/или платежных устройств».

А согласно обновленной редакции Закона о защите прав потребителей:

«Потребитель имеет право… на свободное осуществление безналичных расчетов с учетомобязательных для продавца (исполнителя) форм (видов) расчетов, установленных законодательством Украины».

Формулировку/конструкцию из Закона о платежных системах нельзя назвать удачной. Но если читать, что написано, то конструкция «и/или» означает, что торговцу достаточно будет обеспечить только какой-то один из перечисленных способов безналичных расчетов для покупателя. То есть обеспечить ему возможность рассчитаться непосредственно при помощи карты/ЭПС, или при помощи платежного приложения, или при помощи платежного устройства (которым может быть, среди прочего, программно-аппаратная среда мобильного телефона).

Получается, к примеру, достаточным будет, если у продавца будет только способ расчета с помощью «QR-кассы» (когда покупателю нужно с помощью смартфона отсканировать QR-код и потом через специальное приложение произвести оплату). В таком случае продавец обеспечил покупателю возможность рассчитаться в безналичной форме — при помощи платежного приложения.

А то, что у покупателя нет «технической» возможности рассчитаться таким способом ,— получается, проблемы уже самого покупателя. В том смысле — что, конечно, это и проблема продавца, который «потеряет» клиента, но нарушений закона в этом случае за отказ покупателю в безналичном расчете не будет.

Опять же нельзя исключать какую-то иную трактовку. Тут еще дополнительная информация может появиться позже — например, когда КМУ подготовит свою новую подзаконку (о которой будет сказано ниже).

Кому нужно будет начиная с 01.08.2022 обязательно обеспечить покупателю возможность рассчитываться за товары/предоставленные услуги в безналичной форме?

Закон о защите прав потребителей в редакции от 01.08.2022, как и в нынешней редакции, опять же содержит отсылку к тому, что обеспечить такие расчеты нужно,

«если в соответствии с законодательством продавец (исполнитель) обязан обеспечить такую возможность».

Закон о платежных услугах, по сути, обязывает обеспечить такую возможность торговцев. Под ними понимает субъектов хозяйствования (юридических или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, независимую профессиональную деятельность), которые в соответствии с договором с соответствующим предоставителем платежных услуг (еквайером или другим) принимают к обслуживанию платежные инструменты для осуществления оплаты стоимости товаров или услуг.

То есть конкретных требований, какие именно торговцы обязательно должны обеспечить покупателю возможность рассчитываться в безналичной форме, — в Законе нет. Сказано только, что:

«сроки, до наступления которых торговцы должны обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов (в том числе с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств) за проданные ими товары (предоставленные услуги), определяются Кабинетом Министров Украины».

То есть можно понимать, что кто конкретно и в какие сроки должен будет обеспечить после 01.08.2022 года возможность покупателю рассчитываться в безналичной форме, будет известно, когда будет принято соответствующее постановление КМУ.

По информации, прозвучавшей на заседании Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, при разработке этого постановления Кабмин должен учесть реальные возможности отдельных субъектов хозяйствования по внедрению безналичных расчетов, включая даже такие, как наличие Интернета в той местности, в которой они работают, а также доходы субъектов хозяйствования.

Согласно Плану подготовки проектов нормативно-правовых актов на 2022, утвержденному приказом Минэкономики от 13.12.2021, окончание разработки этого законопроекта назначено аж на декабрь 2022 года ☺.

А как быть, если, например, на 01.08.2022 постановление не появится? Не будем загадывать. Вернемся к этому вопросу «ближе к делу».

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше
Для того, чтоб распечатать текст необходимо оформить подписку
copy-print__image
Данная функция доступна только
авторизованным пользователям